На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Шрайберг Я.Л. Библиотеки, электронная информация и меняющееся общество в информационном веке. Ежегодный доклад Конференции «Крым», 2006 год
Содержание:


Введение

1. Меняющаяся концепция библиотек как системы, как общественного института и не утихающие споры о будущем библиотек в информационном обществе. Новые формы работы библиотеки

2. Дальнейшее развитие икт как платформы информационного общества и общества, построенного на знаниях и их использование в библиотечно-информационной среде

3. Саммит по информационному обществу (Тунис, ноябрь 2005 г.) и Александрийский манифест о библиотеках

4. Электронная информация, электронные библиотеки и феномен системы GOOGLE

5. Авторское право в контексте развития электронных информационных технологий. Другие инициативы и проблемы библиотечно-информационного сообщества


4. ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ И ФЕНОМЕН СИСТЕМЫ GOOGLE

Про электронные и информационные ресурсы и электронные библиотеки мы говорим на каждой нашей встрече; сегодня эта тема звучит на многих конференциях, семинарах, в печати. Сегодня нет нужды говорить об этом много, тем более, что и специальная секция по электронным библиотекам, и программы других мероприятий конференции уделяют этой теме много места и времени. Сегодня уже сложилась определенная концепция создания и развития электронного информационного ресурса и мы попробуем зафиксировать это состояние в виде следующих положений.

  1. Электронные информационные ресурсы создаются многими производителями и активно заполняют собой информационное пространство.

  2. Электронные библиотеки как важная часть электронно-информа-ционных ресурсов создаются как традиционными библиотеками, так и другими организациями и физическими лицами; как в традиционных библиотеках, так и вне их.

  3. Альтернативы традиционным библиотекам электронные библиотеки могут составить только для отдельных, как правило, небольших, вновь создаваемых, или вместо других библиотек. В остальных случаях замещение части печатного фонда электронным означает создание электронного фонда или электронной коллекции, а вовсе не электронной библиотеки.

  4. Электронные библиотеки, в том числе и в Интернет, созданные как общедоступный или ограниченно доступный информационный ресурс, как правило, электронной библиотекой не является, а является просто электронным информационным массивом или электронной коллекцией, а превратиться в электронную библиотеку может только при наличии других, кроме фонда, системообразующих компонент и наличие физически существующего объекта (библиотеки), осуществляющего обслуживание и поддержку этой коллекции.

Развитие электронных библиотек в плотном определении множества дискуссий и споров шло своим чередом, но объявленный в конце декабря прошлого года проект «Мировая электронная библиотека», о котором заявила одна из крупнейших Интернет-компаний Google (Гугл), да еще в компании с Библиотекой Конгресса США, заставил заговорить об этом многочисленную аудиторию.

Google (Гугл) – это переиначенный термин googol (гугол), который означает 10100, т.е. единицу со 100 нулями. Этот термин ввели в 1938 г. в своей книге американские математики Эдвард Каснер и Джек Ньюлли (сам термин придумал племянник Каснера Милтон Сиротта) и по общему мнению, во Вселенной нет ни одного материального объекта в количестве гугола единиц. Сергей Брин, один из основателей и президент компании Google, выходец из СССР, так назвал свою систему, чтобы выразить масштаб Интернета. Недавно президент Буш, поддержал новый законопроект об упрощении легализации иммигрантов, и в качестве политического примера назвал имя молодого выходца из СССР, выпускника Стэнфордского университета, а ныне миллиардера Сергея Брина, создавшего на пару со своим приятелем Ларри Пэйджем одну из самых крупных кампаний и не только в среде ИКТ.

Компания Гугл была зарегистрирована в сентябре 1998 г. (Брину было 26 лет), сейчас ему 32 и он, кстати, не женат, ездит на Тойоте (а не на Ролсе или хотя бы Мерседесе), любит борщ и блины.

Созданная система уже через год стала популярной и главным образом за счет простоты в использовании, простоты интерфейса и большой точности в получении запрашиваемых результатов поиска.

Популярность Гугла объясняется комбинированием двух простых методов – формулировкой запросов на естественном языке и выдачи результатов в соответствии с популярностью ресурса; кроме того, Гугл ввел уникальную возможность сочетать поиск с использованием сетевого предметного каталога. Идеалы Гугла твердо стоят на принципах простоты, минимальности – и вместе с тем, утонченность и изощренность поиска для профессиональных заказчиков

 

 

www.google.org
(главная страница некоммерческой части Google)

 

Сегодня Google имеет и русскую страницу и могут осуществлять поиск на русском языке, а вообще – на 26 языках. По оценкам многих экспертов Google сегодня превосходит многие конкурирующие технологии, в частности Alta Vista, FAST, а «механизм» Гугла используются крупнейшим мировым сетевым каталогом Yahoo! (русский Гугл).

«Google – это ближайшее место в Интернете, где можно найти ответ на любой вопрос». Именно это мнение многих пользователей Интернет, особенно в последние годы, резко увеличили армию пользователей Гугл, в том числе и среди библиотечных работников и пользователей библиотек. Но главной новинкой и суперамбициозным проектом было объявление в декабре 2005 г. так называемого «библиотечного проекта» (имеющего и нижеприводимые другие названия), который сразу же вызвал необоснованную, но имеющую уже многих сторонников дискуссию «зачем нужны библиотеки, если скоро все можно будет найти в Гугле?».

 

 

www.google.ru
(русская страница Google)

Как пишет газета Publishing News (24.02.2006) Гугл уже оцифровал 10 млн книг и выставляет их бесплатно в Интернет по своей технологии.

Эта технология позволяет просматривать до 20% книги в режиме онлайн, но не допускает распечатку или выгрузку содержания Гугл пригласил компанию Портленд (Portland), специализирующуюся на работе по связи с общественностью для того, чтобы яснее обозначить свое присутствие, проводить многочисленные презентации для издателей и публики. Господин Енс Редмер (Jens Redmer), директор европейского отделения программы, заявил корреспонденту газеты: «По нашим ощущениям, люди не всегда понимают, зачем мы здесь, и что мы делаем. Поэтому нам приходится разъяснять и воспитывать представителей всевозможных ассоциаций и ключевых участников рынка. Мы совсем не собираемся замещать книги технологиями онлайнового чтения. Что мы действительно хотим, так это создать бесплатную абсолютно прозрачную систему для издателей, которые помогут узнать об их книгах намного большему количеству людей».

Несмотря на атаку многих издательств, авторы продолжают свою работу, хотя на некоторое время этот проект и был остановлен.

Отбиваясь от нападок издателей, господин Редмер отметил в той же газете: «Программа «Поиска книги» Гугла совершенно сознательно никуда не передает материал, защищенный авторским планом. Она поддерживает издателей, позволяя им показать, сколь угодно много (или сколь угодно мало) содержания документов, – сколько они сами пожелают. Решение всегда за ними, а не за нами. Пользователи могут затем в качестве образца посмотреть несколько страниц, но им запрещается копировать или выгружать их. Это просто дополнительный канал маркетинга, помогающий издателям продать большее число книг, а также выполняющий привлекающую роль, потому что миллионы людей, которые ежедневно посещают поисковую систему Гугл, неожиданно находят книги по своей любимой тематике». Можно отметить, что компания Гугл добилась определенного успеха в убеждении издателей, работающих в выпуске литературы для университетов в Великобритании. Но основные коммерческие издательства еще проявляют осторожность, хотя некоторые из них уже соглашаются, что, может быть, найдутся какие-то пути совместной работы с такими компаниями как Гугл. Представитель одного из издательств Рэндом Хаус комментирует: «Мы все видим потенциал будущего сотрудничества с такими компаниями, но сначала надо выработать правильную коммерческую модель. Гугл постоянно увлечен инновациями, постоянно движется вперед и нам не избежать сотрудничества с ним в будущем».

Google указывает, что эту библиотеку не следует рассматривать как онлайновую библиотеку для полноценного чтения, а лишь возможного ознакомления с тем, чтобы узнать, что та или иная книга из себя представляет, чтобы в последствии ее купить. При этом просматриваемые фрагменты сопровождаются ссылками ни книготорговые статьи и, кроме того, на сайте Google действует система ограничений, защищающих права автора и издателя. Полностью, как утверждают владельцы сайта, можно прочитать только книги статуса «public domain» и хотя этот проект, который называется еще и «Book Seach», и «Google Point» является самым крупным и самым спорным проектом компании, у Гугла есть еще целый ряд известных проектов и инициатив, как например, панель для браузера Google Toolbar, редактор изображений Picasa, веб-почта Gmail, программа новостных лент RSS Reader и множество других.

Феномен Гугла – одной из самых быстрорастущих и многоплановых Интернет-компаний – заставляет говорить о компании всех, кто так или иначе работает с Интернет, а для библиотек, обслуживающих многочитаемых пользователей веб-ресурсов и электронных библиотек, знание инициатив, проектов да и просто работа с этой системой очень важна и поучительна. Анализируя программу нашей конференции видишь, что системе Google посвящен целый ряд докладов и я думаю, что многие новации и сюрпризы этот феномен нам еще преподнесет. Ясно одно – сегодня трудно себе представить Интернет без Гугла, а Рунет – без активно набирающего обороты Русского Гугла.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив