На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Меньщикова С.П. Роль библиотек в развитии сферы культуры. Региональный аспект
Содержание:


Введение

Специализация публичных библиотек в регионах

Внутрирегиональное межбиблиотечное взаимодействие

Правовое и экономическое обеспечение деятельности библиотек в регионах

Издание литературы на языках народов России

Деятельность библиотек национальных образований по обслуживанию книгой многонационального населения

Литература


Специализация   публичных   библиотек в   регионах

Региональные особенности учитывались передовыми людьми при открытии библиотек еще в ХIХ в. Новая экономическая и социокультурная ситуация уже сегодня стимулирует появление различных форм библиотечных учреждений (специализированные библиотеки-филиалы, библиотеки-клубы, библиотеки-досуговые центры, библиотеки-музеи, библиотеки-кафе, пункты первоочередного прочтения книг), значительное расширение их функций. В настоящее время, начиная с конца ХХ в. можно наблюдать всплеск в специализации библиотечных учреждений в регионах. Возникновение таких учреждений происходит, конечно же, не беспричинно. Одна из причин: невозможность повсеместно - от областной (краевой) библиотеки - до сельской формировать универсальные фонды из-за недостатка средств. Поэтому создатели специализированных библиотек ориентируются на потребности своих и потенциальных потребителей, а потребности эти вытекают в значительной мере из особенностей регионов.

Сейчас уже можно выделить некоторые тенденции в формировании специализированных публичных библиотек. Областные, краевые, национальные, а также центральные городские библиотеки продолжают выполнять просветительскую, образовательную, информационную функции и являются досуговыми центрами. При этом они становятся центрами правовой и деловой информации, осуществляют информационное обеспечение государственных структур и органов местного самоуправления. Параллельно в крупнейших городах создаются специализированные библиотечные учреждения, а в ряде случаев также профилируется и деятельность центральных библиотек.

Согласно концепции преобразования Центральной городской публичной библиотеки им. Н.А. Некрасова (г. Москва) в библиотечный комплекс предусматривает создание многопрофильного интеллектуального центра: библиотечного, образовательного, информационного, культурно-досугового и межнационального общения. Основной целью создания такого комплекса является предоставление каждому жителю Москвы максимума возможностей для познания, образования, досуга.

Помимо задач, присущих всем главным библиотекам регионов РФ, библиотека им. Н.А. Некрасова принимает участие в реализации правительственных программ и проектов, в том числе культурных, информационных, этических, образовательных (38).

Параллельно в столице успешно работает Московская городская деловая библиотека, которой составляются информационные бюллетени для подразделений и структур местного самоуправления и для правительства Москвы по текущим событиям, происходящим в банковских кругах и в производственной сфере, ведется информационно-аналитическая база данных по Москве, включающая информацию о документах, посвященных городу, полная база официальных документов правительства Москвы.

Для библиотек малых городов, где они остаются практически единственными информационными центрами, предоставление деловой информации становится приоритетным направлением работы. Специализация в предоставлении деловой информации осуществляется на основе реальной оценки своих возможностей и потребностей тех категорий пользователей, с которыми библиотека может потенциально сотрудничать.

В Лаишевской ЦБС Татарстана с 1997 г. ведется формирование банка данных «Районной службы мониторинга ресурсно-технического рынка». Для работников аграрного комплекса существует БД Информационно-консультативной службы АПК Республики Татарстан по следующим темам: «Животноводство», «Растениеводство», «Маркетинг», «Экономика и учеба», «Бухгалтерский учет», «Право».

На базе ЦБ в 1998 г. создан центр информационного обеспечения населения и органов местного самоуправления. Его основной задачей является повышение уровня информированности, правовой культуры населения и муниципальных служащих по вопросам местного самоуправления, организации жизнедеятельности местного сообщества. Источниками комплектования этой части фонда служат периодические издания (местная, региональная, центральная пресса), постановления, решения и другие документы представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Объем собственных БД составляет свыше 3 тыс. записей (11).

Новым направлением является создание медиатек. Их преимущество по сравнению с обычными библиотеками заключается в многоаспектности: в одних стенах объединены библиотека, аудиотека, видеотека, видеозал с возможностью просмотра каналов кабельного и спутникового телевидения, выставочный зал, отделения театрального и изобразительного искусства. Цель таких культурно-информационных центров медиатек - сделать доступными в небольших городах все виды современных источников информации.

Одной из распространенных форм стало создание учебных, тренинговых и консалтинговых центров при библиотеках.

В ГПНТБ России в 2001 г. создан Учебно-методический центр, который организует и планирует мероприятия по повышению квалификации и переподготовке персонала, ежегодно составляет «Сводный план мероприятий по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров ГПНТБ России». Центр призван  максимально вовлекать сотрудников в образовательный процесс; в своей деятельности он ориентируется на различные категории работников в зависимости от степени их профессиональной (базовой) подготовки, стажа работы, умений и навыков, необходимых для работы в современной библиотеке. ГПНТБ России является также базовой организацией, созданной в 2000 г. кафедры МГУКИ «Информационных технологий и электронных библиотек». Кафедра осуществляет подготовку студентов дневной и заочной форм обучения по специализации «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах» в стенах Библиотеки. Это дает возможность, во-первых, внедрять в процесс вузовского образования самые современные образовательные технологии, во-вторых, обеспечивает возможность единого методологического подхода к базовому и поствузовскому образованию.

На базе Московской городской деловой библиотеки начал функционировать аналитико-консультативный и учебный центр, осуществляющий целый спектр услуг. Среди них - психологическая поддержка, оздоровление социально-психологического и организационного климата. В Брянской областной библиотеке создан тренинговый центр, одной из эффективных форм работы которого была по праву признана работа в малых группах, где каждый может реализовать свои творческие способности в поисках оптимального решения общей проблемы. Как результат - интересные проекты «Библиотека - центр деловой информации», «Организация библиотечного бизнес-центра», «Собственное дело», «Центр общения деловых женщин», «Содействие библиотеки созданию рекламы предприятий города» и др. (29).

Методическими отделами центральных библиотек разрабатываются программы по экологическому просвещению населения регионов. Их главная цель - формирование у читателей экологической культуры.

Еще более распространенной формой специализации является деятельность центров правовой информации (ЦПИ). В Смоленске областной библиотекой совместно с институтом культуры и искусств проводятся курсы повышения квалификации по вопросам организации деятельности ЦПИ (1). Проводится работа по организации семинаров, олимпиад, конференций правовой тематики. В 1999 г. состоялась республиканская конференция «Публичные центры правовой информации: состояние, проблемы и перспективы развития, взаимодействие с региональными СМИ» и международный семинар «Публичные центры правовой информации в России: возможности сотрудничества российских и зарубежных государственных и неправительственных организаций». При поддержке администрации Смоленской области, Российского фонда правовых реформ состоялась первая в России олимпиада среди школьников по правовой информации.

Формирование российской сети ПЦПИ получило большой положительный резонанс. Как предполагалось, обеспечение населения правовой информацией в России приобретает массовый характер. Сосчитать общее количество таких структур сегодня довольно затруднительно. Только в Смоленской области, где был создан первый ЦПИ, в настоящее время действуют подобные центры в ЦГБ, областной специализированной библиотеке для слепых, в ряде городов областного подчинения и районных библиотеках.

Процессы специализации коснулись и детских, и юношеских библиотек. Кемеровская областная детская библиотека целенаправленно проводит работу с одаренными детьми. В течение уже более пяти лет она является организатором и главным исполнителем всекузбасского конкурса юных литераторов «Свой голос». Многие из его лауреатов является стипендиатами фонда «Юные дарования Кузбасса». В конференц-зале библиотеки прошла благотворительная программа областного фестиваля «Одаренные дети Кузбасса - ХХI веку!».

Ассоциацией школьных библиотек Екатеринбурга несколько лет назад разработана стратегия развития школьных библиотек с направлениями их специализации. Ее целью стало формирование проблемно-ориентированных баз данных по профилю образовательного учреждения, а также создание банка авторских инициатив. Так, библиотека гуманитарного лицея ¹ 40 работает по программе «Информкультура», здесь создан стенд «Информбюро». На базе филологического класса школьники могут получить специальность младшего библиотекаря. Школа ¹ 76 особое внимание уделяет воспитанию читательского вкуса, в ней по инициативе библиотеки создан кукольный театр. Гимназии ¹ 94 принадлежит авторская модель школьной библиотеки как социокультурного центра, где уделяется внимание неформальному общению, создан Библиотечный клуб для подростков (34).

Необычным может показаться эксперимент по созданию театральной студии сотрудниками центральной и детской библиотек поселка Усть-Омчуг Магаданской области. Это является возрождением традиций 1940-1950-х годов, когда здесь работал народный театр, известный по всей колымской трассе. В нем играли самодеятельные актеры из числа колымских заключенных, поселенцев и вольнонаемных, а ставил спектакли Л. Варпаховский - ученик В.Э. Мейерхольда (впоследствии - главный режиссер МХАТа). Эксперимент библиотекарей оказался удачным: теперь ни одно библиотечное мероприятие не обходится без театрализованных постановок (6).

Наиболее распространенным «вторжением» в смежные отрасли культуры является создание библиотек-музеев. Сочетание под одной крышей библиотеки и маленького музея представлено в помещении городской библиотеки ¹ 2 им. Н.В. Гоголя г. Москвы. Создание библиотеки-музея г. Воронежа (библиотека ¹ 24) берет начало с 1997 г., с дарственной коллекции предметов крестьянского быта и декоративно-прикладного искусства, поступившей от художника, заслуженного деятеля культуры, почетного гражданина города П.Д. Пономарева. По решению администрации города библиотеке был присвоен статус «Библиотеки-музея им. П.Д. Пономарева». После официального открытия ее фонд начал пополняться материалами от друзей и учеников художника, других дарителей. Теперь в библиотеке-музее можно видеть экспонаты ХIХ-ХХ вв. - изделия из керамики, стекла, бисера, вышивки, игрушки, костюмы, отражающие особенности воронежского народного быта и, конечно, здесь представлена литература, справочные и периодические издания. Сочетание книжного фонда (40 тыс. экз.) и музейной коллекции создает хорошую базу для предметного знакомства с народным творчеством, уходящим в глубь веков (4).

Создание музеев в библиотеках стало традицией в деятельности сельских библиотек Псковской области. Библиотеки области поставили перед собой задачу создания фонда источников по истории родных мест. Он должен состоять из публикаций документов, извлеченных из летописей, летописных сводов, архивных материалов, работ ученых и историков, подборок из периодической печати.

Большезагормская библиотека собирает материалы по барской усадьбе и парку в деревне Ручьи, пополняет материал по истории военного и послевоенного периода в деревне Большое Загорье. Сотрудница Старонейской библиотеки собирает сведения о родословной каждого села. Она и ее юные помощники путешествуют по окрестным деревням, встречаются с местными жителями. Результаты поисков отражаются в материалах «Летописей» деревень, в которых собраны документы, фотографии, сведения, записанные со слов старожилов: какие были дома, сколько человек проживало, какие были распространены ремесла. По рассказам старожилов составляются планы окрестностей: где находились овраги, лес, ручьи, поля, огороды.

Среди библиотек ЦБС был организован творческий конкурс по краеведению. Библиотекари вместе со своими единомышленниками окунулись в изучение истории родных деревень, микротопонимики. Особое внимание уделялось истории церквей, часовен, монастырей, деятельности священнослужителей, вообще религиозным страницам из прошлого края. Елизаровской, Москвинской, Псковской, Стремуткинской, Старонейской библиотеками оформлены красочные альбомы-летописи своих сел.

Адворницкая библиотека собирает материал по истории сел, а также тексты частушек, элементы старинных костюмов, атрибуты крестьянского быта (утварь, одежду) и т.д., предполагая в перспективе создание музея-библиотеки. Тема поисков Рижской библиотеки - места, связанные с жизнью святой княгини Ольги. Мелеховская библиотека коллекционирует материалы о ремеслах своего края. Библиотекой в деревне Соловьи собраны сведения о мастерах, проживавших на территории Ядровкой волости, открыта постоянно действующая выставка творений народных мастеров. Новосокольнической районной детской библиотекой собран материал о знаменитых земляках - народнике П. Лаврове, вице-адмирале Ф. Клокачеве, семье Кирпичевых, давших замечательную плеяду ученых (2).

В условиях роста значения региональной библиотечной политики, формирования системы муниципального управления, повышения значимости региональных исследований особую актуальность приобретает управление краеведческой деятельностью библиотек, целью которой является достижение оптимального информационного обеспечения краеведческих потребностей. От библиотек - методических центров и органов управления всех уровней требуется организационное и юридическое оформление единой стратегии развития краеведческой деятельности в библиотеках страны, определение общих направлений и задач для каждого уровня. Все эти уровни вместе должны реализовывать набор функций, необходимый и достаточный для создания оптимальной системы управления краеведческой деятельностью.

Практика библиотек показывает, что краеведение переживает духовный подъем, набирает силу процесс поиска новых форм, расширяется круг задач и уточняется их содержание. «Бесспорно, что каждому человеку необходимо знать - кто он и откуда. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Лишить его знания прошлого - это значит лишить его понимания настоящего и будущего…» - эти слова И. Глазунова в полной мере можно отнести к современному образу деятельности библиотек.

В центральных библиотеках краеведческую работу осуществляют преимущественно специализированные подразделения, однако в большинстве общедоступных библиотек таковые отсутствуют. Краеведческая деятельность библиотек подразделяется на направления. К комплексному направлению относятся «Дни краеведения», которые в некоторых регионах проводятся еженедельно (краеведческие понедельники и т.п.). На их заседаниях обсуждаются книги и рукописи местных авторов, доклады по проблемам местной истории и культуры, проходят встречи с выдающимися земляками и знатными людьми. Такие клубы возникают в городах России, а также в центральных районных и сельских библиотеках. В Кирове именно из краеведческих четвергов, а потом клуба «Вятские книголюбы» выросли, ставшие традиционными Салтыковские, Герценовские и Гриновские чтения, на которых краеведы представляют новые исследовательские материалы.

Очевидно, сегодня можно говорить об особой роли публичных библиотек регионов в сосредоточении запечатленной исторической памяти жителей той или иной местности, района, села, так как они в настоящее время являются центрами культурной и духовной жизни любого региона. Именно библиотеке отведена роль создателя энциклопедии родного села, объединителя его энтузиастов и единомышленников. И именно библиотекарям удалось собрать любителей краеведения, интеллигенцию, ветеранов и молодежь - всех неравнодушных к прошлому и будущему своей малой родины.

Достижение максимального удовлетворения информационных потребностей возможно при координированном развитии библиотек на основе специализации.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив