На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Управление персоналом библиотеки: новые подходы
Содержание:


Введение

1. Теоретический базис мотивации библиотечного персонала – тенденции и тренды

2. Главные направления мотивации труда персонала в Японии и США, возможности использования в российских библиотеках

3. Повышение «работоустойчивости» и снижение стрессоустойчивости коллектива библиотеки

4. Управленческие методы и приемы в предстартовых состояниях

Приложение № 1. Каталог стрессозащитных установок

Приложение № 2. Резюме по подаркам для сотрудников

Приложение № 3. Конструктивная критика 

Приложение № 4. Принципы правильного восприятия критики

Краткий список рекомендуемой литературы по проблемам персонала


3. Повышение  «работоустойчивости» и снижение стрессоустойчивости  коллектива библиотеки

Добиться роста эффективности работы сотрудника, усилить его трудовую мотивацию можно различными способами, например, можно  разъяснить объем деятельности в рамках должностных инструкций и связь между ними и целями организации. Это необходимо, т.к. у большинства сотрудников имеется неправильное представление о том, что  все предпринимаемые ими действия служат достижению целей организаций. В этом их могут разубедить упражнения по методике «Лишнее дело» [ЛД- 6, с.19.20]. Участникам предлагается составить перечень того, что приходится им делать  на работе в течение нескольких дней. Перечень позволяет выявить  направления и дела, которые не соответствуют  уровню компетентности сотрудника. Очень часто  обнаруживается, что более 60% времени у него уходит на то, чего можно было бы и вообще не делать, если бы он мог предвидеть и критически оценить возможные последствия и результаты. Эти дела либо не имеют отношения к целям организаций (вспомним хотя бы партийно-идеологические собрания в коллективах), либо не являются совершенно необходимыми (т.е. от них можно было бы просто отказаться).

Отказ от лишних дел (ЛД) вскрывает новые дополнительные резервы времени и повышает эффективность труда сотрудников.

Сложность задач, которые ставят сегодня перед сотрудниками коммерческие и некоммерческие структуры делают проблему сохранения человеческих ресурсов в них особенно актуальной. Лишь владеющие методами защиты от разрушающих  здоровье воздействий люди могут успешно действовать в условиях, когда существенно возрастает запрос на работников, способных решать задачи с высокой степенью неопределенности, способных идти на риск ради достижения успеха, умеющих длительно и напряженно трудиться на, быть может, не совсем интересных участках работы, умеющих воспринимать неудачи без утраты способности плодотворно и интенсивно действовать.

Известно, что из сложных ситуаций работники могут выходить не только не ослабленными, а даже окрепшими, если они освоили методы защиты здоровья от отрицательных воздействий, сохраняя работоспособность даже при самых трудных обстоятельствах. Проблема стрессоустойчивости выступает как проблема обеспечения необходимого повышения продуктивности труда  в условиях резкого возрастания нагрузок.

Вопросы самочувствия работников в стремительном ХХI веке не являются чем-то новым. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной защите на протяжении всей жизни человека.

Заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС) не случайно называют «чумой второго тысячелетия». Психические перегрузки, возникающие нередко при наличии гиподинамии, постоянная необходимость «держать себя в руках», хроническая нехватка времени, довольно развитое чувство ответственности за порученное дело, необходимость отвечать за массу работ, до которых «не доходят руки», - далеко не все из тех факторов, которые отнюдь не улучшают физическую и душевную форму сотрудников.

Существуют рекомендации, основанные на выводах медицинской науки, соблюдение которых позволяет сохранить трудоботоспособность человека, самой  важной из них является изменение микросоциальной среды, а также режима жизни и деятельности работника.

Главнейший вопрос профилактики заболеваний сердца - это вопрос культуры человеческих взаимоотношений. Практика показывает, что часто у «истока» сердечно-сосудистых болезней находятся те или иные семейные, бытовые, иногда и производственные конфликты, отрицательные и неблагоприятные, «искрящие контакты» между людьми».

Известный хирург, академик Н. Малиновский несколько лет тому назад внес новаторское предложение - переложить бремя расходов и содержание жертв стрессовых ситуаций, порождаемых хамством или пренебрежением руководителей к подчиненным, на плечи виновников, а в крайних случаях - лишать таковых права работать с людьми.

Имеется несколько теорий по поводу возможности преодоления стресса [6, 423-428].

Первая теория представляет собой продолжение и развитие  широко распространенного учения Г. Селье о стрессе как об общем адаптационном синдроме (ОАС).

Суть ОАС сводится к следующему - человеческий организм реагирует на внешние воздействия не только  в виде стресса, который, защищая его, сам оставляет повреждения, но и в виде более мягких неспецифических реакций, названных авторами теории «реакцией тренировки» и «реакцией активации». Первая реакция возникает на относительно слабое воздействие, вторая - на раздражитель средней силы. В отличие от сформировавшеся в ответ на сильное воздействие стресса данные реакции не повреждают организма. Более того, они как бы готовят его к тому, чтобы и при стрессе организм пострадал минимально.

Авторы теории задались целью использовать эти реакции для увеличения резистентности (сопротивляемости) организма к тяжелым испытаниям и для помощи ему при серьезных состояниях. Эти средства весьма специфичны:

  1. электрическое воздействие на гипоталамус через электроды;

  2. постоянные и переменные низкочастотные магнитные поля различной напряженности как способ бесконтактного изменения функциональной активности мозга, и в частности гипоталамуса.

Сущность следующей теории, трактующей переживание как внутреннюю деятельность, становится понятной из самого представления о переживании не как о чисто эмоциональном процессе, а как о «внутренней деятельности», с помощью которой человеку удается перенести те или иные тяжелые жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие и справиться с критической ситуацией. Понятие переживания здесь употребляется в значении «преодолеть, вытерпеть, выдержать» и т. п. какое-либо тяжелое чувство и уподобляется состоянию, связанному с неблагоприятными или критическими ситуациями, а не с самим чувственным страданием. Главное в этой теории - исследование психической деятельности как активного внутреннего процесса, обеспечивающего реальное преобразование определенных психологических ситуаций в приемлемые или благоприятные. В самом общем виде эти спасительные процессы можно подразделить на два: те, которые совершаются исключительно внутри самой психики (прежде всего, - рационализация состояний, оценка их веса и значения для будущего субъекта, поиски аналогов и т. д. и т. п.), и те, которые, имея импульсом интеллектуально проработанные варианты ответа на воздействие, переходят  во внешние действия, обусловливают перемещение внимания и усилий на объекты, не связанные с источником кризисной ситуации. Например, чеховские герои дядя Ваня и Соня, стремясь избавиться от тяжелого чувства, стараются как можно скорее приступить к привычному делу: «...Тяжело. Надо поскорее занять себя чем-нибудь... Работать, работать!» - таков литературный аналог и пример разрешения бесчисленных жизненных коллизий, методический «прием» для уменьшения давления на человека в кризисной ситуации.

Обоснование в теории сопряженного комплекса «практическая ситуация - переживание» позволяет умело применить средства защиты сотрудника независимо от того, в какой форме (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) субъекту «дается» переживание.

Практическое значение теория «переживание - деятельность» приобретает прежде всего потому, что позволяет выделить четыре принципа, обеспечивающих преодоление кризисных ситуаций, - принципы удовольствия, реальности, ценности и творчества, на базе которых можно формировать систему стратегий восстановления психического равновесия.

Принцип удовольствия предписывает осуществлять психологическую защиту путем выявления максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной ситуации. Механизм реализации этой высокой степени благополучия заключается в когнитивной и эмоциональной инфантильности человека.

 

Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступени, но как «дорога» с длинными, в том числе окольными путями и возможностью использования нетрадиционных военных средств. Психологический механизм реализации принципа реальности состоит в выработке у сотрудника способности к терпению.

Принцип ценности указывает на необходимость построения  различных жизненных альтернатив на одном ценностном направлении, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы ценностей получает свою оценку. Этот приоритетный список оценок  служит инструментом рационализации  и определенного упрощения ситуации, которую требуется преодолеть. Задача ценностного переживания заключается в том, чтобы из реализуемых жизненных отношений выбрать и ценностно утаить такое, которое по своему содержанию в принципе способно стать  новым мотивационно-смысловым центром жизни. Важная часть работы ценностного переживания состоит в особых психолого-душевных преобразованиях пораженного жизненного отношения сотрудника к проблемным «полям».

Принцип творчества определяет самостроительство личности, активное и сознательное созидание человеком самого себя, причем не только в идеальном смысле (как проектирование), но и в чувственно-практическом воплощении соответствующих проектов в реальности кризисных ситуаций. Принцип творчества можно толковать иначе: творчество, независимо от того, будет ли объектом сам переживающий человек (наш сотрудник)) или нечто вне него, является мощным средством «непотопляемости» хомо сапиенс. Часто именно творчество,  продолжение творческого дела становится единственным способом спасения человека от утраты своей личности даже в самых сложных и безвыходных ситуациях. Интересной является давно замеченная, но не так давно научно описанная зависимость между творческой деятельностью и восстановлением функционирования центральной нервной системы сотрудника и его организма в целом. Только реализация творческого потенциала, каковы бы ни были его масштабы, делает человека психически нормальным и эмоционально устойчивым. Воспитание творческих способностей уподобляется психотерапевтической процедуре выработки поведения, позволяющего невротизированным людям (а сотрудникам тем более!- Е.Я.) справиться с трудными для них ситуациями и обстоятельствами.

Занятия по выработке различных стратегий решения жизненных задач повышают психологическую устойчивость персонала, когда требуется напряжение духовных сил. Главную роль при этом играют не приобретаемые знания, а гибкость, позволяющая вовремя менять тактику, и тем самым приводить поведение в норму.

Оригинальный разворот в проблеме изложен Питером Д'Адамо и Кэтрин Уитни «4 группы крови - 4 пути к здоровью» [6, с.430], в которой впервые представлена зависимость определенной группы крови человека от его стрессоустойчивости, а также предложены специфические способы защиты от стрессогенных воздействий трудовых коллективов.

Авторы монографии на основе 15-летнего изучения вопроса пришли к выводу, что люди I группы крови наиболее устойчивы к стрессогенным воздействиям благодаря сверхактивной иммунной системе, свою защиту они находят в интенсивных физических нагрузках. «Для людей с группой крови 0 характерна незамедлительная двигательная реакция; стресс воздействует прямиком на  мышцы. Эта особенность досталась им в наследство от далеких предков-охотников; в …этой… крови «запрограммирована»  форма отклика на сигнал тревоги, ведущая к интенсивному выделению механической энергии. При возникновении стрессовой ситуации организм «берет управление на себя». По мере того, как надпочечники накачивают кровь адреналином и другими гормонами, заряд энергии вырастает до гигантской величины. Если теперь дать ему выход в виде физической активности, то любой тяжелый стресс, который человек испытывает, можно превратить в позитивные эмоциональные переживания»*.

Люди со 4-ой группой крови, согласно Питеру Д'Адамо и Кэтрин Уитни, устойчивы к стрессогенным факторам, если индивиды действуют в упорядоченных структурах жизнеобеспечения и если они предпочитают вегетарианское питание. Наилучшим способом защиты от стрессогенных факторов для представителей этой группы крови будет самоуспокоение.

Представители III группы крови самой природой защищены от стрессогенных воздействий лучше представителей всех других групп крови крепкой иммунной системой. Самым эффективным способом снижения последствий стрессов для них является уход в созидательное творчество, то есть в конструирование чего-либо такого, что является, как минимум, новым для самого творца. Вытеснение тяжелого состояния, связанного со стрессогенным воздействием, здесь происходит довольно быстро и достаточно надежно. Этот способ выхода из стресса у представителей III группы крови тем успешнее, чем больше они сочетают умственную активность с физической.

Стрессы для представителей IV-ой  группы крови иногда бывают разрушительными. Способ снятия стресса - «интеллектуальный, сопровождаемый физической живостью» - оказывается тем результативнее, чем больше возможностей имеется вступать в интенсивное общение с близкими людьми (но не только исключительно родственниками), в процессе которого успешно реализуется доминантная особенность типа - способность адаптироваться к любому человеческому окружению. Не случайно авторы упомянутой книги называют такую способность мимикрией,  представителей этой группы - хамелеонами.

Нетрудно понять, что у людей каждой группы крови сильным средством роста стрессоустойчивости является опора на наиболее развитые особенности представителей этих групп. Уравновешивание организма и психики работника происходит за счет комфортности процесса желанной деятельности, а также за счет получения знания и навыков. На этом фоне негативное значение стрессовых воздействий падает тем быстрее, чем быстрее человек погружается в свою типологическую деятельность.

В нашей стране ученым-психологом и управленцем  Е.С. Жариковым [6, с.433] в течение полугода были проведены наблюдения за представителями разных групп крови и осуществлен опрос с целью понимания, насколько верны заключения Питера Д'Адамо и Кэт-Уитни по вопросу зависимости способов стрессозащиты от принадлежности людей к определенным группам крови. Не знакомые с работой зарубежных авторов россияне более, чем в 60% случаев подтвердили, что они уходят из-под ударов стрессогенных факторов теми же способами, о которых писали исследователи. Фактически каждый из них открывал свой «кровный» способ эмпирически, без науки, на чистом опыте. После ознакомления с монографией более 90% граждан нашей страны-участников опроса заявило, что «это им подходит», «это эффективно», что они возьмут разработанные методики на вооружение.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив