На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Обеспечение системы подготовки и повышения квалификации кадров. Методические материалы
Содержание:


Введение

Положение об Учебно-методическом центре Государственной публичной научно-технической библиотеки России

Лицензия Комитета образования Правительства Москвы на ведение образовательной деятельности

Положение об «Удостоверении о повышении квалификации» Учебно-методического центра ГПНТБ России

Форма «Удостоверения о повышении квалификации»

Сводный план мероприятий по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров ГПНТБ России на _____ год

Учебная программа курса повышения квалификации библиотечно-информационных работников «Библиотечный маркетинг»

Учебная программа курса повышения квалификации библиотечно-информационных работников «Интернет/Интранет технологии»

Учебная программа курса повышения квалификации библиотечно-информационных работников «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах»


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса повышения квалификации
библиотечно-информационных работников

«Библиотечный маркетинг»

Данный курс рассчитан на управленцев российских библиотек и позволит им более успешно решать стоящие перед ними задачи сегодняшнего дня.

Основой для разработки данной программы послужила программа  «Маркетинг в библиотечно-информационной деятельности» (МГУКИ М.,1998).

Программа представляет собой курс рассширенного дополнительного образования и состоит из шести тем:

Тема 1.

Главные термины, сущность и содержание маркетинга.

Тема 2.

Основные виды маркетинга.

Тема 3.

Особенности библиотечного маркетинга.

Тема 4.

Значение рекламы и фирменного стиля в маркетинговом управлении библиотекой.

Тема 5.

Мероприятия библиотек по связям с общественностью.

Тема 6.

Использование маркетинговых подходов управления зарубежными библиотеками.

Обучение заканчивается итоговой аттестацией слушателей.

Срок обучения:  77 часов
(38 - лекции, 11 - семинары, 28 - практические занятия).

Форма обучения: с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы.

 

Содержание программы

Тема 1.  Главные термины, сущность и содержание маркетинга

Понятие маркетинга (от англ. «market» - рынок, сбыт, спрос) как  специфического метода управления организациями и предприятиями в условиях рынка.

Определения базовых терминов маркетинга: нужда, потребность (иерархия базисных потребностей), спрос (эластичность), рынок (емкость рынка), товар (ассортимент, товародвижение), конкуренция,  конъюнктура,  маркетинговые стратегия и тактика, маркетинговая концепция, рыночные исследования, сегментация рынка и оптимальный рыночный сегмент, позиционирование на рынке,  рыночная «ниша» («окна»), канал сбыта, маркетинговые коммуникации,  реклама, «паблик рилейшнз».

Классический комплекс маркетинга (четыре «Р»): «product» - товар (продукция, услуга), «рrice» - цена, «рlасе» - место, «рromotion» - продвижение товара к потребителю.

Общие и специфические функции маркетинга. Цели и задачи маркетинга.

Цели, задачи, основные направления (основные рынки библиотеки, потребительские свойства услуг и продукции, ресурсы, каналы сбыта, рекламирование библиотеки, ее продукции и услуг), виды, формы, этапы и методы маркетинговых исследований библиотеки. Пути сбора информации: первичные и вторичные исследования. Определение метода сбора данных. Формулировка целей, объектов, методов исследования, выдвижение рабочей гипотезы, критерии - однозначность, категоричность, проверяемость.

Основные этапы составления и осуществления маркетинговой концепции функционирования библиотеки:

  1. определение конкретных целей и задач библиотеки;
  2. формирование рабочей группы, выбор подходов и путей применения маркетинга;
  3. сбор и подготовка внутри- и внебиблиотечной информации;
  4. проведение рыночного анализа окружения;
  5. сегментация рынка пользователей;
  6. выявление сильных и слабых сторон в организации деятельности и управлении библиотекой;
  7. уточнение целей маркетинга в библиотеке;
  8. планирование предложений;
  9. претворение в жизнь маркетинговой концепции;
  10. реклама и «паблик рилейшнз»;
  11. оценка и контроль реализованных мероприятий.

Стратегия и тактика организации в маркетинговом контексте. Матрицы Бостон-Консалтинг-Групп, Ансоффа, Портера. Стратегия международной  Кооперации. Стратегия индивидуальных заказов и услуг (превышение ожиданий пользователя).

Ценовые стратегии, используемые библиотеками - стратегия высоких цен (снятия сливок), низких цен («прорыва»), дифференциации цен, виды цен (льготные, единые, гибкие, стабильные,  нестабильные, престижные, некруглые).

Ценовые тактики библиотеки - долговременные цены, различие цены по сегментам, модификация цен. 

Маркетинговый контроль: оперативный (текущий),  стратегический, выборочный, горизонтальный, вертикальный; анализ эффективности (социальной, экономической, функциональной) и качества профильной деятельности.

Внутренние (инпут) и внешние (аутпут), количественные и качественные  показатели работы библиотеки.

Три этапа анализа затрат на маркетинг в библиотеке.

Практическое задание 1.
Обоснование отличий маркетинга от других управленческих подходов.

Практическое задание 2.
Анализ сильных и слабых сторон деятельности библиотеки.

Практическое задание 3.
Выявление (оценка) образа библиотеки с применением семантического дифференциала.


Тема 2. Основные виды маркетинга

Различные возможности классификации маркетинга.  В зависимости от задач, от варианта представления продукции/услуг, в зависимости от состояния спроса,  от охвата рынка, от отрасли (в том числе библиотечный маркетинг), от уровня применения (микромаркетинг, макромаркетинг); маркетинг отдельных сторон управленческой деятельности.

Маркетинг в  некоммерческой деятельности. Некоммерческий маркетинг как эффективное средство достижения общественных интересов (согласия) и решения социальных задач в бюджетных сферах и «третьем» секторе. Основная черта - отсутствие стремления к финансовой выгоде и др.

Понятие внутреннего маркетинга, его задачи: целенаправленное воздействие на поведение персонала, формирование шкалы ценностей и профессиональной ориентации сотрудников; обеспечение внедрения управленческих, технологических и иных нововведений с учетом личной заинтересованности (мотивации) исполнителей. Формы передачи информации («информационных посланий») от руководства к рядовым сотрудникам. Создание сквозной системы информирования в библиотеке.

Содержание и направленность феномена «организационная культура библиотеки».

Общая характеристика социально-ответственного («просвещенного») маркетинга, его основные принципы: маркетинг с ориентацией на потребителя, новаторский маркетинг, маркетинг ценностных достоинств, маркетинг с осознанием общественной миссии, социально-этичный маркетинг.

Практическое задание 2.
Конкретизация отдельных видов маркетинга на примере реальной библиотеки.


Тема 3.
Особенности  библиотечного  маркетинга

Различное интерпретирование теории и практики маркетинга  российскими библиотековедами. Обоснование возможностей творческого использования  маркетинговых принципов и инструментария в российских библиотеках.

Библиотечный маркетинг как специфический вид программно-целевого  управления. Общественно-экономические цели библиотечного маркетинга как системы  управления с рыночными  и социальными компонентами.

Объекты, субъекты и методы маркетинга в библиотеках.

Наиболее характерные черты при реализации концепции маркетинга в библиотеках: комплексный подход к постановке целей и задач (приоритет читателя, пользователя); последовательность и  систематичность в выборе форм и методов с учетом основных социальных функций библиотеки; преимущественное использование социально-этической, но не агрессивной рекламы, обширные мероприятия  по связям с общественностью; стремление к надежной «обратной связи» с читателями, пользователями; непосредственное подчинение   маркетинговой службы библиотеки ее руководству.

Современные тенденции развития библиотечного маркетинга. Перспективы дальнейшего применения маркетинговой ориентации деятельности библиотечно-информационных учреждений России.


