На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Трояновский С.П. Проблемы взаимодействия издателей, книготорговцев и библиотек в едином информационном поле, 2002 год
Содержание:


Шрайберг Я.Л. Библиотеки, издатели, книгораспространители вместе или порознь? 

Добровольский В.В. Елиников М.П. Книга, книжное дело, библиотека и электронная культура: проблемы соотношения и взаимосвязи

Есенькин Б.С. О стереотипах прошлого в образовании

Ильина Е.П. К вопросу о функциях национальных библиотек

Зайцева Е.М. Классификационные проблемы книжного дела

Кисловская Г.А. Ретроконверсия карточных каталогов: цели организационные и методические принципы 

Линдеман Е.В. К вопросу об организационно-технологической основе создания корпоративных ресурсов библиотечных консорциумов

Панкова А.Н. Проблемы реализации специализированной библиотечной литературы

Саразетдинов Р.Г. Казаченкова Л.А. Библиотеки и книжный бизнес: проекты и эксперименты, находки и потери (на основе опыта Издательской группы «Гранд-Фаир»)

Скорикова И.А. Проблемы комплектования фонда научно-технической библиотеки: опыт ГПНТБ России

Трояновский С.П. Библиотеки как субъекты книжного рынка


УДК 655.4/5

А.Н. Панкова
главный редактор издательства
РГБ «Пашков дом»

Проблемы реализации специализированной
библиотечной литературы

Освещена издательская деятельность Российской государственной библиотеки. Представлены источники информации о продукции издательства «Пашков дом» и порядок ее приобретения.

Издательство РГБ «Пашков дом» создано в 1998 г. Издательская деятельность РГБ - это неразрывная часть общебиблиотечной деятельности. Своей основной целью мы считаем раскрытие фондов РГБ, знакомство широких кругов читателей с трудами и научно-методическими рекомендациями научных сотрудников РГБ, с коллекциями и собраниями Библиотеки.

За 4 года работы издательство подготовило и выпустило в свет более 100 названий (книжная продукция) как по библиотечной тематике, так и по самостоятельным проектам.

Вышли в свет получившие широкий резонанс у читателей книги: «Незабытые могилы», «Библиотечное дело в годы войны», «Кавказ в сердце России», «Сводный каталог русской книги 1801-1825 гг.», «Быть России в благоденствии и славе», «Творцы мировой науки: От античности до XX века» и др.

Свою задачу как издателей мы видим в следующем:

  1. Предоставление читателям сведений о состоянии, новациях и перспективах развития библиотечного дела в России и за рубежом.

  2. Доведение до пользователей результатов научных исследований в сфере библиотечного дела, смежных дисциплин и культуры в целом.

  3. Разработка целостной издательской политики на основе маркетингового анализа книжного рынка, в том числе профессионального.

  4. Поиски путей эффективной реализации выпускаемой литературы.

В конечной постановке наша задача - это формирование стабильного информационного канала в области профессиональной литературы.

В соответствии с миссией Библиотеки издательская продукция РГБ, формируемая на основе собственных фондов, а также результатов научной деятельности отделов, включает:

  • профессиональные журналы («Библиотековедение», «Вестник БАЕ», «Новости РГБ»);

  • продолжающиеся и сериальные издания («Записки Отдела рукописей», «Армия и флот», «Книга Русского Зарубежья в собрании РГБ»);

  • сборники документов;

  • труды по итогам научных исследований и конференций («Румянцевские чтения»);

  • библиографические и биобиблиографические издания (В.Астафьев, Л.Леонов, «Государственная библиография России»);

  • информационно-аналитические издания;

  • практические и методические пособия по библиотечному делу («Правовые основы деятельности библиотек», «Инициативная деятельность библиотек»);

  • каталоги выставок и коллекций («Всемирный Пушкин», «Каталог библиотеки П.Я.Чаадаева», «Из сокровищ РГБ»);

  • альбомы («Акварели Августа Петцольта», «Русский плакат»);

  • тематические сборники по фондам РГБ (Серия «Культурное наследие», «Кавказ в сердце России», «Быть России в благоденствии и славе»);

  • энциклопедические издания («Сводный каталог русской книги 1801-1825 гг.») и др.

Проведя анализ нашей работы за несколько лет, мы пришли к следующим выводам:

  • увеличились тиражи специализированных библиотечных изданий - до 500 и даже 1500 экз. (по отдельным наименованиям). С учетом современного рынка, это некоторый шаг вперед. (Для сравнения: издательство «Профиздат», которое на профессиональном рынке работает с 1925 г., не поднимает тиражи выше 3000 экз., даже на учебные пособия);

  • выросли тиражи профессиональной периодики (журнал «Библиотековедение», «Вестник БАЕ»;

  • расширился авторский состав издательства: в «Пашковом доме» публикуются известные ученые - библиотековеды, книговеды, библиографы - как из РГБ, так и из гуманитарных вузов, университетов культуры;

  • более разнообразной стала тематика изданий;

И все же мы считаем, что спрос на профессиональную библиотечную книгу сегодня полностью не удовлетворен. Отсюда следует вывод: информация о библиотечных изданиях не полностью доходит до потенциального покупателя.

По каким каналам расходится информация о наших изданиях? Где сегодня можно приобрести нашу литературу?

Информация о нас доступна по следующим каналам:

1. Тематический каталог издательства (1500 адресов), а также прайс-листы.

Цель Каталога - помочь специалистам сориентироваться в многообразии литературы по библиотечному делу, произвести квалифицированный отбор и закупку книг.

Это лишь один из шагов в реализации проекта, направленного на создание эффективной системы обеспечения профессиональной литературой сети библиотек.

2. ЦКНБ. «Пашков дом» поставляет в Коллектор платные обязательные экземпляры своей продукции, по которым собираются заказы.

3. Мегапроекты института «Открытое общество» - «Пушкинская библиотека», «Сельская библиотека» (до 2003 г.).

4. Международные информационные центры, специализирующиеся на комплектовании российских и зарубежных библиотек («Информ-система», МИЦ для библиотек и издательств, «Гранд», КИТ Лтд., РКТП и др). На сайтах этих центров стоит информация о наших изданиях, представлены прайс-листы.

5. Журнал «Библиотековедение» в котором ведутся постоянные рубрики: «Наша книжная полка», «В издательстве РГБ «Пашков дом», «Готовится к печати».

6. Профессиональная печать смежного профиля (ж-л «Библиография», «Информ-ревю»).

7. Веб-сайт РГБ. Издательство ведет свою страницу в Интернете, которая регулярно обновляется. Можно ознакомиться с информацией об издательстве, прайс-листом, новинками и готовящимися изданиями.

8. Книжные выставки-ярмарки, книжные салоны (ММКВЯ, «Non-Fiction»).

9. Профессиональные мероприятия, встречи с представителями региональных библиотек, на которых мы знакомим библиотекарей со своими планами, демонстрируем издания, раздаем каталоги.

10. Средства массовой информации, освещающие деятельность издательства («Московская правда», «Книжное обозрение», «Труд», «Литературная Россия» и др.).

Приобрести нашу литературу можно по каталогам, по подписке, в книжных магазинах, через собственную службу реализации издательства.

Своим основным партнером - по ассортименту - мы традиционно считаем ЦКНБ. Но здесь есть свои нюансы, о чем тоже говорят результаты анализа.

Так, выяснилось, что больше всего заказов собирает мегапроект «Пушкинская библиотека». Однако к участию в мегапроекте допускаются не все издания, более того, в него, как правило, не попадает специализированная книга.

На втором месте - ЦКНБ и собственный каталог издательства: собираем примерно поровну заказов.

Из магазинов лучшими партнерами заявили себя «Графоман» и «Летний сад».

И тем не менее далеко не все желающие приобрести нашу литературу оказываются информированными через названные каналы, либо не всех устраивают предложенные условия.

Ставя перед собой задачи расширения границ издательской деятельности, мы видим и перспективы развития профессиональных изданий и в настоящий момент работаем над рядом интересных проектов по библиотечной тематике: например, «Отечественная история библиотечного дела», «Зарубежный опыт в библиотечном деле» и др.

Но в то же время нельзя не отметить и целый ряд проблем, вытекающих из специфической направленности библиотечной издательской деятельности.

Издательская деятельность в рамках библиотечного издательства усложнена, плохо регламентирована. С одной стороны, как любая полиграфическая продукция, библиотечные издания сравнительно дороги и пока себя не окупают. Это объясняется и высокими ценами на полиграфические услуги, и малой тиражностью, и длительным сроком реализации, и низким уровнем платежного спроса. С другой стороны, технология работы издательства как производственной структуры плохо соотносится с головной организацией - библиотекой, отчасти поэтому издательству сложно и развиваться в коммерческом плане.

И все же мы убеждены, что тиражи профессиональной литературы издающих библиотек ниже существующего спроса рынка и проблемы реализации напрямую связаны с адекватной информацией о имеющейся в наличии профессиональной литературе. Здесь есть над чем подумать всем вместе.

Установить реальную емкость рынка сбыта библиотечной литературы нелегко, помня об ограниченных финансовых возможностях библиотек. Эту проблему можно успешнее решить при активной поддержке учреждений культуры со стороны федеральных и местных органов власти. В условиях сегодняшнего финансирования библиотеки вынуждены проводить строжайший режим экономии при комплектовании фондов. Особенно это заметно в комплектовании русскоязычной литературой библиотек стран СНГ. О том, что потребность этих регионов в специализированной книге велика, говорят результаты встреч на профессиональных библиотечных мероприятиях, которые порой являются единственной возможностью для библиотекарей Украины, Молдовы, Беларуси, Казахстана ознакомиться с профессиональными изданиями и приобрести их. Известны случаи, когда библиотеки этих стран вынуждены проводить внутренний «тендер», выбирая, где и как можно приобрести книги дешевле.

Мы считаем, что интеллектуальная книга на сегодняшнем книжном рынке нуждается в особом продвижении, поддержке, специальной работе по доведению ее до покупателя.

Не менее важно при этом сотрудничество самих библиотек, библиотечных издателей и библиотечных распространителей. Корпоративный покупатель - библиотеки - нуждаются в своем корпоративном книготорговце, в корпоративной системе книгораспространения и в более гибком - или детальном - подходе в представлении библиотечной книги. Подтверждением важности такого сотрудничества можно считать и создание специальной секции в рамках Международной Крымской конференции, и обсуждение издательских проблем на конференциях ИФЛА.

И конечно же, проблема распространения русскоязычной литературы, и прежде всего профессиональной, должна стать в центр внимания правительственных органов.

В этой связи представляется актуальным проект Министерства культуры Российской Федерации совместно с ЦКНБ «Российские книги - библиотекам ближнего зарубежья», который был представлен на 4-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы «Non-Fiction» (Москва, 27 нояб. - 2 дек. 2002 г.). Цель его самая благородная: обеспечить русскоязычной книгой регионы, в которых русский язык по-прежнему остается языком профессионально-научного общения. Но при всей важности этого начинания нельзя не отметить, что успешно его реализовать можно только при поддержке госструктур.

И все же мы верим, что, объединив усилия, библиотеки, библиотечные издательства и книгораспространители сумеют достичь желаемого эффекта в выполнении основной задачи - продвижении, поддержке и распространении профессиональной и интеллектуальной книги в условиях современного книжного рынка.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив