6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
М 58287
¹10 2004г.
897. Мудрак Л.А. Автоматизация библиотечно-информационной
деятельности ЦСМБ г. Хабаровска (2003-2005 гг.) / Л.А. Мудрак // Библ. орбита:
сб. науч.-метод. материалов. - Хабаровск, 2004. -
С. 68-76: табл.
Опубликованы комплексная программа автоматизации
"Централизованной системы массовых библиотек", состав ее участников, перечислены
и охарактеризованы этапы создания АС, состояние ее материально-технической базы.
Приведены сведения о реализации программы в 2001-2002 гг, а также источники
финансирования ЦСМБ.
898. Захаров В.П. Структура и информационное наполнение
веб-сайтов российских библиотек / В.П. Захаров // Петерб. библ. шк. - 2003. - ¹
3. - С. 86-94.
Дается анализ информационного наполнения сайтов сорока
российских библиотек федерального, регионального и муниципального уровней.
Приведена схема "идеального" библиотечного сайта.
Д9-05 9871
899. Литвинова Н.Н. Научные публикации в Интернете:
соотношение ограниченного (платного) и свободного доступов / Н.Н. Литвинова
// Румянцевские чтения - 2005: материалы междунар. конф. - М., 2005. - С.
148-152.
Рассматриваются критерии наличия платного и свободного
доступа к научным публикациям в Интернете. Раскрывается количественное
соотношение и тематика таких публикаций.
У 2990
900. Повесьма Е.К. Стирая границы и расстояния / Е.К.
Повесьма // Библ. Дело. - 2005. - ¹ 2. - С. 5-6.
Анализируется опыт сотрудничества Зональной научной
библиотеки Дальневосточного государственного университета с Национальным
электронно-информационным консорциумом. Приводятся сведения об организации
доступа к базам данных, особенностях работы с зарубежными источниками.
Д9-05 9871
901. Хайцева Л.Б. Профильное обслуживание специалистов
библиотечной сферы в электронной среде / Л.Б. Хайцева // Румянцевские чтения -
2005: материалы междунар. конф. - М., 2005. - С. 269-273.
Рассказывается о деятельности специализированного отдела
литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению РГБ.
Раскрывается состав читательской аудитории. Удовлетворение информационных
запросов специалистов осуществляется на библиографическом уровне и на уровне
полнотекстовых документов БД EBSCO (электронной версии научной периодики).
Характеризуется состояние реализации совместного проекта РГБ и РНБ "Регистр
полнотекстовых и библиографических ресурсов в Интернет, для библиотек".
Р 3070
902. Харыбина Т.Н. Создание библиотечного веб-сайта /
Т.Н. Харыбина, Н.А. Слащева, Ю.В. Мохначева // Библиотека. - 2005. - ¹ 4. - С.
44-45.
Обсуждаются проблемы создания и актуализации собственных
веб-сайтов в современной библиотеке. Предлагается ряд основных структурных
элементов и наиболее популярных рубрик, которые следует отразить при создании
веб-сайта, чтобы он грамотно и профессионально отражал облик библиотеки с ее
электронными ресурсами и услугами в сети Интернет.
См. также ¹ 844, 875, 879, 911, 914, 916.
6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации
Д9-04 7958
903. Книга, общество, читатель: современные аспекты: сб.
науч. тр. / ГПНТБ СО РАН; отв. ред. В.Н. Волкова. - Новосибирск, 2004. - 234 с.:
табл. - ISBN 5-94560-066-0.
Охватывается широкий круг тем, связанных с изучением
читательских интересов жителей России (прежде всего восточных территорий) в
конце XX - начале XXI столетия. В издание включены как теоретические статьи, так
и материалы, обобщающие опыт работы конкретных библиотек различных городов,
областей, национальных библиотек, книготорговых предприятий; результаты
статистических наблюдений, опросов, анкетирования читателей. Авторы исследуют
информационные потребности разных слоев и групп населения, использование ими как
бумажных, так и виртуальных носителей документов.
6.3. Библиотечное обслуживание
У 2914
904. Бубнов В.В. Сохранение сетевого принципа в
библиотечном обслуживании / В.В. Бубнов // Справ. рук. учреждения культуры. -
2005. - ¹ 7. - С. 38-42.
Излагается опыт Орловской области по созданию стратегии
сохранения библиотечной сети. При этом преемницами центральных районных
библиотек становятся межпоселенческие библиотеки. Приводится перечень их задач и
полномочий.
Р 3070
905. Лютова Н.К. Должники в зоне досягаемости! / Н.К.
Лютова // Библиотека. - 2005. - ¹ 5. - С. 55-56.
Затрагиваются проблемы библиотечной задолженности и защиты
библиотечных фондов. Делается попытка раскрыть базу законодательной поддержки
сохранности фондов при их использовании читателями Дальневосточной
государственной научной библиотеки.
6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ
ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ
М 59441
¹4 2004
906. Жежеря Е.Ю. Создание службы электронной доставки
документов [ЭДД] в Научной библиотеке Самарского государственного университета /
Е.Ю. Жежеря, О.В. Кокора // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра: сб. науч.
тр. - Саратов, 2004. - Вып. 4. - С. 20-23.
Рассказывается об освоении и адаптации автоматизированных
технологий к условиям работы службы ЭДД, основанной на использовании АРМа "МБА"
и специального программного обеспечения D2. Охарактеризованы возможности системы
D2 и перспективы ее развития.
6.4. Справочно-информационное обслуживание
У 2990
907. Байдужа М. Информационная помощь студентам / М.
Байдужа // Библ. Дело. - 2005. - ¹ 2. - С. 7.
Сообщается об опыте работы с электронными формами научных
изданий в Научной библиотеке Петрозаводского государственного университета.
Анализируется содержание подписки на полнотекстовые базы данных.
Р 3248
908. Блюменау Д.И. Информация - Сознание - Интуиция -
Творчество / Д.И. Блюменау // Петерб. библ. шк. - 2004. - ¹ 3. - С. 63-80. -
Библиогр.: 22 назв.
Рассматривается место и роль информации и информационного
посредника в реализации творческого процесса (на примере НИОКР). Особое внимание
обращается на интуитивную составляющую творческого акта в её традиционном и
особенно "нетрадиционном" понимании.
У 2541
909. Влияние новых технологий на корпоративное
информационное обслуживание / Th. Lorenz // Пат. информ. сегодня: информ.,
технологии, рынок. - 2005. - ¹ 2. - С. 38-40.
Во избежание дубляжа либо неполноты информации
обусловливается необходимость наличия в интегрированной корпоративной системе
единого редактора запросов и единой программы отображения результатов поиска в
различных внутрикорпоративных БД и в Интернете.
У 2541
910. Проблемы совершенствования патентно-информационного
обслуживания / U. Schoch - Grubler // Пат. информ. сегодня: информ., технологии,
рынок. - 2005. - ¹ 2. - С. 10-12.
Автор утверждает, что в целях облегчения патентной процедуры
и повышения эффективности поиска необходим баланс интересов патентных ведомств,
коммерческо-информационных служб и потребителей.
М 59441
¹4 2004
911. Стольниц М.М. Интернет-ресурсы в информационном
обеспечении научно-исследовательской работы в вузе / М.М. Стольниц // Библиотека
вуза: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. - Саратов, 2004. - Вып. 4. - С.
17-20.
Анализируются достоинства, проблемы и возможные перспективы
использования ресурсов Интернет в обеспечении НИОКР в вузах.
См. также ¹ 857, 864.
6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
М 59441
¹4 2004
912. Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра. Вып. 4: сб.
науч. тр. / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, Зон. науч. б-ка им.
В.А. Артисевич; сост. А.В. Зюзин. - Саратов, 2004. - 54 с. - ISBN 5-292-03332-4.
Из содерж.: Лебедева И.В. Проблемы информатизации и
информационно-библиографического обслуживания в библиотеке вуза. - С. 3-9;
Сергеева С.А. Информационно-библиографическое обслуживание пользователей в
вузовских библиотеках г. Астрахани. - С. 9-11; Синдюкова Е.С.
Библиотечно-библиографическое обслуживание в Научной библиотеке Ульяновского
государственного технического университета. - С. 11-16; Орлова А.П.
Справочно-библиографическое обслуживание в Научной библиотеке Пензенского
государственного университета. -
С. 35-38.
Д9-05 9871
913. Горшкова Т.Р. Подходы к измерению продолжительности
устного справочно-библиографического обслуживания / Т.Р. Горшкова //
Румянцевские чтения - 2005: материалы междунар. конф. - М., 2005. - С. 53-59. -
Библиогр.: 15 назв.
Анализируются временные характеристики устного пертинентного
справочно-библиографического обслуживания: время пользователя, время выполнения
запроса, время ожидания ответа, время обслуживания, рабочее время и т.д.
Р 325
914. Жабко Е.Д. Он-лайновое СБО: особенности развития /
Е.Д. Жабко // Библиография. - 2005. - ¹ 3. - С. 3-11.
Охарактеризованы запросы и аудитория удаленных пользователей,
персонал виртуальных справочных служб библиотек, особенности удовлетворения
запросов, ресурсная база обслуживания, фонд выполненных справок в электронной
форме, организация работы в рамках виртуальной службы в целом.
6.5. Конкурентная разведка
У 2541
915. Кравец Л.Г. Возможности использования патентной
информации в конкурентной разведке / Л.Г. Кравец // Пат. информ. сегодня: информ.,
технологии, рынок. - 2005. - ¹ 2. - С. 25-31. - Библиогр.: 6 назв.
Характеризуются показатели оценки интеллектуального
потенциала конкурирующих компаний.
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний
6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
Д9-05 9871
916. Борисова О.О. Интернет-реклама библиотеки
(теоретический аспект) / О.О. Борисова // Румянцевские чтения - 2005: материалы
междунар. конф. - М., 2005. - С. 18-20.
Рассмотрены основные формы представления библиотечной рекламы
в Интернете: веб-сайты библиотечно-информационных центров, корпоративные
веб-серверы, электронная почта и рассылка, чаты и пр.