На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Шрайберг Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции «Крым», 2003 год
Содержание:


Ежегодный Пленарный Доклад

Введение
I. Персональные компьютеры
II. Компакт-диски CD-ROM в библиотеках
III. Интернет и Интернет/Интранет-технологии в библиотеках
IV. Электронные библиотеки
V. Мобильная связь и библиотечные технологии
Вместо заключения
Список литературы

II. Компакт-диски CD-ROM в библиотеках

Итак, вторым ключевым и примечательным моментом прошедшего десятилетия в области проникновения информационных технологий в библиотеки стали компакт-диски CD-ROM, принесшие не только новый вид носителя документов, как многие и до сих пор считают, и создавшие новую идеологию обслуживания читателей, новую идеологию формирования библиотечных фондов и фактически приведшие к феномену электронных библиотек. Трудно переоценить роль CD-ROM в информатизации библиотек, и, как и в случае с ПК, эволюция появления и последующего распространения CD-ROM и CD-ROM-технологий в библиотеках отчетливо прослеживается в докладах нашей конференции, начиная с самой первой. И никуда уже от этой зависимости не денешься!

Компакт-диски (их называют также лазерными дисками, оптическими дисками, CD) первоначально были разработаны для записи музыки, однако уже в 1984-1985 гг. появились не только первые игры («Defender of the Crown» - фирмы «Microsoft» и «Cinemaware») или технические каталоги (фирма «Pergamon» выпустила руководство по обслуживанию самолетов «Боинг»), но и первые базы данных на CD-ROM. Одной из таких всемирно известных баз данных стала база индексов цитирования - «Science Citation Index», выпущенная Институтом научной информации (Филадельфия, США) и, кстати, эта база данных вместе с первыми устройствами для чтения CD-ROM фирмы HITACHI появилась в СССР именно в то время. Хотя библиотек - пользователей этой базы данных и, впоследствии, ряда других, в то время наиболее известных и распространенных: Medline - компании SILVERPLATTER, «Chemical Abstracts», CAT CD-450-OCLC и других, было немного, отрадно отметить, что и пользователи библиотек СССР, и впоследствии России и стран СНГ были практически в одном ряду с западными библиотеками, по крайней мере, по временному параметру начала промышленного использования CD-ROM в библиотеках.

Главным моментом, результатом появления CD-ROM в библиотеке было не то, что появился новый, современный информационный носитель - появились CD-ROM-технологии, продвинувшие библиотеки на еще одну ступень в сфере внедрения высоких информационных технологий.

Любопытно проследить, как развивались сами CD-ROM. Изначально CD-ROM, как я уже отметил, создавались для любителей музыки. Первый (или один из первых), выпущенный в 1982 г., должен был уместить 9-ю симфонию Бетховена. Ее продолжительность 73 минуты, а диск рассчитали на 74 минуты и 33 секунды, что составило 640 Мб. Так родился первый стандарт, названный «Красной Книгой», который, в частности, регламентировал размер CD, метод копирования данных и использование единой спиральной дорожки. Следующий стандарт - «Желтая Книга» - уже для цифровых CD. Он позволял создавать CD с гибридным характером информации - звуковые, текстовые и графические данные. Здесь ведущую роль сыграли фирмы «Sony» и «Phylips».

В 1992 г. появилась технология записи информации на CD-ROM - технология CD-R (CD-Recordable) - для библиотечных баз данных и каталогов. Это оказалось прекрасной возможностью создавать макеты (мастер-копии) баз данных для их последующего тиражирования. Технология CD-R допускала односеансовые режимы записи без перезаписывания. Чуть позже появляются диски типа CD-R - уже позволялось иметь режим многосеансовой записи и перезаписи информации, причем во многих режимах - от однопроходных сеансов до многосессионных и многопакетных. Обе эти технологии CD-R и CD-WR часто объединяют аббревиатурой WORM, что не совсем верно.

В западных библиотеках появление CD-ROM относится к 1985-1989 гг.; при этом - характерная деталь: CD-ROM медленно, но верно оттеснял онлайновый доступ, который был менее надежен и более дорогостоящ - ведь не было Интернета, а онлайновые сеансы осуществлялись по сетям пакетной коммутации или даже коммутируемым телефонным каналам. Статистика запросов на поиск в онлайновых базах показывает уменьшение запросов с каждым годом в библиотеках университетов США, например, в Вандербильтском университете (Нэксвилл, США) это особенно заметно на таких известных базах данных, как ERIC, PSYCINFO, DISSCRTATIONS ABSTRACTS, и одновременно был отмечен серьезный рост спроса на эти же и другие базы данных на CD-ROM. Джин Рис (Jean Reese), координатор по информационному обслуживанию библиотеки этого университета, еще в 1990 г. предупреждал: «Перед тем, как принимать решение о внедрении CD-ROM-технологий в библиотеке, следует иметь в виду несколько факторов: финансовые аспекты, ибо рабочие станции и подписка на CD-ROMные базы данных, так же, как и лицензия на программное обеспечение, потребует средств; переобучение персонала и изменение привычных схем обслуживания читателей». Однако, по свидетельству этого же эксперта, первый опыт использования CD-ROM для обслуживания принес ошеломляющие результаты по критерию их популярности у пользователей библиотек.

В нескольких обзорах, выпущенных в конце 1980-х гг. известным американским специалистом Симмонс-колледжа из Бостона Чинг-чи Чен, кстати, участницей нашей первой конференции в Евпатории, тщательно анализировались технологии университетских (как правило) библиотек США и Европы, при этом, рассматривались и информационные центры, и публичные библиотеки. Были получены уникальные цифры: 99% опрошенных библиотек подтвердили использование оптических дисков, преимущественно CD-ROM (небольшой процент библиотек использовал видеодиски и WORM), и примерно 850 различных информационных продуктов на CD-ROM были перечислены. Среди них наиболее популярными оказались MEDLINE, Books-in-Print, BL/BN Pilot, ERIC, BookBank и Ulrich Plus - как видим, библиографические книжные массивы доминировали среди CD-ROM-продуктов, популярных в западных библиотеках в канун 1990-х гг.

В 1992-1995 гг. началось тотальное проникновение CD-ROM в библиотеки, и здесь необходимо выделить основные элементы CD-ROM-технологий, пришедших в библиотеки, и еще раз обозначить может быть многим известные, но чрезвычайно важные понятия и факты.

CD-ROM - это было новшество, новая перспективная технология для библиотек. Библиотеки это сразу поняли и, к счастью, не последовали совету так редко ошибавшемуся Уинстону Черчиллю - «Следует опасаться ненужных новшеств и, особенно, если они продиктованы здравым смыслом». Новшество оказалось нужным, востребованным, и можно ли сегодня представить себе библиотечную технологию без CD-ROM даже при наличии Интернета на каждом читательском столе?


Итак, что же
CD-ROM дали библиотекам:

1.

Возможность обслуживать своих читателей разнообразными базами данных и другими информационными продуктами - библиографическими, реферативными, фактографическими, адресно-справочными, тем самым существенно расширяя свой пользовательский сервис и содействуя большей общедоступности к мировым информационным ресурсам.

2.

Возможность использовать комплексное, энерго-и ресурсосберегающее относительно недорогое  средство публикации, которое имеет много преимуществ по сравнению с бумагой, микроформами, магнитной лентой и дисками и даже с онлайновым доступом в доинтернетовскую эпоху.

3.

Возможность мультидоступа к одному документу - уникальная возможность предоставить одновременный доступ нескольким (или многим) пользователям к одному CD-ROM с помощью систем «CD-ROM Networking». Это особенно важно, если есть CD-ROMный вариант документа, пользующийся повышенным спросом - вот реальный выход удовлетворить этот спрос без многочисленных отказов.

4.

Электронные издания - новый вид документов, ставший в конце 1990-х гг. довольно частым «гостем» в библиотеке: энциклопедии, справочники, указатели, наконец, полнотекстовые издания.

5.

Сохранность, вернее, создание страховых копий. Да, специалисты по сохранности до сих пор признают микрофильм как единственный проверенный временем носитель. Но кто сказал, что CD-ROM долго не живет? Он ведь еще очень молод, и пусть пока по временному параметру не может конкурировать с микрофильмом - но ведь страховые копии нужны и в текущей работе, особенно при оптимизации хранения данных электронного каталога и другой библиотечной информационной продукции.

Любопытная особенность: в России, в ряде стран бывшего СССР библиотеки в 1994-1997 гг. активно выпускали свои информационные продукты на CD-ROM, делали сами (по технологии «in-house») мастер-копии и тиражи, и часто информационные продукты, изданные библиотеками на CD-ROM, предлагались и зарубежным пользователям. На Западе библиотеки CD-ROM практически не выпускали - этим занимались профессиональные фирмы и издательства. До середины 1990-х гг. не было ни одной известной отечественной фирмы, устойчиво заявившей о себе на рынке CD-ROM. А этот рынок уже к 1991-1992 гг. практически сформировался.

В 1992 г. фирма «Finlayanc Mitchell» выпускает первый CD-ROM Directory», а в 1993 г. фирма TFPL выпускает свой вариант этого справочника. Эти справочники, впоследствии издаваемые ежегодно в печатном виде и на CD-ROM, потом - только на CD-ROM стали своего рода барометром рынка CD-ROM и включали, кроме информационных продуктов и баз данных, сведения об издателях и дистрибьюторах CD-продукции.

Эти издания стали очень важным подспорьем для библиотек в их ориентации в интенсивно развивающемся рынке CD-ROM (по данным тех же справочников в 1986 г. в мире было 48 производителей CD-ROM, а в 1992 - уже 2826; наиболее известные в то время: SilverPlatter Information, CD Plus, Dialog OnDisk, MacMillan New Hedia, ORBIT и другие).

Тогда же начали входить в силу и посредники, активно захватывающие библиотечную сферу: InfoTechnolog Supply, Microinfo, Faxon, Elseo и ряд других.

Важной особенностью следует считать тенденцию производителей программного обеспечения для CD-ROM создавать «дружественный» и удобный интерфейс, близкий к развитым интерфейсам систем библиотечной автоматизации (наиболее ярким представителем явился WinSpirs - разработка SilverPlatter).

Интересно, что на знаменитых ежегодных выставках ONLINE Information, проходящих в Лондоне и являющихся главным смотром сил в области онлайновых и CD-ROM-технологий, в 1993-1998 гг. можно было встретить 4-6 российских стендов из многих сотен других, а в 1999-2002 - только 1-3, и я рад констатировать, что ГПНТБ Россия с 1993 г. ежегодно является постоянным участником этого форума. Хотя продукция, представляемая в Лондоне российскими производителями, иногда и была востребована, но два барьера - язык и оформление - прочно стояли на пути коммерческого успеха.

Период появления и наибольшего распространения CD-ROM на нашем пространстве породил большое число пользователей, среди которых было много библиотек, но не породил конкурентоспособность западным производителям CD-ROM-продукции. Многочисленные отечественныеCD-ROM-издательства, несмотря на пышные презентации по случаю своего учреждения или выхода в свет первых CD-ROM, долго не задерживались на рынке информационных услуг - или срочно перепрофилировались, или бесследно исчезали.

Такова особенность отечественного поля CD-ROM продукции. Но есть и другая, очень характерная для наших библиотек - с появлением CD-ROM-технологий практически все библиотеки стали производителями CD-ROM-продуктов, и ладно бы для технологических образовательных или целей страхового копирования - это нужно и правильно, так нет - многие решили удариться в бизнес, и на многочисленных конференциях, выставках, семинарах стали пачками появляться различные CD-ROMы с различными информационными продуктами, иногда - на английском языке, на таком, знаете, специальном английском - не буду разъяснять. Конечно, это, наверное, правильно, что библиотеки начали заниматься бизнесом - кстати, CD-ROM-технологии их сильно подтолкнули к этому, и это еще один плюс CD-ROMов. Но, с другой стороны - бизнес, информационный или издательско-книготоровый - это особая ниша, здесь, как нигде может быть, в смежных с библиотечной деятельностью областях, требуется профессионализм высокого класса. Понятно стремление библиотек заработать деньги, понятно, откуда это стремление, иногда доходящее до маразма - когда пользователю надо платить, входя в библиотеку, сразу, едва открыв дверь - словом, как в недавно услышанной мною перефразированной известной сказочке: «Мышка - за кошку, кошка - за Жучку, Жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку. Но все - за бабки».

Конечно, необходимость и разумная ограниченность коммерческой деятельности библиотеки, особенно с учетом уже примененного мною «ласкового» термина «выживание» - предмет отдельного рассмотрения; я же хотел подчеркнуть роль CD-ROM в стимулировании такой деятельности в библиотеках.

Безусловно, что CD-ROM-технологии в 1990-х гг. во многом изменили жизнь библиотек. Читатели получили большую информационную и сервисную свободу; библиотеки смогли внедрить CD-ROM в свои текущие технологии. Так, например, на CD-ROM стали выпускаться каталоги, библиографические указатели, словари, классификационные системы и рубрикаторы, наконец, программные разработки. К концу 1990-х гг. библиотеки вплотную подошли к созданию собственных электронных библиотек, в том числе и на CD-ROM.

Вместе с тем, стратегическое планирование в области развития CD-ROM-технологий, проведенное в конце 1990-х гг. рядом экспертов на Западе, показало бесперспективность их глобального развития, прежде всего из-за ограничения емкости (несмотря на их новых «партнеров» DVD-ROMы), ограничение скорости доступа и сложности оперативной актуализации. К этому же сроку стало уже окончательно ясно, что спор десятилетия - спор «ОНЛАЙН» или «CD-ROM» - выиграл «ОНЛАЙН». Только благодаря наступлению эры Интернета.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив