На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Шрайберг Я.Л. Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции «Крым», 2002 год
Содержание:


Ежегодный Пленарный Доклад


Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы сотрудничества

Введение

Основные положения Пленарного Доклада 2001 года

Положение 1 Изменения, происходящие в сфере библиотечно-информационных технологий и развития библиотечно-информационных систем отражают тенденции дальнейшей информатизации общества, еще большего проникновения в библиотечную практику компьютерных и телекоммуникационных технологий, увеличения объема электронного ресурса и усиления роли библиотек в ускорении темпов развития информационного общества.

Положение 2 Рост электронной информации и электронные библиотеки. Развитие служб электронной доставки документов: разные подходы в разных странах. Электронные библиотечные архивы и Web-архивы. Общее электронное поле библиотек и других организаций культуры.

Положение 3 Возрастание социальной значимости библиотек в структуре общества и общественных отношений, повышение статуса библиотек как информационных и общественных институтов, увеличение вклада библиотек в развитие образования и новых образовательных технологий. Роль и место библиотек в развитии науки и культуры, в формировании общественного согласия и политической стабильности.

Положение 4 Новые подходы к формированию библиотечных фондов, изменение политики комплектования фондов библиотек, соотношение и тенденции роста печатных и электронных коллекций, связь между новой библиотечной политикой и административно-управленческими изменениями во внутренней структуре библиотек; изменение подходов и технологий межбиблиотечного взаимодействия.

Положение 5 Новые тенденции и формы обслуживания пользователей библиотек. Снижение роли платных услуг и расширение возможностей, предоставляемых библиотекой. Специальные формы для онлайновых пользователей; «виртуальные» и реальные читатели. Информационная компонента в библиотечной системе; увеличение ее роли, связь, сосуществование и раздельное обслуживание наряду с библиотечным обслуживанием традиционными и электронными документами библиотечного фонда.

Положение 6 Маркетинг внутри и вне библиотеки. Ежедневный маркетинг и миссия библиотеки. Трансформация маркетинговых библиотечных технологий в условиях компьютеризации технологий и электронизации информационного и документного ресурса.

Положение 7 Расширение форм образовательной деятельности библиотек. «Библиотека–университет» и информационно-библиотечное обеспечение образования. Электронные учебники как новая форма обучения, совместные идеи и проекты библиотек, издательств и учебных заведений. Студент-читатель; преподаватель-читатель; преподаватель-библиотечный работник: новые схемы и новые результаты.

Положение 8 Библиотеки как активные субъекты книжного рынка. Изменение роли библиотек только как потребителей литературы. Издательско-книгораспространительский бизнес и электронная информация: неожиданное возрастание роли библиотек. Библиотеки как центральное звено в едином информационном и социокультурном пространстве.

Положение 9 Будущее библиотек с учетом мировых тенденций информатизации и трансформации общества. Непреходящие ценности и временные ориентиры. Ближайшие перспективы и долгосрочные прогнозы, связь с проблематикой форумов, прежде всего ИФЛА, АЛА и, конечно, конференций «Крым».


Положение 6.

Маркетинг внутри и вне библиотеки.
Ежедневный маркетинг и миссия библиотеки.
Трансформация маркетинговых библиотечных технологий в условиях компьютеризации технологий и электронизации информационного и документного ресурса.

 

Маркетинг библиотечных услуг и связь с общественностью активно развивается сегодня в библиотеках. При этом ставятся разные цели: от производства CD-ROM до проведения информационных компаний и продажи информационных продуктов.

В целом маркетинговый подход является одним из прогрессивных методов реформирования современной библиотеки, его адаптации к новой информационно-технологической среде. Более того, маркетинг является сегодня фактором активизации процессов внедрения новых информационных технологий в библиотеках. Маркетинговые стратегии с их ориентацией на пользователя все шире и шире применяются в библиотечной практике; четко ориентированная направленность на коммерческие проекты сегодня, особенно в наших библиотеках, начинает играть во вред социальной функции библиотек, особенно это касается публичных библиотек. С другой стороны интенсивное проникновение информационных технологий стимулирует маркетинговые подходы к новым, выгодным для библиотеки продуктам и услугам. Возникает некоторое противоречие; оказалось, что сегодня продвинутые зарубежные библиотеки по-новому подошли к этой проблеме.

Маркетинг, по большому счету, сегодня понимается в цивилизованном библиотечном мире как система мероприятий, направленных на повышение общественной значимости библиотек в обществе. Так, например, в Национальной библиотеке Финляндии стратегическая цель маркетинговой группы формируется как: «добиться превращения библиотеки в популярную, всеми признанную, современную научную библиотеку и учреждение культуры». Обращается внимание на тщательную и избирательную работу с пользователями и всем окружением библиотеки (всех их называют «посредники», вкладывая в это слово значение «соучастник»). Весьма характерен и познавателен этот круг (см. приведенную схему маркетинговой модели).


 Маркетинговая модель взаимодействия национальной
библиотеки с категориями «посредников»

 

Каждая категория - (физических или корпоративных посредников), рассматривается отдельно с требуемым уровнем внимания и детализации. Это один из примеров маркетинга в современных условиях.

Какие еще приемы современного библиотечного маркетинга характерны для продвинутых библиотек на Западе сегодня?

Это прежде всего, схема идентификации, схема раскрытия библиотеки как общественно значимой структуры с помощью системы внешних и внутренних параметров и функций, например:

  1. Внешние:

  • создание партнерских отношений

  • фандрэйзинг

  • избирательное отношение к читателям

  • участие в сетевых системахи др.

  1. Внутренние:

  • стратегия внутренней работы

  • контроль репутации организации

  • вопросы руководства

  • этические вопросы

  • работа с финансами и др.

Увлеченность идеями маркетинга и их трансформация в условиях компьютеризации и электронизации технологий, создание маркетинговых центров, структур, PR и других, специально создаваемых подразделений не должна заслонять основную деятельность библиотеки, а содействовать ей, продвигать ее и те продукты и услуги, которые реально могут принести имиджевую и финансовую помощь библиотеке. Средства Интернет и электронные библиотеки помогают перевести эти действия на современный информационный уровень.

Перспективность развития маркетингового подхода позволяет библиотекам сегодня не только укрепить собственные позиции, но и увереннее войти в современный информационный сильно «коммерциализированный» мир.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив