На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Меньщикова С.П. Роль библиотек в развитии сферы культуры. Региональный аспект
Содержание:


Введение

Специализация публичных библиотек в регионах

Внутрирегиональное межбиблиотечное взаимодействие

Правовое и экономическое обеспечение деятельности библиотек в регионах

Издание литературы на языках народов России

Деятельность библиотек национальных образований по обслуживанию книгой многонационального населения

Литература


Правовое и экономическое обеспечение
деятельности библиотек в регионах

Правовую основу деятельности библиотек нашей страны определяют с 1994 года федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов», а также «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и ряд других законодательных актов. Принятые в 1990-х гг. ХХ века в большинстве республик, краев и областей региональные законы устанавливают нормы регионального законодательства, определяют статус библиотек, их права на особые условия ресурсного обеспечения деятельности, гарантии финансирования в экономической сфере.

В Москве такой закон был принят Московской городской думой (закон г. Москвы «О государственных и муниципальных общедоступных (публичных) библиотеках»). Наиболее важным среди подзаконных документов является «Стандарт библиотечного обслуживания населения г. Москвы». Подобные документы существуют во всех странах с развитой библиотечной сетью. Они определяют содержание библиотечно-информационных услуг, гарантируемых каждому жителю, и исходя из этого предлагают модель публичной библиотеки с указанием ее структуры, размера книжного фонда, площади, штатов, видов обслуживания в зависимости от численности населения, которое предполагается охватить библиотечным обслуживанием.

«Закон о библиотечном деле» отразил специфику трудовых отношений в библиотечной сфере, дав отсылку к общим нормам трудового законодательства. В региональных - в значительной их части - уделено внимание вопросам социальной защиты библиотечных работников, таким образом, восполняется пробел федерального законодательства. В региональные законы о библиотечном деле включены специальные статьи о трудовых отношениях, а иногда, и самостоятельные разделы о правах библиотечных работников в трудовой сфере (Калмыкия). Развивая положения статей регионального библиотечного законодательства о трудовых отношениях, некоторые субъекты Федерации приняли специальные подзаконные правовые акты, посвященные вопросам социальной защиты. Правительством Мордовии в 1999 г. утверждено постановление «О порядке установления и размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за непрерывный стаж работы в библиотеке» (7). В основе регионального библиотечного законодательства в социальной сфере лежат две устоявшиеся формы: выплата дополнительных (помимо заработной платы) финансовых средств и предоставление оплачиваемого свободного времени. Варьируется лишь набор критериев, в соответствии, с которыми они предоставляются.

В законе РФ «О библиотечном деле» отсутствуют национальные библиотеки субъектов РФ как тип библиотек, не определены их отличительные особенности относительно других региональных библиотек. Это вызывает определенные трудности в работе.

В проекте регионального закона «О библиотечном деле», где будет статья, определяющая статус НБ в системе государственных, научных, культурных учреждений, закреплены ее права, обязанности и полномочия. Выполняя функции публичной библиотеки в обслуживании пользователей, она по-прежнему будет ориентироваться, в первую очередь, на удовлетворение потребностей приоритетных категорий пользователей: ученых, специалистов гуманитарного профиля, руководителей и специалистов органов государственной власти и правительства Удмуртской Республики (3).

Одним из основных направлений совершенствования регионального библиотечного законодательства является формирование правового пространства краеведческой деятельности. Необходимо подготовить пакет документов, регламентирующих краеведческую деятельность библиотек, с учетом всего накопленного опыта.

Основы формирования краеведческих фондов библиотек заложены в Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документов». Необходимо скорректировать региональное библиотечное законодательство, с тем чтобы обеспечить повсеместное выполнение федерального закона.

Особая забота совершенствования библиотечного законодательства - правовые аспекты новых технологий, в том числе электронной доставки документов и связанные с этим вопросы авторского права.

Когда политика государства основывалась на провозглашенном принципе равной доступности культуры населению, он поддерживался за счет относительно стабильного уровня цен и роста темпов бюджетных ассигнований. С экономической позиции это проявлялось в том, что планирование развития, в частности, сети библиотечных учреждений осуществлялось по нормативному подходу. Причем библиотеки, как предполагалось, должны быть равномерно распределены по территории страны. Был провозглашен принцип равной обеспеченности населения объектами культуры. К выводу о необходимости выравнивания ресурсов пришли и разработчики всесоюзного исследования «Рациональное размещение и использование библиотечно-библиографических ресурсов в стране» ссылку на ББР. Незначительно, но стабильно росли бюджетные ассигнования на содержание учреждений культуры. (За 10 лет их прирост составил 1,6 раза - с 1975 по 1985 гг., а с 1971 по 1989 гг. - 2,2 раза). Сохранилась, и даже временами росла, доля расходов на культуру и массовую информацию в бюджете. Финансовая поддержка культуры охватывала практически все сферы деятельности.

С конца 1980-х гг. начались серьезные перебои с финансированием, быстро разрушилась надежная, как казалось система книгораспространения. Во многих городах, областях, республиках резко сократилась сеть библиотек. Практически исчезли профсоюзные, потерпела серьёзный урон система научно-технических и других специальных библиотек. Беспокойство вызывало состояние сельских библиотек. В тоже время из-за постоянного недофинансирования многие библиотеки либо свели к минимуму, либо совсем закрыли обслуживание по иногороднему абонементу, в результате чего пострадали читатели тех регионов, где имеются незначительные информационные ресурсы и, соответственно, нет возможности получить необходимые знания; в особенно трудном положении оказались читатели районных и сельских библиотек, свыше 90% которых ранее получали литературу по МБА. У библиотек отбирались помещения, штаты, не стало денег на комплектование фондов и содержание библиотек, уже не говоря об оснащении их современными средствами связи и компьютерной техникой.

Материальное положение библиотек привело к увеличению дифференциации в их развитии в зависимости от экономических возможностей регионов. Но сегодня по многим параметрам экономическая ситуация стабилизируется. В нынешней социально-экономической ситуации возрастает значение библиотеки как единственного учреждения, где можно получить бесплатно источник информации.

Большинство библиотек вынуждено вследствие дефицита бюджетного и иного дотационного финансирования, расширять платные услуги, коммерциализировать часть своей деятельности, сотрудничать с предпринимательскими структурами. Наиболее активно в этом направлении работают деловые библиотеки. Они представляют собой новую модель экономической структуры, деятельность которой основана на применении конструктивных коммерческих и управленческих стратегий в сфере библиотечного дела, решают ряд вопросов, связанных с переориентацией сфер деятельности, стараясь, чтобы это не сказывалось на эффективности решения основных задач библиотек.

Эти библиотеки быстро научились существовать в условиях рынка, их сотрудники поднимают престиж библиотекаря как личности, владеющей разнообразными навыками коммерческой деятельности. Это в итоге ведет к тому, что библиотека рассматривается в обществе как динамичный, коммерчески ориентированный информационный и аналитический центр, где трудятся профессионалы, обслуживающие разнообразные организации и предприятия всех сфер деятельности.

В регионах страны практически все библиотеки занимаются предоставлением деловой информации. Если для этого не выделены специальные подразделения или не создаются специальные библиотеки, то обслуживание ведется в традиционном режиме.

Зачастую текущие экономические интересы учреждений вступают в противоречие с долговременными интересами общества. Однако нельзя не признать, что учреждения культуры стремятся не допустить перепрофилирования своей основной деятельности и обеспечивают доступность и, по возможности, бесплатность традиционных видов культурного обслуживания для социально и экономически слабозащищенных слоев населения. Наметилось потенциально перспективное движение благотворителей и спонсоров библиотек, финансирующих как работу отдельных коллективов, так и различные проекты, мероприятия.

Роль крупных научных библиотек видится в разработке и определении стратегии развития. Здесь, думается, уместно говорить о рациональных методах социального проектирования. Оно имеет существенные преимущества перед уже апробированными подходами, именно здесь  может быть найден способ реализации рекомендаций разработчиков, возникнут организационно-управленческие механизмы, способные поддерживать и внедрять нововведения.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив