На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки
Содержание:


Пояснительная записка

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ 1. Электронная библиотека: введение, этапы развития, определение, возможности электронных библиотек, структура, классификация (темы лекций 1, 2)

РАЗДЕЛ 2. Ресурсы электронных библиотек: определения, виды ресурсов, создание, комплектование, хранение электронных ресурсов (темы лекций 3, 4, 5, 6, 7)

РАЗДЕЛ 3. Средства доступа к электронным ресурсам: основные понятия , стандарты, проблемы безопасности и авторского права (темы лекций 8, 9, 10, 11)

РАЗДЕЛ 4. Социальная значимость электронных библиотек. конкретные проекты. методология подготовки библиотекарей и пользователей (темы лекций 12, 13, 14)

Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ

Перечень рекомендованной литературы


РАЗДЕЛ 1

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА:
ВВЕДЕНИЕ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ,
ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК,
СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ

(темы лекций 1, 2)

Теоретическая база Раздела 1

Лекции данного раздела раскрывают неизбежность и закономерность появления электронных библиотек (ЭБ) как следствие развития современных компьютерных технологий обработки информации, передачи данных и создания глобальной коммуникационной среды.

Постиндустриальное развитие общества последовательно ведет к формированию гражданского общества и неизбежно – к информационному обществу и обществу знаний. В этом смысле роль электронных библиотек проявляется наиболее значимо; одним из этапов этой эволюции можно считать формирование в стране системы общедоступных центров публичной информации.

В выступлении на традиционной международной конференции в г. Билефельд, Германия в 2002 году «Библиотека как центр коммуникаций» г-жа Эжени Прайм (Eugenie Prime), директор научно-технической библиотеки всемирно известной компании Хьюлетт–Паккард (Hewlett-Packard), Калифорния, США, предложила сравнительную схему основных примет 20-го и 21-го веков. Эту схему можно считать кратким изложением сути надвигающегося информационного общества 21-го века, см. Табл. 1.

Таблица 1

Сравнение ключевых категорий развитого индустриального
общества (20 век) и информационного общества (21 век)

 

No

п/п

 

Индустриальное общество

( 20 век)

 

Информационное общество

(21 век)

1

Главный источник богатства и стимулятор творчества – капиталовложения

Главный источник богатства – информация

2

Основная задача бизнеса – сделать что-то материальное

Основная задача бизнеса – сделать что-то осмысленное

3

Акцент на использование и развитие информационных технологий

Акцент на содержание информации

4

Экономическая эффективность измеряется отдачей от капиталовложений

Экономическая эффективность измеряется отдачей от информации

5

Набор понятных и осязаемых промышленных стандартов производства

Набор неосязаемых стандартов

6

Лидерство имеет индивидуальный, «героический» характер

Лидерство скорее состоит в умении распределять задания среди людей

7

Основа состояния – земля, недвижимость, заводы, оборудование

Основа состояния – патенты, интеллектуальная собственность

8

Основа коммерческого успеха – продукты и услуги   

Основа коммерческого успеха – взаимодействие с потребителем

Теоретическая база Раздела 1 состоит в применении к новым, цифровым (электронным) технологиям базовых понятий, на которые опирается работа традиционных библиотек:

  • формирование коллекций информационных ресурсов (документов) как универсальных, так и тематического ориентирования;
  • создание справочно-поискового аппарата к коллекциям;
  • обеспечение сохранности коллекций;
  • обеспечение бесплатного в основе своей доступа к библиотечным материалам;
  • формирование библиотечного коллектива, обучение и подготовка его к выполнению ключевых функций библиотеки.

С точки зрения расширения возможностей предоставления общедоступной информации широкой публике базовым документом для развития электронных библиотек служит «Манифест публичных библиотек», разработанный Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) и принятый ЮНЕСКО. Идеи этого Манифеста раскрываются во вводных лекциях (Раздел 1) и в Разделе 3, посвященном проблемам доступности электронных материалов.

Двойственный характер задач, решаемых электронными библиотеками, раскрывается через анализ роли локальных и удаленных электронных ресурсов и роли средств доступа к ним.

ЭБ, как известно, создаются не только в библиотеках, но и в других структурах: информационных центрах, научно исследовательских и академических институтах, вузах, органах управления, различных фирмах, компаниях и др. Вместе с тем, именно в библиотеках создание ЭБ наиболее показательно, ощутимо и немедленно приносит практическую пользу обществу. Важность роли библиотекаря в работе любой библиотеки отнюдь не исчезает при обслуживании электронными ресурсами. Более того, именно библиотекарь наряду с материально-технической базой и фондом способствует тому, что ЭБ является действительно библиотекой, а не просто электронным фондом. В этом и состоит одна из ключевых ролей библиотекаря при создании ЭБ как в традиционных библиотеках, так и вне их. В любом случае, как ни называть специалиста, отвечающего за ЭБ в другой организации (не в библиотеке), лучшего слова чем «библиотекарь» не придумать, да и незачем.

Лекция 1. Электронные библиотеки как этап развития
информационных технологий

История зарождения и развития работ по созданию
электронных библиотек

Создание, функционирование и развитие ЭБ с исторической точки зрения определяется:

  • во-первых, внешними по отношению к самим библиотекам факторами – наличием общедоступных компьютерных и коммуникационных технологий;

  • во-вторых, развитием библиотечно-информационных технологий с учетом уровня развития общества, в первую очередь экономики и высоких технологий.

Мы не можем согласиться с зачастую высказывающимся мнением, что ЭБ исторически появились как отрицание «бумажных библиотек» и что ЭБ и библиотеки традиционные вообще между собой не связаны. Все гораздо слышнее и вместе с тем – проще, и ЭБ скорее дополняют библиотеки традиционные, чем отрицают их.

Отметим множественность дефиниций одного и того же понятия: электронная библиотека, цифровая библиотека, виртуальная библиотека, медиатека, библиотека без границ (без стен); будем использовать понятие «электронная библиотека» как наиболее распространенное сегодня.

Изменения со временем содержания понятия ЭБ:

  • Фонд компьютерных (машиночитаемых) ресурсов, сформированный путем конверсии в машиночитаемую форму (оцифровки) печатных документов. Примерами интенсивно разворачивающихся работ в этой области могут служить создаваемые электронные библиотеки по отечественным и зарубежным книгам прошлых веков в Российской государственной библиотеке, по фонду авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по науке и технике в ГПНТБ России, по печатным и иным документам (фотографиям, дагерротипам, фонограммам, фильмам и т.п.) в Библиотеке Конгресса США. На главной странице вебсайта ГПНТБ России (www.gpntb.ru) можно увидеть специальный раздел «Электронные библиотеки», войдя в который вы обнаруживаете перечень разнообразных видов электронных ресурсов собственной генерации (рис. 2, 3), а на сайте Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru) раздел «Elibron» представляет десятки тысяч электронных книг на разных языках (рис. 4, 5). На рис. 6 представлена главная страница сайта Библиотеки Конгресса США (www.loc.gov), крупнейшей в мире библиотеки, включающий, в том числе раздел «American Memory» («Память Америки»), который является частью Национальной цифровой библиотеки, а на рис. 7 представлен сам раздел «Память Америки», представляющий в электронном виде материалы по американской истории (порядка 7 млн электронных и мультимедийных записей из более, чем 100 коллекций).

  • Фонд на основе комплектования опубликованных машиночитаемых материалов (фонд компактных оптических дисков – «Медиатека» в Париже; фонд научно-технического центра «Информрегистр» в Москве, сформированный в результате передачи в Центр обязательных депозитарных копий и др.).

  • Определение «Электронная библиотека», принятое в среде поисковых средств Интернет, чаще всего приведет вас к коллекции электронных ресурсов (например «Библиотека Мошкова», www.lib.ru).

  • Система, обеспечивающая единый доступ к удаленным или локальным тематически подобранным материалам, например, международная Электронная библиотека по математике – проект Технического университета, г. Берлин, Германия (http:\\www.emis.de\ZMATH), главная страница вебсайта представлена на рис. 8; научная электронная библиотека Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), предоставляющая библиотекам страны доступ через Интернет к полным текстам 4793 названий (243273 выпусков) зарубежных научных журналов (www.rfbr.ru), раздел «Научная электронная библиотека» представлен на рис. 9.

Рис.2. Раздел "Электронная библиотека" вебсайта ГПНТБ России

Рис.3. Один из разделов вебсайта Государственной публичной
научно-технической библиотеки России (ГПНТБ России)

Рис.4. Главная страница вебсайта Российской государственной библиотеки (РГБ)

Рис. 5. Раздел "Elibron" вебсайта РГБ

Рис. 6. Главная страница вебсайта Библиотеки Конгресса США

Рис.7. Раздел "Память Америки" вебсайта Библиотеки Конгресса США

Рис. 8. Главная страница вебсайта Международной библиотеки по математике
(Технический университет, Берлин, Германия)

Рис. 9. Раздел "Научная электронная библиотека" вебсайта
Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ)

Упрощенный подход к определению в данном случае невозможен, поскольку функции электронной библиотеки несколько отличаются от классических библиотечных функций. В какой мере термин «библиотека» (собрание книг) применим к ЭБ, быть может термины «файлотека» или «ресурсотека» или «адресотека» уместнее? Ответ может быть точным только в связи с рассмотрением библиотеки как системы.

Определение: Электронная библиотека – это локальные или распределенные электронные ресурсы, объединенные общей идеологией структуризации и доступа.

Усвоив это определение, читатель будет в состоянии понять все дальнейшее изложение.

Цели создания ЭБ:

Цели создания электронной библиотеки и возможности, открывающиеся при ее создании, тесно связаны. Среди наиболее известных целей оцифровки документов (одна из самых распространенных технологий создания ЭБ) или мотиваций к созданию электронных версий традиционных библиотечных документов можно назвать следующие:

1) совершенствование качества обслуживания путем создание условий для большей доступности содержания печатного материала; повышение качества информационного обслуживания, расширение номенклатуры информационных услуг, доступности информации любых видов и тематики, и увеличение количества пользователей при переходе к электронным ресурсам за счет:

  • предоставления в доступ текстовой информации, изображений, и любых других видов мультимедийной информации;

  • обеспечения доступности материалов, находящихся в различных коллекциях и фондах, включая малотиражные и уникальные издания, без видового или тематического ограничения, без учета национальных границ или ведомственной принадлежности;

  • расширения круга потенциальных поставщиков и получателей информации, в том числе и за пределами библиотечного сообщества;

  • устранения ограничений на получение информации пользователями с физическими или социальными ограничениями;

  • расширения возможностей доставки информации в любое место, в том числе в офис или на дом;

  • снятия ограничений на время обращения за информацией и время ее получения – работа по 24 часа в сутки ежедневно и круглый год;

2) обеспечение сохранности печатного материала, в первую очередь редких и ценных документов. Придание новых свойств печатным или рукописным материалам, например путем добавления научных комментариев, ссылок в различных форматах, в том числе видео и аудио и других форм мультимедиа);

3) Стремление к внедрению новых достижений в области высоких технологий.

Электронная библиотека осуществляет обслуживание различными по доступности видами машиночитаемых ресурсов, а именно:

  • ресурсами, находящимися в собственности библиотеки и размещенными на ее серверах или в ее помещениях. Их селекция осуществляется аналогично селекции печатных материалов, а библиографические описания включены, как правило, либо в отдельный каталог, либо в общий каталог библиотеки, либо в оба каталога;

  • удаленными ресурсами, расположенные на серверах поставщиков информации, доступ к которым лицензирован (оплачен). Следует составлять списки подобных материалов, чтобы обеспечить их рекламу, интенсивное использование и контроль за использованием, а также, при длительной лицензии включать их библиографические описания в электронный каталог с указанием места хранения документов;

  • удаленными ресурсами, просмотренными и оцененными сотрудниками данной электронной библиотеки. Библиотека рекомендует эти ресурсы, – имея в виду качество информации и надежность источника. Участие библиотеки может также заключаться в организации удобного доступа к ним, например, через создание единого интерфейса;

  • всеми остальными удаленными ресурсами. Доступ к ним – дело свободного выбора и навыков пользователя. Библиотекарь электронной библиотеки должен уметь оказать помощь в проведении тематического поиска.

В отдельных случаях при пользовании материалами двух вышеуказанных групп, библиотека может сделать заказ единичных документов (конечно, речь обычно идет о полных текстах) и даже оплатить их доставку.

ЭБ работает не только с имеющимся электронным ресурсом (локальным или удаленным), но может широко использовать технологию «конверсии по заказу» имеющегося печатного материала в электронный формат и дальнейшее обслуживание пользователя электронным ресурсом.

Приоритетное значение для понимания функций ЭБ имеет возможность обслужить электронным ресурсом локального или удаленного пользователя и наоборот, группу пользователей, которым нужен один и тот же документ, что очевидно, невозможно сделать в случае печатного документа. Удовлетворение потребностей пользователя – единственно важный критерий. Отметим, что ЭБ отличается от, например, коллекции цифровых документов тем, что пользователю предоставляется единый система доступа, в том числе по справочно-поисковому аппарату, системам классификации и индексации, интерфейсу. Для ЭБ характерно наличие полнотекстовых документов, что отличает ее от огромных библиографических баз данных.

В лекции уточняется место данного курса среди смежных дисциплин и специализаций; динамичность развития тематики и потребность в непрерывной профессиональной переподготовке.

Лекция 2. ЭБ как специализированная информационно-библиотечная система; цели и принципы
построения; классификация

Историческая и психологическая привязанность пользователя к печатному виду подачи информации не подлежит сомнению. Однако вопрос в том, в какой мере эта традиция может ограничивать использование электронных ресурсов, ведь привязанность пользователя касается только одного из заключительных этапов работы с документом.

Ключевые положения лекции:

  • Функционирование электронной библиотеки в составе традиционной библиотеки и вне ее.

  • Необходимость использования одновременно традиционной и цифровой технологий обслуживания в библиотеке: работа с печатными материалами, электронными ресурсами, находящимися в библиотеке, и с удаленными ресурсами.

  • Дополнительная нагрузка на библиотечный бюджет и на персонал библиотеки.

  • Увеличение количества времени, которое приходится уделять читателю вследствие возросшей сложности вопросов (простые решаются непосредственным выходом пользователя в сеть).

  • Потребность в непрерывном повышении квалификации вследствие очень высокого темпа технологического развития.

  • Обучение библиотекарей и пользователей; превращение библиотекаря в ведущего специалиста по обработке информации (в международной терминологии – «управление знаниями»).

Поэлементное рассмотрение определения ЭБ

Укрупненная организационно-функциональная схема ЭБ, общая характеристика отдельных ее блоков (узлов), обязательные и дополнительные блоки; классификационные признаки ЭБ.

Раскрытие сути понятия электронная библиотека, с акцентом на то, что дело не только в перемене традиционного печатного материала на цифровой или электронный формат, а в обеспечении доступа к удаленному, распределенному, разнородному ресурсу.

Укрупненная организационно-функциональная схема ЭБ приведена на рис. 10.

Рис. 10. Организационно-функциональная схема электронной библиотеки
(ЛВС - локальная вычислительная сеть;
ПК - персональный компьютер)

 

Принципиальные изменения возможностей обслуживания с точки зрения доступного для пользователей массива ресурсов: в России около 50 тыс. традиционных публичных библиотек всех типов (при общем числе всех библиотек порядка 150 тыс.); в Интернете более 3 млн общедоступных сайтов, в русскоязычном секторе Интернета (Рунете) в 2003 г. зарегистрировано 256 тыс. информационных сайтов.

Смена приоритетов в характеристике библиотеки с точки зрения пользователя: от полноты библиотечного фонда, оперативности и качества обслуживания к таким категориям, как качество связи и удобство поиска.

Особенности обслуживания дисками CD-ROM, дискетами, доступом в Интернет.

После создания ЭБ сразу же возникают две задачи: интеграция (объединение) электронных информационных ресурсов и разработка эффективных средств поиска (навигации) в них. Эффективность понимается как оперативность получения, точность и полнота представленной информации.

Для понимания сути и места ЭБ в системе библиотечно-информационных технологий необходимо знать следующие понятия и предпосылки.

Система автоматизации библиотеки, пригодная как для традиционных, так и для электронных технологий. Роль автоматизации библиотеки (в том числе формирование электронного каталога, наработка навыков работы с ним библиотекарей и читателей) как предварительного этапа перехода к использованию электронных библиотек, создание единого интерфейса доступа к разнородным, локальным и удаленным ресурсам.

Портал – отправная точка тематического поиска в распределенной сети. Технологии и устройства автоматизированного сбора информации и автоматического создания каталогов электронных ресурсов. Внешние различия достаточно заметны: у портала нет и никогда не было своего специального помещения, в которое могли бы зайти физические пользователи; на сервере портала, как правило, нет постоянного дежурного помощника (библиотекаря); доля собственных электронных ресурсов на портале невелика по сравнению с внешними, удаленными ресурсами. Проблема селекции внешних ресурсов и источников информации.

Межбиблиотечный абонемент (МБА) для электронных ресурсов и электронная система доставки документов как естественная предпосылка концепции распределенного доступа, столь характерного для Интернета в целом. Доставка документа – книги, статьи, изображения, электронной публикации коллективному или индивидуальному пользователю. Механизм доставки – почта, факс, электронная почта, заказное сканирование, полностью электронная доставка (переадресация); особенно четко здесь должно быть обеспечено стандартизованное сопровождение и контроль за выполнением заказа и безукоризненное следование правовым требованиям.

Контроль правовых аспектов, в том числе аутентичность пользователя (удостоверение личности) – нетривиальная проблема для ЭБ, в отличие от традиционных библиотек. Авторизация (проверка полномочий данного пользователя) с учетом категории оплаты за услуги, а также с уч¨том условий лицензирования доступа к электронным ресурсам. Проблемы авторского права («сopyright»); отчисления владельцам информации; электронная подпись и «водяные знаки» на документах. Надежность проведения платежей в случае платного обслуживания и обеспечение защиты от несанкционированного доступа.

Средства создания электронных ресурсов или конверсии печатных ресурсов в электронные. Расширение и изменение издательских функций библиотек: от выпуска профессиональной литературы – каталогов, библиографических указателей, обзоров, методических рекомендаций, профессиональных публикаций – к обработке основного фонда, конверсии его части в машиночитаемый формат и создании полномасштабного локального электронного ресурса по основной тематике библиотечных печатных фондов.

Изменение технологии работы издательств и книготорговли; электронные технологии; связь с библиотеками. Формирование цифровых архивов в издательствах (ретроспективные электронные копии журналов вплоть до первого выпуска, так называемые
backfiles).

Цифровые архивы и сохранность; противоречивость требований немедленного открытого доступа и надежной сохранности. Системы иерархического хранения: малоспрашиваемые материалы в недорогих форматах несложных или их подмножествах, часто спрашиваемые – в легкодоступных (но, возможно, более дорогих). Проблема миграции машиночитаемых документов применительно к электронным ресурсам и обеспечению долговременного хранения материала.

Элементы эволюционного развития на пути к ЭБ:

  • технический прогресс, в первую очередь информационных технологий;

  • новые виды передачи информации;

  • хранение и обработка электронных публикаций становится дешевле бумажных;

  • увеличение числа каналов связи, развитие телекоммуникаций, Интернет;

  • свободный доступ к информации и документам;

  • углубленная проработка правовых аспектов;

  • корпоративность в действиях библиотек и широкое использование удаленных ресурсов.

Проведение семинара по теме лекции 2 как итоговое мероприятие изучения тем Раздела 1. Обсуждение определений, разных подходов к структуре ЭБ, уточнение целей их создания и оценки многоаспектных последствий на развитие общества.

Контрольные вопросы к Разделу 1

  1. Что такое электронная библиотека?

  2. В чем состоит цель создания электронной библиотеки?

  3. Какие новые возможности открываются для пользователя и для библиотекаря при создании электронной библиотеки?

  4. Какова структура электронной библиотеки? Перечислить основные элементы с краткой характеристикой их назначения.

  5. Какие дополнительные элементы технологии появляются при создании электронной библиотеки?

  6. Назовите основные трудности при пользовании электронными ресурсами и перечислите их преимущества в пользовании по сравнению с печатными документами.

  7. Как сочетается ЭБ в составе традиционной библиотеки?

  8. Какие новые задачи ставит перед библиотекарем использование электронных публикаций?

  9. Можно ли считать, что электронные библиотеки полностью вытеснят обычные?

  10. Как, по вашему мнению, сочетаются традиционные и электронные фонды в библиотеке?

  11. Приведите примеры возможного использования ЭБ в других организациях: НИИ, органах управления, вузах, издательствах и др.

  12. Место ЭБ в системе современных информационных технологий.

  13. Основные задачи ЭБ.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив