На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Шрайберг Я.Л. Библиотеки, электронная информация и меняющееся общество в информационном веке. Ежегодный доклад Конференции «Крым», 2006 год
Содержание:


Введение

1. Меняющаяся концепция библиотек как системы, как общественного института и не утихающие споры о будущем библиотек в информационном обществе. Новые формы работы библиотеки

2. Дальнейшее развитие икт как платформы информационного общества и общества, построенного на знаниях и их использование в библиотечно-информационной среде

3. Саммит по информационному обществу (Тунис, ноябрь 2005 г.) и Александрийский манифест о библиотеках

4. Электронная информация, электронные библиотеки и феномен системы GOOGLE

5. Авторское право в контексте развития электронных информационных технологий. Другие инициативы и проблемы библиотечно-информационного сообщества


1. МЕНЯЮЩАЯСЯ КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕК
КАК СИСТЕМЫ, КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСТИТУТА
И НЕ УТИХАЮЩИЕ СПОРЫ О БУДУЩЕМ БИБЛИОТЕК
В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.
НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

«Все должно изменяться, чтобы все осталось по старому».

Джузеппе Томази ди Лампедуза,
итальянский писатель XX века

Действительно, как сказал итальянский писатель Джузеппе Лампедуза в прошлом веке, все должно изменяться, чтобы все осталось по старому, и здесь мы имеем ввиду ситуацию с волнующими библиотечное сообщество спорами о будущем библиотек в информационном обществе с учетом стремительно нарастающего потока электронных документов. Нет нужды повторять и доказывать, что библиотеки сохранятся, хотя и обязательно трансформируются, частично видоизменятся, некоторые, возможно, станут чисто электронными, подчеркиваю, некоторые, но главное – библиотека как социальный институт, как ячейка общества информационного и его следующей ступени – общества, построенном на знаниях, будет существовать всегда. У меня лично в этом нет никаких сомнений!

Тот же поэт, Владимир Вишневский, если не обращать внимание на его особый юмор, записал глубокий смысл в следующей строке:

В публичную библиотеку
Пошел я – не от изобилия
Журнал не дали человеку!
Но хорошо, что не убили.

Обратите внимание – «не от изобилия» – в этих двух словах и есть весь смысл концептуального развития библиотек в информационном веке – информационного изобилия без библиотек не будет, и не будет никогда – всегда останется потребность пойти в библиотеку.

На протяжении последних лет, и особенно на региональном и местном уровне, не утихают споры о том, сохранится ли библиотека в том традиционном виде, в котором все привыкли ее видеть (здания, полки, библиотечные читальные залы), и сохранится ли вообще. Почему возникли эти споры сейчас, я имею ввиду особенно последнее время?

Именно в это время активно создаются и уже интенсивно используются электронные ресурсы, развиваются электронные библиотеки, которые оккупируют Интернет и претендуют на свою самостоятельность и уникальность. Именно в это время фонды библиотек активно пополняются электронными книгами, электронными журналами; подписка на электронные полнотекстовые издания активно конкурирует с традиционной подпиской, и уже фактически побеждает ее. И именно электронные издания, легко репродуцирующие свои печатные аналоги начали рассматриваться как основа будущих электронных библиотек, в том числе и альтернативных библиотекам традиционным. Сразу скажем, что это не столь простое решение проблемы развития библиотек; более того, необходимо понять, почему именно и как электронные издания могут (и могут ли?) обеспечить предпосылки для создания альтернативных библиотек.

Ведь ни издания на микроносителях, ни аудио-видео кассеты, грампластинки, наконец, CD-ROM не поставили под сомнение саму основу библиотеки как института, как хранилища, хотя и внесли определенный процент гибридности в состав библиотечных фондов. И здесь важна историческая аналогия: ведь все споры, диспуты о роли библиотек в информационном будущем, об их выживании, процветании, увядании, связаны главным образом с двумя видами трансформации:

  • трансформации вида и состава фондов;

  • трансформации процессов и технологии обслуживания.

Наше время, время компьютеров, Интернета, цифровых технологий очень плодотворно для развития библиотечно-информационной инфраструктуры и сегодня, факт появления и начавшейся экспансии электронных изданий как альтернативы изданиям печатным имеет исторические аналоги, и главное, характерные особенности.

Первая веха – в XII веке до н.э. в Финикии, и затем, в VIII веке в Греции, в Афинах появился алфавит, это вызвало определенное смятение, но вскоре его стали использовать, причем образцы первой «алфавитной» письменности трудно было отличить от «доалфавитности». Затем уже появились рукописные книги, которые с X–XI веков до середины XV века составляли основу фондов тогдашних, как правило, монастырских и монарших библиотек.

Вторая веха – в середине XV века в Германии Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, способ изготовления и использования шрифтов и фактически внедрил первую в истории человечества полиграфическую технологию, и даже сам напечатал порядка 50 книг. Эти и другие книги, уже напечатанные и другими первопечатниками с помощью наборных форм до начала XVI в. называют, как мы знаем, инкунабулы и по внешнему виду, и по шрифту они выпускались очень сильно похожими на рукописные книги, т.е. новая, прогрессивная технология, связанная с производством документов (изданий) в начале по основным параметрам копирует своих предшественников (вторая веха подтвердила и усилила это).

Этот этап – переход от рукописных книг к печатным, пожалуй в историческом аспекте теперь уже можно сопоставить с этапом появления электронных книг и электронных изданий (третья веха).

Третья веха – вторая половина 80-х годов XX века – появление электронных публикаций и затем электронных изданий, и это этап в полной мере уже нельзя сопоставить с начальным этапом второй вехи, так как с появлением печатных станков рукописные книги перестали выпускать, а электронные издания стали создаваться чаще всего не вместо, а вместе с их печатными аналогами, что, кстати, имеет место и сейчас, и незначительная все еще статистика альтернативного выпуска электронных изданий пока не изменяет общую картину. Но что характерно – первые электронные книги, электронные журналы и даже электронные учебники были, фактически, электронными версиями печатных оригинал-макетов, с которыми можно было работать с помощью компьютера. И первые издательские проекты по выпуску, использованию и хранению электронных книг, в частности, работали с электронными версиями оригинал-макетов.

История опять повторяется, и понадобилось время, чтобы электронные издания стали самостоятельными, и чтобы проявились, наконец, преимущества электронных изданий: одновременное обслуживание многих пользователей, интерактивность, компактность хранения, простота репродуцирования и др.

Вот именно на этом этапе появления уже совершенного аппарата электронных изданий и достаточно репрезентативного их объема, включения их в фонды традиционных библиотек, в том числе и как части справочно-поискового аппарата, и появления отдельных электронных библиотек, т.е. в результате происходящей естественной трансформации вида и состава библиотечных фондов, и, как следствие процессов и технологий библиотечно-информационного обслуживания, и возникла проблема опасения за судьбу библиотеки в жестком информационно-электронном будущем. Эта проблема породила множественные страхи, споры, дискуссии, часто искусственно подогреваемые Интернет-генераторами электронных ресурсов и псевдолегитимных электронных библиотек о неперспективности сохранения института библиотек, о всеобщих и глобальных электронных библиотеках, заменяющих все обычные библиотеки (и роль Гугла здесь тоже налицо, но об этом позднее), и эта же проблема вызвала обеспокоенность многих представителей библиотечного сообщества. Эти страхи, конечно же, необоснованны и очень к месту вспоминаются бессмертные строки великого Шекспира «Страх – всегдашний спутник неправды». Те библиотекари, которые впадают в панику или даже просто беспокоятся о судьбе и статусе библиотек в будущем обществе, либо недостаточно разбираются или хотя бы понимают суть современных информационных технологий, либо просто бывают обмануты или дезинформированы.

Сегодня, уже в середине 2006 г., когда ясна и отчетлива видна перспектива роста и даже экспансии электронной составляющей библиотечных фондов, также ясно видна необходимость и нужность института библиотек для общества и только полные дилетанты, бездельники или неграмотные журналисты, продолжают глупые споры и рассуждения о том, что библиотеки скоро будут не нужны, что электронная информация вытеснит печатную и т.д. Смешно приводить другие исторические аналоги, когда утверждалось, что кино заменит театры, телевидение заменит кино, а Интернет заменит все.

Мы хорошо видим, что есть у нас и театры, и кино, и телевидение, и Интернет, и электронные библиотеки, и библиотеки традиционные, которые будут развиваться, изменяться, да, изменяться, совершенствоваться, но никогда не исчезнут, и останутся важнейшей частью нашего общества, с высокой миссией обеспечения перехода к информационному обществу к обществу, построенному на знаниях. Отрадно заметить, что в профессиональной и даже в общей прессе, и на многочисленных семинарах и конференциях острота этой проблемы сегодня уже снята, и анализируя общую дискуссию по этой проблеме и ситуацию с развитием библиотечно-информационной инфраструктуры, можно сформулировать следующие принципы (позиции) развития (не выживания, а именно развития библиотек) в нашем информационно-агрессивном веке:

  1. Изменится концепция библиотеки, причем по многим системообразующим позициям. Фонды будут все более насыщаться электронными изданиями в сетевой технологии и в целом, электронные документы и сетевые методы их доставки станут определяющей компонентой развития библиотечно-информационной инфраструктуры в самое ближайшее время. В фондах библиотек будут документы, физически им не принадлежащие и число их будет лавинообразно расти. При работе с электронными ресурсами читатель даже не будет знать, откуда пришел к нему спрашиваемый ресурс – в этом одна из принципиальных инноваций библиотечных технологий будущего.

  2. Электронные каталоги и другие справочно-поисковые системы будут включать в себя и виртуальные по отношению к данной библиотеке ресурсы.

  3. К удивлению многих библиотечных администраторов им придется думать об увеличении бюджета, хотя, по идее, подписка на электронные издания не требует затрат на физическую обработку и хранение. Практика уже показала, что формирование и поддержка электронных коллекций оказываются более дорогостоящими процессами по сравнению с работой с печатными ресурсами, и в первую очередь за счет расходов на подготовку персонала, создание инфраструктуры и лицензирование.

  4. Трансформируется сама идеология и технология формирования фонда, особенно его часть, связанная с выбором и заказом (подпиской); на выработку оптимальных административных решений будут влиять четыре основных фактора:

      • стоимость комплектования (подписки);

      • лицензирование;

      • обеспечение требуемой доступности;

      • защита авторских и имущественных прав.

  5. Также трансформируются и все процессы обслуживания: уже сейчас удаленный доступ начинает активно конкурировать с физическим приходом читателя в библиотеку, и увеличение его удельного веса сдерживают возможности библиотек по предоставлению электронного полнотекстового ресурса, причем сдерживают как по технико-технологическим причинам, так и в связи с нерешенными в полной мере правовыми проблемами. Тем не менее, этот вид обслуживания будет развиваться и, безусловно, станет доминирующим. Другие виды обслуживания: абонемент и МБА, электронная доставка также изменятся, но сохранят свою традиционную основу при работе с печатными документами.

  6. Новые формы, которые проявятся и уже частично появились в работе библиотек, будут способствовать их более эффективному становлению как ячеек информационного общества; и это прежде всего:

  • пакетные подписки («модель пакетирования»), которую предлагают многие издательства, и которая предлагает обязательный подписной лист для библиотек, преимущественно на долгосрочной основе и со значительными скидками; библиотека, правда, при этом получает часть названий, малоспрашиваемых либо вообще непрофильных изданий. Но – деньги экономятся и эта модель, как правило, выгодна для библиотек;

  • корпоративные (консорциумные) соглашения и проекты могут дополнять или развивать модели пакетирования, и могут иметь и совершенно самостоятельный статус, в первую очередь – разделение ресурсов между членами корпорации и наоборот, совместное использование уже наработанного ресурса (например, текущая каталогизация или ретроспективная конверсия);

  • партнерство с университетами в достижении целей образования, особенно в реализации технологий e-learning;

  • партнерство с издателями и подписными компаниями – следует учесть, что поскольку информация, передаваемая в библиотеку в рамках подписных и лицензионных контактов, уже не посылается в библиотеку в виде физических документов, а хранится на серверах издателей и поставщиков, то последние становятся в определенном смысле диктаторами моды в обеспечении доступа к информации. Библиотеки становятся своего рода уже не владельцами информационных ресурсов, а информационными посредниками между собственно электронными ресурсами и их пользователями.

Еще более актуальными в электронной среде вопросы оптимального выбора как самого репертуара заказа, так и владельцев этого репертуара. Многие администраторы предпочитают такой принцип «старый друг лучше новых двух», отдавая предпочтение уже известным партнерам, хотя сегодня на рынке электронной информации этот принцип и экономически и технологически может уступать новым, агрессивным, и вместе с тем, выгодным предложениям новых молодых участников информационного рынка.

И последнее, главной функцией и административной и технологической деятельности библиотеки уже в ближайшем будущем станет Управление электронными ресурсами – это многофункциональный комплекс, затрагивающий основные моменты деятельности библиотеки, и в том числе:

  • обеспечение бесперебойного доступа к информационным ресурсам, включая мониторинг сетевых адресов и их оперативную актуализацию, мониторинг веб-сайтов поставщиков, их спецификаций, видов и конфигураций браузеров, обеспечение поддержки различных форматов полнотекстовой и графической информации;

  • анализ отказов в обслуживании, и в первую очередь отслеживание локализации запрошенных источников, их соответствие лицензионному и контрактному соглашению, проверка гиперсвязей с точки зрения привязки к фиксированным веб-сайтам и др.;

  • создание, поддержка и использование электронных библиотек как собственной генерации так и заимствованных из Интернета.

Уже совершенно очевидна определяющая роль новой библиотеки в развитии общества; достаточно ясно видны технико-технологические аспекты деятельности библиотек в информационном веке, совершенно очевидно и возрастание социальной, гуманитарной и образовательной функции библиотеки, как и сохранение и использование наиболее ценного и печатного фонда.

Мощная электронная, информационная индустрия не сметет, а наоборот повысит новый статус печатного документа, но именно документа нужного, востребованного, являющегося элементом научного, культурного, образовательного и просветительского достояния и наследия.

«В основе прогресса, – как писал на рубеже XIX–XX вв. американский философ Джорджи Сантаяка, – лежат не столько перемены, сколько традиции. Те, кто не способен запомнить прошлое, обречены повторять его».


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив