На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №8 2003 год
Содержание:

Матлина С.Г. Центральная городская – публичная – научная… И это все о ней?

Дергилева Т.В. Научно-методическое обеспечение деятельности централизованных библиотечных систем (на примере ЦБС СО РАН)

Юрьева Т.Ю. Технологические аспекты методической деятельности

Барышева О.В., Майстрович Т.В. Формирование национального распределенного библиотечного фонда электронных документов: постановка проблемы

Никандров С.В. Научно-техническая информация в русскоязычной части Интернета: цели, методика и результаты изучения

Крупенева И.Г., Степанов В.К. Методы продвижения веб-сайта библиотеки

Проблемы лингвистического обеспечения АБИС – на Ученом совете ГПНТБ России

Ситник Н.П. Влияние информации на человека. Социологическое  исследование


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Письмо в редакцию Ю.П. Мелентьевой

Ответ главного редактора


ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВОЕ ИЗДАНИЕ

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Кузьмина И.А. Библиотеки как оплот мира на Северном Кавказе

Каратыгина Т.Ф. «Библиотечное дело – 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития»


НАШИ АВТОРЫ


УДК 027.008.03

Юрьева Т.Ю.

Технологические аспекты методической деятельности

Обобщены некоторые результаты работы методистов Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова.

Изменения последних лет в библиотечном деле коснулись и методической деятельности: сегодня стали иными ее функции, развиваются новые направления, распалась традиционная система координационных связей и только начинает складываться новая. В такой ситуации методическая работа приобретает узловое значение, потому что ее сущность – обеспечение адекватного реагирования библиотеки на изменения социальной системы. Происходящие преобразования нашли отражение в специальной печати.

Заметим, что все специалисты признают необходимость методической деятельности, но каждый вкладывает свой смысл в ее содержание и выделяет те или иные функции. На определенном этапе методисты Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова тоже отвечали на вопрос: «Быть или не быть методической работе? Если быть, то какой?». В рамках Центра прикладных библиотечных исследований библиотеки проведено соответствующее исследование [1].

Современное состояние библиотечного дела требует нового подхода к нормативно-методическому обеспечению. Библиотечной практике сегодня необходима помощь в проектировании производства новых услуг. По результатам собеседования с методистами Кемеровской области выявлено, что наибольшие затруднения в методической деятельности вызывает внедрение передового опыта, а значит, и сами методические рекомендации и методические консультации, так как именно они, по критерию причинно-следственных связей, выдаются на основе изучения и обобщения передового опыта.

Возник вопрос: каким образом распространяется передовой опыт, если построение оснований для его изучения и обобщения вызывает затруднения? Изменить ситуацию предлагается на основе технологического подхода к библиотеке с использованием при этом представления о структуре деятельности. Как изучать опыт, как его передать, в каком виде он должен быть оформлен – ответить на эти вопросы может технологическое предписание, именно оно «объяснит» удачную работу конкретной библиотеки. Методические рекомендации обычно содержат обширный, но плохо структурированный материал, в котором теряется существо нового. Выявить ядро опыта можно, «наложив» его на структуру библиотечной системы и описав в виде технологии. Для этого следует использовать структуру технологического знания о библиотечной деятельности, разработанную доктором педагогических наук, заведующей кафедрой документальных коммуникаций Кемеровской государственной академии культуры и искусств, профессором И.С. Пилко [2] (табл. 1).

Таблица 1

Структура технологического знания

Компонентная структура деятельности
библиотечной технологии
Цель Удовлетворение информационных потребностей пользователей путем производства информационных продуктов и услуг
Задачи Ресурсонакопление. Ресурсосохранение. Ресурсоиспользование
Объекты Документы, пользователи библиотек (их запросы, потребности)
Субъекты Библиотечный персонал
Процессы Библиотечные технологические процессы
Методы Зафиксированные в регламентирующих документах требования и рекомендации по осуществлению библиотечных процессов
Средства Технические, лингвистические, программные
Результаты Информационные продукты и услуги (ассортимент, потребительские свойства и показатели качества)
Условия Организационно-функциональная структура библиотеки

Анализ практики показывает, что представление о подобной структуре у библиотекарей отсутствует. Они имеют представление об отдельных элементах, но не о целостности процесса. Деятельность библиотекаря сегодня требует особого профессионального способа мышления – технологического. Методическая деятельность ориентирована на улучшение практики, что требует овладения технологией внедрения перспективных разработок. Предложенная И.С. Пилко структура технологического предписания является универсальной и может быть востребована для характеристики любого библиотечного процесса, она проста и позволяет дополнять его фрагменты по регламентирующим документам и профессиональной литературе. Такие технологические модели практически воспроизводимы.

Совершенствование традиционной и развитие новых информационных технологий в библиотеке требуют надежного обеспечения регламентирующей информацией. По содержанию своей деятельности разработкой регламентирующей информации занимаются именно методисты.

Научно-методическая документация носит рекомендательный характер, содержит советы по выполнению определенных работ. Ее создание – сложный исследовательский процесс соединения теоретического знания с результатами практики.

В результате анализа Книжной летописи методисты Кемеровской ОНБ выявили, что большая часть аналитической методической продукции создается библиотеками федерального уровня. Малую долю изданий других библиотек можно объяснить тем, что не все библиотеки присылают экземпляры в Российскую книжную палату (РКП) из-за неотлаженной системы официальной государственной регистрации выходящей печатной продукции. Следует отметить, что и в изданиях научно-информационного центра «Информкультура» Российской государственной библиотеки (РГБ) имеются лакуны, так как «Информкультура» не может отразить все разнообразие библиотечной издательской продукции (многие библиотеки, ведущие издательскую деятельность, не выполняют федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» 1994 г., постановление Правительства РФ от 24.07.95 г. № 739 «Об обязательных экземплярах изданий», инструкцию Комитета РФ по печати от 20.10.95 г. № 129 «О рассылке обязательного бесплатного экземпляра изданий в РКП» и не представляют требуемых 16 экземпляров в РКП).

В изучении вопроса ныне может помочь справочник «серой» профессиональной литературы, ставший результатом корпоративной работы Свердловской и Кемеровской областных научных библиотек [3]. В нем отражены более 3,5 тыс. изданий 62 библиотек, в том числе 7 республиканских, 6 краевых, 46 областных. Масштабы впечатляют, но … в фонде Кемеровской ОНБ из всей этой совокупности представлены только 106 экземпляров, полученных по взаимообмену!

Кемеровская ОНБ ведет активную издательскую деятельность, имеет около 30 партнеров по взаимообмену изданиями и не сомневается, что и другие региональные библиотеки довольно активны в подготовке неопубликованной и малотиражной научно-информационной продукции: ежегодных докладов о своей деятельности, методических и методико-библиографических разработок, материалов конференций, результатов исследований, информационно-аналитических бюллетеней и продолжающихся сборников. Эти материалы – уникальные источники информации о состоянии и перспективах развития библиотек, накопленном опыте и его методическом осмыслении.

Изучение ассортимента современной аналитической методической продукции показало, что система методических пособий находится сейчас в развитии – складывается новая, с изменившейся тематической и жанрововидовой структурой. В частности, в 50% случаев содержание и форма методического документа не соответствуют заявленному виду (табл. 2).

Таблица 2

Формально-содержательная характеристика
методических материалов
(фрагмент)

Библиографическое
описание
документа
Вид/жанр Соответствие содержания
виду/жанру
заявленный фактический
Массовая работа: Сохраняя традиции, искать новое: Метод. рекомендации в помощь библиотекарю/Липецкая обл. юношеская б-ка. Липецк, 1998. 20 с. Метод.
рекомендации
Метод.
рекомендации
Соответствует
Массовые библиотеки края в 1996 году: Аналит. обзор / Красноярская гос. краевая науч. б-ка. Красноярск, 1996. 16 с. Аналити-ческий обзор Аналити-ческий обзор Соответствует
Слава России: Художники-передвижники: Методико-библиогр. материал к уроку эстетики в массовой б-ке / Белгородская обл. науч. б-ка; Сост.: С.А. Таплинская. Белгород, 1997. 18 с. Методико-библиогр. материалы Сценарные разработки, список лит. Не соответствует
Что случилось с орлом?: Методико-библиогр. рекомендации / Нац. б-ка республики Мордовия. Саранск, 1996. 7 с. Методико-библиогр. рекомендации Сценарий мероприятия, схема
выставки
Не соответствует
Доклад о деятельности государственных библиотек Алтайского края в 1995 году / Алтайская гос. краевая науч. б-ка. Барнаул, 1996. 59 с. Аналити-ческий обзор Аналит. обзор,
сценарии, опыт работы
Частично соответствует

Многие из современных методических документов страдают недостатками прошлого: многословностью, описательностью, неоригинальностью рекомендаций, а главное – технологической невоспроизводимостью. При знакомстве с той или иной продукцией порой трудно понять, о чем говорится и как это повторить у себя. Однако сегодня меняются профессиональные ожидания – библиотекари желают знать, что включено в предлагаемое издание. Есть основания полагать, что скоро качество библиотечной научно-методической документации будет оцениваться ее технологичностью – нацеленностью на конечный результат, требования к которому определяются четко и однозначно. Такая научно-методическая документация будет, без сомнения, востребована практикой. Сегодня намечается тенденция сближения научно-методической и технологической документации. Появились первые примеры подобной методико-технологической документации нового поколения [4].

Еще одна тенденция – сближение методической и нормативной документации (понятие нормативного документа здесь употребляется в узком смысле: документ, устанавливающий нормы и нормативы – расчетные величины всех видов затрат – на производство информационных продуктов и услуг в библиотеке). В частности, в Кемеровской ОНБ калькуляция себестоимости услуги – эта всем известная методика – включает теперь в себя нормы времени, нормативы трудоемкости и себестоимости услуг, иллюстрируя собой новый вид регламентирующей документации – нормативно-методическую.

В сферу деятельности методистов входит и разработка технологической документации, определяющей требования к технологическим процессам и операциям. К регламентам данного вида относятся классификаторы процессов, операций, разрядов работ, технологические и блок-схемы, оперограммы, технологические инструкции, графики, маршрутные и операционные карты и др. Практика создания типовой технологической документации в библиотечной сфере мало распространена. Это означает, что библиотекари по-прежнему работают по интуиции, а потом удивляются, выявляя недостатки электронных каталогов, лишние трудности в корпоративной работе и т.п. (!).

Прагматическое значение модели технологического предписания И.С. Пилко заключается в том, что она может быть положена в основу разработки комплектов технологической документации, адаптированных к условиям конкретных библиотек. Примером может служить ежегодный доклад о деятельности библиотек Кемеровской области [5], издаваемый отделом прогнозирования и развития библиотечного дела Кемеровской ОНБ по итогам прошедшего года. В докладе существуют как постоянные, так и временные рубрики – он подвержен влиянию времени. В табл. 3 технология подготовки ежегодного доклада представлена в виде технологической схемы, которая помогает проследить не только последовательность технологических операций, но и чередование промежуточных продуктов деятельности. В ней обозначены результаты по каждой операции, что дает возможность предъявлять к ним четкие требования по содержанию, структуре и форме представления и организовать эффективный текущий контроль подготовки ежегодного доклада.

Таблица 3

Технологическая схема подготовки ежегодного доклада
о деятельности библиотек Кемеровской области

Наименование технологической операции Результат
1.Составление плана доклада План доклада
2.Доведение плана до исполнителей План доклада
3.Изучение, оценка, отбор информации  по теме доклада Неструктурированный массив данных
4.Составление текста доклада Структурированный массив данных
5.Редактирование Редактура
6.Компьютерный набор текста Файл
7.Макетирование Макет доклада
8.Распечатка контрольного макета Контрольный макет
9.Считка макета Редактура
10.Доработка по замечаниям Макет
11.Распечатка макета Оригинал-макет
12.Тиражирование Тираж
13.Брошюровка Брошюра
14.Предоставление доклада абонентам Доклад
15.Рассылка, распространение Заказное письмо. Файл.

Как видно из технологической схемы, процесс подготовки ежегодного доклада начинается с подготовки плана доклада, представляющего собой основной документ, регламентирующий работу его составителей. План отражает структуру будущего доклада, его общий замысел. Составленный план доводится до исполнителей и на его основе осуществляется выдача заданий. Результатом этих технологических операций являются план доклада и текст задания.

Составление текста доклада предполагает выполнение трех операций: обобщение текстового материала, корректировку и доработку статистического материала и таблиц, написание выводов по итогам деятельности библиотек Кузбасса в прошедшем году. Полученный текст предоставляется в виде структурированного массива документов.

Итоговый текст ежегодного доклада подвергается редактированию. При этом проверяется, правильно ли отобран материал, насколько полно раскрыта тема. Особое внимание обращается на взаимосвязь и последовательность разделов. В процессе редактирования прочитывается весь доклад; исправляются стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения. Текст ежегодного доклада набирается на компьютере, оформляется в виде файла, после чего осуществляется макетирование и распечатка контрольного макета доклада. Полученный контрольный макет проходит последнее редактирование и доработку по замечаниям. Затем распечатывается оригинал-макет, выявляются оставшиеся погрешности и утверждается макет доклада, с которого будет печататься тираж. Доклад в виде брошюры предоставляется абонентам: департаменту культуры Кемеровской области, областным библиотекам других регионов, с которыми существует соглашение.

Другим аналитическим документом, ежеквартально выпускаемым отделом прогнозирования и развития библиотечного дела Кемеровской ОНБ, является сборник «Библиотечная жизнь Кузбасса».

За 9 лет существования в сборнике опубликовано около 500 статей различной тематики, появились 25 рубрик, многие из которых стали постоянными: «Дайджест» (наиболее значительные материалы профессиональной отечественной и зарубежной печати), «Вниманию технологов», «Внимание – опыт», «Призвание», «Центр прикладных библиотечных исследований информирует…» и др. Сборник содержит научные статьи (26% от общего количества материалов), статьи с анализом опыта работы библиотек Кемеровской области (20%), сценарные разработки районных и городских библиотек (6%), тезисы дипломных работ студентов факультета информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств (4%), материалы библиотечных семинаров и конференций (5%).

Технология подготовки этого сборника рассматривается как технология создания аналитического материала. В частности, разработана оперограмма подготовки сборника, рационально распределяющая обязанности между сотрудниками, закрепляющая конкретные технологические операции за определенными исполнителями. В подготовке сборника задействованы ответственный редактор, редколлегия, авторы материалов, волонтеры, осуществляющие компьютерный набор текстов, отдел автоматизации, сектор копирования, переплетная мастерская, сектор межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов, сектор по связям с общественностью. Могут меняться авторы статей и состав редколлегии, ответственные редакторы, все другие исполнители, но при этом обязанности, закрепленные за должностными лицами, не изменяются, что и отражено в оперограмме.

При нормировании процесса подготовки сборника имеются определенные трудности: если на составление ежегодных докладов существуют хотя бы общие нормы времени, то на подготовку сборников типа «Библиотечная жизнь Кузбасса» отсутствуют и они. Проблема нормирования процессов подготовки аналитических материалов, подобных «Библиотечной жизни Кузбасса», требует решения.

Практическая значимость работы методистов по созданию технологической документации очевидна – полученные результаты используются при планировании сроков подготовки аналитической продукции, при распределении обязанностей между сотрудниками, для контроля промежуточных результатов в процессе подготовки продукции, при оценке ее себестоимости.

На основании изложенного можно сделать вывод о необходимости системного документационного обеспечения библиотечной технологии: создания комплексов регламентирующих документов, отражающих ее основные компоненты (методы и процессы, продукты и услуги, ресурсы и средства). Это делают методисты. Думается, что их дальнейшую работу целесообразно связывать с разработкой содержательных и формальных отличий между видами методической продукции и дальнейшей разработкой технологии подготовки аналитических продуктов. Важно, чтобы все методисты говорили на одном языке, чтобы библиотекари понимали друг друга. Этому должен способствовать технологический подход к библиотеке.

 

Список литературы

  1. Смирнова Е.Е. О содержании и функциональном назначении научно-методической деятельности библиотек // Библиотечная жизнь Кузбасса: Сб. / Кемер. обл. науч. б-ка. 2000. № 1. С. 17–24.

  2. Пилко И.С. Библиотечная технология. Общий курс: Учеб. пособие / Кемер. гос. акад. культуры и искусств. Кемерово, 2000. 178 с.

  3. Мир библиотечных изданий. 1996–2000: Изд. респ., краевых и обл. б-к: Справ. / Свердл. обл. универс. науч. б-ка, Кемер. обл. науч. б-ка; Сост.: Е. Якубовская, Т. Юрьева, Т. Баранова. Екатеринбург–Кемерово, 2001. 531 с.

  4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учеб. пособие / Кемер. гос. акад. культуры и искусств. Ч.1. Кемерово, 1999. 146 с.

  5. Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек Кемеровской области: год 2000 / Кемер. обл. науч. б-ка; Кемер. обл. юношеская б-ка; Кемер. обл. детская б-ка; Кемер. обл. б-ка для незрячих и слабовидящих; Отв. ред. О.Е. Блынская. Кемерово, 2001. 106 с.: 32 с. прил.

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков