Гендина Н.И. Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации: проблемы повышения качества подготовки библиотечно-информационных специалистов
Сукиасян Э.Р. Непрерывное образование: верхний уровень для практика и руководителя
Суслова И.М. Методология управления проектами в системе профессиональной подготовки менеджеров информационных ресурсов
Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики
Колосов К.А. Подготовка кадров для библиотек XXI века: тенденции в зарубежных университетах
Арутюнов В.В. Об одной методике оценки гендерной роли в научных исследованиях и в сфере образования
Арзуханов А.С., Адамьянц А.О. Формирование научной организации труда студентов кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ при проведении научно-исследовательских работ
Ивина К.В. Деятельность ИДПО МГУКИ по переподготовке библиотечно-информационных специалистов
Арзуханов А.С. Компьютерно-информационная подготовка специалистов в Учебно-методическом центре ГПНТБ России
Бобров Л.К. Жизненный цикл проекта создания информационной системы как процесс
Цветкова В.А. Роль и значение курса «Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» для формирования специалистов в условиях экономики, основанной на инновациях
Соколова Ю.В. Процессный подход как фактор обеспечения качества дистанционных курсов повышения квалификации
Линдеман Е.В. О подготовке библиотечных специалистов для участия в корпоративной деятельности библиотек
УДК 02:37
К.В. Ивина
канд. пед. наук, доцент
кафедры
книговедения Московского государственного
университета культуры и искусств
Деятельность ИДПО
МГУКИ по переподготовке библиотечно-информационных специалистов
Третий год как в системе Института дополнительного профессионального
образования Московского государственного университета культуры и искусств была
создана кафедра инновационных технологий библиотечно-информационной
деятельности.
Трехлетний опыт по организации переподготовки
библиотечно-информационных кадров позволяет поделиться некоторыми размышлениями
относительно этой важной проблемы.
Организация переподготовки библиотечных специалистов, пожалуй,
отличается во многом от аналогичной деятельности в других отраслях.
За последние годы в наши библиотеки приходит все больше и больше людей,
не имеющих базового библиотечного образования. Во многом это связано с
расширением спектра деятельности библиотек, возрастанием их информационной направленности,
расширением их участия в решении различных социальных проблем.
В этой связи перед системой осуществляющей
повышение квалификации библиотечно-информационных специалистов ставятся особые
задачи.
Анализ состава слушателей курсов прошедших через
систему повышения квалификации на кафедре ИДПО МГУКИ говорит о том, что в основном
это специалисты, не имеющие базового библиотечного образования.
В этой связи при составлении учебных программ ставилась совершенно
конкретная задача ознакомления слушателей с современными концепциями
организации библиотечной работы.
Наряду с этим расширение спектра деятельности
библиотечно-информационных учреждений привело к тому, что многим специалистам
имеющих базовое библиотечное образование необходим новый уровень знания,
который позволил бы им адаптироваться к решению новых задач, выдвигаемых перед
библиотечно-информационными учреждениями.
Эта категория слушателей проявила особый интерес к курсам, посвященным
новым информационным технологиям.
При формировании учебных программ нами был проведен определенный
мониторинг того, что делается в этом направлении в других учебных центрах, в
частности в АПРИКТе и в Российской государственной библиотеке. Кроме этого был
проведен ряд консультаций с руководителями библиотек. На основании этого нами
был определен круг программ, на основе которых кафедра стала осуществлять свою
деятельность это:
1. "Современные подходы к управлению
деятельности библиотек".
2. "Современные тенденции развития
автоматизированных корпоративных библиотечно-информационных систем и технологий".
3. "Библиотечно-информационное обеспечение
области права".
4. "Мультимедийные технологии в
библиотечно-информационной деятельности".
При формировании групп слушателей мы столкнулись с определенными
трудностями.
В первую очередь мы ставили задачу охватить своею деятельностью
централизованные библиотеки системы города Москвы. Именно они особо остро
нуждаются в специалистах обладающих современными знаниями в области
библиотечно-информационной деятельности. Но оказалось, что большинство библиотек
данного типа не имеют финансирования на организацию переподготовки своих
специалистов.
После получения данной информации нами был проведен ряд консультаций с
работниками Комитета по культуре города Москвы. Результатом этих переговоров
явилась организация долгосрочных курсов по переподготовке специалистов
библиотеки им. М. Светлова. В свете работы по созданию интеллект-центров на
базе Московских библиотек нами была достигнута предварительная договоренность о
возможности целевого финансирования системы переподготовки для библиотекарей
участвующих в программе создания интеллект-центров.
В настоящее время кафедра организует свою работу в двух направлениях.
Это организация семинаров на базе Московского государственного университета
культуры и искусств и проведение выездных семинаров.
В частности с помощью ГПНТБ России были организованы семинары по
программе "Информационные и компьютерные технологии в библиотеках и
библиотечном образовании" в г. Судаке и г. Казани
Выездные семинары показали перспективность этого направления
деятельности Института дополнительного профессионального образования
Московского государственного университета культуры и искусств.
Они показали большой интерес в регионах и получению сертификатов о
повышении квалификации именно МГУКИ.
Двухлетний опыт работы кафедры показывает, что наибольший интерес
слушателей вызывают программы связанные с современными концепциями управления
библиотечной деятельностью и информатизацией библиотечных процессов.
Вместе с тем, мы ведем
постоянный поиск по расширению спектра переподготовки библиотечных
специалистов. Особую озабоченность вызывает недостаточный уровень
профессиональной подготовки специалистов работающих в школьных библиотеках.
Нами составлены программы семинаров для библиотечных работников школьных
библиотек. Однако отсутствие целевого финансирования не позволяет в полной мере
их реализовать.
Опыт работы кафедры
инновационных технологий библиотечно-информационной деятельности ИДПО МГУКИ
показывает, что вузы культуры могут успешно реализовать себя в организации
переподготовки библиотечно-информационных специалистов в различных областях.
Однако отсутствие целевого финансирования на этот вид деятельности вузов
существенно сдерживает развитие образовательных услуг для нашей сферы
деятельности.