На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив

Основные положения формата MARC для библиографических данных
Содержание:


Часть I: Что такое MARC?

Часть II: Почему нужна запись MARC

Часть III: Термины USMARC и их определения

Часть IV: Где составляются записи USMARC?

Часть V: Вывод данных USMARC

Часть VI: Заключение

Часть VII: Краткое описание часто используемых полей USMARC

Часть VIII: Перечень других полей, используемых в записях USMARC

Часть IX: Маркер

Часть X: Поле 008 для книг

Часть XI: Пример записи в различных форматах

Часть XII: Записи на аудиовизуальные материалы: от карточек до USMARC

Выборочная библиография

Выборочные публикации службы распространения каталогизации Библиотеки Конгресса США

Определители содержания MARC: Контрольное задание


ЧАСТЬ IV:

ГДЕ СОСТАВЛЯЮТСЯ
ЗАПИСИ USMARC?

Разделение труда при создании каталогизационной информации, т.е. разделение труда при создании библиографических записей, уже многие годы является реальностью. Для увеличения своих ограниченных ресурсов большинство библиотекарей предпочитает приобретать готовые каталогизационные данные, а не создавать их самостоятельно. Почти в течение века они могли заказывать комплекты каталожных карточек для поступающих к ним

новых книг в Библиотеке Конгресса или в последнее время у книжных торговцев.

Другие библиотекари печатали свои собственные карточки, используя для этого Данные каталогизации в издании, находящиеся на обороте титульного листа многих книг. Библиотекари также частично или полностью применяли каталогизационные записи, напечатанные в библиотечных журналах или в библиографиях.

Когда же стали доступны компьютеры, для библиотекарей отпала необходимость постоянно "изобретать велосипед". Зачем сотням каталогизаторов тратить свое драгоценное время на составление почти идентичных каталогизационных записей на одну и ту же единицу, если один каталогизатор мог бы составить эту запись и распространить ее среди библиотек? Зачем сотням машинисток перепечатывать одну и ту же запись на карточки, когда компьютер мог бы распечатывать карточки с помощью программы?

После того, как была разработана запись USMARC, библиотеки смогли совместно пользоваться выгодами машиночитаемой каталогизации независимо от того, какую автоматизированную систему они имеют, - онлайновую или работающую в режиме разделенного времени. Карточки, приобретенные в Библиотеке Конгресса или у маклера, распечатываются компьютером с библиографических записей, имеющихся на лентах MARC Библиотеки Конгресса.

Колледжи и университеты с большим библиотечным бюджетом объединили свои библиографические усилия, создав такие системы как OCLC (Online Computer Library Centre), WLN (Western Library Network, Washington), RLIN (Research Libraries Information Network) и ISM (Information Systems Management Corporation). За установленную плату плюс расходы на коммуникацию их технические службы работали в онлайновом режиме с использованием мощных крупногабаритных компьютеров. Эти смелые нововведения позволили библиотекам использовать и распространять записи USMARC. Каталожные карточки можно было заказывать, а принтер мог быть подключен к системе для получения данных по телефонным линиям и распечатки карточек и книжных этикеток

Мы живем в удивительный век, когда использование мощных недорогих микрокомпьютеров для управления библиотечными процессами доступно библиотекам любых типов и размеров. Программное обеспечение для микрокомпьютеров позволяет каждой библиотеке иметь свою собственную замкнутую систему обращаемости литературы или онлайновый каталог для читательского доступа. Эти программы могут неоднократно считывать, хранить, а также распечатывать записи USMARC. Для большинства современных микрокомпьютеров при хранении информации применяются жесткие и гибкие диски, а не запоминающие устройства на магнитной ленте для крупногабаритных вычислительных машин. Данные для микрокомпьютеров обычно отправляют и получают на гибких дисках. С гибких дисков библиографические записи загружаются на стационарный жесткий диск.

При изменении технологии автоматизации библиотеки и необходимости изменения каталогизационного процесса форматы USMARC и взаимосвязанная с USMARC документация также изменяются. Хотя формат MARC был впервые разработан в Библиотеке Конгресса и документация, относящаяся к формату USMARC, технически ведется и публикуется Библиотекой Конгресса, изменения и пересмотр формата Библиотека Конгресса самостоятельно не осуществляет.

За рецензирование и просмотр документации по формату USMARC ответственность несут два комитета: Комитет по машиночитаемой библиографической информации (The Мachine-Readable Bibliographic Information-MARBI-Committee) и Консультативный комитет по USMARC (USMARC Advisory Committee). MARBI является одним из комитетов Американской библиотечной ассоциации (American Library Association - ALA), в который входят по три представителя от каждого из трех функционально ориентированных отделов АLА: ALCTS (функция технического обслуживания), LITA (автоматизация), RASD (справочная функция). ALA старается обеспечить проведение всех видов экспертиз в MARBI. USMARC Advisory Committee состоит из представителей национальных библиотек , библиографических служб, торговых объединений, а также других

библиотечных и научных ассоциаций. MARBI совместно с USMARC Advisory Committee участвует в каждой конференции ALA (ежегодной и зимней). Основная деятельность Комитета заключается в рассмотрении дискуссионных материалов и предложений, направляемых Библиотекой Конгресса или через нее другим организациям для внесения изменений и дополнений в действующие форматы MARC или для новых разработок формата MARC, когда в них появляется необходимость.

В 1987 г. Библиотека Конгресса опубликовала первую редакцию документа "Спецификации USMARC для структуры записи, наборов символов, лент " (USMARC Specifications for Record Structure, Character Sets, Tapes) , предназначенного для помощи библиотекам и другим организациям, составляющим или приобретающим записи USMARC. Вторая редакция была издана в 1990 г.. Этот документ обеспечивает техническую информацию по структуре записей USMARC, наборам символов, используемым в записях USMARC, а также по формату маркировки и структуры магнитных лент, используемых для распространения записей USMARC. Он предназначен для специалистов, занимающихся проектированием, ведением и обслуживанием систем обмена и обработки записей USMARC. Рапространение в библиотеках микрокомпьютерных систем показало, что для обмена записями USMARC на гибких дисках также необходим стандарт. Работая непосредственно с представителями поставщиков книг и данных, а также библиотечных автоматизированных систем, Комитеты MARBI и USMARC Advisory Committee разработали рекомендации и предложения, результатом которых явились необходимые изменения и дополнения к формату USMARC, а также публикация в 1991 г. документа "Спецификации маркировки дискет USMARC" (USMARC Diskette Label Specifications).

В последнее время были созданы также спецификации для распространения записей USMARC с помощью протокола передачи файла (File transfer protocol - FTP). Спецификации распространения дискет и FTP опубликованы в Спецификациях USMARC, издание 1994 г.

Библиотекари, поставщики, вообще любой человек, распространяющий каталогизацион ные данные, должны иметь возможность обеспечить стандартную машиночитаемую каталогизацию в стандартном формате USMARC. Поставщикам библиотечных автоматизированных систем следует проектировать свои системы таким образом, чтобы правильно принимать и обрабатывать стандартные записи USMARC. Библиотекари, применяющие микрокомпьютеры для управления своими библиотеками, получают прямую выгоду от работы со стандартами USMARC.


На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив