На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки
Содержание:


Пояснительная записка

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ 1. Электронная библиотека: введение, этапы развития, определение, возможности электронных библиотек, структура, классификация (темы лекций 1, 2)

РАЗДЕЛ 2. Ресурсы электронных библиотек: определения, виды ресурсов, создание, комплектование, хранение электронных ресурсов (темы лекций 3, 4, 5, 6, 7)

РАЗДЕЛ 3. Средства доступа к электронным ресурсам: основные понятия , стандарты, проблемы безопасности и авторского права (темы лекций 8, 9, 10, 11)

РАЗДЕЛ 4. Социальная значимость электронных библиотек. конкретные проекты. методология подготовки библиотекарей и пользователей (темы лекций 12, 13, 14)

Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ

Перечень рекомендованной литературы


РАЗДЕЛ 4

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК. КОНКРЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ. МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

(темы лекций 12, 13, 14)

Теоретическая база Раздела 4

Темы трех лекций данного раздела увязаны в социокультурную последовательность: на примере анализа конкретных проектов (как российских, так и международных) формирования электронных коллекций и создания электронных библиотек дается материал по социальным последствиям внедрения информационных компьютерных технологий и затем формулируются задачи по подготовке библиотекарей, специалистов и пользователей, равно как и проблемы информатизации обучения.

Теоретической основой изучения российских проектов создания электронных библиотек являются научные результаты, достигнутые в ходе разработки Межведомственной программы «Электронные библиотеки России», а также выполненные отечественными учеными и специалистами в рамках Федеральных целевых и межведомственных научно-технических программ, в первую очередь, наиболее крупной из них ФЦП «Электронная Россия 2002 – 2010», ФЦП «Исследование и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» Министерства промышленности, науки и технологий, Министерства связи, Министерства образования, Министерства культуры Российской Федерации, а также Российского фонда фундаментальных исследований. При изучении конкретных международных проектов существенное методологическое значение имеет выбор авторами проектов единой тематики комплектования, формулирование требований к стандартам и анализ роли национальных библиотек.

Всесторонний анализ причин и следствий возникновения так называемого цифрового разрыва в стране выполняется на основе материалов американской Комиссии по телекоммуникациям и материалов ЮНЕСКО. Авторы не считают процесс углубления разрыва бесконечным, в силу ряда естественных причин неизбежно наступление некоего динамического равновесия, и роль публичных библиотек (значит, и электронных публичных библиотек) в такого рода выравнивании многократно усиливается.

Проблема подготовки специалистов библиотечно-инфор-мационного профиля рассматривается в функциональной зависимости от появления новых технологий и формулирования новых требований к уровню знаний.

Использование электронных технологий в деле информатизации процесса обучения. Теоретические положения в данной области опираются на разработки, выполненные по программам ряда Круглых столов и Постоянных комитетов ИФЛА, а также в рамках Федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 гг.)» и «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (1998–2001 гг.), а также на материалы по информатизации образования, опубликованные в трудах международных конференций «Крым» в 1999–2003 гг., решениях учебно-методических объединений вузов культуры и искусств страны, ряда проектов и разработок мегапроекта «Развитие образования» Фонда Сороса, первых результатов сотрудничества ГПНТБ России с Московским и Кемеровским государственными университетами культуры и искусств, Международным университетом бизнеса и новых технологий (Ярославль) и некоторых других.

Лекция 12. Состояние работ в области создания ЭБ
в России и за рубежом

Краткая характеристика программ развитых стран по созданию ЭБ и их ресурсов (включая Россию); позиции национальных и государственных библиотек.

Наиболее крупная действующая в настоящее время Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002–2010 годы», утверждена Распоряжением Правительства РФ 12 февраля
2001 г. Государственный заказчик (координатор) Программы – Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, другие участники – Министерство связи и информатизации Российской Федерации, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство образования, Российское авиационно-космическое агентство, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Российское агентство по системам управления. Разработчик Программы – Высшая школа экономики при участии привлеченных специалистов других организаций. Цели: улучшение экономической эффективности и качества управления на основе информационно-коммуникационных технологий; формирование основ гражданского общества на базе свободного доступа к информации; подготовка специалистов и пользователей информации. Согласно плану, через пять лет доля информационных технологий в ВВП России должна увеличиться с нынешних 0,1% до 2%. К 2006 году объем экспорта высоких технологий должен составить $2,5 млрд (в 15–20 раз выше нынешнего), а к Интернету предполагается подключить все без исключения российские вузы и половину школ. Бюджет «Электронной России» составляет $2,4 млрд, из них 81 % должны профинансировать федеральный и местные бюджеты. В 1800 российских почтовых отделениях будут созданы центры коллективного пользования Интернетом. Центры предполагается создавать также в помещениях библиотек, вузов, школ (а это уже вотчина Минобразования) и других государственных и муниципальных учреждений. Представители деловых кругов полагают, что главная задача программы — не «насильственная» интернетизация населения, а создание необходимой нормативной базы и внедрение современных ИТ в практику работы госструктур.

Библиотеки и ФЦП «Электронная Россия». Капитальные вложения и разработки. Опыт ГПНТБ России.

Межведомственная программа «Электронные библиотеки России». Цели и задачи этой Программы были определены как:

  1. Создание электронных информационных ресурсов в сфере науки, техники, культуры, образования и здравоохранения и обеспечение доступа к ним российских и иностранных
    граждан с использованием средств современной информационной технологии.

  2. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и организаций отраслей народного хозяйства страны за счет формирования качественно новой информационной среды.

  3. Увеличение роли России на мировом информационном рынке.

  4. Расширение сферы применения русского языка в мировом информационном пространстве и удовлетворение информационных потребностей русскоязычной диаспоры в СНГ и дальнем зарубежье.

  5. Привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в развитие информационной инфраструктуры и информационных ресурсов России.

  6. Распространение сведений о научно-технических достижениях российских исследователей.

  7. Сохранение особо ценных коллекций и фондов путем создания их электронных копий и обеспечение удаленного доступа к ним.

Эта Программа была разработана в 1999 г. силами творческого коллектива организаций 11 министерств и ведомств под руководством профессора Я.Л. Шрайберга и послужила основой для ряда других, уже работающих программ и проектов. К сожалению из-за целого ряда причин, в том числе и ведомственных преобразований, эта программа не получила своего практического воплощения, хотя отдельные проекты были успешно разработаны. Работа Российской государственной библиотеки (РГБ) по оцифровке книг; проект «Электронная Книга в Интернет»; цель проекта – перевести в электронный формат 1 млн книг на 200 языках. Программа оцифровки диссертаций (текущие поступления порядка 25 тысяч диссертаций в год); предлагаемые решения, касающиеся авторского права и организации выносных (виртуальных) читальных залов. Анализ проектов оцифровки, выполняемых в других крупных библиотеках – РНБ, ГПИБ, ГОПБ и других.

Справочная система «Рубрикон» – совместный проект РГБ, Лукойл-Информ, Издательство БРЭ, Институт США и Канады – опубликование в Интернете 30 томов Большой Российской Энциклопедии, 6 томов Малой медицинской энциклопедии, десятков других словарей и энциклопедий.

Проект Государственного Исторического музея совместно с компанией Cognitive Technologies (создание электронных копий
4,5 млн предметов, 12 млн документов). Совместная с компанией IBM работа по созданию системы «электронного Эрмитажа».

Формирование электронного ресурса в ГПНТБ России: замена печатных форматов ряда изданий на электронные, выпуск полнотекстовых электронных материалов (труды Крымских конференций, конференций Либком, полные тексты статей сборника «Научные и технические библиотеки»), оцифровка фонда авторефератов диссертаций, документов для служебного пользования, прекращение печати каталожных карточек, размещение высокопроизводительных планетарных сканеров, обработка полученных массивов в библиотеке.

Роль РФФИ и «Научной электронной библиотеке». К концу 2003 г. на сервере электронной библиотеки РФФИ (www.elibrary.ru) было размещено более 4700 наименований электронных журналов. Здесь представлены все направления современных фундаментальных исследований, включая гуманитарные и общественные науки, медицину, информатику, инженерные науки и т.п.

Полезная и интересная информация по Научной электронной библиотеке РФФИ приводится на сайте РФФИ: www.rfbr.ru К сайту научной библиотеки РФФИ обращается более 20 тыс человек в сутки, представителей 350 научных организаций. По данным российской службы Rambler этот сайт входит в число наиболее посещаемых научной части российского сектора Интернет, занимая первые места в 2001–2003 гг. Дальнейшее развитие этого проекта – поставка полных текстов электронных русскоязычных журналов и анализ эффективности использования ресурсов.

Международное взаимодействие в создании электронных библиотек. Международные программы, роль ЮНЕСКО и ИФЛА. США: проекты цифровой библиотеки «Память Америки», «Встречи на границах» Библиотеки Конгресса США. Проект библиотеки «Александрия» с цифровыми картами в университетах Калифорнии, США.

Объединенный проект Библиотеки Конгресса США, Национальных библиотек Канады и Австралии по предоставлению профессиональных консультаций на 20 языках. Национальная библиотека Франции выставила в Интернет 86 тыс. отсканированных книг. Проекты JSTOR, совместная работа компаний Elsevier и IBM с Королевской библиотекой Нидерландов и с Британской библиотекой по созданию систем электронных архивов.

Программа электронной библиотеки Японии.

Проект корпораций IBM, Sony по созданию крупнейшей в мире цифровой видеотеки. За 5–7 лет архив известной службы новостей компании CNN (120 тыс. часов съемок) будет переведен в электронную форму и сделан общедоступным через Интернет; стоимость проекта 20 млн долларов.

Международный проект Европейского сообщества «Библиотека Универсалис». Задача проекта – сделать основные произведения мирового культурного и научного наследия доступными для широкой публики посредством применения мультимедийных технологий. Запланировано использовать существующие национальные программы оцифровки и сформировать большую распределенную виртуальную коллекцию научных знаний и обеспечить ее доступность конечным пользователям через всемирные сети телекоммуникаций. Предполагается, что таким образом будет продвинуто международное сотрудничество в направлении организации мировой электронной библиотечной системы. Выбор общей тематики для проекта «Библиотека Универсалис».

Необычайно интересный и гуманистичный проект Гутенберг стартовал в 1971 г. в университете штат Иллинойс, когда оператор вычислительного центра Майкл Харт получил от друзей – операторов права на использование машинного времени на сумму 100 млн долларов. Он их израсходовал не на компьютерные вычисления, а на обработку и хранение информации. Проект проповедует идеологию всеобщей доступности: финансовой (все бесплатно), технической (стандарт Plain Vanilla ASCII), организационной (работа с перешедшими в публичный сектор произведениями, кооперация добровольных помощников). Более 3,5 тысяч книг по трем разделам: легкая литература (Алиса в стране чудес, Питер Пэн); серьезная (Библия, Коран, Шекспир, Данте); справочная.

Серьезные цели ставит перед собой проект Европейского сообщества Minerva Plus, к которому привлечены все члены сообщества. а также Россия и Израиль. В отношении научных исследования ставится задача доведения уровня ассигнований до 3% от ВНП (по сравнению с нынешними 1,9%). В отношении культуры ставится задача формирования единого культурного пространства, разработка механизма координации национальных программ оцифровки документов культурного и исторического наследия. Для решения этих задач в России предполагается объединить усилия различных министерств. Цели Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и опыт работы Российского Комитета Программы.

Лекция 13. ЭБ и общество. Социальные аспекты

Изучаются: влияние электронной библиотеки на общество; электронная коммерция; реклама; обучение; социальные последствия. Формирование информационного общества; права и обязанности человека в информационном обществе. Право на информацию – одно из основных прав человека, которое защищает нашу жизнь и обеспечивает развитие. Использование этого права способно содействовать решению многих социальных и культурных проблем отдельных граждан и нации в целом. Однако существуют определенные предварительные условия, относящиеся к уровню экономического, социального, политического и культурного развития государства, необходимые для практической реализации права граждан на информацию в конкретной стране. До тех пор, пока государство не в состоянии решить такие проблемы, как голод населения, недостаточное образование, здравоохранение, социальное обеспечение и политические свободы, право на информацию реализовать невозможно.

На встрече 22 июля 2000 года в Японии руководителей 8 ведущих государств мира была (страны «большой восьмерки») подписана «Окинавская хартия глобального информационного общества», в которой наиболее четко сформулированы исходные позиции, цели и методы построения такого общества. Приводим выдержки из двух первых параграфов Окинавской хартии.

«Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИКТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.

Суть стимулируемой ИКТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы ИКТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий».

Социальные аспекты. Существует весьма сильная зависимость между уровнем развития страны и возможностью реализации права на информацию. Понятие публичной информации, свободы знать и выбирать, статья 19 Всеобщей Декларации прав человека, Комитет ИФЛА по свободе доступа к информации, Постоянный комитет ИФЛА по информационным технологиям, дискуссионные группы ИФЛА по электронным библиотекам. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». Существующий конфликт между понятиями свобода слова и благопристойность. Изучение концептуальной сущности библиотек, трансформация обязательной для библиотеки категории физической привязки документа к фонду конкретной библиотеки.

Разделение на информационно бедных и информационно богатых является общеизвестным фактом. В США сосредоточено 40 % компьютеров, имеющихся в мире.

Полезно рассмотреть распределение пользователей по языковому признаку, чтобы понимать, кому может быть адресовано ваше открытое сетевое сообщение.

Таблица 7

Процент пользователей Интернет, для которых данный язык является
родным (аналитические данные «Global reach” на сентябрь 2004 года)

Язык

Процент пользователей Интернет,
для которых данный язык
является родным

Английский

35,2%

Китайский

13,7%

Испанский

9,0%

Японский

8,4%

Немецкий

6,9%

Французский

4,2%

Корейский

3,9%

Итальянский

3,8%

Португальский

3,1%

Голландский

1,7%

Русский

1,6%

Если выделить более крупные языковые группы, то среди пользователей Интернет в 2004 году было примерно 35% говорящих по-английски, примерно 36% говорящих на европейских языках (кроме английского) и около 29% говорящих на азиатских языках.

Телекоммуникационные возможности в школах, библиотеках и локальных общественных информационных центрах используются в основном людьми, не имеющими доступа к компьютеру дома или на работе.

Сельские жители менее активно пользуются Интернетом, чем городские во всех демографических категориях. Роль библиотек: не имеющие домашних компьютеров пользователи чаще прибегают к услугам общественных (публичных) учреждений. Наиболее распространенной причиной обращения к Интернету при доступе из публичных библиотек является поиск работы, дистанционное образование или развлечения. Безработные вдвое чаще пользуются Интернетом, чем средние американцы; повышенное использование доступа в Интернет из публичных библиотек людьми, не имеющими высшего образования и из семей, в которых главой является женщина.

2003 год для российского Интернета стал особенно успешным. Количество наименований русскоязычных ресурсов в сети достигло 235 тысяч. Число пользователей Интернета, регулярно выходящих в Сеть, выросло на 35% и составило 14 млн человек, а рост трафика за год превысил 180%.

Одной из наиболее позитивных тенденций развития российской части всемирной паутины явилась востребованность национального контента: в настоящее время до 70% трафика замыкается внутри России. Динамика развития российской инфраструктуры (количество персональных компьютеров, млн штук, и число пользователей Интернет, млн человек) за 2000–2003 гг. показана на рис. 19.

Рис. 19. Динамика развития российской инфраструктуры
(количество персональных компьютеров и число
пользователей Интернет) за 2000–2003 гг.

В целом можно считать, что уровень развития и состояние национальной инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий уже достигли некоего порога, достаточного для формирования потенциальной массовой аудитории.

Вселяют надежду на новые технологические прорывы темпы развития мобильной связи. В России: в 2003 году было более 40 млн трубок, к концу 2004 года – около 50 миллионов трубок. Эти темпы могут сформировать совершенно новую базу, на которой Россия сможет буквально ворваться в мир высоких технологий обучения, важно лишь не упустить время. Многое будет определяться развитием технологии сетей третьего поколения по доступу к Интернет (3G) и выдачей лицензий на использование частот.

Не менее важный вопрос при оценке возможностей развития – наличие подготовленной технологической базы. В целом развитие Рунета (а, значит и потенциальный объем сетевых ресурсов и точек доступа для массового пользователя) хорошо характеризует график, показанный на рис. 20.

 

Рис. 20. Динамика количества доменных имен с момента создания домена RU (По данным РосНИИРОС, www.ripn.ru)

Российские регионы достаточно активно работают в Интернете, причем региональная часть Рунет существенно превосходит долю москвичей и петербуржцев. Быстро растет доля сельских пользователей. В целом, российский Интернет обеспечивает социальное выравнивание, создает более однородную среду и сглаживает разрыв между бедными и богатыми.

Мировой информационный рынок фактически монополизирован англоязычными СМИ, совокупный уровень ангажированности которых очень высок в вопросах внешней политики. Организация бесплатного доступа к сайту государственного РИА «Новости» как попытка усилить позиции России на мировом рынке информации. Покупатели популярных российских сайтов (RAMBLER, APORT, ATRUS, MAIL, YANDEX, и т.п.) не ожидают немедленных прибылей, но стремятся через Интернет-сайты получить доступ к определенным сообществам пользователей Интернета в России, или «создать порталы социального влияния в России».

Международный кризис 2000 г. в развитии Интернет-проек-тов электронной торговли, рассчитанных не на прибыль, а на чрезвычайно быстрый рост (банкротство 500 тыс. так называемых «дот ком» – .com).

Особенности японского опыта совместного использования мобильных телефонов и ресурсов сети Интернет; компания DoCoMo.

Среда, совместимая с электронными библиотеками, – «электронное» правительство, образование, коммерция.

В идеале модель электронного государства предполагает, что в большинстве случаев взаимодействие между гражданами, компаниями и государством осуществляется в электронном виде через Интернет. Уплата налогов, регистрация фирм и автомобилей, восстановление потерянных документов — все это делается на сайтах соответствующих ведомств. Повестка в военкомат, справка о задолженности по налогам, вызов в суд приходят по электронной почте.

Перспективность соединения технологий Интернет и мобильной телефонии; особенности для российской действительности.

Краткий анализ особой социальной и экономической роли молодежи в освоении и продвижении современных информационных технологий: создание новых аппаратов и программ; потребление информации из Интернет; формирование специфической среды со своим языком, правилами социального поведения и приоритетами.

По теме лекции проводятся два практических занятия: (занятия 9–10 с. 116–118), посвященных самостоятельной работе студентов с электронными ресурсами некоммерческих отечественных и зарубежных организаций по экологии, контролю качества пищевых продуктов, защите потребителя, здравоохранению и смежным проблемам.

Лекция 14. Обучение библиотекарей и пользователей
работе в ЭБ. Обучение с помощью ЭБ

Роль электронных библиотек в модернизации образования. Изменения в системе высшего образования. В системе высшего образования происходят глубокие изменения:

  • постоянно изменяются и совершенствуются стандарты высшего образования;

  • количество студентов непрерывно растет;

  • все разнообразнее становится состав студенческой аудитории за счет более широкого вовлечения женщин, лиц старшего возраста, представителей национальных меньшинств и т.п. Разнообразие студентов означает совершенно различную исходную подготовку;

  • все возрастает практика совмещения учебы и работы, что означает необходимость более гибко строить учебный процесс и не считать территорию университета или школьного здания единственно возможным местом проведения занятий;

  • в целом можно говорить о наметившейся общественной тенденции всеобщего участия в процессе непрерывного образования;

  • непрерывное образование самым тесным образом увязано с методической необходимостью научить студента учиться самому. Полученные знания очень быстро устаревают, в особенности в том случае, когда экономические вопросы тесно увязаны с обработкой информации; поэтому специалисты по информатике вынуждены регулярно повышать квалификацию;

  • ввиду разнообразия студенческих групп, приходится заниматься адаптацией под их нужды способов и методов обучения, готовить учебные материалы, соответствующие самым различным аудиториям. Учебные материалы по курсу должны учитывать неодинаковую исходную подготовку и знания базовых дисциплин студентами;

  • учреждения высшей школы в течение длительного периода времени являлись монополистами в предоставлении возможностей для образования, однако сейчас частные компании, государственные и общественные организации накопили достаточный запас знаний и опыта, пригодного для использования в процессе обучения – как для собственного употребления (так называемое управление знаниями), так и для обучения студентов «со стороны»;

  • система образования постоянно ощущает нехватку средств, поэтому поиски более эффективных и экономных технологий обучения актуальны всегда;

  • поведение студентов во все возрастающей степени напоминает поведение покупателей, которые желают знать и иметь возможность выбора того учреждения, в котором они захотели бы учиться; это значит, что студенты вовсе не привязаны к одному единственному образовательному учреждению как это было ранее;

  • преподавательский состав также отличается высокой подвижностью, они намного легче, чем это было ранее, меняют место работы;

  • современная система образования дает очень большой отсев учащихся, т. к. большинство студентов-дневников совмещает работу и учебу.

Новые формы образования и обучения студентов. Роль крупных автоматизированных библиотек – преподаватели вузовских кафедр.

Технологические, финансовые, организационные и юридические проблемы создания электронных библиотек. Проблемы создания инфраструктуры, отвечающей потребностям эффективного использования электронных ресурсов. Национальная телекоммуникационная сеть для науки и высшей школы – АТМ сеть, соединяющая 20 суперкомпьютерных центров. Быстрое технологическое развитие и необходимость непрерывного повышения квалификации.

Требования к библиотекарю с учетом технологии работы электронной библиотеки. Задача библиотекаря ЭБ на определенных этапах в сравнении с традиционной технологией, соответствующие профессии и специальности.

Роль библиотекаря в научно-технических программах и проектах по электронным библиотекам и в формировании библиотечной профессии. Специальные курсы для обучения библиотекарей и студентов. Круглый стол ИФЛА по подготовке пользователей (User Education), ныне секция информационной грамотности (Information Literacy). Обучение и воспитание пользователя; перенос основных функций обслуживания в офис или на дом. Роль и задачи руководителя библиотеки в процессе перехода от традиционной к гибридной (электронной) библиотеке. Отечественный опыт дополнительного профессионального образования. Программы развитых стран по привлечению информационных специалистов, например ФРГ, Великобритания, США.

Дистанционное обучение. В мире насчитывается около 200 университетов, которые занимаются обучением в режиме онлайн. Только в США десятки тысяч семей полностью обучают своих детей на дому с помощью Интернета. В России, по данным специалистов, потребность в осуществлении дистанционного высшего образо-вания составляет 1,5 млн человек в год. Первые дистанционные программы были созданы для того, чтобы сделать «элитарное» про-фессиональное образование массовым и общедоступным. Корпорациям требовались обученные и высококвалифицированные работники, но времени на их обучение у корпораций не было. На помощь пришло дистанционное образование, чьи главные достоинства – быстрота, мобильность, реактивность. Синхронный и асинхронный варианты дистанционного обучения. При синхронной модели студенты и преподаватели общаются в реальном времени через виртуальные аудитории. При асинхронном подходе студент сам определяет, где именно брать информацию и выполнять ли задания по общему или своему личному плану. Роль электронных библиотек в дистанционном обучении. Автоматизация процесса подборки методических материалов и учебных документов; выдача по паролю для устранения несанкционированного доступа. Специальное внимание к организации общения студентов через Интернет (аналог «руководства чтением»). Основные проблемы внедрения дистанционного обучения в нашей стране.

Использование компьютерных технологий в системе образования для дистанционного тестирования в рамках единого экзамена, совмещающего выпускные экзамены в школах со вступительными в вузах.

Пособия по математике, физике, иностранным языкам, древней истории на CD-ROM. Новые учебные пособия на DVD-ROM. Есть ли перспектива развития этого направления и на базе каких технологий?

Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)», стоимость Программы 56 млрд рублей.

Опыт ГПНТБ России и МУБиНТ по разработке и реализации дистанционных курсов по обучению пользователей работе с системой ИРБИС.

Некоммерческий проект «Поколение.ru» и создание Федерации Интернет-образования (www.fio.ru). Назначение проекта — организация массового обучения преподавателей средней школы использованию технологий и ресурсов Интернета в своей работе. Разработана методика, в соответствии с которой за 2,5—3 месяца может быть создан типовой региональный центр, рассчитанный на одновременное обучение 40 учителей; всего должно быть создано 50 таких центров.

Аккредитация. Исследование критериев и стандартов образования в области библиотечно-информационных наук, проводится по проекту ИФЛА и имеет целью создать условия для свободного перемещения на рынке труда в этой области путем выравнивания квалификационных требований в международном масштабе. Общее представление о требованиях Болонской конвенции по гармонизации европейских требований к системе образования.Рекомендации по непрерывному повышению квалификации, в том числе российские и международные конференции, семинары, школы, научно-образовательные туры; адреса вебсайтов с актуальными материалами по самообразованию. Роль и возможности профессиональных ассоциаций, например Международной Ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (ЭБНИТ) в переподготовке библиотекарей и обучении пользователей. Специальные учебные курсы. Спецкурс «Электронные публикации» как следствие данного курса по ЭБ. Перспективы развития курса ЭБ, связь с другими курсами, в том числе и в других учебных заведениях. Роль Учебно-методического центра ГПНТБ России в системе дополнительного и непрерывного образования.

Тема «Электронные библиотеки и система экологического образования» раскрывается на примере формирования специализированных коллекций электронных документов и сотрудничества в рамках общероссийских и международных программ.

По теме заключительной лекции проводятся два практических занятия (занятия 11 и 12).

Занятие 11 посвящено работе студентов с ресурсами по бизнес-информации (с. 119).

Занятие 12 – заключительное – позволяет студентам самим создать и разместить свой документ (файл, библиотеку) в электронном формате на CD-ROM или в Интернете (в формате HTML). При этом студент осваивает начальные стадии веб-мастерства и веб-дизайна для построения электронных библиотек.

Контрольные вопросы к Разделу 4

  1. Кратко охарактеризуйте 1–2 основных российских проекта по формированию электронных коллекций.
  2. Какие международные проекты формирования электронных ресурсов представляются вам наиболее значимыми?
  3. Назовите основные принципы кооперации стран-участниц, заложенные в проект Европейского сообщества «Библиотека Универсалис».
  4. Что такое «информационное общество»?
  5. Перечислите основные гражданские права и обязанности, относящиеся к информационному обществу.
  6. В чем значение 19-й статьи Всеобщей Декларации прав человека применительно к библиотечной работе?
  7. В чем состоит роль публичных библиотек при формировании информационного общества?
  8. Какие социальные последствия оказывает внедрение компьютерных технологий в России?
  9. Какие задачи по подготовке библиотекарей и пользователей возникают при внедрении электронных технологий?
  10. Как вам видятся преимущества ЭБ для дистанционного обучения?
  11. Приведите примеры известных Вам работающих дистанционных курсов.
  12. Как меняются образовательные технологии (системы образования) в эпоху Интернета и ЭБ?
  13. Каким образом формирование системы электронных библиотек может содействовать информатизации образовательного процесса в России?
  14. Ваше видение будущего развития системы ЭБ в мире и в России.

МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Работа с удаленными электронными ресурсами

Практические занятия 1, 2, 5, 6, 7, 9, 10 и 11

Цель практических занятий – овладеть навыками поиска удаленных ресурсов и их оценки с точки зрения удобства пользования, навыками составления рекомендаций по тематическим электронным ресурсам.

Работа с удаленными электронными ресурсами строится по следующему плану.

1.    Студенты изучают подготовленный список аннотированных материалов, рекомендуемых по конкретной тематике и выбирают 2–3 адреса. Работа студентов в Интернет-классе обеспечивается преподавателем или обслуживающим персоналом класса.

2.    Студенты анализируют удобство доступа к удаленным материалам, точность наведения справочно-поискового аппарата сервера к конкретным рубрикам, полноту и качество представленных на данном сервере материалов.

3.    На основании практической работы студенты заполняют анкету посещения сайта и сдают ее преподавателю.

При работе с русскоязычными сайтами приветствуется участие студентов в оценках, проводимых в рамках ежегодного конкурса Академии Интернет (www.nagrada.ru).

Методические рекомендации к практической работе включают лекционные материалы и правила работы в Интернет-классе. Анкета оценки просмотренных сайтов – способ проверки выполнения заданий на практическое занятие и пособие при ответе студента.

Анкета Интернет-ресурса для практических занятий по курсу «Электронные библиотеки»

Тема:    

Поиск рекомендованных электронных ресурсов, просмотр и оценка качества ресурса по формальным признакам   

Дата проведения практического занятия    

Группа     Ф.И.О. студент(а)(ки)    

Выбранный(е) для просмотра ресурс(ы) (Интернет- адрес)    

Краткое описание содержания ресурса    

Актуальность содержания (дата последнего обновления), наличие указателей интеллектуальной ответственности за содержание ресурса и адреса обратной связи с администрацией ресурса    

 Возможные потребители данного ресурса (оценки и рекомендации)

Удобство работы (поиска) на данном сайте (удобно/неудобно)    

Рекомендации по включению данного ресурса в каталог и дальнейшему использованию ресурса; общие замечания и пожелания    

Участие данного сайта в конкурсе Российской академии Интернет на сервере www.nagrada.ru (да/нет)    

Аннотированные материалы, рекомендуемые
к проведению практических занятий по теме:

«Работа с удаленными электронными ресурсами»

Практическое занятие 1

(позиция 3.1 в Учебно-тематическом плане)

Тема: Российские электронные ресурсы, ознакомление,
выбор тематики ресурса для дальнейшей работы

Для практической работы предлагаются адреса наиболее популярных и известных поисковых серверов, каталогов и порталов, в частности:

rambler.ru (Рамблер)
yandex.ru (Яндекс)
google.ru (Гугл)

Программные возможности этих самых известных поисковых серверов учитывают особенности русского языка (поиск по усеченному слову), логические символы и словоформы, обеспечивают как уточнение, так и расширение поля поиска, сортировку результатов поиска. В последнее время наблюдается консолидация трафика на больших ресурсах компаний Яндекс, Голден Телеком, Порт.ру (port.ru): за 2000 г. трафик Яндекса вырос с 30 до 110 тыс. обращений в день, а число пользователей Рунета выросло на 50–70 %.

4.    stars.ru – одна из старейших и наиболее полных директорий с разветвленной структурой и многими дополнительными услугами (в том числе рейтингом ресурсов) и atrus.ru (ранее au.ru) с возможностью автоматического перевода запроса и результатов поиска с английского на русский язык.

5.    informika.ru, referats.ru, escc.ru. – тематические подборки электронных ресурсов (отправные точки), содержащие информацию о российской высшей школе, соответствующих учреждениях, справочниках, методических руководствах и т.п. (Особое место informica.ru как крупнейшего образовательного портала.)

6.    gov.ru. – сервер Администрации Президента; duma.ru – Государственная Дума; parliament.ru. – Федеральное Собрание; ряд серверов политиков и партий, например nemtsov.ru, kirienko.ru, kprf.ru. и т.п.

7.    Средства массовой информации: rian.ru, osp.ru, ntv.ru, tv6.ru, kp.ru, mn.ru, km.ru, lenta.ru vesti.ru; обзор издательств souzpechat.ru.

8.    Порталы для ознакомления с русским искусством: museum.ru; hermitage.ru; tretyakov.ru

9.    Российские библиотечные серверы: gpntb.ru (ГПНТБ России; более, чем 1,5 млн библиографических записей, и ряд полнотекстовых публикаций собственной генерации; кроме того, пользователям библиотеки предоставлена возможность доступа к 780 полнотекстовым зарубежным электронным журналам); nlr.ru (Российская национальная библиотека, С-Петербург); rsl.ru (Российская государственная библиотека, Москва); library.intra.ru (Научная электронная библиотека, предоставляющая доступ к полнотекстовым журналам издательств Эльзевир и Шпрингер) и др.

10.    Библиотека Мошкова – www.lib.ru – в бесплатный доступ представляется отечественная и зарубежная литература, детективы, поэзия, история, естественные науки. Публичная библиотека Евгения Пескина www.online.ru/sp/rel/russian. Очень полезный сайт для студентов и школьников, содержащий даже античную литературу, – www.cyrill.newmail.ru.

11.    Энциклопедия «Рубрикон» – более 170 тыс. статей из БСЭ, Всемирной Истории, Малой медицинской энциклопедии, Рок-энциклопедии, cловарей Даля, Брокгауза и Ефрона: www.rubrikon.ru.

12.    Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» – 130 тыс. статей, 30 тыс. иллюстраций; 10 сетевых рубрик, в том числе Универсальная, Автомобильная, Кино, Компьютеры, Интернет и т. д. Словари русского языка, иностранных слов, англо-русский и др. – www. mega.km.ru.

13.    Энциклопедия «Академик» – Большой Энциклопедический словарь, и др. – www.dic.academic.ru.

 

Практическое занятие 2

(позиция 4.2 в Учебно-тематическом плане)

Электронные ресурсы по науке и технике, аннотированные
Библиотекой Конгресса США

1.    Американское физическое общество (American Physical Society, APS) www.aps.org. Труды конференций, научные журналы, материалы высшей школы, данные о вакансиях и продвижениях. Электронные ресурсы по физике; в архиве статьи по физике, математике, нелинейным наукам.

2.    Европейская лаборатория физики элементарных частиц (CERN) www.cern.ch. На сайте даются материалы научных программ, выполняемых в ЦЕРНе, публикации, новости, практические детали, контакты.

3.    Национальная лаборатория ускорителей им. Э. Ферми (Fermi National Accelerator Laboratory) Министерства энергетики США (Фермилаб) www.nal.gov – фундаментальные исследования свойств материи и энергии. Представлены указатель помещений и установок, тур по лаборатории, сведения о научных сотрудниках, новости, материалы по ядерной физике, образовательные материалы, новости культурной и общественной жизни, вакансии.

4.    Космический Центр им. Кеннеди (Kennedy Space Center) – www.ksc.nasa.gov отвечает за разработку космических летательных аппаратов, наземного оборудования для запуска, а также аварийно-спасательного оборудования. В Интернете даются новости, ответы на вопросы, мультимедийная экскурсия по Центру, материалы для студентов и преподавателей, онлайновые ресурсы по проблемам космических полетов.

5.    Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory) www.lbl.gov – старейшая национальная лаборатория, основанная Эрнстом Орландо Лоуренсом, изобретателем циклотрона, в 1931 г. Будучи в свое время Меккой для физиков, работающих над свойствами элементарных частиц, лаборатория Беркли сейчас расширила область интересов и исследует науки о жизни, новые материалы, эффективность использования энергии, детекторы, ускорители. Информация, новости, материалы для обучения, материалы по передаче технологий, публикации и научные программы, рабочие места, смежные организации.

6.    Центр Национальной Администрации по телекоммуникациям и информации (Center of National Telecommunications and Information Administration) www.ntia.doc.gov – агентство Министерства торговли США, организация ответственная за выработку решений руководства министерства по этим проблемам как в национальном, так и в международном аспектах. Центр поддерживает инновации и конкуренцию, помогает созданию рабочих мест, обеспечивает потребителям широкий выбор услуг. Сайт содержит новости, информацию о Центре, отчеты, материалы по грантам и проектам.

7.    Национальная Администрация аэронавтики и космоса (National Aeronautics and Space Administration, NASA) www.nasa.gov – проводит исследования проблем полетов в атмосфере и вне ее, разрабатывает, испытывает и управляет атмосферными и космическими летательными аппаратами, изучает проблемы автоматических или пилотируемых космических полетов, отвечает за мирное международное сотрудничество США в этой области, эффективное использование научных и технологических ресурсов. На сайте даются новости, карта центра, мультимедийные материалы.

8.    Национальный институт технологии и стандартов (National Institute of Standards and Technology) www.nist.gov – содействует экономическому росту США, помогает промышленности в разработке новых технологий, повышении качества продукции, модернизации производственных процессов и расширении производства, улучшении надежности товаров, быстром внедрении научных достижений в производственный процесс. На сайте – ссылки к измерительным лабораториям и центрам стандартизации, к программам внедрения передовых технологий.

9.    Национальный научный фонд (National Science Foundation) – www.nsf.gov – независимое правительственное агентство, ответственное за поддержку науки и техники. Программы Фонда включают проведение около 20 тыс. исследовательских или образовательных проектов по науке и технике с годовым бюджетом более 3 млрд долларов. На сайте представлены материалы по Фонду, грантам, наградам и премиям, публичная а также специальная информация, директории и персоналии, новости, материалы программ по биологии, компьютерным наукам, информационным технологиям, образованию, машиностроению, науке о земле, математике и физике, полярным исследованиям, статистике науки, общественным и психологическим наукам.

10.    Национальный центр технической информации (National Technical Information Service, NTIS) www.ntis.gov – центральный орган Федерального правительства США для передачи и продажи научной, технической, технологической и деловой информации, созданной в учреждениях, подчиняющихся правительству США или по его заказу, или полученной правительством США от международных организаций. На сайте около 3 млн документов в разных форматах; новости, консультации; можно заказать необходимые материалы; сведения о федеральных агентствах, международной торговле и бизнесе; национальный центр аудиовизуальных материалов.

Практическое занятие 5

(позиция 7.2 в Учебно-тематическом плане)

Электронные ресурсы по образованию

1.    Официальный сервер Министерства образования Российской Федерации – www.informica.ru.

2.    Российская федерация Интернет-образования – www.fio.ru.

3.    Специализированный сервер «Наука и инновации» с постоянно действующей выставкой – www.rsci.ru – создан Научным парком МГУ, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, РФФИ и др.

4.    Информационный центр ERIC, содержащий материалы по обучению науке, математике, охране окружающей среды (ERIC Clearinghouse for Science, Mathematics, and Environmental Education) – www.ericse.org/. Материалы для преподавателей, родителей, детей, а также для всех интересующихся наукой, математикой и охраной окружающей среды.

5.    Национальный информационный центр им. Эйзенхауэра (Eisenhower National Clearinghouse) – www.enc.org/. Это – сокровищница ресурсов по науке и математике для учителей. Сайт поддерживается Министерством образования США. Даются материалы к учебным программам, справочные материалы и ссылки на соответствующие сайты, ежемесячные списки 13 наиболее интересных сайтов по науке и математике (списки архивируются).

6.    Сеть изучения науки (Science Learning Network) – www.sln.org. Это онлайновое сообщество педагогов, студентов, школьных работников, сотрудников музеев науки, других научных учреждений.

7.    Американские советы международного образования (АСПРЯЛ /АКСЕЛС) – некоммерческая американская организация, осуществляющая содействие в обучении студентов из стран СНГ в американских университетах – www.actr.org.

8.    Коллекция материалов по науке и математике (Math and Science Gateway) – www.tc.cornell.edu/Edu/MathSciGateway/. Это хорошо организованные ресурсы для преподавателей и учащихся 9–12 классов. На сайте даются ссылки к адресам онлайновых музеев, обзорной информации, тематическим материалам.

9.    Материалы по обучению науке и математике (SciEd: Science and Mathematics Education Resources) – www-hpcc.astro. washington. Edu /scied/science.html. Хорошие ресурсы для учителей и родителей, отражающие широкий круг вопросов, в том числе «История науки», «Научная этика», «Скептицизм и псевдонаука».

 

Практическое занятие 6

(позиция 10.2 в Учебно-тематическом плане)

Интернет-сайты с биографическими материалами

  1. Русский биографический словарь: 15 тыс. биографических статей www.kolibry.ru.
  2. Каталог научного сообщества в XVI – XVII вв. (Catalog of the Scientific Community in the 16th and 17th Centuries) – http://es.rice.edu/ES/humsoc/Galileo/Catalog/catalog.html. Более 600 биографий членов научного сообщества; поиск по 20 полям.
  3. Выдающиеся женщины прошлого и настоящего (Distinguished Women of Past and Present) www.netsrq.com/~dbois/. Биографии женщин, знаменитых в любых областях деятельности.
  4. Указатель к биографиям математиков (Indexes of Biographies of Mathematicians) www-groups.dcs.st- и .ac.uk:80/~history/ BiogIndex. html. Краткие биографии, некоторые из них с фотографиями и справочным материалом.
  5. Жизнь замечательных людей, биографические материалы (Lives, the Biography Resource) http://members.home.net/
    klanxner/lives/
    . Представлены несколько коллекций биографических материалов.
  6. Биографии космонавтов НАСА (NASA Astronaut Biographies) www.jsc.nasa.gov/Bios/. На сайте фотографии, персональные данные, ссылки на биографии кандидатов в космонавты и специалистов в данной области.
  7. Интернет архив нобелевских лауреатов (Nobel Prize Internet Archive) www.almaz.com/nobel/nobel.html. Биографии нобелевских лауреатов, ссылки на другие сайты с соответствующей информацией.
  8. Biography, www.biography.com/find/find.html.
  9. Biographical Dictionary, www.s9.com/biography.
  10. База данных «Кто есть кто в библиотечном мире России и СНГ», на сайте ГПНТБ России (www.gpntb.ru).

 

Практическое занятие 7

(позиция 11.1 в Учебно-тематическом плане)

Справочные бесплатные ресурсы для электронной библиотеки.
Адреса пунктов помощи в организации антивирусной защиты
и антивирусной обработки компьютеров

  1. Многоязыковый поисковый каталог MavicaNet (поддерживает 12 языков), более 150 тыс. сайтов с еженедельным пополнением на 6 тыс. адресов – www.mavicanet.ru.
  2. The Virtual Reference Desk, www.refdesk.com – виртуальный справочный стол.
  3. Крупнейшие библиотечные каталоги: www.lcweb.loc.gov /catalog – Библиотека Конгресса США; www.opac97.bl.uk – Британская Библиотека; www.konbib.nl/ gabriel /en/opacs.html – портал выхода на национальные библиотеки европейских стран (проект «Габриэль»).
  4. Крупнейшие онлайновые магазины с хорошими справочно-библиогра-фическими материалами: www.BarnesandNoble.com; www.amazon.com; отдельно следует отметить крупнейший российский Интернет-магазин Торгового Дома «Библиоглобус» (www.biblioglobus.ru).
  5. Библиографические материалы UnCover, www.uncweb.carl.org.

6.    Содержание научных журналов – ContentsSearch, www.
elsevier.nl/homepage/alert.htt
.

7.    Онлайновая энциклопедия – Encyclopedia.com, www. encyclopedia. com. Онлайновый перевод текста www.translate.ru.

8.    Мировая книга фактических сведений – World Factbook, www.odci.gov/cia/publications/nsolo/wfb-all.htm.

9.    Справочник по американским университетам – American Universities, www.clas.ufl.edu/CLAS/american-universities. html.

10.    Справочник по благотворительным фондам – Foundations Online, www.foundations.org.

11.    Проблемы нарушения конфиденциальности www.privacyrights.org.

12.    Некоммерческая организация защиты потребителей www.pirg.org.

 

Практическое занятие 9

(позиция 13.1 в Учебно-тематическом плане)

Некоммерческие организации в российской части
Интернета (Рунет).
Интернет-материалы по экологии (по данным приложения
к журналу «Информационные ресурсы России». 2000 г., No 6)

  1. Каталог некоммерческих организаций России на портале Яндекс. Представлены аннотированные списки по следующим направлениям: защита гражданских прав, социальные проблемы, бизнес, образование, культура, информация для некоммерческих организаций (НКО); поддержка НКО, благотворительные фонды, исследования и информация); ссылки упорядочены по «Яндексу цитирования» nko.yandex.ru.
  2. Женская информационная сеть, база данных ЖИСЕТ +, при поддержке Фонда Евразия, содержит сведения о 2248 участницах женского движения, 1500 женских организациях, 172 событиях в женском движении. Поиск по названиям, по сферам интересов, по регионам. Womnet.ru.
  3. Женские организации и проекты – разнообразная информация о работе и целях женских организаций России; сайт Open Women Line Owl.ru.
  4. Каталог общественных ресурсов Интернета. Тематический аннотированный каталог содержит полтора десятка тематических разделов и сотни ресурсов ngo.ru.
  5. Электронная библиотека НКО ngo.org.ru. Периодические издания по правам человека. Подборка ссылок с описаниями на сайты периодических изданий по правам человека. Список правозащитных организаций (более 450 организаций).
  6. Права и дети в Интернет. Ссылки на полезные книги и сайты правозащитных организаций School-sector.relarn.ru.
  7. Региональные общества по защите прав потребителей Expertiza.ru.
  8. Российские «зеленые страницы». Координаты и ссылки на страницы экологических организаций, работающих в России. Ссылки на зарубежные ресурсы по экологии. Информация на английском языке. Rgp.agava.ru.
  9. Экологические ресурсы Интернета Greenpeace.org.ru.
  10. Американские неправительственные организации (US Non-governmental Organizations). Представлено несколько десятков организаций, строителей гражданского общества в США и во всем мире – русское описание и контактная информация. Сайт «Друзья и партнеры Международного центра за гражданское общество» (CCSI) Friends-partners.org.
  11. Методический центр и библиотека «Эколайн» (разнообразная экологическая информация, в основном, по российским публикациям) – www.ecoline.ru.
  12. Российское экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА) при Министерстве природных ресурсов Российской Федерации – www.refia.ru.

 

Практическое занятие 10

(позиция 13.2 в Учебно-тематическом плане)

Интернет-адреса по здравоохранению, медицинским проблемам,
контролю качества продуктов и защите потребителей

1.    В Рунете имеется более 500 сайтов по медицинской тематике, в том числе сайт по проблемам гриппа www.gripp.ru, медицинские сайты порталов Рамблер, Кирилл и Мефодий. К сожалению, на ряде отечественных сайтов очень много безответственных советов, сомнительной рекламы и другой недостоверной информации.

2.    Здоровье – www.zdorovie.ru. Разделы: Врачи, Диагностика, Каталог лекарственных препаратов, Каталог пищевых добавок, Каталог медицинских центров, Медицинский рынок – доставка; возможность поиска заболеваний по отдельным словам и по категориям.

3.    www.Farmo.ru – популярный медицинский ресурс – Медицинская энциклопедия. Магазин лекарств. Вопросы доктору.

4.    Интернет-сайт американского потребителя (U.S. Consumer Gateway) http://www.consumer.gov. Это многоаспектный сайт, хранящий большие массивы информации, созданной в государственных учреждениях.

5.    Министерство сельского хозяйства США, Центр информации о пищевых продуктах и питании (U.S. Dept. of Agriculture, Food and Nutrition Information Center, FNIC) www.nal.usda.gov/fnic – центр Национальной библиотеки по сельскому хозяйству. Материалы по безопасности пищевых продуктов, рекомендации по диетам, состав пищевых продуктов, различные отчеты и исследования.

6.    Центр безопасности пищевых продуктов и прикладного питания (The Center for Food Safety and Applied Nutrition, CFSAN) www.foodsafety.gov; на сайте www.cfsan.fda.gov представлена информация по косметике, пищевым ярлыкам, растительной и молочной пище и напиткам, морепродуктам, специальным видам питания (диетическим, детским и т.п.).

7.    Клиника здоровья Мэйо (Mayo Clinic Health Oasi) www. mayohealth.org. Великолепный сайт, нацеленный на защиту потребителей.

8.    Национальный совет по предупреждению злоупотребления здоровьем (National Council Against Health Fraud) www.ncahf.org. Организация потребителей, борющаяся с ложной информацией, злоупотреблениями здоровьем людей.

9.    Сеть фармацевтической информации (PharmInfoNet) pharminfo. com/drg-mnu.html. Включает базу данных информации по лекарствам, релизы по новым лекарствам, ответы на вопросы, информацию о заболеваниях, дискуссионные группы и словарь.

10.    Система «ВебМед» (WebMD) www.webmd.com. Сетевые ресурсы по здравоохранению; доступ к потребительскому Центру здоровья и хорошего самочувствия.

 

Практическое занятие 11

(позиция 14.2 в Учебно-тематическом плане)

Интернет-адреса деловой информации

  1. Проводник бизнеса (Business Wire) – www.businesswire.com.
  2. Перепись производителей товаров (Census of Manufacturers) –www.census.gov/ftp/pub/econ/www/mancen.html.
  3. Список 500 крупнейших компаний (Fortune 500) –www.pathfinder.com/fortune/fortune500.
  4. Сводки бизнес-новостей (InfoTrac-General Business File) – http://infotrac.galegroup.com/itweb/loc_main.
  5. Отчеты потребительского рынка (Consumer Reports) – www.consumerreports.org.
  6. Указатель инфляции (Inflation Calculator) – www.westegg.com/inflation.
  7. Деловой ежедневник (Commerce Business Daily) – http://cbdnet.gpo.gov.
  8. Система классификации в промышленности
    (NAICS, North American Industry Classification System) –www.census.gov/epcd/www/naics.html.
  9. Статистические данные США (STAT-USA) – www.stat-usa.gov.
  10. Каталог американских производителей «Томас регистр» (Thomas Register of American Manufacturers) – www.thomasregister.com.
  11. Каталог российских Интернет-ресурсов для предпринимателей (Национальное деловое партнерство «АльянсМедиа», г. Москва) – www.allmedia.ru.

Практические занятия NoNo 3, 4, 8

(позиции 5.1, 6.1 и 11.2 в Учебно-тематическом плане)

Наработка электронного ресурса методом сканирования
печатных материалов; доставка документа в электронном формате

  • Сканирование печатных материалов на планшетном сканере
    (занятие 3).
  • Сканирование печатных материалов на планетарном сканере
    (занятие 4).
  • Распознавание текста и обработка файлов. Технология доставки документов в электронном формате (занятие 8).
  1. Цель проведения занятия: овладеть практическими началами сканирования и обработки отсканированного материала. Научиться:
  2. а)    подготовке к работе сканера и работе с планшетным сканером (типа Хьюлетт – Паккард HP ScanJet) и планетарным сканером;

    б)    сканировать тексты, изображения (черно-белые, полутоновые и цветные), фотографии и изображения;

    в)    непосредственной печати отсканированных материалов на принтере;

    г)    копированию документов в почтовую программу для отправки по электронной почте или факсу;

    д)    использованию программы обработки текста и распознавания оптических символов (OCR) на русском и английском языках ABBYY Fine Reader 4.0;

    е)    передаче отсканированного и распознанного текста в текстовую программу Word for Windows.

  3. Средства обеспечения: данное учебное пособие, руководства по работе со сканерами, описания сканеров, компьютеры с инсталлированными программами сканирования, обработки изображений и распознавания текстов.

3.    План проведения занятия:

а)    преподаватель знакомит студентов с основными принципами сканирования, классификацией сканеров, требованиями к вычислительной технике, программами обработки изображений и сжатия (компрессии или архивации) массива данных;

б)    даются основные положения отбора материалов для сканирования в целях обеспечения широкого доступа, сохранности и т.п.;

в)    студентов знакомят с устройством планшетного (на занятии 4 – планетарного) сканера, правилами работы и техники безопасности; проводятся пробные прогоны сканирования;

г)    студенты приступают к самостоятельному сканированию.

В ходе практического занятия 8 по доставке документов в электронном формате после выполнения вышеприведенных технологических операций студенты участвуют в отправке документа в адрес и знакомятся с методикой финансовых расчетов за доставку документов (при возможности – на базе реальной технологии отдела МБА библиотеки).

4.    Методические рекомендации включают соответствующие главы данного курса и правила работы с компьютерной техникой.

5.    Форма контроля: контрольный опрос в ходе собеседования с преподавателем; представление результатов работы в виде готовых файлов (записанных на гибкий диск либо посланных электронной почтой) и/или распечаток.

6.    При выполнении практического занятия 8 по доставке документов в электронном формате контролем является акт отправки документа (выполнение заказа).

Введение к практическому занятию. Конверсия печатного материала в цифровой формат (оцифровывание, оцифровка, digitisation, digitising).

Сканеры, цифровые фотоаппараты, цифровые видеокамеры.

Сканирование. Планшетные, барабанные, планетарные сканеры; их предназначение и особенности. Автоподача листового материала и технология обработки в промышленных масштабах. Меры по обеспечению сохранности печатного материала при сканировании, компенсация искажений и случайных загрязнений.

Суть сканирования. Формат записи сканированного материала. Универсальный по отношению к аппаратной платформе (к типу компьютера) формат TIFF (Tagged Image File Format). Пространственное разрешение сканера. Количество точек на дюйм (dots per inch, dpi). В большинстве случаев сканирования текста – 300 dpi, в особых случаях – до 1200 dpi и выше. Объем памяти для записи отсканированного материала. Количество точек при сканировании черно-белого изображения размером с обычный лист А4 с разрешением 300 dpi: 2500 точек в строке, 3536 строк на странице, всего 8,9 млн точек. Двухтоновая оцифровка – для печатного текста, чертежей, графиков и т.п. Для сканирования рукописей, фотографий, изображений – серая шкала с 16 градациями серого цвета; для других материалов – 126 градаций. Требования к компьютеру – Pentium, Windows 3.11. и к монитору компьютера (разрешающая способность обычного экрана компьютера – около 75 dpi, большого экрана – 120 dpi). Системы компрессии цифрового массива. Оптическое распознавание букв (символов), Optical Characters Recognition, OCR. Краткое изложение возможностей программы ABBY Fine Reader 4.0; разработки компаний Cognitive Technologies, программы Cuniform, Tiger. Настройка языка распознавания. Правовые аспекты сканирования. Автоматизированные системы перевода (с русского языка на английский и т.п.) отсканированного материала. Меры по обеспечению сохранности электронных ресурсов.

 

Практическое занятие 12

(позиция 14.3 в Учебно-тематическом плане)

Подготовка документов для размещения на сайте библиотеки
(HTML разметка и т.п.)

Цель проведения занятия: ознакомиться с процессами подготовки материала к публикации в Интернете.

Форма выполнения работы: разъяснение преподавателем и последующее самостоятельное выполнение студентами некоторых технологических операций.

Средства обеспечения: литература к занятию (список в конце пособия), материалы лекции, данное методическое пособие.

План проведения занятия:

а)    Излагаются различные способы публикации материалов в Интернете – на физических серверах поставщика Интернет-услуг; на собственном выделенном сервере; гибридный способ.

б)    Структура типовой Web-страниц, показ некоторых образцов.

в)    Содержание Web -страниц, в том числе первой страницы.

г)    Система навигации по серверу; показ образцов.

д)    Элементы разметки текста и дизайна страницы.

е)    Конверсия текстового материала в формат HTML.

Форма контроля: контрольный опрос и представление документа (или части документа) на сервере.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив