На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Шрайберг Я.Л. Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ. Ежегодный доклад Конференции «Крым», 2004 год
Содержание:


Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ

Авторское и интеллектуальное право

Новые подходы к планированию деятельности библиотек с учетом нарастающего потока электронных публикаций

Обеспечение равной доступности библиотечных фондов и информации для всех категорий пользователей: толерантность и библиотеки

Электронные ресурсы в библиотеках и для библиотек; преодоление электронного (цифрового) разрыва и роль библиотек

Научные исследования, образование и роль библиотек как стратегических партнеров


Пятое направление - научные исследования, образование и роль библиотек как стратегических партнеров.

Роль науки и образования в эволюции общества трудно переоценить; вдвойне трудно переоценить их значимость на пороге информационного общества. По образному выражению Альберта Эйнштейна «образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили». Понятно, что это определение тоже относительно - электронное тысячелетие выдвигает новые требования к образованию и просвещению.

Библиотеки развитых зарубежных стран рассматривают расширение научной и образовательной функции библиотек как одну из важнейших тенденций развития библиотечно-информационной инфраструктуры. Эти новые функции сегодня возлагаются не только на университетские библиотеки, но и на публичные, причем именно последние становятся настоящими форпостами образовательной среды в новом тысячелетии.

Для университетов и вузов библиотека - не только источник знаний, не только информационно-документальная составляющая учебного процесса, но и стратегический партнер. В Финляндии, Швеции и ряде других стран определены следующие аспекты стратегического партнерства:

  • совместная деятельность университета и библиотеки и совместное действие для достижения общей цели,

  • культура партнерства,

  • сотрудничество с внутренними и внешними партнерами,

  • интеграция интеллектуального и социального капитала.

Роль университетской библиотеки во всех процессах знания сегодня как никогда высока, особенно в их продуктивной составляющей, в первую очередь преподавании, научных коммуникациях, менеджменте. Развивающееся информационное пространство выдвигает библиотеки на новые роли в стратегическом партнерстве: от хранения знаний через партнерство в формировании и реализации современного учебного процесса до новейших форм обучения и внедрения новых образовательных технологий - дистанционных методов и мультимедийных средств. Кстати, мультимедиа для дистанционной формы обучения является ключевым средством, что известно даже детям.

Современные стратегии развития публичных библиотек в развитых странах в первую очередь подразумевают доступ к новейшим информационным технологиям и образованию для всех. Высокая стоимость технологий сегодня создает неравенство в доступе к информации. В Великобритании, например, приняты политические решения на уровне правительства, направленные на то, чтобы все жители страны могли в равной степени пользоваться современными техническими достижениями независимо от места проживания, благосостояния или национальной принадлежности.

Публичные библиотеки и должны стать центрами, обеспечивающими равенство в информационном обеспечении, и удовлетворять образовательные потребности населения на основе использования современных информационных технологий. В Великобритании более половины всего населения страны - пользователи публичных библиотек, общее число которых превышает 4 тыс. В докладе Министерства образования и занятости Великобритании еще в 1998 г. выражено намерение правительства способствовать развитию непрерывного образования и расширению возможностей доступа к высшему образованию всем желающим, и в специально создаваемой «Национальной сети обучения» публичным библиотекам отведена ключевая роль.

Расширяют свою деятельность в электронной среде, в том числе и целенаправленно в интересах образования, публичные библиотеки Франции, Германии и Италии; специальные проекты для библиотек США и Канады поддерживают Ассоциация научных библиотек и Американская библиотечная ассоциация. Кроме уже известных схем дистанционного обучения и баз знаний, публичные и вузовские библиотеки расширяют зону комплектования своих фондов электронными учебниками и учебными курсами, прописанными в Интернете.

Еще одно проявление образовательной функции - библиотеки становятся учебными аудиториями, а библиотекари - преподавателями. Этот процесс активно развивается в публичных библиотеках США; кстати, и ГПНТБ России, и РГБ здесь тоже на высоте.

Повышение роли библиотек в образовательной и просветительной работе с населением, конечно, также является одной из тенденций развития библиотечно-информационной системы в наших странах, но тенденцией, если можно так выразиться, не первого уровня. А жаль! Ведь не зря еще в XIX в. неизвестный широкому кругу писатель Джордж Пибоди очень точно заметил: «Образование - это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему». Одним из гарантов этого платежа и должна выступать библиотека.

*   *   *

Недостаток времени, хотя целый час отведен на Ежегодный доклад, не позволяет всесторонне осветить все аспекты сравнительного анализа современных тенденций развития библиотечно-информационных систем и технологий в разных странах, в первую очередь на пространстве СНГ и в развитых Западных странах. Но для этого мы и собираемся здесь, на Крымской конференции, чтобы сделать это всесторонне детально и подробно, для этого, скорее всего, и нужен Ежегодный доклад, чтобы подвести участников Конференции к тем большим и малым проблемам, которые наиболее актуальны для нашего прогрессивного сообщества и которые всем надо решать. Я уверен, что у нас все получится!


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив