
УДК 026.06
И. С. Скрипкина
Функциональность электронного каталога следует изучать
Освещены проблемы и основные задачи исследования «Электронный
каталог в системе каталогов библиотеки», начатого в РГБ.
Ключевые слова: библиотеки, АБИС, электронный каталог, система
каталогов.
С появлением компьютерной техники жизнь библиотеки изменилась до
неузнаваемости. Теперь каждый библиотекарь, в соответствии с должностной
инструкцией, должен иметь навыки работы с персональным компьютером.
Практически завершился первый этап технической и технологической
революции: библиотеки приобрели не только совершенно новое оборудование, но и
программное обеспечение АБИС. Стержнем и основным элементом любой АБИС является
электронный каталог, призванный обеспечить решение не только тех задач, которые
возлагались на систему каталогов библиотеки, но и функционирование других
модулей АБИС, в первую очередь – связанных с обслуживанием читателей.
Функциональные возможности ЭК теоретически безграничны. Читатель
должен был получить удобную систему навигации и поиска, позволяющую не только
«увидеть» фонд внутри библиотеки, но и иметь возможность
через Интернет отобрать и заказать необходимые документы. ЭК многие считают
универсальным, а главное – единственным, заменяющим всю систему карточных каталогов
– алфавитный, систематический, предметный.
Однако, как показывает практика, пока ещё ни в одной библиотеке ЭК
не раскрывает фонды библиотеки так, как это делала прежде система карточных каталогов.
Раньше, пользуясь каталогами, мы в любой библиотеке видели единые правила и
принципы построения каталогов. Работа с ЭК лишь кажется простой и удобной,
приходится изучать особенности каждого из них. Универсального интерфейса ЭК у
нас нет, в каждой библиотеке – свои правила поиска информации. Диалога с
пользователем нет.
Функциональные возможности ЭК в библиотеках не используются.
Содержательный поиск ограничен: предлагается «напечатать слово» (не все читатели
могут правильно формулировать ключевые слова). Формальный поиск машина ведёт
настолько «свободно», что мы получаем на экране немало ошибок.
Почему-то у нас считается, что все проблемы ЭК определены программой,
разработчиками АБИС. Позицию библиотекаря можно сформулировать так: «Мы
работаем с тем, что нам дали, и так, как нас научили». Получается, что мы забыли
о главном: читателю надо сказать, что и как в ЭК представлено, каков
хронологический охват, какие виды документов содержатся, на каких языках, какие
фонды отражены. Инструкции по поиску, написанные программистами, часто
нуждаются «в переводе» на язык читателя-гуманитария, человека, не имеющего
специального образования. Это – наша задача, наш долг.
Все мы знаем: разработкой программного обеспечения ЭК, как и АБИС в
целом, занимались специалисты с инженерным образованием, программисты,
технологи автоматизированных систем. Библиотечные работники почти не участвовали
в этом. Даже если АБИС разрабатывались в библиотеках, в составе «команды»
иногда не было специалистов с библиотечным образованием.
Такая практика характерна только для нашей страны. Например, в США
практически все АБИС созданы при активном участии библиотекарей, под их
контролем. Они же принимают готовую систему, предъявляя требования, которые
исходят из библиотечной практики.
В публикациях, докладах на конференциях основное внимание до сих пор
уделяется разработке и развитию программного обеспечения, внедрению ЭК. Даже
сейчас, когда библиотеки накопили многолетний опыт работы с ЭК, лишь единичные
выступления посвящены использованию ЭК в библиотеках. У нас нет чёткого
понимания места и роли ЭК в общей структуре системы каталогов современной
библиотеки, его функциональной эффективности в системе
справочно-библиографического обслуживания.
Последняя редакция Типового положения о системе каталогов и картотек
была утверждена Министерством культуры СССР в 1985 г. Она была разработана
специалистами РГБ в ходе проведённого в 1976–1985 гг. исследования, к
которому были привлечены десятки библиотек страны. Основные принципы и
требования Типового положения распространились на библиотеки учебных заведений,
сети Российской Академии наук, Министерства обороны и других систем.
Пора разработать новое типовое положение о системе каталогов и картотек
в соответствии с современными реалиями. Об этом говорят в библиотеках.
Но для этого придётся изучить складывающуюся функциональность ЭК,
его место в системе каталогов библиотеки. Мы помним о наших ожиданиях, но на
деле удалось воплотить далеко не всё. Вопросов много, особенно в сфере
использования ЭК читателями, удовлетворения запросов пользователей (оперативность
выдачи информации, показатели полноты и точности, глубины и многоаспектности
поиска). Все эти и многие другие аспекты необходимо изучать по специально
разработанным методикам.
Так получилось, что место, функции, задачи ЭК предварительно не
были определены. В большинстве библиотек стали проводиться мероприятия,
связанные с конверсией каталогов. При этом некоторые способы конверсии не
обеспечивали полноценного переноса информации, содержащейся в карточных
каталогах, в библиографические записи ЭК. Многие библиотеки были вынуждены
параллельно вести карточные каталоги и ЭК. Только в некоторых библиотеках
перестали вести отдельные карточные каталоги. В большинстве случаев ЭК не смог
заменить карточные, так как часть запросов с его помощью реализовать невозможно.
Ещё один серьёзный вопрос:
должны ли мы требовать от пользователей определённого уровня знаний
информационных технологий, обучать их?
Многие специалисты говорят о неумении пользователя правильно
формулировать запрос. Да, это дело сложное, ошибка часто приводит к неполным
или отрицательным результатам. Библиотекари признают, что формулированию
запроса, как и в целом методам поиска информации в ЭК, надо учиться. Как это
можно организовать, если каждый ЭК имеет свои особенности?
Сплошь и рядом заявленная «простота» работы с ЭК оказывается лишь
мифом. Трудно ориентироваться в параметрах «управления» поиском. Кнопки
навигации не всегда являются подсказкой. Диалога нет, ссылочно-справочного
аппарата тоже. Куда, собственно говоря, надо смотреть, что и где «кликать»? Где
в представленной на мониторе информации отражаются сведения о единицах
хранения, шифрах документа, наличии книг в подсобном фонде?
«Это так просто», – говорит библиотекарь, проделывая с клавиатурой
странные манипуляции. И уходит. Между тем читатель нуждается в помощи! Только
поговорив с ним, можно выяснить, что он ищет не там, видит на экране вовсе не
то, что нужно, да и «слова» вписал неправильные. Всегда в системе каталогов
дежурили опытные консультанты. Теперь их заменили ряды мониторов ЭК…
Эффективность использования каталогов во многом определяет смысл
работы библиотеки. Как и у каждого прибора, средства, инструмента, у ЭК есть
своя функциональность, проще говоря, уровень исполнения своего предназначения.
Какие функции должен выполнять ЭК? Функции – главное, то, ради чего… У нас же
сегодня, характеризуя ЭК, принято говорить о количестве «библиографических описаний».
«Электронный каталог в системе каталогов библиотеки» –
такова проблематика исследования, к проведению которого приступили в РГБ. Об
этом, собственно говоря, нам хотелось проинформировать читателей журнала. К
работе привлечены крупные библиотеки страны. Желающие сотрудничать с нами могут
написать научному руководителю – Э. Р. Сукиасяну (e-mail
sukias@rsl.ru).
|