На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции «Крым», 2001 год
Содержание:


Ежегодный Пленарный Доклад


Введение

Основные положения Доклада

Информационное общество, особенности его развития в России и странах СНГ, роль библиотек в преобразованиях общества

Правовые основы в обществе и роль библиотек в развитии правовых реформ и распространении правовой информации

Возрастание роли Интернет как единой коммуникационной среды информационного обмена, межбиблиотечного взаимодействия и связи библиотек с другими субъектами книжного рынка, различными организациями и пользователями

Необходимость разработки новой концепции библиотеки с учетом усиления роли ''информационной компоненты'' ее самостоятельности по отношению к документному ресурсу

Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки

Новый уровень межбиблиотечного взаимодействия, кооперации и интеграции, обусловивший создание корпоративных библиотечных систем

Повышение роли образовательной деятельности и превращение библиотек в образовательные учреждения

Усиление необходимости единого информационного взаимодействия и информационного поля для всех субъектов книжного рынка по цепочке: автор – издатель – полиграфист – книгораспространитель – пользователь

Новые взгляды на состояние дел в области представления библиографических данных с учетом электронных документов и каталогизации электронных ресурсов

Международный опыт и его влияние на развитие библиотечно – информационных технологий в России и СНГ. Новые формы негосударственного сотрудничества


7. Повышение роли образовательной деятельности и превращение библиотек в образовательные учреждения.

«Знание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника».
Абу-ал-Фарадж
(арабский поэт 10 в.)

Библиотека как культурный феномен существовала на протяжении многих веков, изменяясь и преобразуясь внутренне и внешне. Ее главной функцией было сохранение, систематизация и распространение знаний. Что обусловило появление библиотеки как социального и культурного института? Конечно, ее история связана с возникновением письменности и книги. Но само их появление еще не означало создание специальных социокультурных учреждений для хранения знаний. Появление круга грамотных и образованных людей, становление книги как объекта торговли, части производства, и вследствие этого доступность книги всем слоям общества привели к необходимости упорядочивания знания и систематизации книг, появления особых мест хранения и распространения этого знания, использования книг и библиотечных помещений в образовательных целях. В настоящее время образовательные функции библиотеки максимально проявляются в деятельности библиотек высших и средних специальных учебных заведений школ, и, безусловно, в деятельности публичных библиотек.

Переход к информационному обществу сопровождается формированием принципиально иной системы информационных коммуникаций, базирующейся на переводе основного массива информации в электронную (цифровую) форму с одновременным обеспечением возможности доступа к этим данным из любого места и в любое время.

Библиотека, традиционно относившаяся к фундаментальным звеньям системы информационных коммуникаций, как ни парадоксально, не выиграла от увеличения интенсивности информационных обменов. Потенциальная способность пользователя получать любые сведения, где и когда это необходимо, изменила существующую систему отношений, в результате чего наиболее информационно емкие сферы деятельности (бизнес, управление, юриспруденция, области высоких технологий) стали переориентироваться на получение сведений непосредственно через Интернет из удаленных источников, минуя библиотеки. За короткий период существования Сети уже образовалось огромное число коммерческих проектов, делающих бизнес на предоставлении платного доступа к полнотекстовым базам данных.

Библиотеки не в состоянии конкурировать с коммерческими компаниями ни по полноте представления документов, ни по оперативности обновления данных, ни по уровню сервиса, хотя есть и обратные примеры, в частности, современная система автоматизированного обслуживания читателей в ГПНТБ России могла бы успешно посоперничать с кем - бы то ни было. Неоспоримым единственным преимуществом библиотек остается бесплатность пользования. Соответственно изменяется и аудитория пользователей библиотек: они все более ограничивают зону бесплатного обслуживания такими областями, как образование, фундаментальные науки и досуг, то есть сферами, где стоимость решений, принимаемых на основе информации, минимальна.

Чтобы сохранить позиции в меняющемся мире, библиотекам предстоит во многом измениться самим, и основной акцент при этом должен быть сделан на адаптацию достижений высоких технологий. Речь идет как о компьютеризации существующих библиотечных процессов и создании высокотехнологичных систем, электронных библиотек и т. д, так и о предложении совершенно новых форм обслуживания. Полная автоматизация библиотек позволит им резко поднять качество обслуживания при сокращении производственных затрат.

В то же время на этапе перехода к информационному обществу объективно возникли новые требования к подготовке дипломированных специалистов, призванных работать в наиболее массовых с точки зрения охвата населения сферах: библиотечно-информационной, образовательной, культурной.

Новые подходы в работе библиотек, несомненно, будут сопровождаться изменением теоретических представлений о ее функциях, смещением акцентов в управлении и правовом регулировании информационной деятельности и, конечно, в подготовке и переподготовке кадров информационных работников.

Но не только в переподготовке кадров должна усиливаться образовательная функция библиотеки, это было бы слишком просто. По-нашему мнению, ведущие библиотеки должны стать базовыми организациями для тех кафедр вузов, которые готовят специалистов в библиотечной области в целом, и в частности, в области разработки, внедрения и эксплуатации современных автоматизированных систем библиотек и информационных центров различного уровня.

Такой опыт, и опыт весьма положительный, уже имеется, например, у нас.

В 2000 г. на библиотечно-информационном факультете Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) по инициативе ГПНТБ России создана кафедра информационных технологий и электронных библиотек. Кафедра предназначена осуществлять целевую подготовку кадров по специализации "Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах".

ГПНТБ России стала базовой организацией для новой кафедры и в ее стенах проходит основная часть процесса подготовки студентов по новой специализации. Организационной основой взаимодействия МГУКИ и ГПНТБ России стал совместно разработанный специалистами обеих организаций договор о сотрудничестве. Он предусматривает многие направления совместной деятельности, в том числе: основное и дополнительное профессиональное образование, международные профессиональные мероприятия, внедрение современных автоматизированных библиотечно-информационных технологий, научно-исследовательскую работу и др.

Среди преподавателей кафедры более половины - сотрудники ГПНТБ России.

Кроме того, к преподавательской деятельности привлечены ведущие специалисты в области разработки теоретических основ создания современных информационных технологий, их практической реализации в крупнейших библиотечных и информационных системах федерального уровня, руководители  российских информационных институтов, центров и библиотек, а также ведущие специалисты органов государственной власти и управления, определяющие государственную политику в области информатизации сферы культуры, науки и образования. В числе преподавателей кафедры 4 доктора наук и 7 кандидатов наук.

Кафедрой разработаны уникальные, и не только для вузов культуры, учебные программы, внедрены новые образовательные технологии, сообщения и доклады о которых будут сделаны сообщения на нашей Конференции. Комплекс из 16-ти учебных дисциплин кафедры включает в себя, такие, как: "Компьютерные технологии в библиотеках", "Интернет/Интранет технологии", "Электронные библиотеки", "Проектирование автоматизированных библиотечно-информационных систем" и др.

Аналогов преподавания подобного комплекса образовательных дисциплин, тем более с применением новых технологий, в отечественной образовательной практике не имеется.

Без специалистов и материально-технической базы ГПНТБ России было бы невозможно издание подобного образовательного проекта. Было бы прекрасно, если бы другие библиотеки поддержали бы эту инициативу. Пока таких примеров немного, но тенденция привлечения библиотек в образовательную деятельность неуклонно развивается.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив