На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Трояновский С.П. Проблемы взаимодействия издателей, книготорговцев и библиотек в едином информационном поле, 2002 год
Содержание:


Шрайберг Я.Л. Библиотеки, издатели, книгораспространители вместе или порознь? 

Добровольский В.В. Елиников М.П. Книга, книжное дело, библиотека и электронная культура: проблемы соотношения и взаимосвязи

Есенькин Б.С. О стереотипах прошлого в образовании

Ильина Е.П. К вопросу о функциях национальных библиотек

Зайцева Е.М. Классификационные проблемы книжного дела

Кисловская Г.А. Ретроконверсия карточных каталогов: цели организационные и методические принципы 

Линдеман Е.В. К вопросу об организационно-технологической основе создания корпоративных ресурсов библиотечных консорциумов

Панкова А.Н. Проблемы реализации специализированной библиотечной литературы

Саразетдинов Р.Г. Казаченкова Л.А. Библиотеки и книжный бизнес: проекты и эксперименты, находки и потери (на основе опыта Издательской группы «Гранд-Фаир»)

Скорикова И.А. Проблемы комплектования фонда научно-технической библиотеки: опыт ГПНТБ России

Трояновский С.П. Библиотеки как субъекты книжного рынка


УДК 655.42:37

Б.С. Есенькин
заведующий кафедрой книжного бизнеса
Московского государственного университета печати

О СТЕРЕОТИПАХ ПРОШЛОГО В ОБРАЗОВАНИИ

Определены цели, задачи и критерии подготовки кадров для книжной торговли и издательских отделов маркетинга. Проанализированы положения государственного образовательного стандарта. Предложены варианты улучшения качества подготовки специалистов для книжного бизнеса.

По данным Российской книжной палаты выпуск книг в 2002 г. составил около 70 тыс. названий, тиражом почти 600 млн. экз., что на уровне 2001 г. по числу названий и на 9% выше по совокупному тиражу.

Показатели по названиям - рекордные за всю историю книгопечатания в России. Сегодня выпуском книг занимаются свыше 6 тыс. издательств, против 230 - в дореформенный период. В книжной торговле активно идут преобразования в формах организации труда, торговля оснащается новыми технологиями, развиваются сетевые формы торговли книгами, идет процесс становления в регионах многих новых предприятий.

На фоне относительно высоких показателей выпуска названий книг в стране и изменений в книжной торговле проблема кадров для книжной отрасли - особенно актуальна. В первые рыночные годы вновь образовавшиеся издательства и книготорговые предприятия, как правило, использовали кадровый потенциал, накопленный государственными издательствами и редакционно-издательскими отделами высших учебных заведений, научных организаций и предприятий торговли. Однако потенциал этот уже исчерпан и формирование кадрового корпуса вновь образующихся издательств и книготорговых предприятий идет не продуктивно, чаще всего методом проб и ошибок.

В данной статье мы рассмотрим вопросы подготовки кадров для книжного бизнеса, имея в виду специалистов книжной торговли и тех, кто занимается в издательствах маркетингом. Известно, что требования к специалистам, работающим в рыночных условиях, существенно более высокие, чем в условиях государственной торговли. И поэтому при моделировании системы образования таких специалистов очень важно определиться с основополагающими целями, задачами и критериями подготовки кадров. В то же время, если обратиться к государственному стандарту, который и призван обозначить все эти факторы, то окажется, что в нем расплывчато сформулированы цели подготовки специалистов для рынка.

Сегодня государство выделяет деньги на образование, а формированием конкретных целей подготовки специалистов, на наш взгляд, должна заниматься книжная отрасль и ее институты. Контроль и обеспечение качества образования остаются за Министерством образования. Однако книжная отрасль еще не обозначила свои требования к подготовке специалистов и поэтому отсутствует определенность в том, какие специалисты нужны отрасли и кого Университет печати должен готовить в области книжного дела. Цели и задачи образования, прописанные в стандарте, скорее всего, следует отнести к неким декларациям и постулатам, поскольку декларированы они в основном работниками образования, без учета и знания практики и особенно без основательно разработанных курсов по финансовому менеджменту, маркетингу, технологии книжного дела и других дисциплин.

Фундаментальные курсы рыночной экономики, прописанные как рыночные требования, в государственном стандарте отсутствуют. То, что там фактически есть, первая и несовершенная модель специалиста - рыночника. Наши нынешние представления о судьбах книжного бизнеса и накопленный опыт позволяют нам идти дальше.

На наш взгляд, такое положение существенно тормозит развитие образования в среднем и высшем звеньях. Специалисты часто дискутируют проблему новых учебников для образования. Естественно, что форма подачи материала в них должна быть тесно увязана с их содержанием, с рыночными требованиями к подготовке специалистов. Зная в целом запросы быстро меняющейся современной практики, на кафедре книжного бизнеса мы вынуждены сами формулировать, часто без глубокого осмысления системы финансовых, структурных и социальных признаков, такие требования, ибо именно сегодня мы формируем основной блок учебной литературы для книжного бизнеса, а, стало быть, и фактически «конструировать» модель третьего поколения будущего государственного образовательного стандарта. К тому же еще следует добавить, что между требованиями подготовки кадров и их моделью нет адекватности, поэтому мы не вписываемся в обычные рамки государственного классификатора профессий. Они, как и действующий стандарт образования, ограничивают наши возможности.

Подобная ситуация создана не нами, а быстро меняющимися рыночными обстоятельствами. В ныне действующем стандарте мы перешли от «книговеда», которого ранее университет готовил, к «книгораспространителю». Другого, подходящего для рыночной ситуации термина, в то время просто не нашлось и, более того, специалисты сферы образования не смогли сформулировать нечто новое, исходя из ограничений, в действующих нормативных документах.

Книгораспространитель - термин из распределительной экономики. Кафедра книжного бизнеса в то время не смогла перейти на новую рыночную терминологию - предприниматель, специалист по менеджменту, маркетингу - и, соответственно, наполнить дисциплины необходимым содержанием.

Наша точка зрения заключается в том, что мы должны готовить специалистов-предпринимателей. Вся их подготовка в лицее, колледже и университете должна быть взаимоувязана и исходить из требований книжной отрасли, опираться на современные подходы к образованию.

Проблема в том, что мы работаем в рамках наших ранних более продвинутых, но все же быстро устаревающих положений действующего стандарта. Лишь одна по-настоящему новая и рыночная дисциплина - логистика - введена на втором курсе по специальности «книгораспространение». В полном объеме стандарт начал действовать только с 2002/2003 учебного года, и сразу же возникла необходимость в выработке новых подходов в преподавании дисциплин, появились проблемы стыковки дисциплин по специальностям факультета, фактически возникла потребность в создании обучающего стандарта нового поколения.

Отметим и парадокс, возникший в последние годы в системе образования. Студенты - бывшие школьники, (особенно из продвинутых в информационных технологиях школ), используя новые, в том числе виртуальные и иные возможности, еще до поступления в университет приобретают колоссальную сумму новых знаний. По совокупности эти знания порою превосходят знания консервативно настроенных преподавателей. При поступлении в университет многие студенты уже многое знают и умеют из того, что ранее в школе не было доступно. Школьники легко справляются с компьютером, а Интернет для них - освоенный мир бесконечной информации. К сожалению, подобных знаний нет у многих преподавателей, что превращается в особую проблему при дистанционном обучении, когда речь заходит о работе с заочниками, общение с которыми теперь возможно на расстоянии.

Работники образования фактически стали заложниками динамичного времени, когда промежуточный этап, отвечающий требованиям действующего стандарта, неизбежно нужен как этап перехода на виртуальные взаимоотношения, подготовки учебников, пособий и методик. Но внутреннее противоречие в системе образования при этом выявляется все больше, потому что во всем процессе подготовки кадров нет целостности.

Факультет книжного дела и рекламы ведет подготовку по четырем специальностям: издатель-редактор, книгораспространитель, специалист по рекламе и книговед, однако между выпускающими кафедрами нет необходимого уровня взаимодействия, хотя книжное дело - общий для всех стержень. Впервые за 10 лет рынка мы в образовании только начали обсуждать научные проблемы, в избытке представленные в его сердцевине, только сегодня предпринимаются попытки к образованию системы мониторинга книжного рынка для выявления основных его характеристик динамики и роста. Без знания объекта - рынка, мы моделируем условных специалистов и поэтому все наши усилия несовершенны. К тому же общее и частное для кафедр дело разделено стеной умолчания.

Наш факультет теперь называется факультетом книжного дела и рекламы. Достаточно емкое и точное название. Необходимость координации научной, методической и практической деятельности в рамках целостности подготовки специалистов на факультете, вопреки отдельным субъективным волям, все же начинает пробивать себе дорогу. Сближающие подходы уже выстраиваются в рамках отдельных, в том числе и профессиональных дисциплин, по которым факультет должен готовить специалистов - издателей, редакторов, продавцов книг (предпринимателей), книговедов (специалистов науки) и тех, кто занимается рекламой. Тем самым, мы в будущем сможем получить комплекс специальностей, каждая из которых дополнит другую и будет находиться с ней во взаимодействии. Только исходя из такого подхода к книжному делу, и, в частности, к бизнесу, на наш взгляд, можно перекрыть весь блок современных требований к специалисту.

Но пока мы дискутируем проблему, книжная отрасль достаточно мощно продвигается вперед. И фактически получается так, что отрасль, как армия без обоза: нет прилива новых сил для движения вперед. Именно поэтому мы образовали в ТД «Библио-Глобус» филиал кафедры книжного бизнеса, чтобы студенты на практике смогли потрогать все руками и увидеть современные технологии. Изучение практики - только один из элементов современной подготовки специалистов. Обучение должно объединять науку и практику как можно плотнее, в единый комплекс.

Хоть и с отставанием по времени, но уже моделируется система обучения студентов, исходя из новых требований рынка. На наш взгляд, на начальных курсах должны быть общие профессиональные дисциплины для всех специальностей по книжному делу. Студент должен приобрести знания об отрасли и ее перспективе, понять в какой мир отношений он попал. Поэтому очень важно не только дать студентам на первом - втором курсах в тесной взаимосвязи с процессом обучения полное представление об издательствах, книжной торговле и полиграфии, но и показать все это.

В действующем стандарте уже с третьего курса предполагается разветвление образования по специальностям. Здесь необходимо продумать, как общетеоретические и специальные дисциплины должны будут преподаваться в общих потоках и как лучше раскрыть материал по отдельным специальностям во взаимосвязи с блоками гуманитарных, социально - экономических и естественнонаучных дисциплин. Такие возможности предусмотрены в стандарте, но их надо еще и реализовать. Кроме того, более глубокую подготовку и ориентацию на специальность студенты могли бы получить и при такой дополнительной форме обучения, как мастер-классы, где обучение должны вести только книгоиздатели и книготорговцы, специалисты-практики - асы в своем деле.

Студент в своей специализации, на наш взгляд, должен пройти три этапа подготовки. Вначале ясно увидеть то, чему он отдал предпочтение выбирая кафедру и специальность. Дальше на практике им должен быть сделан осознанный выбор, основанный на тесном контакте с работодателем. В результате студент получит более глубокое представление о своем будущем деле. И, наконец, последний этап, - основательная подготовка к этому самому будущему. И здесь мастер-классы незаменимы. Тем более, что вопрос оплаты такой формы обучения решается самими организаторами данной формы обучения.

Интерес руководителя мастер-класса заключается в том, что он может вести отбор студентов для своей фирмы и ориентировать их на конкретное дело. В этом процессе теорию дает кафедра - университет, а практику раскрывает мастер. У каждого дела есть своя специфика и усвоить ее студенты смогут общаясь с творческими специалистами-практиками.

Сегодня в книжном деле направлять по разнарядке специалистов в отрасль никто не собирается. Поэтому отбор должен происходить на взаимной основе. Проблема теперь звучит так: хочешь получать квалифицированных специалистов - участвуй в процессе их подготовки. Но мы учитываем и интересы тех, кто по тем или иным причинам еще не может включиться в процесс подготовки кадров для отрасли. Так, в университете уже второй год работают «Ярмарки вакансий», где сочетаются интересы работодателей и будущих специалистов. Однако здесь полное совпадение интересов - не так уж частое событие. Поэтому руководителям фирм, заинтересованным в том, чтобы к ним приходили квалифицированные специалисты, должны пройти и свою половину пути.

Медленно, но все больше и больше у коммерческих структур формируется понимание того, что затраты на подготовку специалистов в равной мере должны нести государство и бизнес, который образование обслуживает. И здесь отрасль должна сказать, что ей нужно. Министерство образования выделит на это деньги. Они должны совместно регламентировать отношения потребностей отрасли и образования, а бизнес - потратить усилия на то, чтобы встроить специалиста системы образования в систему рыночных отношений.

Раньше мы готовили инженеров, «бизнес» и «предпринима-тельство» как термины не воспринимались. Сейчас же мы понимаем, что должны готовить таких специалистов, которые знали бы как заниматься делом в условиях рынка, как его создать, как в него войти, как организовать производство товара или оказать услугу с конкурентными качествами. Для этого нужно знать многое. Знать, во что обходится их труд, как можно организовать и вести свое дело. На наш взгляд, все, кто учится в университете, такие знания должны приобрести. Специалист должен знать, для кого он делает свое дело, кому нужны итоги его науки и анализа. Он должен знать, во что это исследование обойдется и что даст другим, кто воспользуется результатами его научного труда. Но есть и другая сторона дела.

Недостаточно только знать, надо и уметь делать все так, чтобы это нужно было покупателю. Речь идет о качестве услуг и продуктов труда, которые специалист может предложить. Предприниматель должен делать качественную продукцию. Он должен любить покупателя. И этому следует предпринимателя учить. Учить анализировать рынок и находить информацию, чтобы он понимал, какой продукт будет востребован. Сегодня специалист все время - в рамках финансово-хозяйственной деятельности: в быту, на работе и в обществе. Мы все считаем. За все платим. Экономика должна быть внутри нас, внутри каждого действия. Пока же только пришло осознание и понимание того, что этими вопросами надо заниматься. Заниматься серьезно отношениями, выраженными в формуле товар - деньги - товар.

Но такого рода отношения требуют, на наш взгляд, и перестройки отношения к системе образования и самих преподавателей. Для постоянного повышения уровня своих знаний, преподаватель должен заниматься наукой. Работая над конкретной темой, нужной для практики, преподаватель совершенствует и себя, и дисциплину, которую преподает. Конкретно проявляется взаимодействие теории и практики. В этом и кроется реальное повышение квалификации, которое переводит на другой уровень и преподавателя, и студента. Студент работает над темой «в одной упряжке» с преподавателем. Они оба в таком развитии и действии обогащают друг друга. Идут вместе по ступенькам - бакалавр, магистр, аспирант. Опыт такого сотрудничества все больше пробивает себе дорогу в отрасли. Студенты осваивают настоящее и готовят себя к бизнесу. Например, по маркетингу студенты знакомятся с новой литературой, периодикой, исследуют сайты в Интернете, постоянно работают с информацией. Преподаватели же обратили свои взгляды на науку и пошли в реальное дело. Фактически развивается партнерство между преподавателями и студентами в переработке и освоении новых знаний. Мы сами должны заботиться о себе и уметь выйти на более высокий уровень, работать для себя и на отрасль. В прошлом году мы основали серию «Книжный бизнес: отечественный и зарубежный опыт». Выпустили первые шесть книг, часть из которых уже получили гриф Министерства образования. В этом году наши планы расширяются.

Конечно, есть проблема в том, чтобы организовать самого себя. И этому мы должны учить и себя, и студента, работать с ним в кооперации; в кооперации находить новое, воспроизводить это новое и двигаться дальше. И только так мы сможем получить результат.

Наука и практика должны постоянно взаимоинтегрироваться. Существующая сегодня отдаленность науки от практики - не на пользу делу. Именно поэтому мы образовали на кафедре семинар по актуальным проблемам отрасли. Он нужен для практиков, специалистов, преподавателей, студентов и диссертантов. В ходе его работы могут быть выработаны новые подходы для освоения практики, да и сама практика придет в научную аудиторию со своими проблемами.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив