На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Адамьянц. А.О. Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы, 2005 год
Содержание:


Введение

Гендина Н.И. Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации: проблемы повышения качества подготовки библиотечно-информационных специалистов

Сукиасян Э.Р. Непрерывное образование: верхний уровень для практика и руководителя

Суслова И.М. Методология управления проектами в системе профессиональной подготовки менеджеров информационных ресурсов

Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики

Колосов К.А. Подготовка кадров для библиотек XXI века: тенденции в зарубежных университетах

Арутюнов В.В. Об одной методике оценки гендерной роли в научных исследованиях и в сфере образования

Арзуханов А.С., Адамьянц А.О. Формирование научной организации труда студентов кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ при проведении научно-исследовательских работ

Ивина К.В. Деятельность ИДПО МГУКИ по переподготовке библиотечно-информационных специалистов

Арзуханов А.С. Компьютерно-информационная подготовка специалистов в Учебно-методическом центре ГПНТБ России

Бобров Л.К. Жизненный цикл проекта создания информационной системы как процесс

Цветкова В.А. Роль и значение курса «Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» для формирования специалистов в условиях экономики, основанной на инновациях

Соколова Ю.В. Процессный подход как фактор обеспечения качества дистанционных курсов повышения квалификации

Линдеман Е.В. О подготовке библиотечных специалистов для участия в корпоративной деятельности библиотек


УДК 02:37+025:65.011.56

В.А. Цветкова

д.т.н., проф. кафедры МГУКИ,
зав. отделением ВИНИТИ

 

Роль  и  значение  курса 
"ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ  И  ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ  БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ  СИСТЕМ"
 для  формирования специалистов  в  условиях  экономики, основанной  на  инновациях

Современный этап развития экономики России предусматривает формирование национальной инновационной инфраструктуры, что практически невозможно без создания составляющей, которая призвана обеспечить информационную поддержку всего жизненного цикла инноваций. Отсутствие необходимой информации является одним из факторов, препятствующих успешной реализации инновационной деятельности. Информация является тем катализатором, который активизирует и поддерживает развитие инноваций.

В числе причин, сдерживающих этот процесс, следует указать и недостаточную подготовку специалистов, призванных как обеспечить информационную поддержку инновационных процессов, так и владеющих навыками поиска и использования необходимой информации.

Новые информационные технологии, телекоммуникационные сети, интернет, развитие электронных баз и банков данных, становление электронных библиотек и т.п. создает основу для решения вопросов информационной поддержки инноваций. Вместе с тем, решение вопросов информационного обеспечения становится все более сложным. У современной молодежи бытует мнение, что интернет - это и есть то необходимое и достаточное информационное пространство, в котором можно найти все, что совсем уж является заблуждением - бесплатно. Научно-техническая информация, а именно она составляет основу информационной поддержки инновационных разработок, никогда не была легкодоступной и тем более бесплатной.

Сегодня для поиска необходимых сведений, специалисты должны владеть и методами поиска в интернете, иметь доступ к информационным ресурсам библиотек и информационных центров, ориентироваться в информационной структуре государства и международного информационного сообщества. Без соответствующей подготовки процесс поиска нужной информации становится иллюзорным.

Желание расширить кругозор специалистов, подготовка которых проводится на кафедре Информационных технологий и электронных библиотек Московского государственного университета культуры и искусств была разработана учебная программа "Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем" по специальности 0.52.700 "Библиотековедение и библиография", специализация "Компьютерные технологии в библиотеках и информационных системах". Основная цель курса - научить будущих специалистов ориентироваться на современном информационном рынке и показать, какие ресурсы используются для наполнения библиотечно-информационных систем. Курс направлен также на повышение общей информационной культуры будущих специалистов.

Предложенный курс тесно связан с такими дисциплинами, как "Проектирование библиотечно-информационных систем", "Интернет-технологии", "Электронные библиотеки", а также "Правовые вопросы обеспечения библиотечно-информационной деятельности". Эти направления дополняют друг друга и в итоге составляют единый законченный цикл подготовки специалистов, владеющих необходимыми навыками для формирования информационной составляющей для обеспечения инновационных процессов.

Курс предусматривает изучение основ информационной политики в мире и в России, подходов к построению ГСНТИ и структуры формирующегося информационного рынка, ознакомление с ведущими информационными службами мира, а также вопросы унификации средств в области информационного и лингвистического обеспечения современных библиотечно-информационных систем.

Основные задачи курса заключаются в следующем:

  • познакомить студентов с существующей информационной инфраструктурой, как на международном, так и национальном уровнях, с направлениями государственной информационной политики и основными Программами мирового и национального уровня по проблемам информатизации: Окинавская Хартия, программа ЮНЕСКО "Информация для всех", "Электронная Россия";

  • дать представление о структуре информационного рынка, его основных областях и секторах, роли и значении электронных информационных ресурсов в его формировании, а также показать роль телекоммуникационных технологий (Интернет-технологий) в его развитии, включая общее представление об электронной торговле;

  • осветить структуру и типы и информационных ресурсов, тенденции их формирования в мире и России, показать соотношения и динамику формирования электронных информационных ресурсов;

  • научить ориентироваться в структуре и направлениях формирования информационной инфраструктуры России и ее роли в процессах информационно-библиотечного обеспечения инновационных процессов;

  • показать основные направления Международного информационного обмена и направления его развития в информационно-библиотечном сообществе, включая правовые аспекты этой деятельности;

  • дать теоретические знания и практический опыт применения современных международных стандартов и форматов представления данных при обмене информацией;

  • ознакомить будущих специалистов с основными моделями и формами распространения информационных ресурсов, в том числе для целей информационного обеспечения АБИС.

Специфика курса состоит в том, что он ориентирован на подготовку специалистов в сфере современных библиотечно-информационных технологий, призванных ориентироваться в сложном и динамичном информационном мире. В отличие от других дисциплин, этот курс вводит студентов в проблемы информационной политики на государственном уровне, показывает особенности формирования информационного рынка, дает конкретное представление об информационных ресурсах как части национального стратегического ресурса страны. Именно этот курс раскрывает роль Интернет как катализатора процессов развития международного информационного обмена и процессов глобализации в информационной сфере. Кроме того, этот курс еще раз обращает внимание будущих специалистов на первостепенную роль собственно информации, или как принято сейчас говорить, контента. В нем информационные ресурсы и технологии для обеспечения их создания, обработки, хранения и использования рассматриваются во взаимосвязи. Обращается внимание на то, что современный этап характеризуется тем, что ряд продуктов и услуг обязаны своим появлением органическим слиянием контента и новых технологий, например удаленный поиск в базах данных и пр. Один из разделов курса направлен на раскрытие роли унификации и показывает, что только унификация представления данных позволяет обеспечить международную коммуникацию при обмене информацией на современном этапе вхождения в мировое информационное пространство.

Курс структурирован по следующим основным разделам:

Раздел 1. Государственная информационная политика в сфере формирования информационных ресурсов.

Раздел 2. Основные понятия информационного рынка. Особенности, основные области и сектора.

Раздел 3. Мировые и национальные информационные ресурсы.

Раздел 4. Международный информационный обмен и его роль в информационном обеспечении.

Раздел 5. Ведущие международные и национальные информационно-библиотечные системы.

Раздел 6. Правовое обеспечение формирования, распространения, хранения и использования информационных ресурсов.

Раздел 7. Международные коммуникативные форматы и стандарты.

 

Основное содержание разделов

Раздел 1. Государственная информационная политика в сфере формирования информационных ресурсов

-    Информационное общество. Информация. Информационные продукты и услуги. Современные концепции построения информационного общества. Международные и национальные программы информатизации. Информатизация: связь с другими областями экономики.

-    Понятие государственной информационной политики и ее роль для экономики, основанной на инновациях. Основные программы информатизации в России. Задачи современного этапа. Состояние информационной деятельности.

-    Национальные и международные программы информатизации. ЮНИСИСТ, Окинавкая Хартия, "Электронная Европа", "Электронная Россия" и другие.

-    Информационная система России. Государственная система научной и технической информации: цели и задачи. Библиотечная система России: цели и задачи.

Раздел 2. Основные понятия информационного рынка. Особенности, основные области и сектора

-  Информационные рынок. Определение. Особенности формирования. Этапы становления. Основные области и сектора информационного рынка.

-  Области информационного рынка:

-    информация: базы данных, электронные издания, диалоговые информационные системы и пр.,

-    электронные сделки: электронная торговля, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, биржевые и финансовые операции и пр.,

-    электронные коммуникации: услуги телекоммуникационных служб, электронная почта.

-  Взаимосвязь областей. Сферы охвата.

-    Область (рынок) информации. Основные сектора:

-    сектор деловой информации: биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической,

-    сектор информации для специалистов: профессиональная информация, научно-техническая информация, услуги поиска и предоставления первоисточников,

-    сектор массовой, потребительской информации: новости и литература, потребительская и развлекательная информация, ориентированная на домашнее использование,

-    сектор общественно-политической информации.

Раздел 3. Мировые и национальные информационные ресурсы

-    Информационные ресурсы. Определение. Типология информационных ресурсов.

-    Традиционные информационные ресурсы. Типология. Количественные оценки в России, в мире. Динамика формирования.

-    Электронные информационные ресурсы. Типология. Количественные оценки в России, в мире. Динамика формирования. Интернет-ресурсы. Количественная оценка. Особенности формирования.

-    Формальная и неформальная коммуникация информации. Типовые модели распространения информационных ресурсов и их практическое применение для информационного обеспечения АБИС. Прямое распространение. Сетевое распространение. Комбинированное распространение. Особенности распространения электронных ресурсов. Проблемы учета, регистрации и использования информационных ресурсов для целей АБИС.

Раздел 4. Международный информационный обмен и его роль в информационном обеспечении АБИС

-    Международный информационный обмен. Определение. Задачи международного информационного обмена. Основные формы.

-    Особенности международного информационного обмена со странами СНГ. Основные соглашения.

-    Роль Интернет в развитии международного информационного обмена.

Раздел 5. Ведущие международные и национальные информационно-библиотечные системы

-    Информационно-библиотечные системы. Мировые информационные системы. Национальные информационные системы.

-    Ведущие информационно-библиотечные системы России.

-  Особенности доступа к информационным ресурсам в системах разного типа.

 Раздел 6. Правовое обеспечение формирования, распространения, хранения и использования информационных ресурсов

-    Роль и значение правового обеспечения в информационной сфере.

-    Основные законы и нормативные акты, регулирующие информационную деятельность в России.

-    Право в Интернет.

Раздел 7.Международные коммуникативные форматы и стандарты

-    Машиночитаемые библиографические форматы. Проект MARC 1. Форматы семейства MARC.

-    Коммуникативные форматы. Структура записи. Стандарт ISO 2709.

-    Форматы USMARC. Общая характеристика. Формат USMARC для библиографических данных.

-    Международный коммуникативный формат UNIMARC. Назначение и общая характеристика.

-    Основные отличия форматов USMARC и UNIMARC. Вопросы конвертирования.

-    Форматы USMARC и UNIMARC для авторитетных данных.

-    Форматы MARC 21. Общая характеристика. Отличия форматов USMARC и MARC 21.

Объем и сроки изучения. Курс "Информационные ресурсы и информационное обеспечение АБИС", общим объемом 105 часов, изучается в течение двух семестров.

Первый семестр - разделы 1 - 6; второй семестр - раздел 7.

Учитывая, что информационно-библиотечный мир сегодня подвержен стремительным изменениям как со стороны новых информационных технологий, так и трансформации организационных структур, предложенный курс отличается высокой динамичностью. Постоянно требуется вести мониторинг состояния информационных ресурсов и информационно-библиотечной среды. Казалось бы наиболее устойчивая часть информационной инфраструктуры - библиотеки - проходят сложный этап адаптации и переориентации на новые информационные технологии, новые электронные формы информационных ресурсов, включая телекоммуникационные, перехода к электронным библиотекам и медиатекам. Все это требует не только постоянного обновления материала, но и особого подхода к рассмотренной программе. На наш взгляд, программа должна обновляться каждые три-пять лет с учетом происходящих изменений в сфере информатизации.

Мы авторы курса, считаем, что МГУКИ стал одним из лидеров, предлагая будущим специалистом этот курс. Где бы после окончания вуза они не приложили свои знания, умение ориентироваться в мире информации, знание, куда надо обратиться за нужным стандартом, патентом, как и в какой информационной системе провести поиск по интересующей проблеме - все это необходимые навыки для специалистов, которым предстоит развивать новую инновационную экономику России.

В заключение хочу назвать авторов Программы: д.т.н. Цветкова В.А., к.т.н. доц. Адамьянц А.О., Лобанова Э.Ш., к.т.н. Нечипоренко В.П., Фролова Е.Е.

Программа опубликована в сборнике "Учебно-методические материалы". Вып. 1. "Сборник учебных программ". - М.: - МГУКИ. - 2003. - С. 52-58.

 

При изучении курса мы рекомендуем будущим специалистом следующий базовый состав литературы.

1.   Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, И.С. Туров, А.И. Черный - М.: ВИНИТИ,1996. - 489 с.

2.   Современная информатика: наука, технология, деятельность / Гиляревский Р.С., Залаев Г.З., Родионов И.И., Цветкова В.А. - М.: ВИНИТИ, 1998. - 220 с.

3.   Информационный рынок в России. / Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Егоров В.С., Залаев Г.З., Клещев Н.Т., Комаров А.С., Лаверов А.Н., Родионов И.И., Цветкова В.А., Чесноков А.Г. - М.: ВИНИТИ. 1996. - 294 с.

4.   Информационное пространство новых независимых государств / Арский Ю.М., Гиляревский Р.С. , Клещев Н.Т., Лаверов А.Н., Родионов И.И., Цветкова В.А. - М.: ВИНИТИ, 2000. - 200 с.

5.   Государственная система научной и технической информации в СССР: итоги и уроки / Короткевич Л.С. - М.: ВИНИТИ, 1999. - 273 с.

6.   Информационные и телекоммуникационные центры. Справочник / Цветкова В.А., Полунина Т.К., Мандрыка Т.И., Косматова Л.В., Шумилина А.Л., Хромова Н.З. - 4-ое изд. - М.: ВИНИТИ, - 2001. - 360 с.

7.   Избранные лекции по дисциплине: "Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем" / В.П. Нечипоренко, В.А. Цветкова, Я.Л. Шрайберг. - М., ГПНТБ России, 2005. - 48 стр.

8.   Информационные ресурсы России / Антопольский А.Б., …, Цветкова В.А. (24 автора) - М. - Научно-технический центр "Информрегистр", 1999. - 203 с.

9.   Нечипоренко В.П., Полунина Т.К., Цветкова В.А. От ГСНТИ СССР к ГСНТИ России. НТИ-99: 4-я междунар. конф. "Интеграция. Информационные технологии. Телекоммуникации", Москва, 17-19 марта, 1999: Матер. конф. - М. 1999. - С. 152-154.

10.  Печать Российской Федерации в 2000 г.: Статистический сборник. Российская книжная палата / Ред. Е.Б. Ногина. Сост. Е.Г. Яганова. М., 2001. - 164 с.

11.  Арский Ю., Цветкова В., Полунина Т. Опыт работы ВИНИТИ на информационном рынке // Информационные ресурсы России. - ¹ 4 (53), - 2000. - с. 5-7.

12.  Базы данных России: Каталог. Вып. 7. - М.: Научно-технический центр "Информрегистр", 2000. - 324 с.

13.  Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах). - 2-ое изд. Перераб. И доп. / Воройский Ф.С. - М.: "Издательство Либерия", 2001 . - 536 с.

14.  Gale Directory of Databases / Ed. Lisa Kumar, Indastry Analysis by Martha E. Williams- USA: The Gale Group, 1999. (vol.1 -1021 p., vol.2 - ___ p.).

15.  Шлыкова О.В. Интернет-ресурсы и услуги в социокультурной сфере. Учебное пособие. - М. - МГУКИ. - 2000. - 103 с.

16.  Шрайберг Я.Л., Гончаров М.В., Шлыкова О.В. Интернет-ресурсы и услуги для библиотек. Учебное пособие. - М. - ГПНТБ России - МГУКИ. - 2000. - 140 с.

17.  Сборник документов по межгосударственному обмену научн6о-технической информацией государств СНГ. Состав.: Федоров В.И., Цупа Н.А., Воронькова И.П. - МКС НТИ. - Минск - Москва. - 2001. - 106 с.

18.  Глухов В.А., Лаврик О.Л. Электронная доставка документов. - М.: ИНИОН РАН. - 1999. - 132 с.

19.  UNIMARC. Вводный курс. - М.: ГАНТБ России.1999. - 27с.

20.  Руководство по применению международного коммуникативного формата UNIMARC. - М.: ГПНТБ России, 1992. - 329 с.

21.  Основные положения формата MARC для библиографических данных. - М.: ГПНТБ России. 1997. - 39 с.

22.  Руководство по применению UNIMARC для библиографических данных: Изменения и дополнения 1. - М.: ГПНТБ России, 1999, - 131 с.

23.  Руководство по применению UNIMARC для библиографических данных: Изменения и дополнения 2. - М.: ГПНТБ России, 1999, - 147 с.

24.  Международный коммуникативный формат UNIMARC для авторитетных нормативных записей. - М.: ГПНТБ России, 1994. - 67 с.

25.  Формат USMARC. Краткое описание: В 3ч. Ч.1. Формат USMARC для библиографических данных. - М.: ГПНТБ России, 1996. - 176 с.

26.  Формат USMARC. Краткое описание: В 3ч. Ч.2. Формат USMARC для авторитетных данных. - М.: ГПНТБ России, 1997. - 57 с.

27.  Формат USMARC. Краткое описание: В 3ч. Ч.3. Формат USMARC для данных о фондах. Формат USMARC для классификационных данных. Формат USMARC для общественной информации - М.: ГПНТБ России, 1998. - 94 с.

28.  Основные положения формата MARC для библиографических данных: [MARC 21]: Машиночитаемая каталогизация. - М.: ГПНТБ России. 2002. - 39 с.

29.  Форматы MARC 21. Краткое описание. В 3ч. Ч.1. Формат MARC 21 для библиографических данных. - М.: ГПНТБ России, 2002. - 327 с.

30.  Лобанова Э.Ш. Форматы USMARC и UNIMARC: сходство и отличия// Научн. и техн. б-ки. - 1998. - ¹ 2. - с. 111-116.

31.  Лобанова Э.Ш. UNIMARC шагает по планете// Современные технологии в библиотечно-информационной деятельности Сб. научн.тр. ГПНТБ России. - М., 1995. - с. 28-30.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив