На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки
Содержание:


Пояснительная записка

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ 1. Электронная библиотека: введение, этапы развития, определение, возможности электронных библиотек, структура, классификация (темы лекций 1, 2)

РАЗДЕЛ 2. Ресурсы электронных библиотек: определения, виды ресурсов, создание, комплектование, хранение электронных ресурсов (темы лекций 3, 4, 5, 6, 7)

РАЗДЕЛ 3. Средства доступа к электронным ресурсам: основные понятия , стандарты, проблемы безопасности и авторского права (темы лекций 8, 9, 10, 11)

РАЗДЕЛ 4. Социальная значимость электронных библиотек. конкретные проекты. методология подготовки библиотекарей и пользователей (темы лекций 12, 13, 14)

Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ

Перечень рекомендованной литературы


РАЗДЕЛ 3

СРЕДСТВА ДОСТУПА К ЭЛЕКТРОННЫМ РЕСУРСАМ:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ , СТАНДАРТЫ,
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И АВТОРСКОГО ПРАВА

(темы лекций 8, 9, 10, 11)

Теоретическая база Раздела 3

Как упоминалось в Разделе 1, концептуальной основой доступности информации являются положения «Манифеста публичных библиотек» ИФЛА и статья 19 Всеобщей Декларации прав человека. Технологические основы Интернета как среды передачи данных в материалах данного Раздела 3 упоминаются предельно кратко. В лекционном материале этого Раздела более важно обоснование и разъяснение второй стороны Всемирной сети, а именно того, что Интернет фактически представляет собой множество распределенных по всей планете электронных ресурсов и обеспечивает доступ к ним.

С этой точки зрения для пользователей и обслуживающего персонала электронной библиотеки, постоянно по роду своей повседневной работы обращающихся к определенным тематическим ресурсам, существенной является не только точность навигационных средств обнаружения тех или иных ресурсов (точность вывода на тот или иной Интернет-сайт), но и точность структурирования материала, уже находящегося на данном сервере, то есть качество справочно-поискового аппарата самого сайта.

В данном разделе теоретическому осмыслению подлежат новые или требующие новых подходов концептуальные основы тех понятий, которые существовали и в практике работы традиционных библиотек, но не требовали столь развитого прикладного аппарата, как это необходимо для обоснования функционирования электронных библиотек. Мы назовем в этом ряду такие проблемы, как селекция сетевых ресурсов и источников, лицензирование доступа к электронным ресурсам. Столь же существенными становятся вопросы проверки личности пользователя и предусмотренных для данной категории пользователей прав и условий доступа, весь комплекс применения законов об авторском праве. Императивом являются строжайшее соблюдение требований стандартов, удобная визуализация электронных ресурсов и, в частности, мультимедийных материалов, обеспечение целостности локальных ресурсов, защита от несанкционированного проникновения на сайт и защита от вирусов.

В целом проблема информационной безопасности и в определенном смысле диалектически противостоящая ей проблема защиты частной жизни и конфиденциальных сведений даются в том виде, как они формулируются российским и международным законодательствами и проектными разработками.

Лекция 8. Доступность электронных ресурсов; технические
средства передачи данных; краткое ознакомление
с Интернетом; основные понятия

Наличие хороших каналов связи, как необходимое условие создания ЭБ. Краткое ознакомление с техническими особенностями современных телекоммуникаций. Технические средства передачи данных, модемы, коммутаторы, концентраторы. Проводные линии связи. Общедоступные линии связи: коммутируемая телефонная линия, выделенная линия; специализированные сети передачи данных. Понятие пропускной способности линии связи. Высокоскоростные линии, магистраль и супермагистраль, проблема «последнего километра». Прямая спутниковая связь; связь через систему низколетящих спутников, радиомодемная связь. Зарождение Интернет, роль национального научного фонда США (NSF), Европейской комиссии, доклад Мартина Бангемана.

Беспроводные линии связи средств управления, контроля и передачи данных. Сотовая связь и Интернет. Краткое ознакомление с новыми стандартами беспроводной связи и управления: стандарт «Синезуб» (Bluetooth); беспроводной выход в Интернет по протоколам WAP; GPRS; 3G (третье поколение сотовой связи); широкополосный протокол беспроводной связи и управления 802.11 a/в/n.

Определение: Интернет – совокупность общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей, взаимодействие между которыми обеспечивается применением единого межсетевого протокола с одноименным названием (проект Федерального Закона «О государственной политике РФ по развитию и использованию сети Интернет»).

Вместе с тем, суть Интернета хорошо отражает следующее высказывание: «Было бы ошибкой думать об Интернете только как о компьютерной сети… Красота и польза Интернета лежит в самой информации» (Харли Хан).

Структура Интернета: отсутствие «головы» — важнейшая особенность, имеющая множество плюсов, но и ряд минусов. Требования к развитию Интернет технологий с учетом реально сложившихся категорий (классов) пользователей. Описание трех сложившихся к настоящему времени типов пользователей Интернет дано в Табл. 6.

Translight, широкополосные высокоскоростные сети (Ethernet ламбда сети), создание которых поддерживается правительствами в интересах таких научных дисциплин как физика высоких энергий, биология, астрономия, наблюдения за планетой. Устоявшееся определение таких дисциплин (или методик исследования) – электронная наука (e-science).

Схематично поуровневое представление систем передачи данных приводится на стр. 62.

Таблица 6

Три типа пользователей Интернет

Тип

Описание группы пользователей

Типовые
сервисы

Ориентировочное
кол-во
контактов

Маршру-
тизация

Пропускная способность

A

индивидуальные пользователи

доступ в сеть, электронная почта с приложениями порядка Мбайт, выгрузка дан-ных из сети, отправка со-общений, игровые или му-зыкальные приложения

сотни миллионов человек (сайтов)

маршрутизация по всей сети, от каждого к каждому, то есть десятки милли-
онов сайтов; обычно непро-должительные сеансы связи

десятки Кб\с – Мб\с

B

предприятия, университеты, коллектив-ные пользователи

электронная почта, передача производственной информации

несколько тысяч сайтов

максимальный объем трафика приходится на локальную сеть, выход в Интернет через межсетевые защитные экраны

Гб\с,
локальные сети

C

специалисты, работающие в высокотехнологичных отраслях

проведение совместных экспериментов, обмен эксперименталь-ной инфор-мацией, кластерные вычисления

несколько сотен пользователей

работа в сети занимает много часов

много Гб\с

 

Схема уровней технических систем передачи данных

Уровни распределяются следующим образом:

  1. устройства и документы, с которым пользователь работает непосредственно и в пределах одного помещения;

  2. устройства и документы, доступные пользователю в локальной вычислительной сети, то есть расположенные в одном здании или в группе зданий, сетевое обслуживание которых контролируется из единого центра;

  3. документы, расположенные в сети Интернет, то есть где угодно и доступные кому угодно.

Варианты организации связи (доступа в Интернет):

  • телефонная линия и модем (dial-up),

  • выделенная линия связи (цифровая телефонная, другие виды),

  • радиомодемная связь, беспроводная связь по протоколам IEEE 802.11

  • доступ с мобильного телефона,

  • другие, специализированные виды связи.

Более детально история создания Сети, роль ученых, политиков и военных. Сеть ARPANET, другие предпосылки, способствовавшие развитию Интернет.

Развитие телекоммуникаций; опора на специализированные сети: Сирена-экспресс, Телеком, Транстелеком. Роль Фонда Сороса, Министерства науки и образования, Министерства культуры, Академии Наук, РФФИ, в обеспечении доступа к Интернету в России и в создании Рунет.

Роль компьютера в Интернете; хранение цифровых ресурсов; поиск докуменьа; обработка данных и маршрутизация; программные ресурсы Сети. Международная корпорация по распределению доменных имен и адресов высшего уровня ICANN. По данным аналитического исследования, выполненное компанией netFactual в октябре 2003 г., общее количество зарегистрированных доменных имен в Интернете 31,1 млн. Распределение имен доменов:
78%–.com, 13%– .net, 9%–.org. От 72 % до 90% Интернет-сайтов – американские. В России домен .su появился в 1990 г. (demos.su); сегодня зарегистрировано более 260 тыс. доменов .ru; явление перепродажи популярных доменных имен; появление русскоязычных имен доменов.

Адрес пользователя (IP-address); по оценкам в 2003 г. насчитывалось более 801 млн пользователей Интернет в мире. К русскоязычным ресурсам Интернета хотя бы раз в месяц обращается 14 млн человек, почти половина из них – иностранцы, которые предпочитают узнавать российские новости напрямую из сайтов lenta.ru, rbc.ru, gazeta.ru, ntv.ru, strana.ru, dni.ru, utro.ru, а не через CNN.

Адрес документов в Интернете URL (более 4 млрд уникальных URL). Понятия «поверхностно доступного» и «глубокого» Интернет. Общий объем текстовой документации в публичной части Интернет.

Технический потенциал страны как необходимая платформа развития Интернета, ЭБ и информационного общества в целом. Программные средства: электронная почта (e-mail), браузеры (brow-sers), проблемы поддержки и передачи кириллицы в Интернете, гипертекст и гиперссылки, тематическая подборка документов из любых источников. Полнота охвата потребностей общества через услуги Интернета: образование, научные исследования, реклама, новости, электронная коммерция и управление производством, развлечение и телефония.

Портал в Интернете как некий «суперсервер», предоставляющий доступ пользователям к некоторому множеству серверов. При этом «последние могут относиться к определенной системе (например корпоративной) или различным системам и быть специально подобраны по видовому, тематическому или другим признакам, содержащихся на их сайтах документов и данных» [34].

Примеры наиболее известных российских и международных порталов; портал статистики SpyLOG; некоторые адреса серверов, выполняющих функции порталов по библиотекам, центрам информации и информационным бюро по науке, культуре и образованию (например, www.iliac.org – Международный библиотечный, информационный и аналитический центр; www.museum.ru – «Музеи России» и др.).

Семинар по теме лекции 8 посвящен изучению и практическому ознакомлению со средствами передачи данных. Изучение таких понятий, как модуляция (демодуляция), синхронность (асинхронность), видов аппаратных и программных устройств: коммутаторов, концентраторов, межсетевых шлюзов, фильтров, и др. Знакомство с основами структуры и топологии локальной вычислительной сети (ЛВС) на примере ЛВС библиотеки и ЛВС университета.

Лекция 9. Доступность электронных ресурсов.
Целостность, достоверность и долговечность онлайнового
электронного ресурса (вебсайта). Проблема авторского права

Государственная политика создания фонда обязательных экземпляров электронных ресурсов – как офлайновых (оптические диски), так и онлайновых (вебсайты). Роль НТЦ «Информрегистр» (зарегистрировано на октябрь 2004 года более 5 тысяч наименований цифровых документов), центра «Интеграл», Федерального агентства по печати и средствам массовых коммуникаций РФ.

Время жизни электронной публикации, концепция «растянутого» во времени процесса сетевой публикации с непрерывными доработками и улучшениями. В целом по мере старения сетевых документов темп их исчезновения соответствует уменьшению вдвое за два года. Темп распада коллекции уменьшается по мере ее ста-
рения – как в отношении полной потери активности, так и в отношении вероятности временного отключения. «Молодые» страницы неустойчивы, а со временем страницы становятся стабильнее; вероятнее всего, потому, что автор страниц понемногу успокаивается и не так часто вносит изменения в свое творение. Эфемерная суть сетевых документов затрудняет пользование коллекциями сетевых документов и их каталогами. Тем не менее, ежели ограничиться в основном «повзрослевшими», выдержанными во времени документами, то каталогизация имеет смысл; однако печатные версии каталогов сетевых документов не могут быть надежным источником информации.

Развитие электронных публикаций меняет распределение тиража издания: если для печатных тиражей значительная часть тиража уходила в торговлю и только 10–12% – в библиотеки, то для электронных изданий становится все ощутимее вес библиотечных сайтов – хранителей этих изданий, т.к. пользователи выгоднее обслуживаются библиотечными сайтами, а не коммерческими сайтами издательств и книготорговых фирм.

Правовые и этические проблемы использования электронных ресурсов можно условно представить несколькими парами противоположных требований публичность и открытость доступа к информации соседствуют с требованиями соблюдения права на частную жизнь; требования достоверности соседствуют с угрозой распространения через сеть лживой или даже порочащей информации; незаконное присвоение чужих электронных ресурсов (пиратство) соседствует с насильственным нежелательным распространением ненужной вам информации – рекламы (спам); и т.д.

Авторское право, определение и отличия от имущественных прав. Авторское право (Copyright, копирайт) дает частному лицу или организации единственный законный способ воспроизводить, публиковать или продавать оригинальное произведение, в том числе литературное, драматическое, музыкальное, живописное или некоторые другие творческие произведения. Четыре вопроса по честному использованию произведения:

1)    Какова природа произведения, кто его создал (автор и правообладатель)?

2)    Какая часть работы копируется?

3)    Предполагается ли коммерческое использование оригинального произведения или его копии?

4)    Как копирование оригинального произведения может повлиять на рынок?

Применительно к библиотечной практике принципиально не требует обращения к Закону только хранение публикаций на полках и предоставление их читателям в помещениях библиотеки; все остальные возможные действия (абонемент – выдача литературы на дом, копирование, МБА, оцифровка и микрофильмирование и т.п.) требуют сверки с конкретным национальным законом об авторском праве, содержащим, как правило, исключения из общего запретительного толкования «копирайта», которые позволяют библиотекам вести обслуживание читателей и принимать меры по сохранности литературы. Правовые аспекты сканирования. Единичность репродуцирования. Территориальные и связанные с этим технологические и правовые проблемы обслуживания в библиотеке, в локальной сети, на выделенной территории (университетский кампус, офис или площадка предприятия), в Интернете.

Позиция о необходимости договорных отношений электронных библиотек с правообладателями – плюсы и минусы. Соответствие правового обеспечения потребностей современного информационного общества.

Изменения последних лет в подходах к авторскому праву в связи с принятием Европейским Советом соответствующей Директивы. Изменение законодательства США по копирайту.

Положение дел в России; пересмотренная в 2004 году в сторону ужесточения статья 146 УК РФ предусматривает наказание за производство, распространение и пользование контрфактной продукцией. Нарушение авторского права, предполагает материальную выгоду от использования копии, поэтому государственные учреждения и тем более библиотеки формально под эту статью не подпадают, хотя они не могут отвечать за все действия своих пользователей. Новое толкование ряда позиций отечественного закона относительно электронных изданий; роль библиотек.

Обратная проблема по отношению к авторскому праву – аутентичность, полнота и достоверность публикуемой информации. Проблема достоверности сведений умножается необычайно высоким темпом распространения информации через Интернет.

Отсутствие интеллектуальной ответственности в публикациях на медицинскую или юридическую тему. Молодежь знает технологию Интернет намного лучше, чем осторожные пожилые люди, поэтому нет обычной для устоявшихся систем перепроверки и неспешности.

Концентрация пользователей на ограниченном числе электронных ресурсов: расходуя в среднем 21 час в месяц на Интернет, они ранее посещали 20 сайтов, а сейчас менее 15. Из многих тысяч сайтов с медицинской информацией активно посещается менее 15%. В каждой из предметных категорий (поиск, здоровье, погода, картография, новости, цветы и подарки) все заметнее отрыв лидирующих сайтов от других. Естественное стремление многих людей» быть как все»и смотреть то, что «все смотрят», возлагает особую ответственность на библиотекаря – помощника в выборе материала ЭБ.

Закон Российской Федерации «Об электронной цифровой подписи», решает четыре проблемы: целостность информации (неизменность суммы покупки или вида купленного товара), аутентификация сторон (определение того, что другая сторона является именно тем лицом, за которое себя выдает), авторизации (определение платежеспособности клиента) и обеспечение конфиденциальности сделки. Законодательная неопределенность – является ли Рунет Российской территорией, на которой должны действовать российские законы? Краткие комментарии к правам и обязанностям библиотекаря и библиотек, пользователей, а также государственных органов, вытекающим из основных законов РФ, касающихся различных аспектов библиотечного дела, информатизации и новых информационных технологий.

Сертификат программы криптографической защиты информации «Крипто Про CSP»; данная программа может применяться для формирования ключей, шифрования, ключей электронной цифровой подписи, шифрования и защиты данных, обеспечения целостности и подлинности данных, не входящих в перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Закон США об авторском праве (Digital Millenium Copyright Act, DMCA, краткое резюме.

Соответствие российских законов и нормативных актов европейскому и американскому законодательству; непринципиальные различия.

Современная полемика в российской прессе по вопросам копирайта в связи с развитием ЭБ в стране. Последние результаты из практики работы РГБ и ГПНТБ России.

Лекция 10. Доступность электронных ресурсов.
Справочно-поисковый аппарат. Роль стандартов. Проблемы
несанкционированного доступа к ресурсам и защиты от вирусов

Роль стандартов и правил при разработке устойчиво функционирующей системы. Нестандартные решения вызовут лавинообразный рост числа необходимых интерфейсов, а качественное обслуживание станет ненадежным из-за технических проблем вследствие огромного количества адресов и участников.

Сводный перечень стандартов и норм,
необходимых для работы ЭБ

В России действует около 23 тысячи ГОСТов по всем направлениям деловой и научной активности. Система СИБИД: прошлое и настоящее. В библиотечно-информационной деятельности наблюдается активная выработка новых и пересмотр старых стандартов, поэтому мы назовем лишь некоторые; и то, часть из которых уже отменена, но с методической точки зрения их знать надо.

Библиотека – это «Информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги» (ГОСТ 7.0-99 (ИСО 5127-1-83). Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. 3.1.39 Библиотека)

ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. п. 3.1.33 : «Публикация – документ, доступный для массового использования»

Государственные стандарты качества, в том числе:

ИСО 9000-1-94. Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению.

ГОСТ Р ИСО 1011-2-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1 . Проверка. ГОСТ Р ИСО 1011-2-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов. ГОСТ Р ИСО 1011-2-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок.

ИСО 10013-95 Руководящие указания по разработке руководств по качеству.

Краткое представление об ИСО, (ISO – International Standart Organization) – международная организация по стандартам.

Специфичным последствием использования кириллицы для передачи русскоязычных текстов являются стандарты для передачи знаков русского алфавита в Интернет; их несколько и конверсия бывает не простым делом. Чаще других применяются такие стандарты как Windows 1251, KOI 8-R, ISO 8859-5, CP 866. Анализ причин такой неоднозначности.

В международной практике при использовании компьютерных – информационных технологий используются следующие основные стандарты.

Поиск и местонахождение ресурса – Z39.50.

Запрос. Hyper Text Transport Protocol, HTTP – гипертекстовый транспортный протокол. ISO 1060/1061. Приложение к Стандарту Взаимодействия открытых систем для посланий в рамках Межбиблиотечного абонемента (МБА).

Стандарты метаданных. Dublin Core Z39.85 –2001. Это упрощенный стандарт для обмена метаданными между различными массивами; он также применяется для поиска метаданных в сети. Другие метаданные уже перечислялись выше.

Идентификатор документа. Digital Object Identifier. DOI, Уникальный идентификатор цифрового объекта.

International Standard Book Number, ISBN – международный стандартный номер книги; имеет фундаментальное значение в библиотечной технологии для идентификации книги, хотя и не является таким уникальным как штриховой код.

International Standard Serial Number, ISSN – Международный стандартный номер сериального (в том числе и периодического) издания.

Serial Number and Contribution Identifier, идентификатор номера периодического издания с указанием интеллектуальной ответственности.

Uniform Resource Name/Identifiers, URN/ URI унифицированное наименование и идентификатор ресурса.

Стандарты записи данных. Standard Generalised Markup Language SGML (ISO 8879), обобщенный язык со стандартной разметкой. Разметка текстов (выделение курсивом или жирным шрифтом, выбор типа шрифта и его размера, обогащение текста встроенной графикой и т.п.) ведется с помощью языка разметки SGML. Развитие гипертекстовых методов обработки (формирование гиперсвязей) и обогащение текста звуком и анимацией и т.п. базируется на языке гипертекстовой разметки HTML. HyperText Markup Language Для семантического контроля текста или другого сетевого документа используется язык разметки Extensible Markup Language (XML).

Стандарт сжатия данных изображения с многими уровнями серого цвета или цветного изображения, Joint Photographic Experts Group — JPEG.

Motion Picture Expert Group (MPEG) стандартизованный формат для видео и звукозаписей.

Portable Document Format (PDF) этот формат широко применяется при публикации трудов конференций, журнальных статей и т.п.

Unicode, Международный обобщенный набор таблиц записи знаков pазличных алфавитов, необходимый при работе с многоязычными коллекциями. Решение и проблемы кириллической неоднозначности.

Объем вредной информации в Интернете растет быстрее, чем объем полезных или хотя бы безобидных данных. Проблема информационной безопасности состоит в анонимности, которую обеспечивает Сеть. Эта анонимность провоцирует активность жуликов и любителей безнаказанно сделать гадость. Электронная почта превратилось в основную среду доставки вирусов и спама. Спам – это электронное письмо, которое получатель считает нежелательным и/или несоответствующим. Содержание спама не всегда имеет коммерческую направленность. Существует множество примеров, в которых определить, где спам, а где обычное электронное письмо, крайне затруднительно.

Право на личную жизнь в информационном смысле, означает неприкосновенность нашей личной информации, равно как недоступность для посторонних сведения о том, что мы ищем и что нашли, и как этим пользуемся – все это без участия или наблюдения со стороны других людей.

Защита пользователей сети от несанкционированного проникновения. Пример правительственных решений: Закон КНР о недопустимости нарушения работы информационных сетей, распространения через Интернет антиправительственных сведений и создания компьютерных вирусов. Американская система отслеживания переписки Carnivore (разработки ФБР) и российская система СОРМ-2. Современное технологическое продолжение «горизонтальной» структуры Интернета – одноранговые системы P2P для электронной коммерции и т.п. Одноранговая архитектура; Вебузел открытого доступа и совместного использования файлов; бесплатная загрузка музыкальных и других файлов с другого компьютера с помощью центрального сервера или одноранговая программа совместного использования файлов.

Несанкционированное проникновение в сети (хакерство, взлом серверов государственных и финансовых учреждений); опасности при использовании кредитных карт в Интернете; нарушение конфиденциальности массивов персональных данных; некоторые адреса вебсайтов с материалами, касающимися защиты конфиденциальных и персональных данных.

Создание скрытых программ несанкционированного проникновения, неконтролируемого и негативного воздействия на сетевые электронные ресурсы и информационные системы (проблема вирусов). Примеры компьютерных вирусов: «I love you» – автоматическая рассылка признания в любви по всем имеющимся адресам – заразил 3,1 млн компьютеров и нанес ущерб 1, 54 млрд долларов; вирус Navidad, желающий всем счастливого Нового Года, вирусы открыток, электронных почт и ряд других опасных вирусов. Лавинообразная рассылка писем – предупреждений о вирусах, мистификация в этих вопросах — вирус Code Red.

Правила безопасного поведения в Сети и правила реагирования на опасность: использование антивирусных программ, в том числе и перед использованием внешних носителей; не следует опрометчиво открывать неизвестный файл, полученный по электронной почте; воздерживаться от запуска на своем компьютере хоть и безвредных с виду, но бесполезных программ; любой пришедший извне офисный документ проверять антивирусной программой независимо от источника получения и регулярно обновлять антивирусную программу, регулярно сканировать содержимое диска с помощью антивирусной программы (например AVP). Возможности антивирусной защиты на серверах Интернет и ЛВС.

Полезные адреса сайтов, содержащих предупреждения об уязвимых точках программного обеспечения и о новых вирусах. Курсы для отработки навыков практического применения наиболее распространенных межсетевых экранов. Защитные средства: специальная архитектура и модернизированное программное обеспечение локальной вычислительной сети, специальное защитное оборудование – стенка (брандмауэр). Внутренняя система обнаружения атак – мониторинг системных и сетевых ресурсов на предмет некорректной, неуместной или аномальной деятельности и уведомление администраторов сети. Антивирусная обработка компьютера в автоматизированном режиме или по заказу.

По теме лекции 10 предусматривается семинар и практическое занятие 6.

На семинаре изучаются практические вопросы использования ЭБ; предлагается дискуссия по правовой оценке деятельности отдела МБА и репродуцирования в библиотеках. Приводятся конкретные примеры из практики работы ведущих зарубежных библиотек. Изучаются основные сведения о вирусах и антивирусных программах, обсуждаются современные подходы к безопасности информации.

На практическом занятии 6 студенты самостоятельно работают с вебсайтами с библиографическими данными.

Лекция 11. Организация и технология работы ЭБ

Основа организации и технологии работы ЭБнаучный анализ потребностей пользователей электронных ресурсов; наиболее серьезное требование – необходимость иметь значительный начальный массив (накопить «критическую массу») электронных материалов, обеспечить удобный и легкий доступ к ним, и поддерживать актуальность материалов. Важный момент – работа с одной отправной точки, группирование материалов по предметным дисциплинам и наличие интерфейса между библиографическими базами данных и полными текстами. Отбор высококачественного материала и процедуры оценки ресурса для дальнейшего комплектования: самостоятельная работа с материалом; собеседования с пользователями, их анкетирование; изучение статистики посещения сайтов,
содержащих полнотекстовый электронный ресурс и тематических сайтов со статистическими материалами.

Проблемы формирования ЭБ:

  • технологические
  • содержательные
  • технические

    Зачастую электронные библиотеки создаются на базе уже существующих традиционных библиотек. И это тот случай, когда название «библиотека» в традиционной и электронной форме совпадает. На самом деле чаще всего создается не электронная библиотека, а электронный фонд и эта ситуация часто порождает распространенное заблуждение. ЭБ в традиционной библиотеке — одна из информационных технологий, организованная в соответствии с требуемым окружением библиотеки как системы — со своим персоналом, материально-технической базой и справочным аппаратом; в противном случае совокупность электронных документов составит часть фонда, не более того. Другой пример — когда ЭБ создается не в традиционных библиотеках или когда традиционная библиотека изначально создается как электронная; и в этом случае никакого отношения к библиотеке в обычном понимании этого понятия данная ЭБ не имеет. Приводятся примеры организации ЭБ в том числе в современных коммерческих структурах.

    Суть организации ЭБ в традиционной библиотеке остается той же: ЭБ должна обслуживать пришедших в ее помещения посетителей печатными документами, оффлайновыми электронными документами, и предоставлять доступ к онлайновым материалам. Необходимость и желательность формирования единого интерфейса пользователя при работе с самыми различными ресурсами, чтобы не ощущалась разница. Пользователям, пришедшим на вебсайт данной библиотеки, должна быть предоставлена высококачественная информация, помощь в поиске других сетевых материалов, а также доставка электронных копий печатных материалов из фонда библиотеки.

    Характеризуется профессия специалиста по поиску информации в Интернете; искусство работы с ключевыми словами и методикой сложных запросов.

    Комплектование материала ЭБ; роль юридических аспектов при составлении контракта на лицензирование.

    Обслуживание пользователей электронными ресурсами; практика подготовки рекомендательных списков, например, в читальном зале научных публикаций библиотеки Конгресса США. Опыт работы виртуальных читальных залов Российской государственной библиотеки, компьютерного зала и Интернет-клуба ГПНТБ России.

    Отдельно объясняется технология хранения электронных ресурсов; роль организационных аспектов при предотвращении несанкционированного доступа из библиотеки или в библиотеку. Организация мероприятий по устранению вредных последствий миграции.

    Автоматизированный сбор статистики для корректировки программ комплектования электронных ресурсов, организации обратной связи с пользователями, совершенствования управления библиотекой.

    Роль библиотекаря в коллективе по разработке сайта: системный аналитик, менеджер, декоратор, веб-программист (мастер), системный администратор, текстовый редактор, специалист по рекламе, системный администратор и модератор, специалист по базам данных.

    Сопоставительный анализ технологических этапов работы электронной и традиционной библиотеки: сходство и различия. Организация и технология работы с читателями (пользователями) электронных изданий в библиотеке. Представляется состав предоставляемых услуг; состав, содержание и особенности подготовки документов и данных, размещаемыми на сайте ЭБ. Общие принципы организации и эргономики документов и данных на сайте. Организация, технологии и оборудование, а также условия, необходимые для создания и функционирования ЭБ. Внесение изменений в организационно-функциональную структуру традиционной библиотеки, с учетом задач и технологии работы ЭБ.

    Изучение информационных потребностей пользователей ЭБ и тенденций их развития; готовность к маневру библиотечными ресурсами, роль и значение ЭБ для пользователей и обслуживающего персонала ЭБ; сравнительный анализ.

    В лекции описывается формулирование целей, задач, наличие программы, а также источников финансирования и календарного плана по разработке ЭБ. Высокий уровень аналитической обработки документов с целью обеспечения характеристик поиска по критериям «полнота» и «точность», включая использование метаданных. Требования к оборудованию, техническим средствам и программному обеспечению. Наработка и обновление электронных ресурсов. Основы организации службы электронной доставки документов и межбиблиотечного абонемента (МБА). Использование электронных материалов для целей МБА; право доступа к материалам после прекращения подписки и создание архивных копий. Принципы взаимодействия и взаиморасч¨тов с пользователями. Программные и технические средства подразделений обслуживания ЭБ. Электронная технология доставки документов. Автоматизированные системы перевода. Проблема обеспечения долговременного хранения электронных ресурсов; библиотеки опасаются переходить на исключительно электронные версии, предпочитая пока в большинстве своем комплектовать одновременно и печатную, и электронную версии.

    Подходы к методологии оценок эффективности работы библиотек, использующих электронные ресурсы. Разработки набора статистических показателей, выполненные американской Ассоциацией научных библиотек (ARL); проект интегрированной системы показателей эффективности, разработанный по заказу Немецкого научного совета (DFG). Проект «Перечня показателей для электронной библиотеки» Технического комитета 46 Международной организации стандартизации (ИСО 11620).

    Три основных подхода к оценке библиотек:

    1. Объем ресурсов, которыми располагает библиотека: величина и полнота фонда, в том числе по количеству доступных электронных документов, количество читательских мест и компьютеров, суммарная площадь помещений, количество профессиональных библиотекарей в штате и объем финансирования, в том числе на работу с электронными документами.

    2. Эффективность использования выделяемых ресурсов, исчисляемая в основном как отношение «входных» параметров (финансирование, комплектование и т.д., см. выше п.1) к «выходным» (количество книговыдач, суммарное количество посещений, пользование Интернет т.п.)

    3. Уровень удовлетворенности пользователей как главный фактор оценки эффективности работы библиотеки. Формулируется набор ожиданий читателя (что он\она считает важным для успешной работы библиотеки и библиотекаря), рассчитывается статистический вес этих ожиданий и затем проводится сопоставление (сравнение) реальной ситуации в библиотеке с ожиданиями пользователей.

     

    По теме лекции проводятся два практических занятия.

    На практическом занятии 7 студенты самостоятельно работают с вебсайтами, содержащими ряд интересных ресурсов для ЭБ, а также с вебсайтами, оказывающими помощь в антивирусной профилактике и защите от компьютерных вирусов.

    На практическом занятии 8 студенты, ранее освоившие навыки сканирования на планшетном и планетарном сканерах, отрабатывают технологию электронной доставки документов: отправляют подготовленный ими электронный файл заказа клиенту, осуществляют условные платежи, подтверждают выполнение заказа и т.д. Преподаватель приводит примеры реализации схемы Интернет-платежей в библиотеках за рубежом. В отдельных случаях студенты привлекаются к выполнению реальных заказов отделов МБА в часы практического занятия.

    Контрольные вопросы к Разделу 3

    1. Перечислите основные технические средства передачи информации.
    2. Понятие пропускной способности канала передачи данных.
    3. Что такое «проблема последнего километра»?
    4. Интернет как среда передачи данных. Определение Интернета.
    5. Интернет как множество электронных ресурсов.
    6. Защита целостности электронных ресурсов, основные понятия.
    7. Основные положения государственной политики по организации, регистрации и защите электронных ресурсов.
    8. Роль стандартов в обработке электронных ресурсов.
    9. Основные положения законодательства об авторском праве и смежных правах. Особенности для электронных изданий.
    10. Направления изменений законов об авторском праве применительно к электронным ресурсам
    11. Что такое несанкционированный доступ к электронным ресурсам и нецелевое использование Сети сотрудниками учреждения? Примеры.
    12. Что такое вирусы? Некоторые примеры вирусов, основные меры по защите от вирусов.
    13. Организация работы электронной библиотеки: основные технологические этапы и их сравнение с традиционной библиотечной технологией.
    14. Основные методики оценок эффективности работы библиотек с электронными ресурсами.
    15. Примеры электронных библиотек, созданных не в традиционных библиотеках.

  • На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив