На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Ястребова Е.М. Новейшие тенденции в выставочной деельности библиотек
Содержание:


Введение

1.Классификация выставок

2.Функции выставок в комплексе маркетинга и паблик рилейшенз библиотеки

3.Планирование библиотекой деятельности в преддверии выставки

3.1.Обоснование решения по участию библиотеки в выставочном мероприятии

3.2.Оформление заявки и отказа библиотеки от участия в выставке

3.3.Предвыставочный этап подготовки библиотеки

3.3.1.Выбор экспонатов и выставочной программы

3.3.2.Определение бюджета на проведение выставки

3.3.3.Выставочный стенд – понятие, конфигурации, зоны

3.3.4.Транспортировка экспозиции библиотеки на выставку

3.3.5.Выставочный персонал – требования, навыки, подбор, тренинг, работа с клиентами

3.3.6.Реклама и продвижение выставочного мероприятия

3.3.7.Отношения библиотеки с прессой в контексте организации и проведения выставок

3.3.8.Резюме по предвыставочной подготовке библиотеки

4.Монтаж выставочной экспозиции библиотеки – два сценария.

5.Факторы успеха библиотеки на выставке – основные законы выставок

5.1.Особенности работы библиотеки с клиентами на выставке

6.Послевыставочная деятельность библиотеки – завершение сделок

7.Оценка эффективности участия библиотеки в выставке

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


1. Классификация выставок

Классификация выставок призвана помочь библиотекам сориентироваться в этой непростой проблеме, приведенная нами  ниже классификация свидетельствует о том, что выставочные мероприятия весьма и весьма неоднородны. Каждая конкретная выставка, которую можно в большей или меньшей степени отнести к тому или иному типу, обладает в конечном итоге собственным лицом и спецификой, она вероятно может представлять интерес для библиотечно-информационной отрасли и ее наиболее крупных представителей.

Для классифицирования выставок выделяют несколько оснований: 1)  временной период функционирования выставки;

2)     отраслевая тематика;

3)     значимость для экспонентов;

4)     формы участия экспонентов;

5)     географический состав экспонентов;

6)     цели участия экспонентов;

7)     состав посетителей.

Подчеркнем еще раз, любая классификация довольно условна и каждую выставку можно охарактеризовать по всем пяти основаниям. Рассмотрим кратко ранее приведенные виды выставок.

Группа выставок по временному периоду функционирования складывается из следующих:

1)     постоянно действующие выставки (0,5-1 год и более);

2)     временные выставки (0,5-5 месяцев);

3)     краткосрочные выставки (от 1-5 дней до 0,5 месяцев).

В зависимости от задач и целей учреждения (самая крупная в стране - национальное книгохранилище или небольшой сельский филиал) библиотеки могут, оценив свои перспективы и возможности, участвовать во всех выше указанных выставках.

По значимости для экспонентоввыставкиразличаются так:

1)     международные;

2)     межрегиональные;

3)     местные.

По определению Венского конгресса Союза международных ярмарок 1977 года [3, с. 7-8] международными считаются выставки при присутствии иностранных участников, но не менее, чем 10 процентов от общего числа экспонентов и посетителей-специалистов не менее, чем 5 процентов.

Межрегиональные выставки имеют значение и значимость для участников нескольких регионов. На региональных или местных выставках свои достижения, как правило, демонстрируют организации одного региона, однако полезными и познавательными они могут быть для учреждений и фирм соседних областей, всей страны и даже зарубежья.

Каждая выставка, российская или международная, проходит в конкретных социально-экономических и исторических условиях и «работает» на один или несколько рынков: местный, региональный, национальный, международный (европейский, азиатский и т. д.), всемирный. Чем крупнее и авторитетнее выставка, тем на большее количество рынков она распространяет свое влияние и тем предпочтительней участие в ней для крупных библиотек и соответственно для мелких с уникальными предложениями библиотечно-информационных продуктов и услуг.

По формам участия выставки относятся к очным, заочным и Интернет-выставкам.

Под очнымучастием подразумевают непосредственное, физическое присутствие библиотеки на выставке с арендой стенда для работы собственного или нанятого персонала.

Заочноеучастие предполагает публикацию информации о библиотеке в каталоге выставки и/или рекламного блока об оказываемых ею услугах и продуктах, а также возможно - размещение соответствующей информации на планшетах или щитах в выставочных павильонах.

Интернет-выставки находятся во всемирной глобальной информационной сети, здесь достигается очень большая степень интерактивности между экспонентами и посетителями, может происходить оперативный обмен информацией и материальными ценностями. Часто Интернет-выставка или виртуальная выставка используется в качестве дополнения к реальной выставке и проходит параллельно ей, но также самостоятельно действующая интернет-выставка на данный момент развития компьютерной техники и компьютерной грамотности населения уже не является редкостью.

Отличие виртуальных выставок от реальных заключается в том, что в качестве выставочного места и площади в них используется Интернетовское пространство, в качестве каналов связи между организатором, участником и посетителем выставки выбраны каналы Интернет.

Данному виду выставок присущ ряд особенностей: во-первых, количество участников выставки не ограничено; во-вторых, организация участия достаточно проста и требует гораздо меньших затрат по сравнению с присутствием на реальной выставке; и, в-третьих, широкий географический охват посетителей Интернет не знает границ, пространственных и других ограничений.

Виртуальные выставки располагают условно бесконечным выставочным пространством, оно зависит от возможностей используемого Интернет-ресурса, а также могут длиться бесконечно долго во времени. Именно поэтому Интернет-выставки, как правило, проходят намного длительнее реальных, даже если открываются в дополнение и первоначально дублируют их.

Виртуальная выставка предоставляет возможность участникам на возмездной или безвозмездной основе разместить в глобальной сети на сайте выставки текстовую информацию, графическое, аудио- или видеоизображение продуктов, а также описание соответствующих услуг, посетителям выставки на безвозмездной основе - ознакомиться с информацией и экспонатами, представленными участниками выставки.

В последнее время виртуальный рекламный стенд нередко создается с помощью специальных флеш-технологий, которые позволяют внести динамические элементы (например: открывающаяся и закрывающаяся книга, приветливо машущий рукой библиотекарь и другие анимации) и сделать представление библиотеки более интересным и запоминающимся, а значит и «покупаемым». Интернет-стенд - своеобразная визитная карточка библиотеки, от степени продуманности, уровня его дизайнерского исполнения напрямую зависит посещаемость и успех библиотеки на данной выставке.

В настоящее время, хотя человечество уже живет в ХХ1-ом веке, виртуальные выставки играют второстепенную по сравнению с обычными выставками роль, но, тем не менее, они являются важным направлением развития выставочно-ярмарочной деятельности и вполне могут использоваться библиотеками. Интернет-выставки еще не успели получить широкого распространения, но становятся все более популярными, все большее количество организаций прибегает к использованию Интернет-стендов как одного из инструментов библиотечного маркетинга.

В настоящий период в сети существует порядка десяти тысяч сайтов, так или иначе связанных с выставочной деятельностью, сайты компаний, занимающихся выставочной деятельностью, сайты, посвященные конкретным реальным выставкам, основная цель которых - информационное обслуживание, а также рекламирование реальных выставок с помощью интернетовской сети, предоставление необходимых сведений о мероприятии, составе участников, организаторах, спонсорах, тематике выставки и времени ее прохождения.

Практически все выставочные сайты снабжены удобным механизмом поиска по дате, региону или тематике выставки.

Сайт «Все выставки», посвященный выставкам и около-выставочной проблематике, достаточно популярен в нашей стране и за ее границами, он посещается большим количеством пользователей Интернета. На данном сайте много информации, и она удобно размещена. Поиск информации осуществляется по тематике, периоду проведения, региону, городу, выставочному комплексу, организатору и участникам выставки.

Сайт «Выставки России», обобщающий данные по выставкам в России и за рубежом, отличается удобной навигацией, красивым дизайном и содержательной информацией. Здесь можно найти быстро и без затруднений тему, дату, место проведения, организатора выставки, программу, условия участия и выставочные расценки.

Многие сайты имеют похожую структуру, которую можно условно назвать типовой, она проста и включает следующие разделы: календарь выставок, новости, контактная информация; некоторые странички располагают также англоязычной или иной версией на иностранных языках.

Организация и проведение виртуальной, полностью оторванной от реальности выставки недостаточно эффективно и не имеет большого смысла, потому что, как правило, при наличии специализированного характера такая выставка интересна для ограниченного круга клиентов. Результативность размещения экспозиции или других предложений библиотеки на виртуальной выставке полностью зависит от уровня популярности сетевого ресурса и от количества посетителей в день.

Понятно, что наиболее оптимальным является комплексный подход к организации выставочно-ярмарочной деятельности, то есть одновременная организация реальных и виртуальных выставок.

По географическому составу экспонентов выставки классифицируются:

1)       всемирные;

2)       международные;

3)       национальные;

4)       межрегиональные;

5)       местные.

Главная особенность всемирных выставок состоит в том, что на них страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры, в других отраслях народного хозяйства, в частности, к таким выставкам относятся универсальные выставки «ЭКСПО». В международных выставках участвуют организации из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, выставочное оборудование предоставляемый набор услуг - соответствовать требованиям международных стандартов по проведению выставок.

В национальных выставкахпринимают участиеорганизации одной страны. На межрегиональных выставкахсвою продукцию и услуги демонстрируют производители и организации нескольких регионов.

Местные (региональные) выставки предполагают участие организаций только того города/региона, где проводится выставка-ярмарка. Местные выставки проводят коммерческие или муниципальные структуры, участвовать в них (и иногда с большой пользой для себя) могут и некоммерческие организации, в частности - библиотеки.

Вопрос классификации выставок по территориальному признаку, т. е. в плане охвата экспонентов, в настоящее время актуален по-особому в связи с объединением бывших национальных рынков, расширением европейского рынка (образование Евросоюза), а также с ускорением процессов глобализации, европеизации и регионализации, наличие работающей классификации выставок помогает библиотекам определить для себя значение той или иной выставки или аналогичного мероприятия как участника и как посетителя.

С точки зрения экспонентов, выставки можно соотнести с целями их участия в данных мероприятиях - имиджевые, пробные, целевые (основные) выставки и сопутствующие мероприятиям выставки.

Имиджевые выставки ориентированы на настоящих (т.е. уже состоявшихся) деловых клиентов и партнеров, поэтому при подготовке к выставке акцент делается на оповещение заинтересованных лиц об участии библиотеки в выставке, а также на рекламирование участия в выставке, адресную рассылку приглашений библиотеки посетить стенд.

Нередко на имиджевых выставках происходит подписание контрактов, этому предшествуют предварительные переговоры и тщательное выяснение деталей договоренностей задолго до открытия выставки, комната переговоров на стенде используется для завершения и достойного оформления торжественного события. 

Имиджевые выставки часто используются предприятиями таких отраслей экономики, как машиностроение, металлургия, нефтегазовая промышленность, здравоохранение, высокие технологии, библиотеки на них - редкие участники.

Пробные выставки ориентированы на поиск потенциальных клиентов и партнеров, поэтому здесь очень важно правильно оценить возможности мероприятия, эффективно воздействовать на посетителей во время и после окончания выставки. Участие библиотек в таких выставках как возможности открытия новых организаций и потенциальных пользователей их библиотечно-информационных услуг оправдано.

Целевыевыставки ориентированны на конкретные группы потребителей, определенные технологии и темы. Такие выставки комплексно освещают возможности применения и представляют весь комплекс разнообразных продуктов и услуг, предназначенных для определенной группы потребителей. Библиотеки могут на них раскрыть весь свой потенциал.

Разновидностью целевых выставок можно считать выставки, сопутствующие различным мероприятиям - научным, культурным, социальным, юбилейным, обучающим и т.п. Данные выставки выполняют главным образом функцию дополнения и наглядной иллюстрации того, о чем говорится, обсуждается, представляется на конференциях, симпозиумах, собраниях, концертах, презентациях и т.п. Посетители этих выставок обычно не многочисленны (хотя возможны исключения, например: конгрессы ИФЛА, международные конференции библиотекарей, Дни открытых дверей крупных библиотек - ведущих отраслевых центров и др.), но они представляют собой круг высококвалифицированных и заинтересованных в ознакомлении с экспозицией специалистов.

По составу посетителей выставки подразделяются на выставки для бизнеса в широком смысле (т.е. для организаций, фирм, учреждений и ведомств)  и выставки для конечных потребителей (физические лица - настоящие и потенциальные пользователи библиотек). Библиотекам могут быть интересны и те, и другие.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив