На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции «Крым», 2001 год
Содержание:


Ежегодный Пленарный Доклад


Введение

Основные положения Доклада

Информационное общество, особенности его развития в России и странах СНГ, роль библиотек в преобразованиях общества

Правовые основы в обществе и роль библиотек в развитии правовых реформ и распространении правовой информации

Возрастание роли Интернет как единой коммуникационной среды информационного обмена, межбиблиотечного взаимодействия и связи библиотек с другими субъектами книжного рынка, различными организациями и пользователями

Необходимость разработки новой концепции библиотеки с учетом усиления роли ''информационной компоненты'' ее самостоятельности по отношению к документному ресурсу

Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки

Новый уровень межбиблиотечного взаимодействия, кооперации и интеграции, обусловивший создание корпоративных библиотечных систем

Повышение роли образовательной деятельности и превращение библиотек в образовательные учреждения

Усиление необходимости единого информационного взаимодействия и информационного поля для всех субъектов книжного рынка по цепочке: автор – издатель – полиграфист – книгораспространитель – пользователь

Новые взгляды на состояние дел в области представления библиографических данных с учетом электронных документов и каталогизации электронных ресурсов

Международный опыт и его влияние на развитие библиотечно – информационных технологий в России и СНГ. Новые формы негосударственного сотрудничества


4. Необходимость разработки новой концепции библиотеки с учетом усиления роли ''информационной компоненты'' ее самостоятельности по отношению к документному ресурсу.

«Правильная постановка вопроса свидетельствует о некотором знакомстве с предметом».
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
Английский философ
и государственный деятель

Библиотека практически во всех учебниках и монографиях все еще представляется в старых понятиях и схемах, хотя резкое вхождение в библиотечную практику информационных технологий должно было бы давно уже изменить представление о ней. В библиотеках открываются новые разнообразные информационные услуги, при библиотеках открываются центры правовой информации, бизнес-информации и др.; библиотеки и раньше всегда выполняли информационную функцию, но сегодня эта компонента начинает серьезно «конкурировать», если так можно выразиться с «документным обслуживанием» и даже его опережать.

Настало время пересмотреть традиционную концепцию библиотек, базирующуюся на жестком абсолютировании документной парадигмы, обязательном условии физического присутствия документа в фонде библиотеки, без чего библиотеку нельзя считать библиотекой, как считает ряд отечественных и зарубежных ученых. И даже не суть важно, какой структурно-функциональной моделью представляется библиотека как система — четырехузловой, как у профессора Ю.Н. Столярова, пятиузловой — как у автора доклада или, как заметил А.В. Соколов, возможна семиузловая модель библиотеки. Гораздо важнее сущностная трактовка, то, что реально сегодня делается библиотеками, то, что будет ими делаться в ближайшее время.

Дефиниция библиотеки и ее основных функций относятся сегодня к ключевым положениям уже не только библиотековедения, но и информационных наук. Безусловно, что правильное представление о сущности и исходных функциях библиотеки определяет содержание и взаимосвязь библиотечно-информационной деятельности, ее цель, принципы, критерии эффективности, технологии, оценку качества работы.

Исторически менялись подходы к сущности библиотеки:

  • библиотека — хранилище,
  • библиотека — читальня,
  • библиотека — книжное собрание,
  • библиотека — учреждение,
  • библиотека — четырехэлементная структура,
  • библиотека — многоэлементная структура: пяти-семи, возможно больше.

Главные дискуссии развертываются вокруг сущностной функции библиотеки; если согласиться с громоздким, но в целом достаточно точным определением библиотеки, данным Ю.Н. Столяровым «Библиотека — удовлетворяющее информационным потребностям общества в целом, его части или отдельного члена, материально-технически оснащенное упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотечным персоналом», которое соответствует определению библиотеки в ИСО (Международная организация по стандартизации), то останется одним из главных вопросов расхождение мнений между сторонниками приоритета документа и наделение документа, а не библиотеки, информационной функцией. С этим трудно согласиться, так как в данном случае одним из признаков библиотеки постулируется физическое присутствие документа в фонде, что уже не всегда возможно осуществить сегодня. При формировании фонда и, естественно, при обслуживании пользователей необходимо учитывать электронные полнотекстовые коллекции, доступные через Интернет (лицензированный доступ).

Эту особенность необходимо включить в разработку новой концепции библиотеки. Сегодня остро назрела необходимость пересмотра старых позиций, старых подходов к библиотеке. Библиотека уже не только общедоступный информационный центр, центр Интернет, зачастую — центр правовой информации, научное учреждение и т.д. — библиотека активный участник преобразования общества, его движения к информационному. Сегодня во многих крупных библиотеках читатель зачастую не приходит за традиционным документом (что плохо и хорошо одновременно!), читатель приходит за электронными полнотекстовыми копиями документов и за информацией. Сегодня, например, в ГПНТБ России 30% читателей вообще не обращаются к каталогам — ни к печатному — ни к электронному, а работают с информационными ресурсами Интернет; ориентировочно от 15 до 20% читателей предпочитают регулярную работу с полнотекстовыми электронными изданиями через Интернет (иногда — с помощью CD-ROM). Количество ежедневных обращений к Web-серверу библиотеки в 8-10 раз больше, чем обычных посещений библиотеки и это уже говорит о грядущих изменениях (причем неизбежных) в режиме обслуживания библиотеками своих пользователей. А онлайновые постоянные читатели, которые в перспективе должны составить большинство среди пользователей библиотеки? Это все возрастающая группа пользователей предпочитает работать с фондами библиотеки или, точнее, с услугами библиотеки в режиме онлайн и получать все, что им нужно, на собственный компьютер. Библиотека иногда и не трогает свой фонд, обслуживая таких пользователей с помощью других информационных ресурсов. Все это должно быть отражено в новой концепции библиотеки, в том числе и виртуальная природа многих источников информации, нравится это кому-то или нет. Основной упор в новой концепции должен быть сделан на расширение информационной функции как самостоятельной важной функции библиотеки, на точном определении места и роли документа, не абсолютизируя его, но и не преуменьшая его статуса. Требуется переоценка абсолютного доминирования документа как единственной субстанции, отвечающей за всю совокупность информационных потребностей пользователей. При этом следует с особой серьезностью отнестись к все возрастающему потоку электронной информации, увеличению числа электронных документов и появлению электронных библиотек.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив