III. Интернет и Интернет/Интранет-технологиив библиотеках
Появление
Интернета
и его стремительное вхождение в
библиотечную жизнь может рассматриваться
как главный результат, главная компонента информационных
технологий прошедшего десятилетия.
Общеизвестно, что Интернет не только
изменил жизнь библиотек, Интернет изменил
жизнь человечества и предопределил его
эволюцию на данные годы. Превратившись из
одной из сетей в единую общемировую
коммуникационную среду, Интернет сегодня
является таким же неотъемлемым элементом
технического прогресса человечества, как
компьютер или самолет; более того, в сфере
информационного общения, взаимодействия
бизнеса, развития информационных
технологий Интернет и коммуникаций в целом,
становится естественной средой, как
воздушное пространство для самолетов или
дороги и магистрали для автомобилей.
Про
зарождение Интернета, его краткую, но очень
активную историю развития о его появлении в
библиотеках и роли правительств и частных
структур мы много говорили за прошедшие
десять лет. В докладах Крымских конференций
анализировалась история Интернета: его
прародительница - сеть ARPANET;
роль американской администрации и лично
Президента Билла Клинтона и вице-президента
Альберта Гора в зарождении и развитии
Интернета; ключевые, краеугольные проекты
Национального научного фонда США и
«Глобальный вызов Бангеманна» - одна из
важнейших, определяющих программ
европейского сообщества в области
информационного преобразования общества, и
ряд других. Анализировались первые шаги в
освоении Интернета российскими
библиотеками, весьма значимая роль Фонда
Сороса в развитии Интернет-технологий в
сфере науки, культуры и образования России
и целого ряда других стран постсоветского
пространства; представлялись доклады и
сообщения об Интернет-проектах и целых
программах Министерства науки и технологий,
Министерства культуры и Министерства
образования Российской Федерации,
программах Российского фонда
фундаментальных исследований и многие
другие проекты и программы. Важно главное -
появление Интернета открыло не только
новую эру в развитии библиотек и других
институтов общества; появление и
повсеместное распространение Интернета
ознаменовало собой начало информационного
общества, общества будущего, в котором, как
теперь уже всем очевидно, значимая роль
отведена библиотекам.
Новая
«сетевая инициатива», выдвинутая Альбертом
Гором в 1991 г., и созданная впоследствии
Национальная компьютерная сеть для науки и
образования, декларация о Национальной
информационной инфраструктуры и
глобальной информационной инфраструктуры
и публикация знаменитого меморандума Б.
Клинтона - А. Гора «Технологии для
экономического роста США: новые
направления, которые предстоит создать» (1993
г.), как и знаменитый доклад Мартина
Бангеманна «Рекомендации ЕС и глобальное
информационное сообщество» (1994 г.)
фактически подтолкнули мир к принятию
Интернета и именно с 1994-1995 гг. мы начинаем
отсчет эры Интернета в библиотеках.
Впервые,
в 1994 г. на первой Всемирной конференции по
развитию телекоммуникаций, состоявшейся в
г. Буэнос-Айросе в одном временном
интервале с нашей первой Крымской
конференцией, вице-президент США Альберт
Гор определил основную задачу глобального
информационного общества: «
создать глобальное сообщество, в котором
население соседних стран рассматривает
друг друга не как потенциальных врагов, а
как потенциальных партнеров, как членов
одной семьи в огромной, все в большей
степени взаимосвязанной человеческой
семье».
Символично,
что первая Международная конференция по
телекоммуникациям совпала с нашей Крымской
конференцией; и если это случайно, то скорее
всего в том проявлении случайности, которое
мы называем закономерностью. Хотя, как
говаривал Наполеон Бонапарт,
«случай - это единственный законный царь
вселенной».
Прошедшие
10 лет ознаменовались суперактивным
вмешательством Интернета в библиотечные
технологии и библиотечную жизнь в целом.
Библиотеки быстро насытились
возможностями смотреть чужие картинки и
размещать фотографии своих зданий и
директоров в Интернете. В 1997-1998 гг. уже
четко пришла осознанная необходимость
построения эффективных технологий
обслуживания пользователей с помощью
Интернета и представления собственного
информационного ресурса в Интернет.
Производители программных систем для
автоматизации библиотек немедленно начали
встраивать Интернет-модули в свои системы;
онлайновые центры, работающие с
библиотеками и библиотечной информацией,
немедленно перешли на Интернет-каналы и
Интернет-технологии, это, прежде всего, OCLC, RLIN, EBSCO, DIALOG и
другие. Хорошо развитая
телекоммуникационная инфраструктура во
многих западных странах позволила
Интернету довольно быстро осуществить свою
экспансию на библиотечном пространстве, и с
1997-1999 гг. западная библиотечная система
практически полностью была погружена в
Интернет.
У
нас все было сложнее - не была готова
техническая база, но, видя явную слабость
государства, в бой бросились частные
провайдеры услуг связи - в кратчайшие
сроки на рынке телекоммуникационных услуг
стали появляться выгодные предложения, в
том числе и для бюджетных библиотек.
Технически, повторюсь, в России
и ряде стран СНГ проблема подключения к
Интернету была решена за счет специальных
государственных программ, инвестиций и
благотворительных взносов частных фондов,
хотя и сейчас остается много проблем,
особенно в сельской местности и удаленных
районах, где не везде есть еще обычная
телефонная связь, хотя уже есть мобильная,
но об этом попозже.
В
течение 1995-1999 гг. сотни и тысячи Интернет-сайтов
были открыты в библиотеках России и СНГ. На
Западе сейчас трудно представить себе
библиотеку без своего сайта в Интернете, но
не просто сайта, а сайта, содержащего
электронный каталог библиотеки с
возможностью удаленного поиска и заказа
литературы. Вот для чего в первую очередь
нужен был Интернет - Интернет для
библиотеки, в отличие, скажем, от других
организаций. Этот, многими непонятный или
недопонятый тезис и привел к тому, что уже
тысячи и десятки тысяч библиотечных сайтов
содержат все, что угодно, кроме своего
полного и общедоступного электронного
каталога.
Конечно, разместить красивую
картинку или перечень событий легче, чем
предоставить электронный каталог. Но тогда,
без полноценного электронного каталога с
реальными функциями удаленного
обслуживания пользователей Интернет-сайта
библиотеки нельзя называть библиотечным
сайтом, по крайней мере, до того момента,
когда пользователь, придя на этот сайт, не
получит возможность удаленного
полноценного обслуживания так, как это было
обеспечено в прошедшие 10 лет во многих
западных и в очень немногих наших
библиотеках.
Каковы еще основные результаты по
освоению Интернета в библиотеках в
прошедшее десятилетие? Отметим следующее:
1.
Полная победа Интернета над
другими сетями фактически оставила сегодня
Интернет как единственную
коммуникационную среду межбиблиотечной
кооперации, интеграции и коммуникации.
2.
WWW-технологии и http-протокол
практически задавили» другие альтернативы
и стали единственными, если так можно
выразиться, стандартами представления
библиотечных ресурсов в Интернет.
3.
Получил мощное развитие протокол
Z39.50 в части построения корпоративных
библиотечных ресурсов в Интернет.
4.
Был реализован, наконец, принцип
общедоступности к информации
пользователей библиотек, что, однако,
привело к двум типам негативных
последствий, с которыми библиотеки стали
активно бороться:
абсолютный доступ к
информации нивелировал ряд позиций по
необходимой защите информации,
требующейся в любом информационном
учреждении;
распространение через свободный
доступ в Интернет эротико-порнографической
информации, сайтов, сеющих
национальную рознь, рекламирующих
культ силы, искажающих историю,
порочащих известных, в том числе и
первых лиц государств.
5.
Для широкого круга читателей
библиотек, прежде всего ученых,
специалистов, преподавателей, аспирантов,
студентов Интернет открыл новые,
невиданные ранее возможности обслуживания
разнообразной информацией: отчеты, статьи,
книги, различные библиографические
указатели, энциклопедии, грантодающие
программы и многое-многое другое.
Широкое
применение Интернета поставило библиотеки
в новую информационную ситуацию, принесло
библиотекам новую категорию пользователя
- онлайнового, который, сидя в своем офисе
или доме, хочет обслуживаться не хуже
пришедшего в библиотеку «ножками» - и он
прав, таковы тенденции надвигающихся
общественных перемен, таковы реалии уже
обеспеченного этими режимами западного
библиотечного пользователя. Кроме того,
подлежит безусловному пересмотру
концепция документа. Сегодня документ в
Интернете - категория, трудно поддающаяся
терминологическому упорядочению, особенно
в связи с его динамичностью,
гипертекстовостью, разбиением на
составляющие через ссылочный механизм и др.;
отдельного рассмотрения потребуют все
новые и новые графические и анимационные
документы. Возможно, более просто будет
всем, в том числе и каталогизаторам
ресурсов Интернета, если повсеместно
начнет работать стандарт на метаданные - Dublin Core,
однако пока на этом поле разговоров гораздо
больше, чем дела.
В
прошедшее десятилетие библиотеки воочию
ощутили огромные преимущества Интернета,
особенно с учетом того, что доминирующее
число сайтов все еще бесплатно. Для библиотечных
работников и пользователей библиотек важно,
что бесплатно доступны:
электронные каталоги библиотек,
издательств и научных агентств;
Впервые в прошедшее десятилетие
библиотеки получили возможность работы с
Интернет-каталогами и Интернет-магазинами
различных издательств и
книгораспространительских организаций,
Интернет-выставками, Интернет-агентствами
по подписке и другими формами нового
Интернет-бизнеса. Впервые библиотеки
попробовали работать в режиме реального
онлайна с центрами корпоративной
каталогизации (здесь я говорю о российских
библиотеках) и отчетливо поняли, как
отстает система платежей, принятая сегодня
в Интернет-коммерции, от возможностей наших
библиотек: кредитные карты, Интернет-трансферы,
электронные транзакции и ряд других.
Хочется надеяться, что это отставание
ненадолго, как и надежда на
совершенствование связевой инфраструктуры
- многие библиотеки и библиотечно-информационные
центры все еще используют нецифровые
каналы связи, хотя, например, в центральных
областях России проблема оптоволокна
успешно решена или решается.
Кстати
говоря, общее число официально
зарегистрированных пользователей
Интернета в России только за один год
выросло более чем в 2 раза и составило свыше
8 млн человек.
Некоторые
другие интересные цифры прошедшего
десятилетия: более 1 500 крупных и средних
библиотек в разных странах мира
предоставляют в доступ свои полные
электронные каталоги; в США около 96%
публичных и 85% университетских библиотек
подключенны к Интернету; в среднем на
одного читателя выполняется 10 поисков
Интернет.
Российский
сегмент Интернета формировался в 1997-1998 гг.;
сегодня в той или иной степени более тысячи
библиотек охвачены услугами или разовыми
экспериментами с Интернетом. Налицо
стремительное нарастание влияния
российских библиотек и не только в Рунете.
Анализируя
результаты и оценивая перспективы развития
Интернет-технологий в библиотеках, ясно,
что уже сегодня нет альтернативы Интернету
для библиотек, и только с Интернетом
библиотеки планируют свое будущее развитие.
Но,
несмотря на единый глобальный характер
Интернета, нельзя забывать и о других,
приближенных и смежных проектах, которые не
могут не затронуть библиотеки. Например,
многими уже подзабытый проект «Internet
2», объявленный в
1995-1996 гг. представителями 34 университетов
для того чтобы иметь собственный сетевой
ресурс для науки и образования (про
библиотеки в явном виде речь там не шла), так
как по мнению представителей этих
университетов в большом Интернете слишком
много появилось ненаучных и иных сайтов.
Билл Клинтон обратил внимание на этот
проект в 1997 г. так как во время своей
предвыборной компании 1996 г. Клинтон и Гор
объявили о поддержке создания Интернета
следующего поколения - Next Generation Internet (NGI),
базирующегося на новейших исследованиях в
области коммуникаций; техническую основу
проекту должна была составить
высокоскоростная опорная сеть VBNS. Эта
сеть уже в 1995-1996 гг. связывала более 100 НИИ и
вычислительные центры Национального
научного фонда США. I2 (сокращенное
название «Internet 2»)
и NGI
были похожи, но оба
получили государственное финансирование.
Кроме того, I2
вскоре получил более 200 университетов -
участников и таких спонсоров, как компании Microsoft,
3COM, IBM и Gisco.
Следует
понимать, что I2 -
это не другой Интернет, как и NGI, это
- развитие Интернета в современных
условиях. Подобно тому, как службы
электронной почты и WWW появились в
результате инвестиций в университетские и
правительственные исследовательские сети, I2
позволит расширить
возможности Интернета в ближайшем будущем,
в частности, появятся гигабитные скорости
передачи информации (в I2 предусматривается
до 10 Гбит/с). Главным образом I2 нацелена
на повышение пропускной способности
Интернета, а NGI
- на повышение
качества связи, развитие сетевых
технологий и обеспечение реализации
новейших приложений и служб, в частности,
повышение качества обслуживания,
безопасности, жизнеспособности, сетевого
администрирования, протоколов
маршрутизации, операционных систем и среды
распределенных приложений. Ряд других
новых сетевых проектов; Covermental
Net, FedNet, DREN и другие
решают как свои ведомственные задачи,
главным образом, защиты ведомственной
информации от общедоступного Интернета,
так и расширяют функциональные возможности
Интернета.
С
2002 г. I2
стал доступен и
российским пользователям, в частности,
Российский НИИ развития общественных сетей
(РосНИИРОС) в рамках российско-американского
межведомственного проекта NaukaNET,
финансируемого
Минпромнауки РФ и Национальным научным
фондом США, заключил соглашение об обмене
трафиком с консорциумом I2.
Это стало технически возможно благодаря
запуску в 2002 г. нового канала Москва-Чикаго
с пропускной способностью 155 Мбит/С (РС Week,
¹ 16-17, 13.05.2003)
Интернет
родили в США и именно там по сей день
находятся основные магистрали и узлы Сети.
Ряд других крупных сетей, по сути, расширяет
возможности Интернета, являясь по
отношению к нему вышестоящими провайдерами.
Библиотекам следует учитывать эти
тенденции развития Интернета и помнить, что
новые проекты глобальных сетей станут
новой опорой коммуникационной
инфраструктуры в нашем веке, как это
относительно недавно произошло с ARPANet для
современного Интернета.
Впереди
у библиотек - большое будущее, все более и
более ориентированное на цифровые ресурсы
- вот еще почему так важен сегодня
четвертый компонент информационных
технологий прошедшего десятилетия -
цифровые или электронные библиотеки.