Тема 4.
Значение рекламы и фирменного стиля в маркетинговом управлении библиотекой

Политика коммуникации библиотеки в отношении читателей, пользователей, посетителей: сущность, цели. Средства коммуникации: информирование, убеждение, переубеждение, просвещение, мотивация, достижение консенсуса между библиотекой и целевыми группами обслуживания («антенна», «усилитель», «фокус», «призма», «эхо»). Инструменты политики коммуникации.

Правовые основы рекламной деятельности в РФ.

Общая характеристика и виды рекламы: товарная, престижная, непосредственная, косвенная, информационная, агрессивная, увещавательная, сравнительная, напоминающая, подкрепляющая.

Различные виды рекламы в деятельности библиотек. Рекламные средства библиотечной отрасли. Факторы, обуславливающие выбор рекламных средств.

Библиотечная витрина как специфический вид рекламы библиотеки.

Эмоциональная сторона воздействия рекламы. Роль цветовой гаммы в рекламных изданиях библиотеки. Положительные образы, зарекомендовавшие себя в библиотечной рекламной практике. Рекламные слоганы библиотек. Использование «золотого» сечения, выразительных графических средств. Креативная или творческая реклама.

Реклама библиотек и их услуг в Интернете. Сайты российских библиотек.

Сущность и основные элементы, значение фирменного стиля библиотеки.

Планирование рекламной деятельности.  Требования к тексту рекламы. «Рекламное послание». Отражение в рекламе пользы и дополнительной пользы от интеллектуальной продукции, предложений и услуг библиотеки.

Психологические особенности восприятия рекламы в условиях библиотеки, ее рекламных материалов. Оптимизация  размещения и подачи библиотечной рекламы.

Организация рекламных кампаний.

Практическое задание 4.
Анализ рекламной листовки библиотеки с позиций воздействия на пользователя.

Практическое задание 5.
Определение степени результативности материалов о библиотеке в прессе.

Практическое задание 6.
Составление рекламного сообщения/статьи о библиотеке для прессы.

Практическое задание 7.
Формулирование рекламного слогана библиотеки.


Тема 5. Мероприятия библиотек по связям
с общественностью

Формирование благоприятного  общественного мнения как основная цель библиотечных "паблик рилейшнз" (ПР). Имидж и паблисити (популяризация) библиотеки. Внутренние и внешние ПР.

Ключевые понятия ПР: организация, социальная среда (публика, аудитория), коммуникация (вертикальные и горизонтальные коммуникации, причины использования различных коммуникационных каналов, модель «источник — сообщение»).

Наиболее часто используемые инструменты ПР: анализ общественного и опубликованного мнения, стратегии и программы по информированию и коммуникации, проекты и инициативы, кампании, слово, иллюстрации, мероприятия.

Устные, письменные, визуальные, предметно-сувенирные и комплексные формы реализации ПР. Публичные отчеты библиотеки перед населением: виды (устные, печатные), задачи, периодичность.

Взаимоотношения с журналистами, факторы, способствующие установлению таких контактов. Задачи пресс-секретаря библиотеки. Проведение пресс-конференций в библиотеке.

Фандрейзинг  (от англ. «fundraising» — изыскание, увеличение средств) и его специфика в современном отечественном библиотечном деле. Поиск и выбор библиотекой источников дополнительной ресурсной помощи (ресурсных доноров); благотворители (меценаты) и спонсоры. Мотивы благотворительности.

Ведущие методы определения результативности ПР-активности библиотеки. Соответствие критериев эффективности решаемой библиотекой ПР-задаче.

ПР-деятельность российских библиотек в конце XX века. Значение федеральных, региональных и локальных библиотечных организаций и объединений в расширении связей библиотек с общественностью; международные контакты отечественных библиотек.

 

Семинар 1.

Средства и методы повышения эффективности политики коммуникации в библиотеках России.

 

Практическое задание 8.
Изучение библиотечной среды («атмосферы библиотеки»)

Тема 6. Использование маркетинговых подходов управления зарубежными библиотеками

Причины обращения зарубежных библиотековедов и библиотекарей к теории и практике маркетинга.

Количественный и качественный библиотечный маркетинг в интерпретации немецких библиотековедов.

Цели, задачи, специфика количественного (рост количественно определенных показателей работы библиотеки) и качественного («появление довольных деятельностью библиотеки пользователей» безотносительно к их численности) маркетинга в работе немецких библиотековедов.

Деятельность городской публичной библиотеки Мюнстера (ФРГ) по воплощению модели «трехподеленной библиотеки». Мысли X. Эмундса о  «третьей зоне» и «третьих интересах» (неопределенных интересах) читателя. Развитие данной идеи, ее перенос на расстановку отраслевой литературы. «Литературные кабинеты» в городской публичной библиотеке Падерборна (ФРГ).

Совершенствование концепции «трехподеленной библиотеки» в городской публичной библиотеке Гютерсло (ФРГ): расширение области применения, учет местных особенностей. Разработка У. Клаасен в середине 80-х гг. маркетинговой концепции библиотеки с учетом количественных методов. Основные направления деятельности коллектива сотрудников по привлечению населения в библиотеку. Роль статистических методов оценки работы этой библиотеки.

Ориентация на повышение качества в деятельности городской публичной библиотеки Штуттгарта (ФРГ). Изменение приоритетов и введение новых форм обслуживания пользователей городской публичной библиотекой Кельна (расширение перечня информационных услуг, пересмотр номенклатуры платных услуг и продукции библиотеки).

«Поворот» к читателю в публичных библиотеках Великобритании в 60-е гг. Причины данного явления: политические изменения, экономическое давление, технические возможности. «Отчет о проведении проекта Хиллингдона относительно эффективности публичных библиотек». Политика интеллектуальных продуктов и услуг публичных библиотек Великобритании. Библиотечно-информационное шоу - www.lis.uk.

Шведский опыт рекламы и «паблик рилейшнз» библиотек. Исследование эффективности воздействия различных рекламных средств на пользователей, реклама библиотек на транспорте (в том числе - в метрополитене). Примеры удачной маркетинговой деятельности: кампания по пропаганде нового филиала городской системы публичных библиотек Стокгольма, акция «Постучи в двери», текущие мероприятия («Библиотека месяца», «Неделя библиотек»).

Выставочная деятельность библиотек в Европе: 1) в рамках заседаний Советов ИФЛА 2) во время крупных книжных ярмарок (Франкфурт-на-Майне, Лейпциг, Барселона, Братислава, Париж; 3) специализированные информационно-библиотечные выставки (Библиотека в Дортмунде и др.). 

Маркетинговые формы управления библиотечно-информационной практике в Америке: интерпретация положений маркетинга применительно к библиотеке, освоение маркетингового инструментария. Главенствующая роль экономических аспектов в маркетинговых исследованиях организации библиотечно-информационного обслуживания.

Некоммерческий маркетинг в американских библиотеках. Разработка и практика применения метода анализа окружения библиотеки.

«Процесс планирования для публичных библиотек» Ассоциации публичных библиотек США - исходный материал для обоснования целей деятельности и маркетинговой концепции библиотеки. Назначение и методика определения профиля (обобщающей характеристики) региона обслуживания, опыт использования данного метода в Свободной библиотеке Филадельфии.

Маркетинговая политика в отношении персонала библиотеки. Привлечение волонтеров для осуществления повседневной библиотечной работы.

Особенности рекламы в американских публичных библиотеках. Бюро по связям с общественностью при Американской библиотечной ассоциации. Деятельность советов попечителей и друзей при библиотеках США.

 

Семинар 2.

Возможности использования опыта маркетинговой деятельности зарубежных библиотек в отечественной практике.

 
Литература

К теме 1

Аббакумова Н., Герасимова В. Маркетинг в библиотеке: Из практики ЦНСХБ //Библиотека. - 1992.- ¹3-4. - С. 14-15.

Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 1999. - 416 с.

Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. - М.: Экономика, 1997. - 640 с. [О маркетинге некоммерческих организаций, включая библиотеки, см. с. 57-60.].

Бутенко И.А. Как провести прикладное исследование?: Пособие для библиотекаря /Рос. гос. дет. б-ка; Рос. ин-т культурологии. - М., 1994. - 96 с.

Бутковская М.С., Харькова И.В.. Шелудъко В.Г. ЦБС «Кунцево»: новая стратегия, новые возможности: Сб. док. и материалов /Авт. предисл. и коне. В.К. Клюев; Отв. за вып. В.В. Крахотина. - М.: Либерея, 1997. - 96 с.

Ван Зун Л. Помните, у вас есть конкурент: Маркетинговый анализ  - основа стратегии выживания библиотек //Библиотека. - 1996. - ¹ 4. - С. 73-75.

Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху//Вайсман А.

Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: [Практ. пособие]: Пер. с нем. - М.: АО «Интерэксперт»; Экономика, 1995. -С. 5-172.

Васильева Т. Что показало исследование? //Библиотека. -1998. -¹2. - С.65 -67.

Голубков  Е.П. Маркетинговые исследования:  теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 1998. - 414 с.

Голодяева В., Киреева Л. Маркетинг - движущая сила //Библиотека. - 1997. - ¹ 8. - С. 27-29.

Герасимова Л.Н. Маркетинг информационных продуктов и услуг: Учеб. пособие: В 2-х ч. /Моск. гос. ун-т культуры. 4.1. Основы маркетинговой деятельности. - М., 1995. - 71 с.; - 4.2. Информационные ресурсы маркетинга. - М., 1997. - 115с.

Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: [Моногр.]. - М.: Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1993. - 250 с.

Джерелиевская И.К. Моделирование потребностей в библиотечном продукте //Библиотеки страны в новых социально-экономических условиях: Сб. науч. тр. / Рос. гос. б-ка. - М., 1994. - С. 35-51.

Жабко Е.Д.. Соколова Т.В. Читатель как объект исследования //Науч. и техн. б-ки. 1996. - ¹ 6. - С. 15-27.

Карташов Н.С. Анализ деятельности библиотеки как часть управленческого процесса. //Управление библиотекой; Новые подходы и практические решения: Сб. науч. тр. /Рос. гос. б-ка. - М.,1995. - С. 75-89.

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. -  М,: Прогресс, 1992. - 736 с.

Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок: Пер. с англ. В.А. Гольдича и А.И. Оганесовой. - М.: Издательство АСТ, 2001. - 272 с.

Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга: Учеб. пособие /Под ред. О.Т. Лебедева. - 2-е изд., доп. - СПб.: МиМ, 1997. - 224с.

Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг: Учеб. Пособие. - Омск, 1992. -127с.

Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на  рынке. - 2-е изд. - М.: Фин. и стат., 1995. -- 304 с.

Петч П. Анализ сильных и слабых сторон деятельности библиотеки //Науч. и техн. б-ки. - 1994. - ¹ 10.- С. 70-79.

Суслова И.М. Десятилетие менеджмента и маркетинга в теории и практике библиотек: Полемические размышления //Науч. и техн. б-ки. - 1996. - ¹ 7. - С. 3-14.

Самохина М.М. Библиотечная социология и библиотечный маркетинг: (Заметки ветерана) // Библиотековедение. - 1994. - ¹ 2. - С. 33-43.

Служба деловой информации в библиотеке: отечественная и зарубежная практика: Учеб. пособие /Науч.- внедренческий центр «БиблиоМаркет»; Ред.-сост. Г.Л. Цесарская; Под общ. ред. И.Б. Михновой. - М., 1996. - 112 с. [Разд.2 «Маркетинговые исследования как основа создания и функционирования деловой библиотеки» - с. 40-68].

Соловьева И.  Маленькая исповедь конкретного человека, или о чем рассказали анкеты// Б-ка. - 1999. - ¹ 3. - С. 31-32.

Уэинганд Д.Э. Управление современной публичной библиотекой: Стратегия развития: Пер. с англ. - М.: Рудомино, 1997. - 224 с. [См.: «Маркетинговый подход к планированию» - с. 29-34; «Маркетинговый аудит» - С. 34-42; «Маркетинг: второй этап» - с. 172-193].

Фонотов Г. Маркетинг: обретения и потери. //Библиотека - 1994. - ¹4. - С. 26-29.

Ястребова Е. М. Учимся маркетингу //Библиотекарь. - 1990. - ¹ 6. - С. 76-77.

 

К теме 2

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. -  М,: Прогресс, 1992. - 736 с.

Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - 2-е изд. - М.: Фин. и стат., 1995. - 304 с.

Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг: Учеб. пособие /Под ред. Г.Л. Баги-ева. - СПб: Изд-во С.-Петербург, ун-та экон. и фин., 1997. - 122с.

Книжный маркетинг: Руководство к действию: Сб. ст. /Пер. с англ. Б. Ленского. - М.: ТЕРРА, 1996. - С. 248-269.

Ястребова Е.М. Внутренний маркетинг в библиотеке //Науч. и техн. б-ки. - 1993. - ¹ 10. - С. 40-46.

Любой словарь с терминами по маркетингу, менеджменту, например.

 

К теме 3

Аббакумова Н., Герасимова В. Маркетинг в библиотеке: Из практики ЦНСХБ //Библиотека. - 1992. - ¹3-4. - С. 14-15.

Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг: Учеб. Пособие. - Омск, 1992. -127с.

Барроуз Б.. Бейкуэлл К. Маркетинг в библиотечном обслуживании и информационный менеджмент //Библиотечно-информационный менеджмент: Сб. переводов /ГПНТБ России; Сост. и пер. К.М. Ключникова. - М., 1994. - С. 67-76.

Бейкуэлл К. Управление библиотечными и информационными службами, ориентированными на пользователя: [Реф.] /Рос. гос. б-ка; Информкультура. - М., 1997. - 118 с. [Гл.9 «Маркетинг библиотечного и информационного обслуживания» -  С. 99-106].

Борхард П., Флоделъ Ш., Мильц М. и др. Концепция маркетинга дня публичных библиотек /Науч.-внедренческий центр «БиблиоМаркет»; Пер. с нем. Е.М. Ястребовой. - М., 1993. - 144с.

Клаасен У. Маркетинг: Путь к признанию //Библиотека. - 1994. -¹ 6. -С. 12-15.

Кочнева А., Потапенко Г. А у нас - все для Вас//Б-ка. - 2000. - ¹ 9. - С. 61-62.

Маркетинг - современная концепция управления библиотекой: Науч.-реф. сб. /Рос. гос. б-ка; Сост. С.Д. Колегаева. -М., 1994. - 148 с.

Матлина С. В какую сторону направлен вектор обновления//Б-ка. - 2000. - ¹ 9. - С. 27-28.

 

К теме 4

Авраева Ю., Шишмарева Е. Как создать новый имидж//Б-ка. - 1999. - N 11. - С. 21-23.

Акинфиева О., Митрофанова Н. У каждого филиала облик неповторимый//Б-ка. -- 2001. - N 4. - С.16-20.

Гольман И.А. Реклама плюс реклама минус.- М.: ООО «Гелла-Принт», 2000. - 240 с.

Дядченко Л., Шабанова В., Болдавкина М. Как использует на-глядность современный специалист// Б-ка. - 2000. - ¹ 7. - C.47-48.

Зыков О.П. Рекламные средства библиотечной отрасли: Учеб.-метод. пособие /Минкультуры России; С.-Петербург. гос. академия культуры. - СПб., 1996. - 61 с.

Михнова И.Б., Цесарская Г.Л. Как сделать рекламу библиотеки: Теория, методика, практика /Науч.-внедренческий центр «БиблиоМаркет». - М., 1996. - 220 с.

Мяэотс О. Ярмарка по-гетеборгски \\Б-ка. - 1999. - ¹ 9. - С. 74-75.

Павлова И.А. Библиотечный интерьер: требования и задачи //Науч. и техн. б-ки. - 1995. - ¹ 7. -С. 48 -7.

Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. - М.: «Финансы и статистика», 1999. - 320 с.

Сахибова Л. Реклама без затрат//Б-ка. - 2000.- ¹ 6. - C.15-16.

Силеманова Е. Реклама - не роскошь, а средство продвижения\\Б-ка. - 2000. - N 4. - С.14-15.

Соколова Н. Фирменная символика//Б-ка. - 2001. - ¹5. -C. 23-25.

Тайны рекламного двора: Советы старого рекламиста: Д. Огилви и др. о рекламе /Ассоциация работников рекламы; Сост. А. В. Гавриловец. - М., [Б.г.] . - 112с.

Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Пер.с англ. - СПБ.: Издательство «Питер», 1999. - 736 с. (серия теория и практика менеджмента).

Ястребова Е. М. Фирменный стиль в контексте рекламы библиотек: [Науч.-практ. пособие]. - 2-е изд., перераб. /Моск. гос. ин-т культуры. - М., 1994. - 20 с.

 

К теме 5

Аристова А., Тюрина В. Поддержку малому бизнесу//Б-ка. - 2001. - ¹ 3. - С. 56-57.

Ашервуд Б. Азбука общения, или Public relations библиотеки: Пер. с англ. - М.: Либерея, 1995. - 176 с.

Бем-Ляйцбах М., Хмелус К. Работа с общественностью для создания нового образа библиотечной профессии // Мир библиотек сегодня. - 1998. - Вып. 1. - С. 68-73.

Винниченко О. Тройственный союз: издатель, фондовик, читатель//Б-ка. - 2001. - N 4. - С.4041.

Восьмая международная конференция «Крым -2001»//Б-ка. - 2000. - ¹ 2. - С.51.

Ефремова Н. Ориентируясь на поддержку власти//Б-ка. - 2000. - ¹ 4. - C. 17-18.

Зайцев В., Овсянников В. Российские библиотековедческие  исследования и международное сотрудничество//Б-ка. - 2000. - ¹2. - С.54-65.

ИФЛА’99 в цифрах и фактах//Б-ка. - 1999. - ¹ 12. - C. 63- 65.

Как просить деньги на культуру: Реф.: Пер. с англ. /С. Петербург. фонд культуры; Междунар. фонд «Культурная инициатива». - СПб.: Нотабене, 1995. - 94 с.

Козлова Е.  Привлечь спонсоров - дело нелегкое//Б-ка. - 2000. - ¹ 4. - С.69-70.

Манилова Т.  Общественный договор между учредителями и пользователям//Б-ка. - 2001. - ¹ 3 . - C.6-9.

Матлина С.Г. «Добролюбовке» - 150 лет//Библиография. - 1999.- ¹ 1. С. 134-135.

Принс X., Де Гир В. Облик, статус и репутация библиотечного дела и информационной деятельности //Науч. и техн. б-ки. - 1993. - ¹ 11. - С. 10-25.

Прокопенко Е. Использование средств и методов «паблик рилейшнз»//Б-ка. - 1999. - ¹ 1. - С.22-23.

Пурник А.В. Место публичной библиотеки в информационно-деловой среде мегаполиса: (По материалам маркетингового исследования) //Науч. и техн. б-ки. - 1995. - ¹ 1. - С.63-68.

Салтыкова С. Расширяем круг почитателей//Б-ка. - 1999. - ¹ 2. - С.57.

Сарсембитова А. «Магические формулы» фандрайзинга//Б-ка. - 1999. - ¹ 7. - С.68-69.

Тренина М. Паблисити учреждения//Б-ка. - 2001. - ¹ 1. - С.16-17.

Ульянова Л. Московская «публичка» - часть Интамел//Б-ка. - 2000. - ¹ 2. - С. 90-91.

Ухов В.Г. Методологические аспекты связей с общественностью библиотек стран Запада //Библиотековедение и библиогр. за рубежом. - 1993. - Вып. 132. - С. 76-84.

Ястребова Е.М. Паблик рилейшнз для библиотек. Библиография паблик рилейшнз, 50 названий//Библиография. - 2000. - ¹ 1. - С. 43-48.

 

К теме 6

Архипова Т.С., Ключникова К.М. Маркетинг в библиотечно-информационной деятельности США (по материалам зарубежной печати) //Науч. и техн. б-ки. - 1992. - ¹ 4. - С. 41-44.

Банько И. В одном из районов Вашингтона//Б-ка. - 1999. - ¹2. - С.77-79.

Библиотека. Население. Информация; Опыт публичных библиотек США: Пер. с англ. /Межрегион. ассоциация деловых б-к; Науч.-внедренческий центр «БиблиоМаркет»; Ред.-сост. И. Б. Михнова. - М.: ЦБС «Киевская», 1998. - С. 24-28, 47-53, 98-99, 110.

Библиотеки и библиотечное дело США: комплексный подход /Науч.-производственное предприятие «Информ-система»; Под. ред. В. В. Попова. - М.: Изд. фирма «Логос», 1992. - С. 176-192, 261-272.

Библиотечно-информационный маркетинг: Сб. переводов /ГПНТБ России; Сост. и пер. К.М.Ключникова. - М., 1992. - 53с.

Давыдова Л.И как реки встречаются в море, так встречаются люди в ALA\\ Б-ка. - 1999. - ¹2. - С. 73-75.

Димитров А., Блэквелдер М. Имидж библиотекаря медицинских библиотек США (по материалам социологического опроса) //Науч. и техн. б-ки. - 1996. - ¹ 7. - С. 19-33.

Клаасен У. Маркетинг: Путь к признанию //Библиотека. - 1994. - ¹ 6. - С. 12-15.

Клещук С.Е. Библиотечный маркетинг в США: генезис и современные проблемы //Науч. и техн. б-ки СССР. - 1991. -¹12. -С. 3-10.

Клещук С.Е. Книгоиздатели, библиотеки и читатели США //Науч. и техн. б-ки. -1993. - ¹ 6. - С. 10-21.

Коряковцева Н.А. Обучение информационной грамотности в США//Библиография. - 1999. - 4. - с. 153-156.

Куликова О. Волонтерство: черта американской действительности //Библиотека. -  1997. - ¹ 7. - С. 80-82.

Либергер Б.А. Сбор средств //Управление финансовыми ресурсами библиотеки: Науч.-реф. сб. /Рос. гос. б-ка; Сост. и отв. за вып. С.Д. Колегаева. - М., 1994. - С. 46-61.

Набатникова Е.А. Тенденции развития рынка информационной продукции и услуг за рубежом (на примере США, Великобритании, Канады) //Библиотека в условиях становления рыночных отношений: Экспресс-информ. /Рос. гос. б-ка; Информкультура. - М., 1993. - С. 8-22.

Недашковская Т. Информативность, гармония и комфорт\\Б-ка. - 1999. - ¹ 9. - С. 67-68.

Никонорова Е.В., Нещерет М.Ю. Поездка делегации РГБ в Национальную библиотеку Китая//Новости/РГБ. - 2000. - Октябрь. - С.3-6.

Стронг Г., Крохотина В., Толстикова О. Третье «нашествие» библиотекарей на Америку//Б-ка. 2001. - ¹ 5. - С. 88-89.

Цесарская Г.В Куинсе говорят на сорока языках//Б-ка. - 2001. - ¹5. - С. 90-94. 

Ястребова Е.М. Красиво, современно, технологично: архитектура и дизайн немецких библиотек //Науч. и техн. б-ки.-1994.- ¹ 3.- С. 59-63.

Ястребова Е.М. Недели библиотек в ФРГ //Библиотековедение и библиогр. за рубежом. - 1987. - Вып. 113. - С. 13-22.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив