На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Указатель литературы по научно-технической информации и библиотековедению №9 2005 год
Содержание:


(809—917)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.1. Общие вопросы
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.2.2.3. Реферативные издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.6. Перевод текстов

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.9. Гипертекстовые и экспертные системы

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.9. Средства микрофильмирования информационных материалов
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.10.1. Оборудование для обработки текста
7.10.2. Средства консервации и реставрации документов

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

   М   
58287
¹10 2004г.

897. Мудрак Л.А. Автоматизация библиотечно-информационной деятельности ЦСМБ г. Хабаровска (2003-2005 гг.) / Л.А. Мудрак // Библ. орбита: сб. науч.-метод. материалов. - Хабаровск, 2004. -
С. 68-76: табл.

Опубликованы комплексная программа автоматизации
"Централизованной системы массовых библиотек", состав ее участников, перечислены и охарактеризованы этапы создания АС, состояние ее материально-технической базы. Приведены сведения о реализации программы в 2001-2002 гг, а также источники финансирования ЦСМБ.

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Р 3248

898. Захаров В.П. Структура и информационное наполнение веб-сайтов российских библиотек / В.П. Захаров // Петерб. библ. шк. - 2003. - ¹ 3. - С. 86-94.

Дается анализ информационного наполнения сайтов сорока российских библиотек федерального, регионального и муниципального уровней. Приведена схема "идеального" библиотечного сайта.

Д9-05
9871

899. Литвинова Н.Н. Научные публикации в Интернете: соотношение ограниченного (платного) и свободного доступов / Н.Н. Литвинова
// Румянцевские чтения - 2005: материалы междунар. конф. - М., 2005. - С. 148-152.

Рассматриваются критерии наличия платного и свободного доступа к научным публикациям в Интернете. Раскрывается количественное соотношение и тематика таких публикаций.

У 2990

900. Повесьма Е.К. Стирая границы и расстояния / Е.К. Повесьма // Библ. Дело. - 2005. - ¹ 2. - С. 5-6.

Анализируется опыт сотрудничества Зональной научной библиотеки Дальневосточного государственного университета с Национальным электронно-информационным консорциумом. Приводятся сведения об организации доступа к базам данных, особенностях работы с зарубежными источниками.

Д9-05
9871

901. Хайцева Л.Б. Профильное обслуживание специалистов библиотечной сферы в электронной среде / Л.Б. Хайцева // Румянцевские чтения - 2005: материалы междунар. конф. - М., 2005. - С. 269-273.

Рассказывается о деятельности специализированного отдела литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению РГБ. Раскрывается состав читательской аудитории. Удовлетворение информационных запросов специалистов осуществляется на библиографическом уровне и на уровне полнотекстовых документов БД EBSCO (электронной версии научной периодики). Характеризуется состояние реализации совместного проекта РГБ и РНБ "Регистр полнотекстовых и библиографических ресурсов в Интернет, для библиотек".

Р 3070

902. Харыбина Т.Н. Создание библиотечного веб-сайта /
Т.Н. Харыбина, Н.А. Слащева, Ю.В. Мохначева // Библиотека. - 2005. - ¹ 4. - С. 44-45.

Обсуждаются проблемы создания и актуализации собственных веб-сайтов в современной библиотеке. Предлагается ряд основных структурных элементов и наиболее популярных рубрик, которые следует отразить при создании веб-сайта, чтобы он грамотно и профессионально отражал облик библиотеки с ее электронными ресурсами и услугами в сети Интернет.

См. также ¹ 844, 875, 879, 911, 914, 916.

6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации

Д9-04
7958

903. Книга, общество, читатель: современные аспекты: сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН; отв. ред. В.Н. Волкова. - Новосибирск, 2004. - 234 с.: табл. - ISBN 5-94560-066-0.

Охватывается широкий круг тем, связанных с изучением читательских интересов жителей России (прежде всего восточных территорий) в конце XX - начале XXI столетия. В издание включены как теоретические статьи, так и материалы, обобщающие опыт работы конкретных библиотек различных городов, областей, национальных библиотек, книготорговых предприятий; результаты статистических наблюдений, опросов, анкетирования читателей. Авторы исследуют информационные потребности разных слоев и групп населения, использование ими как бумажных, так и виртуальных носителей документов.

6.3. Библиотечное обслуживание

У 2914

904. Бубнов В.В. Сохранение сетевого принципа в библиотечном обслуживании / В.В. Бубнов // Справ. рук. учреждения культуры. - 2005. - ¹ 7. - С. 38-42.

Излагается опыт Орловской области по созданию стратегии сохранения библиотечной сети. При этом преемницами центральных районных библиотек становятся межпоселенческие библиотеки. Приводится перечень их задач и полномочий.

Р 3070

905. Лютова Н.К. Должники в зоне досягаемости! / Н.К. Лютова // Библиотека. - 2005. - ¹ 5. - С. 55-56.

Затрагиваются проблемы библиотечной задолженности и защиты библиотечных фондов. Делается попытка раскрыть базу законодательной поддержки сохранности фондов при их использовании читателями Дальневосточной государственной научной библиотеки.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ
ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

   М   
59441
¹4 2004

906. Жежеря Е.Ю. Создание службы электронной доставки документов [ЭДД] в Научной библиотеке Самарского государственного университета / Е.Ю. Жежеря, О.В. Кокора // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. - Саратов, 2004. - Вып. 4. - С. 20-23.

Рассказывается об освоении и адаптации автоматизированных технологий к условиям работы службы ЭДД, основанной на использовании АРМа "МБА" и специального программного обеспечения D2. Охарактеризованы возможности системы D2 и перспективы ее развития.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

У 2990

907. Байдужа М. Информационная помощь студентам / М. Байдужа // Библ. Дело. - 2005. - ¹ 2. - С. 7.

Сообщается об опыте работы с электронными формами научных изданий в Научной библиотеке Петрозаводского государственного университета. Анализируется содержание подписки на полнотекстовые базы данных.

Р 3248

908. Блюменау Д.И. Информация - Сознание - Интуиция - Творчество / Д.И. Блюменау // Петерб. библ. шк. - 2004. - ¹ 3. - С. 63-80. - Библиогр.: 22 назв.

Рассматривается место и роль информации и информационного посредника в реализации творческого процесса (на примере НИОКР). Особое внимание обращается на интуитивную составляющую творческого акта в её традиционном и особенно "нетрадиционном" понимании.

У 2541

909. Влияние новых технологий на корпоративное информационное обслуживание / Th. Lorenz // Пат. информ. сегодня: информ., технологии, рынок. - 2005. - ¹ 2. - С. 38-40.

Во избежание дубляжа либо неполноты информации обусловливается необходимость наличия в интегрированной корпоративной системе единого редактора запросов и единой программы отображения результатов поиска в различных внутрикорпоративных БД и в Интернете.

У 2541

910. Проблемы совершенствования патентно-информационного обслуживания / U. Schoch - Grubler // Пат. информ. сегодня: информ., технологии, рынок. - 2005. - ¹ 2. - С. 10-12.

Автор утверждает, что в целях облегчения патентной процедуры и повышения эффективности поиска необходим баланс интересов патентных ведомств, коммерческо-информационных служб и потребителей.

   М   
59441
¹4 2004

911. Стольниц М.М. Интернет-ресурсы в информационном обеспечении научно-исследовательской работы в вузе / М.М. Стольниц // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. - Саратов, 2004. - Вып. 4. - С. 17-20.

Анализируются достоинства, проблемы и возможные перспективы использования ресурсов Интернет в обеспечении НИОКР в вузах.

См. также ¹ 857, 864.

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

   М   
59441
¹4 2004

912. Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра. Вып. 4: сб. науч. тр. / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, Зон. науч. б-ка им.
В.А. Артисевич; сост. А.В. Зюзин. - Саратов, 2004. - 54 с. - ISBN 5-292-03332-4.

Из содерж.: Лебедева И.В. Проблемы информатизации и информационно-библиографического обслуживания в библиотеке вуза. - С. 3-9; Сергеева С.А. Информационно-библиографическое обслуживание пользователей в вузовских библиотеках г. Астрахани. - С. 9-11; Синдюкова Е.С. Библиотечно-библиографическое обслуживание в Научной библиотеке Ульяновского государственного технического университета. - С. 11-16; Орлова А.П. Справочно-библиографическое обслуживание в Научной библиотеке Пензенского государственного университета. -
С. 35-38.

Д9-05
9871

913. Горшкова Т.Р. Подходы к измерению продолжительности устного справочно-библиографического обслуживания / Т.Р. Горшкова // Румянцевские чтения - 2005: материалы междунар. конф. - М., 2005. - С. 53-59. - Библиогр.: 15 назв.

Анализируются временные характеристики устного пертинентного справочно-библиографического обслуживания: время пользователя, время выполнения запроса, время ожидания ответа, время обслуживания, рабочее время и т.д.

Р 325

914. Жабко Е.Д. Он-лайновое СБО: особенности развития /
Е.Д. Жабко // Библиография. - 2005. - ¹ 3. - С. 3-11.

Охарактеризованы запросы и аудитория удаленных пользователей, персонал виртуальных справочных служб библиотек, особенности удовлетворения запросов, ресурсная база обслуживания, фонд выполненных справок в электронной форме, организация работы в рамках виртуальной службы в целом.

6.5. Конкурентная разведка

У 2541

915. Кравец Л.Г. Возможности использования патентной информации в конкурентной разведке / Л.Г. Кравец // Пат. информ. сегодня: информ., технологии, рынок. - 2005. - ¹ 2. - С. 25-31. - Библиогр.: 6 назв.

Характеризуются показатели оценки интеллектуального потенциала конкурирующих компаний.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

Д9-05
9871

916. Борисова О.О. Интернет-реклама библиотеки (теоретический аспект) / О.О. Борисова // Румянцевские чтения - 2005: материалы междунар. конф. - М., 2005. - С. 18-20.

Рассмотрены основные формы представления библиотечной рекламы в Интернете: веб-сайты библиотечно-информационных центров, корпоративные веб-серверы, электронная почта и рассылка, чаты и пр.

См. также ¹ 858.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив