На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Адамьянц. А.О. Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы, 2005 год
Содержание:


Введение

Гендина Н.И. Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации: проблемы повышения качества подготовки библиотечно-информационных специалистов

Сукиасян Э.Р. Непрерывное образование: верхний уровень для практика и руководителя

Суслова И.М. Методология управления проектами в системе профессиональной подготовки менеджеров информационных ресурсов

Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики

Колосов К.А. Подготовка кадров для библиотек XXI века: тенденции в зарубежных университетах

Арутюнов В.В. Об одной методике оценки гендерной роли в научных исследованиях и в сфере образования

Арзуханов А.С., Адамьянц А.О. Формирование научной организации труда студентов кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ при проведении научно-исследовательских работ

Ивина К.В. Деятельность ИДПО МГУКИ по переподготовке библиотечно-информационных специалистов

Арзуханов А.С. Компьютерно-информационная подготовка специалистов в Учебно-методическом центре ГПНТБ России

Бобров Л.К. Жизненный цикл проекта создания информационной системы как процесс

Цветкова В.А. Роль и значение курса «Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» для формирования специалистов в условиях экономики, основанной на инновациях

Соколова Ю.В. Процессный подход как фактор обеспечения качества дистанционных курсов повышения квалификации

Линдеман Е.В. О подготовке библиотечных специалистов для участия в корпоративной деятельности библиотек


УДК 02:37

Е.В. Линдеман

канд. техн. наук, заведующая сектором
ГПНТБ России, старший преподаватель
кафедры информационных технологий
и электронных библиотек Московского
государственного университета культуры и искусств

 

О  подготовке  библиотечных  специалистов
для участия  в  корпоративной
деятельности  библиотек

 В настоящее время, несмотря на завершение масштабного финансирования корпоративных библиотечных проектов в регионах России Фондом Сороса (программа "Автоматизация библиотек", три этапа конкурса "Российские корпоративные библиотечные системы" в период 2000 - 2003 гг.), число библиотечных корпораций и консорциумов не только не уменьшается, но даже постепенно растет. Крупные региональные консорциумы продолжают работу, в них изменяется состав участников, появляются новые направления деятельности. Кроме этого появляются новые небольшие объединения библиотек, деятельность которых зачастую направлена на создание тематических специализированных корпоративных информационных ресурсов, таких как сводные каталоги по краеведению, истории и культуре наций и народностей, по экологии, педагогике и т.д. Эти объединения образуются как по региональному, так и по ведомственному принципу и в корпоративную работу включаются библиотеки, не имеющие навыков координированной деятельности в консорциумах, а значит требующие дополнительной подготовки сотрудников библиотек-участниц. Встает вопрос - кого, чему и как необходимо учить сегодня?

Достаточно часто создание корпоративных информационных ресурсов новыми участниками рассматривается как несложная операция физического объединение информационных массивов библиотек-партнеров. Причем, по их мнению, выполнить эту операцию может один оператор за "пару часов работы". О проблемах согласования форматов с учетом используемых АБИС (а также их версий), уточнения списка используемых партнерами полей библиографических записей, создания единого лингвистического обеспечения, разработки технологии и регламента этапов работ и др. партнеры не задумываются. Ситуацию усугубляет отсутствие корпоративного мышления, этики и психологии.

Подготовку специалистов, участвующих в корпоративных работах библиотек, можно разделить на два направления - повышение квалификации уже работающих сотрудников библиотек на различных курсах и получение необходимых знаний и навыков работы студентами (будущими библиотечными работниками) в ВУЗе. На практике мы наиболее часто встречаем именно первый вариант обучения, когда проводится подготовка сотрудников библиотек "со стажем", так как процент выпускников университетов культуры, пришедших работать в библиотеку после получения высшего образования крайне низок (пожалуй, исключение составляют выпускники заочного отделения) [1, 2].

Повышения квалификации сотрудников библиотек может проводиться как на специализированных курсах в университете (МГУКИ или АПРИКТ), так и в региональных тренинг-центрах, созданных в рамках конкурсов "Российские корпоративные библиотечные системы", где занятия получаются максимально насыщенными и приближенными к реальным условиям. В настоящее время четыре тренинг-центра (в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Томске) продолжают работы в "облегченном режиме", т.е. без жесткого графика курсов. В годы бурного развития библиотечных консорциумов в России эти центры стали базой для подготовки сотен сотрудников российских библиотек.

Разработанные в тренинг-центрах программы обучения имели различную тематическую направленностью, при этом теоретические, лекционные занятия сопровождались значительным объемом практических заданий. Занятия были предназначены для сотрудников библиотек, имеющих различную функциональную нагрузку в библиотеках [3, 4].

В московском тренинг-центре [4] для системных программистов, Web-мастеров, администраторов сети в программу было включено изучение особенностей проектирования корпоративных библиотечно-информационных сетей (КБИС), телекоммуникационной инфраструктуры КБИС, программно-аппаратного комплекса базового и унифицированного узлов телекоммуникационной сети, основ технологии построения Web-серверов, характеристик стандарта и протокола Z39.50, программное обеспечение сервера и клиентов Z39.50,.обзора серверов Z39.50 разных разработчиков, организации и технического обслуживания телекоммуникационной сети.

Зачастую руководство библиотек-"новичков" считает, что подготовки специалистов по этой специальности вполне достаточно для дальнейшей успешной корпоративной работы, забывая об актуальности повышения квалификации и подготовки каталогизаторов и администраторов баз данных, а так же сотрудников отделов обслуживания.

Для администраторов баз данных, сотрудников комплектования и обработки информационных потоков [4] в курс обучения были включены основы информационного обеспечения КБИС, такие как цели и задачи создания информационных ресурсов общего пользования КБИС их классификация, поисковые признаки, новые формы электронного сетевого документооборота, принципы их создания и предоставления в свободный доступ через Интернет. Это дополнялось ознакомительным курсом и сопоставительным анализом коммуникативных форматов RUSMARC, UNIMARC, MARC21, преподавались основы технологии конвертирования. Отдельные занятия были посвящены классификационным и вербальным языкам и их использованию в КБИС, основам индексирования документов и запросов, а также основам организации и технологии корпоративной обработки входных потоков документов и ретрофондов.

Для курса обучения, нацеленного на обслуживание пользователей корпоративных сетей, кроме большинства дисциплин, предназначенных для администраторов баз данных, вводился специальный акцент на информационный поиск, обслуживание читателей в библиотеке, а также на МБА и ЭДД.

Ряд региональных тренинг-центров проводил специализированные курсы по созданию цифровых коллекций, полнотекстовых документов, по ЭДД. Проводились также специализированные занятия для сотрудников библиотек ВУЗов и т.д [5-7].

Как правило, занятия в тренинг-центре охватывают 4-5 рабочих дней по 8 академических часов занятий. Поэтому на занятиях длительностью 3-4 часа или даже 10-12 часов, не удается охватить весь объем информации и дать навыки практической деятельности, подготовить полноценного специалиста.

Несмотря на массовую подготовку сотрудников библиотек в 2000-2003 г. в настоящее время по-прежнему появляется необходимость специальной подготовки специалистов. Практика показала, что работы каждой корпорации обязательно должны сопровождаться образовательными программами, рассчитанными на разный исходный уровень подготовки специалистов и на различные их функциональные обязанности в будущей корпоративной деятельности [8]. К тому же, подготовку необходимо вести с учетом текущего состояния и перспектив развития деятельности конкретной библиотеки и ее места в организационной структуре консорциума.

Курсы следует нацеливать на получение новых теоретических знаний и навыков работы в корпорации. Опыт тренинг-центра Корпоративной сети московских библиотек показал, что лекции должны сопровождаться обязательными практическими занятиями, причем соотношение теоретических и практических занятий по времени должно быть как минимуму 60% и 40% соответственно, а лучше по 50%. Опыт проведения таких занятий в течение нескольких последних лет в сочетании с анализом деятельности подготовленных специалистов в реальных условиях выявил дополнительные проблемы.

Основная проблема это неумение обученных специалистов правильно применить имеющиеся знания, использовать их комплексно для решения конкретной практической многофакторной задачи. Оказывается необходимо не только осваивать новые области знания иполучать навыкивыполнения определенных операций, но и применять все это не на простейших примерах, а комплексно в реальных условиях конкретной библиотеки и корпорации. Это дополняется неумением и нежеланием мыслить и действовать с учетом интересов всей корпорации, а не только одной библиотеки. Очень важно научиться видеть не только свою сиюминутную выгоду. Важно иметь чувство партнерства, ответственности за всю корпорацию, которое следует воспитать в каждом сотруднике библиотеки (вплоть до всех сотрудников отделов обслуживания, а не только среди "автоматизаторов"). Корректность, правильность работы специалиста в конкретной библиотеке-участнице может постоянно контролироваться со стороны корпорации при участии партнеров, что приводит к положительны сдвигам деятельности всех библиотек корпорации в целом. Мы в своей практике использовали контроль деятельности отделов обслуживания и справочно-библиографических отделов по телефону, заведомо зная что искомая нами книга в этой библиотеке отсутствует.

Проблемы этики поведения, умения вести переговоры сказываются на деятельности практически всех новых консорциумов, корпораций или объединений. Часто эти причины являются основой разрушения сообщества, хотя компьютерная техника, и средства телекоммуникации, администраторы сети и администраторы баз данных работают замечательно. Кажется, что есть все, но… нет взаимопонимания, нет работоспособной команды, а значит, нет возможности продуктивно работать в корпорации. Для решения этих проблем можно предложить проведения специальных тренингов, ролевых игр, где одновременно решается комплекс задач, сложность которых часто заключается в их сочетании.

Казалось бы, в корпоративную деятельность библиотек на современном этапе должны легко включаться молодые специалисты, выпускники университетов культуры, которые недавно прослушали специальные курсы, прошли практикумы, сдали экзамены. В реальной жизни мы видим не только низкий процент молодых специалистов из университетов культуры, пришедших работать в библиотеку, но и их неумение использовать полученные знания. Причем специалисты, получившие заочное образование имеют значительно более высокий потенциал, но к сожалению времени на курс по корпоративным технологиям в их программе не хватает.

Занимаясь подготовкой специалистов для корпоративной деятельности библиотек, нам необходимо помнить о том, что решение реальных задач с комплексным использование разных теоретических знаний и практических навыков, полученных на лекциях, семинарах и курсах, поможет подготовить хороших специалистов для современной библиотеки. Им потребуются навыки проведения диагностики реального объекта, анализа полученных данных разработки основных направлений деятельности, а для этого нужны групповые дискуссии и ролевые игры (иногда с провокационными моментами). Приближение процесса обучения к реальному объекту рационально использовать не только на курсах повышения квалификации, но уже в университете, чтобы затем не приходилось в первый же год переучивать, адаптировать молодого специалиста к реальным условиям жизни и деятельности библиотеки. С первых курсов обучения необходимо показывать и доказывать студентам, что современная библиотека не может и не должна существовать, развиваться изолированно от библиотечного сообщества, что современная компьютерная техника и средства телекоммуникации, информационные технологии, корпоративные технологии и культура способствуют развитию каждой библиотеки, каждого ее сотрудника и всего общества в целом.

 

Список литературы

1.   Адамьянц А.О. Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые образовательные технологии кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ / А.О. Адамьянц // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конф. - М.: ГПНТБ России, 2002. - Т. 1. - С. 312-314.

2.   Шрайберг Я.Л. ГПНТБ как базовая организация кафедры "Информационных технологий и электронных библиотек" МГУКИ / Я.Л. Шрайберг, А.О. Адамьянц // Информационные технологии в библиотеках и информационное общество: Сб. науч. тр. ГПНТБ России / Государственная публичная науч.-техническая б-ка России - М., 2001.

3.   Воройский Ф.С. Опыт организации послевузовского повышения квалификации библиотечных работников на основе тренинг-центра КСМБ / Ф.С.Воройский // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек: Тез. докл. - М.: ГПНТБ России, 2004. - С.53-56.

4.   Корпоративная сеть московских библиотек: Треинг центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://corporate.gpntb.ru/training.php - Загл. с экрана.

5.   Проект "Открытая электронная библиотека города Томска" [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://oel.tomsk.ru/training/ - Загл. с экрана.

6.     Фундаментальная библиотека СпбГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/projects/training-center/schedule. php - Загл. с экрана.

7.   Региональная корпоративная библиотечная система [Новосибирска] [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://pushkin.rstlib.nsc.ru/ Trening/plan.shtml - Загл. с экрана.

8.   Линдеман Е.В. Создание и использование программы курсов повышения квалификации сотрудников библиотек, участвующих в корпоративных работах: опыт работ ЦБС "Люблино" / Е.В. Линдеман // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек: Тез. докл. - М.: ГПНТБ России, 2003. - С. 151-153.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив