На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции «Крым», 2001 год
Содержание:


Ежегодный Пленарный Доклад


Введение

Основные положения Доклада

Информационное общество, особенности его развития в России и странах СНГ, роль библиотек в преобразованиях общества

Правовые основы в обществе и роль библиотек в развитии правовых реформ и распространении правовой информации

Возрастание роли Интернет как единой коммуникационной среды информационного обмена, межбиблиотечного взаимодействия и связи библиотек с другими субъектами книжного рынка, различными организациями и пользователями

Необходимость разработки новой концепции библиотеки с учетом усиления роли ''информационной компоненты'' ее самостоятельности по отношению к документному ресурсу

Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки

Новый уровень межбиблиотечного взаимодействия, кооперации и интеграции, обусловивший создание корпоративных библиотечных систем

Повышение роли образовательной деятельности и превращение библиотек в образовательные учреждения

Усиление необходимости единого информационного взаимодействия и информационного поля для всех субъектов книжного рынка по цепочке: автор – издатель – полиграфист – книгораспространитель – пользователь

Новые взгляды на состояние дел в области представления библиографических данных с учетом электронных документов и каталогизации электронных ресурсов

Международный опыт и его влияние на развитие библиотечно – информационных технологий в России и СНГ. Новые формы негосударственного сотрудничества


6. Новый уровень межбиблиотечного взаимодействия, кооперации и интеграции, обусловивший создание корпоративных библиотечных систем.

«Меняются не столько вещи, сколько наш взгляд на них».
Ж. Пети - Сан
(швейцарский моралист)

Идея корпоративных библиотечных систем уже имеет свою историю - еще в 70 -х. годах в США, а позднее в европейских странах библиотеки начали объединять свои ресурсы и свои усилия в части совместной каталогизации библиографических ресурсов и создании адресно-библиографических сводных каталогов. Эти две распространенные технологии и положили начало корпоративности в межбиблиотечном взаимодействии; в эпоху Интернет эти тенденции получили свое развитие и сегодня корпоративность является одним их характерных признаков функционирования современных библиотечно-информационных систем и технологий.

Сегодня можно выделить три достаточно чётко определившихся вида корпоративных библиотечно-информационных систем и принципов их реализации. Условно их можно назвать:

а)   библиотечными системами корпоративной каталогизации;
б)   региональными корпоративными библиотечно-информационными системами;
в)   межрегиональными и межведомственными объединениями библиотек.

 

1. Библиотечные системы корпоративной каталогизации

Основными целями создания корпоративных систем этого вида являются:

  • сокращение затрат на каталогизацию, которые в условиях автономных технологий являются весьма значительными и имеют устойчивые тенденции роста;

  • обеспечение информационной и лингвистической совместимости электронных каталогов и баз данных (БД) библиотек для реализации полноценного доступа к отечественным и зарубежным библиотечным ресурсам;

  • достижение высокого качества библиографического и аналитического описания первичных документов в электронных каталогах библиотек;

  • повышение эффективности обслуживания пользователей, в том числе через системы Межбиблиотечного абонемента (МБА) и электронной доставки документов (ЭДД).

Указанные цели достигаются путем создания централизованной системы каталогизации первоисточников с онлайновым доступом библиотек-участниц и пользователей к ее информационным ресурсам.

Важной особенностью эффективно действующих библиотечных систем корпоративной каталогизации является то, что между всеми их участниками устанавливаются определённые финансовые обязательства и/или отношения. Так орга­низация, создающая библиотечно-информационные ресурсы, например, в виде машиночитаемых библиографических записей, принятых для пополнения сводного электронного каталога корпорации, получает за это четко установленную плату. С другой стороны, организация, которая получает и использует эти записи, оплачивает их приобретение. Экономическая эффективность подобных систем определяется рыночными категориями «спроса» и «предложения» услуг корпорации, гибким регулированием стоимости информационной продукции на входе и выходе системы, а также жёстким контролем качества библиографической обработки документов и развитой системой информационных услуг, предоставляемых пользователям.

Наиболее ярким примером успешной реализации за рубежом системы корпоративной каталогизации является американская корпорация OCLC (Online Computer Library Center) - уникальный и единственный в своем роде библиотечно - информационный центр, ''с колес'' внедряющий все значимые современные информационные технологии и поддерживающий общемировой библиографический компьютерный банк данных. Технология корпоративной каталогизации OCLC, по которой работают более 22 тысяч библиотек из почти 70 стран мира, электронные онлайновые издания, система ретроконверсии и другие технологии, продукты и услуги OCLC во многом влияют сегодня на развитие библиотечно - информационных технологий в библиотеках мира.

В нашей стране многим известен проект Российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК), детально, технологически корректно и точно разработанный творческим коллективом, созданным на базе ГПНТБ России.

Несмотря на проблемы с финансированием работ, были разработаны основные проектные решения, на базе ГПНТБ России создан опытный программно-технологический участок для практической отработки режимов функционирования системы и успешно выполнены экспе­риментальные работы по формированию и использованию сводного электронного каталога РЦКК. В проведении эксперимента приняло участие 20 библиотек, расположенных в разных городах России.  В их число входили ряд крупных библиотек федерального и регионального уровня, некоторые вузовские и другие библиотеки. Однако из-за отсутствия средств на полномасштабную реализацию проекта, практически отстраненность от него национальных библиотек и менталитет региональных библиотек, не готовых платить за информацию (а системы корпоративной каталогизации не могут существовать на дотациях) с 1998 г. работы по созданию РЦКК были фактически приостановлены.

Тем не менее, поскольку актуальность создания РЦКК для России остается в ее полном объеме, в 2000-2001 гг. работы были продолжены в инициативном порядке, но уже его цели были ограничены видовым составом литературы (научно-технической). Участниками выполнения работ по этому этапу проекта стали ГПНТБ России (головной исполнитель), БЕН РАН и ЦНСХБ России. Возможность полномасштабной реализации РЦКК или подобной ему организации в России находится в прямой зависимости от государственной поддержки по крайней мере в течение 3-5 лет её начального функционирования; остается весьма спорным сегодня тезис об эффективности функционирования отечественного аналога OCLC в ближайшие годы.

 

2. Региональные корпоративные библиотечно-информационные системы (РКБИС)

Создание и развитие РКБИС - тенденция преимущественно российская. Под РКБИС понимается добровольное объединение ряда взаимно независимых в административном и экономическом отношениях библиотек (возможно также - информационных органов или служб) одного города, области, республики и т.п. для совместного решения их основных функциональных задач, преимущественно связанных с развитием качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей региона. При этом на одном из первых мест в составе упомянутых задач стоит совместное создание библиотечно-информационных ресурсов общего пользования корпорации и обеспечение эффективного открытого доступа к ним  через Интернет.

Важной особенностью этого вида кооперации является отсутствие взаимных финансовых обязательств между её членами. Принципы организационного построения РКБИС зависят от видового и количественного состава библиотек и/или информационных органов, которые входят в их состав, ведомственной подчиненности участников корпорации, степени автоматизации библиотечно-информационных процессов, развития телекоммуникационной сети в данном регионе и т.п.

Первые попытки  создания подобных объединений были сделаны в прошлом и этом году в ряде крупных городов России, включая Москву, Екатеринбург, Челябинск, Пермь и др. Однако массовое создание подобных систем было инициировано и организовано Институтом «Открытое общество» (фонд Сороса) - Россия в рамках объявленного в 1999 г. конкурса «Российские корпоративные библиотечные системы» и программы ИОО «Автоматизация библиотек», являвшейся составной частью Мегапроекта «Пушкинская библиотека». Для участия в работах первом этапе из различных регионов России поступило 43 заявки. Победителями конкурса стали корпоративные объединения библиотек Екатеринбурга, Великого Новгорода, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Ярославля, которые в сумме представляли 96 библиотек-участниц.

В 2000 г. с учетом результатов выполнения первого этапа дальнейшую поддержку получили проекты Екатеринбурга, Казани, Москвы, Новосибирска, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Твери, Томска, Челябинского региона и Ярославля.

Подводя в самом общем плане итоги первых лет деятельности РКБИС, следует отметить, что они оказали весьма заметное влияние на развитие информационно библиотечной инфраструктуры тех регионов России, в которых они были созданы.

В то же время мы видим, что наметившаяся тенденция создания корпоративных сетей библиотек является объективной необходимостью и будет в дальнейшем развиваться. Основаниями для этого являются:

  1. Потребность общества в всестороннем и полном доступе к имеющимся информационным ресурсам.

  2. Постоянный и быстрый рост объёмов мировых информационных ресурсов, а также отсутствие возможности у каждой отдельной организации удовлетворить информационные потребности своих пользователей собственными фондами.

  3. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее повышение требований к профессиональной подготовке обслуживающего персонала и невозможность подготовить или иметь на постоянной основе этот персонал в отдельно взятой библиотеке или информационном органе (службе)

С учетом сказанного сегодня просматриваются следующие тенденции развития РКБИС:

  1. Библиотечные корпорации и их участники будут наращивать количество информационных ресурсов и услуг, оказываемых разным категориям пользователей на платной основе. В указанном плане принципы организации и функционирования этих РКБИС будут приближаться к тем, которые заложены в OCLC и РЦКК.

  2. Будет продолжен переход региональных объединений библиотек преимущественно одного вида участников (например, публичных или вузовских, как в Москве и С.-Петербурге на первом этапе создания корпораций) к многовидовым региональным библиотечным сетям (признаки таких объединений наблюдаются достаточно определенно).

  3. Взаимодействие корпоративных библиотечных сетей разных регионов друг с другом будет развиваться и, возможно, - происходить интеграция некоторых из них в более крупные межрегиональные системы и сети.

 

3. Межрегиональные и межведомственные объединения библиотек

Данные структуры создаются, как правило, при поддержке различных благотворительных и инвестиционных фондов для совместного решения отдельных проектов, связанных с различными видами библиотечно-информационной деятельности. Устойчивость таких объединений является существенно более низкой, нежели у тех, которые были перечислены выше. Она чаще всего определяется сроками действия выделенных грантов. Однако имеется пример уже более чем тридцатилетнего опыта функционирования значительного числа (порядка 300) российских библиотек и информационных органов, участвующих в Автоматизированной системе Российского Сводного каталога по научно-технической литературе (АС РСК НТЛ), предназначенного преимущественно для обслуживания конечных пользователей в том числе через систему  МБА. Работа центрального звена этой системы — Автоматизированного сводного банка данных по научно-технической литературе (АС БнД по НТЛ) — поддерживается ГПНТБ России.

Побудительной причиной создания АС РСК НТЛ послужило и остается актуальным то обстоятельство, что ни одна из существующих в России (ранее — в СССР) библиографирующих организаций, включая Российскую книжную палату (РКП) и централизованные ведомственные системы (например, БЕН РАН), которые осуществляют централизованную обработку отечественной литературы по научно-технической тематике, не обеспечивают требуемой полноты и оперативности формирования поисковых массивов библиографических данных, необходимых пользователям для поиска и получения необходимой им литературы. Вообще , АС РСК НТЛ был и остается до сих пор единственной реально функционирующей корпоративной системой национального масштаба и попытки сегодня строить новые, общенациональные корпоративные системы или сводные каталоги без учета опыта и привлечения АС РСК НТЛ обречены на повтор тех ошибок и потерю темпа, которые были неизбежны в течение 15 лет функционирования данной системы.

Примерами других видов межрегионального объединения библиотек, образовавшихся в последние годы, могут служить ассоциации библиотек и организаций по электронной доставке документов, межрегиональное объединение библиотек по аналитической росписи статей и ряд других.

 

Общие выводы по разделу доклада:

  1. Корпоративное объединение библиотек и информационных органов служит развитию современной информационной инфраструктуре и обеспечивает выполнение важнейших функций, связанных с повышением качества информационно-библиотечного обслуживания всех категорий пользователей в интересах удовлетворения их научных, образовательных, социальных, культурных и других потребностей.

  2. Создание корпораций библиотек и информационных служб является объективно необходимым, поскольку в одиночку они не могут в современных условиях решить как свои функции по обслуживанию пользователей, так и свои задачи развития (в том числе, внедрение современных программно-технических комплексов и технологий).

  3. Корпоративное движение библиотечно-информационных структур в России сегодня стало массовым явлением, которое игнорировать никак нельзя. Однако успех и продолжительность их деятельности существенно зависят от условий финансирования. В указанном плане трудно переоценить роль фондов и грантовых программ, в первую очередь ИОО, РФФИ, РГНФ и других в поддержке проектов, связанных с созданием и деятельностью корпоративных библиотечных систем. Полагаю, что назрела необходимость организации такой поддержки наиболее перспективным библиотечно-информационным корпорациям на постоянной основе.

  4. Корпоративность как одна из наиболее ярко проявляющихся тенденций работы отечественных библиотек имеет разные формы реализации, но неизбежно будет расширять свою структуру и функциональное содержание.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив