На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки
Содержание:


Пояснительная записка

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ 1. Электронная библиотека: введение, этапы развития, определение, возможности электронных библиотек, структура, классификация (темы лекций 1, 2)

РАЗДЕЛ 2. Ресурсы электронных библиотек: определения, виды ресурсов, создание, комплектование, хранение электронных ресурсов (темы лекций 3, 4, 5, 6, 7)

РАЗДЕЛ 3. Средства доступа к электронным ресурсам: основные понятия , стандарты, проблемы безопасности и авторского права (темы лекций 8, 9, 10, 11)

РАЗДЕЛ 4. Социальная значимость электронных библиотек. конкретные проекты. методология подготовки библиотекарей и пользователей (темы лекций 12, 13, 14)

Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ

Перечень рекомендованной литературы


Земсков А.И., Шрайберг Я.Л.

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Учебное пособие
Для студентов университетов и вузов
культуры и искусств и других учебных заведений
3-е издание,
исправленное и дополненное

 УДК    025:65.011.56
ГРНТИ    13.20.31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс "Электронные библиотеки" был разработан и апробирован в 2000/2001 учебном году как один из базовых курсов новой специализации "Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах" [1], открытой в 2000 г. на библиотечно-информационном факультете МГУКИ, профильная кафедра - кафедра информационных технологий и электронных библиотек. Сегодня кафедра входит в состав Библиотечно-информационного института МГУКИ. Первое учебное пособие по курсу, как уже упоминалось, вышло в 2001 г. [1] , а второе его издание - в 2003 г. [2].

Элементы технологии электронных библиотек созданы совсем недавно, в последние 10-15 лет. Персональные компьютеры - основное средство работы с электронными ресурсами, изобретены в середине 1970-х гг. и стали широко применяться с начала 80-х гг.; оптические диски CD-ROM появились в середине 1980-х гг., а технология World Wide Web (WWW), сделавшая просмотр файлов, поиск и передачу электронных ресурсов через Интернет удобной и понятной для широкой публики, вошла в библиотечную практику в середине 1990-х гг.

Сегодня повсеместно идущие процессы формирования фондов электронных документов неразрывно связаны с понятием "Электронные библиотеки" и от того, насколько грамотно, своевременно и доступно будет обеспечено преподавание данного курса, будет достигаться эффективность работы многих участников электронного документного пространства.

Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий в России хорошо иллюстрирует диаграмма изменения объема экспорта программного обеспечения из России (Рис 1.).

Рис. 1. Изменение объема экспорта программного обеспечения из России (источник - CNews Analytics, Форт Росс, приводится по газете "Известия" No 210, 11 ноября 2004 г, с.11)

 

Многие технологии, обеспечивающие работу электронных библиотек, еще находятся в стадии освоения или совершенствования. Разработка языка XML, дающего возможность учитывать содержательные, семантические элементы электронного ресурса, и применение соответствующей разметки для описания электронных ресурсов окажет самое непосредственное и заметное воздействие на основы функционирования электронных библиотек. Продолжается разработка оптимальных методов обеспечения сохранности электронных ресурсов. По-видимому, еще многие годы будет идти доработка совместимости классических библиографических форматов с форматами описания электронных ресурсов и с форматами, принятыми в среде книгоиздателей например, UNIMARC - Dublin Core -ONIX. Совершенно новые перспективы открывает грядущее сочетание технологий и ресурсов Интернет на базе беспроводной технологии, в том числе персональной мобильной связи.

Авторы пособия недавно опубликовали полномасштабный учебник по данной проблематике в издательстве "Либерея" [3], а до этого выпустили в издательстве "Кнорус" очень полезную, на наш взгляд, интерактивную обучающую систему на компакт-диске, содержащую лекции, тексты и рисунки [4]. Подготовлена также автоматизированная система проверка усвоения пройденного материала. Однако потребность в выпуске исправленного и дополненного издания учебного пособия продиктована практикой учебного процесса и потребностями как студентов, так и преподавателей иметь удобное, недорогое и "нетолстое" пособие с учебно-тематическим планом и почасовым соответствием лекционному курсу, тем более, что предыдущие издания быстро разошлись.

Методологически настоящий курс построен на принципах ознакомления студентов с основами технологии создания и использования электронных библиотек и обучения их навыкам самостоятельной работы с использованием компьютеров, сканеров, электронных ресурсов в Интернете и других элементов современных информационных и компьютерных технологий.

Основой составления курса являются документы и материалы Государственных стандартов по высшему профессиональному образованию, Федеральной целевой программы "Электронная Россия 2002-2010", Межведомственной программы "Электронные библиотеки России", труды всероссийских и международных конференций по данной проблематике, в том числе: конференций Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Международной ассоциации библиотек технических университетов (ИАТУЛ), традиционных конференций, организуемых в Великобритании ("ONLINE Information"), США ("Компьютеры в библиотеках", "Библиотечное дело, информационные системы и образование в США"), международных конференций "Крым" ("Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса"), "LIBCOM" ("Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек"), статьи в периодической профессиональной печати. Многие полезные материалы опубликованы в сборнике "Научные и технические библиотеки", в том числе и в электронном формате (на сервере ГПНТБ России: www.gpntb.ru). Вследствие объективной необходимости предоставлять Интернет-адреса электронных ресурсов и отсутствия адекватных русскоязычных терминов, в тексте пособия пришлось оставить несколько заимствованных англоязычных выражений или использовались их русские кальки. В данном издании мы решили использовать широко распространившееся в последние годы в профессиональной и популярной литературе написание основного термина вебсайт, в отдельных случаях прибегая к сокращенному сайт или в случаях более общего рассмотрения понятному определению Интернет -сервер.

Цель курса - дать студентам комплекс знаний и умений, необходимых для работы с электронными ресурсами, практической организации работ по созданию и использованию электронных библиотек в обычной библиотеке, вузе, информационном центре, а также с различными видами ресурсов - печатными, электронными офлайновыми (в первую очередь, компакт-диски CD-ROM) и с онлайновыми ресурсами, доступными через Интернет. Студенты получают навыки наработки собственных электронных ресурсов и обеспечению доступа пользователей к удаленным ресурсам. Для достижения этой цели изложены основные понятия, используемые в электронных библиотеках, рассмотрена структура электронной библиотеки, даны основные положения по проблемам формирования электронных ресурсов, их хранения и осуществления эффективного доступа. Вопросы стандартизации, обеспечения информационной безопасности и проблемы авторского права для создателей (владельцев) электронного ресурса, в том числе библиотек, освещаются наряду с примерами работы специалистов (библиотекарей) при совместном использовании традиционных технологий и технологий, присущих электронным библиотекам.

Отдельные лекции посвящены социальным аспектам использования электронных ресурсов, а также методике дистанционного обучения и переподготовки библиотечных и информационных работников, специалистов отрасли культуры в целом и других отраслей, связанных с созданием и использованием электронного ресурса и электронных библиотек. В курс включены наиболее типичные для современного состояния библиотечного дела, информационных и компьютерных технологий примеры российских и зарубежных проектов по созданию электронных библиотек.

Предполагается, что студенты, приступающие к изучению данного курса, ознакомлены с основами информатики, начальными знаниями по проблемам автоматизации библиотек и элементами технологии телекоммуникаций. Курс в основном, повторяет уже известный базовый курс по электронным библиотекам [1, 2], уточняя отдельные детали и устраняя замеченные погрешности и дополняет его новой информацией. Настоящий курс достаточно тесно увязан с курсами по Интернет/Интранет-технологиям и Интернет-ресурсам и услугам для библиотек также разработанными и читаемыми на кафедре информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ [5, 6]. Различие состоит в том, что для курса по электронным библиотекам, в отличие от курсов по Интернет более важными являются проблемы технологии создания собственного электронного ресурса, организации единой системы доступа к печатным и электронным документам, а также обучение студентов навыкам оценки содержания и удобства пользования удаленным ресурсом, формирования справочно-поискового аппарата для работы пользователя с удаленным ресурсом, обеспечение удобного для пользователя режима работы как с электронными, так и с традиционными видами документов.

Практические занятия посвящены поиску и оценке содержания порталов и тематических серверов (российские серверы по науке, культуре и образованию; электронные ресурсы Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации, некоммерческих и экологических организаций; аннотированные Библиотекой Конгресса США ресурсы по науке, технике, образованию, здравоохранению и защите интересов потребителя; справочные ресурсы, подготовленные специалистами ГПНТБ России, Российской государственной библиотеки, Московского государственного университета, Московского государственного университета культуры и искусств, Еврейского университета в Иерусалиме, Технического университета в Берлине и другие материалы.

Для обучения технологиям создания электронных ресурсов студенты на практических занятиях овладеют основами конверсии печатных материалов в компьютерную форму (сканирования печатных материалов и изображений на планшетном и планетарном сканерах), обработки полученных массивов для записи на оптических дисках или к размещению на Интернет-сервере библиотеки.

В рамках данного и смежных курсов указанной специализации студенты должны освоить навыки защиты и антивирусной обработки компьютеров, выполнения заказа на электронную доставку документов, работу с CD-ROM и другими мультимедийными носителями информации.

По завершении курса студенты смогут понять суть и назначение такой новой информационной технологии, которой являются сегодня электронные библиотеки, а также осуществлять поиск, оценку и отбор удаленных полнотекстовых и других электронных ресурсов, размещенных на российских, зарубежных и международных Интернет-сайтах и оказывать квалифицированную помощь пользователям. Таким образом, студенты будут подготовлены к работе в любой российской или зарубежной библиотеке, центре информации, фирме, занимающейся информационными технологиями и в любой другой организации, связанной с изданиями или использованием электронных информационных ресурсов.

Дополнительные знания могут быть получены на спецкурсе "Электронные публикации", также разработанном в рамках учебного плана специализации "Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах".

Курс "Электронные библиотеки" состоит из 4-х тематических разделов:

Раздел 1.    Электронная библиотека: определения, структура, классификация.

Раздел 2.    Электронные ресурсы.

Раздел 3.    Средства доступа к электронным ресурсам.

Раздел 4.    Электронная библиотека и общество.

Эти 4 раздела включают 14 тематических лекций, 7 семинаров, 12 практических занятий.

По проблематике данного курса студенты прослушивают лекции, участвуют в семинарах и практических занятиях, проходят производственную практику, сдают зачеты и экзамены, готовят курсовые и выпускные дипломные работы.

Подробное изложение разделов, тем и их распределение по видам учебных занятий с учетом планируемых учебных часов приведено в учебно-тематическом плане курса, который мы считаем достаточно рациональным и сохраняем и в настоящем издании учебного пособия. Начиная со следующего раздела будем использовать уже общепринятое сокращение ЭБ - электронная библиотека.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив