На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №1 2014 год
Содержание:

20-я ЮБИЛЕЙНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ–2013»

Гусева Е. Н., Анхимюк И. В. Двадцать лет… Полёт нормальный! Творческий отчёт – с отступлениями и эмоциями – о работе 20-й Юбилейной конференции «Крым»

СЕКЦИЯ «БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ, БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ И КНИГОВЕДЕНИЕ»

Столяров Ю. Н. Работа секции «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» на 20-й Юбилейной конференции «Крым». Аналитический обзор

Дригайло С. В. Эволюция социально-демографического состава читателей научной библиотеки (на примере Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского)

СЕКЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ, ПРОФЕССИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ»

Яцевич Н. А. Библиотечное образование: пути трансформации

Панкова Е. В. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

Северина Л. В. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении по специальности 071901«Библиотековедение»: возможности и проблемы

НАША ПРОФЕССИЯ

Гиляревский Р. С. Библиотека «в облаках»

Протопопова Е. Э. Интеллектуальный апгрейд

Каратыгина Т. Ф. Дорожная карта и специальные библиотеки России. Послесловие к книге «Специальные библиотеки на фоне истории страны»

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Виноградова Е. Б. Электронный документ: вид или тип?

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Документология как фундаментальная наука: факт институционализации

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А. И. Конференция ИАТУЛ в Кейптауне

Информационное письмо и приглашение


НАША ПРОФЕССИЯ

УДК 02.06

Р. С. Гиляревский

Библиотека «в облаках»

Лекцию с одноимённым названием автор представил на Международной конференции «Крым–2013». На основе этой лекции – по просьбе редакции – подготовлена настоящая публикация, в которой библиотека представлена в свете достижений информационных технологий.

Ключевые слова: библиотеки, библиотечное дело, информационные технологии, библиотекари, библиотечная профессия, облачные вычисления.

«Библиотека в облаках»… Ещё несколько лет назад такое заглавие статьи воспринималось бы как шутка, а сама статья содержала бы критику беспечности или легкомыслия в управлении библиотекой. Сегодня почти все понимают, что речь идёт о развитии библиотечного дела в связи с достижениями и прогрессом в информационных технологиях.

Мы быстро привыкаем к этим достижениям. Совсем недавно, говоря студентам, что скоро содержание фондов районной или даже городской библиотеки можно будет уместить на устройстве размером с ноготь, я сам думал, что это преувеличение, а сегодня такая карта памяти продаётся в подземном переходе...

Библиотека как один из старейших социальных институтов на протяжении последних тысячелетий вынуждена отвечать на вызовы времени, связанные со сменой материальных носителей и содержания своих фондов.

Клинописные глиняные таблички шумерской эпохи сменились античными папирусными свитками, за ними последовали средневековые пергаментные и бумажные кодексы. Предпоследняя смена происходила в связи с изобретением в середине XV в. и распространением книгопечатания подвижными литерами. Промежутки времени между этими сменами сокращались от тысячелетий до столетий. Ускорение темпов развития информационной технологии привело к тому, что уже на памяти нашего поколения – обсуждение вопроса о работе библиотеки с микрофильмами и микрокартами.

Смены материальных форм книги вызывались общественной потребностью в упрощении доступа к информации, появлением новых технологий её производства и всегда приводили к её удешевлению, новым возможностям её использования и выполнению ею новых функций. Всё это происходит и при внедрении электронной книги. Достаточно упомянуть среди обстоятельств её появления экологическую опасность дальнейшего увеличения числа бумажных книг – вырубку лесов и изменение состава атмосферы, а также экспоненциально возрастающую стоимость хранения книг.

В прошлом веке библиотекари были вынуждены отвечать на вызовы, связанные с содержанием их работы и фондов библиотек. В первый раз это было в 1950–1960-е гг., когда во всех развитых странах стали создаваться службы научно-технической информации.

На тот первый вызов библиотеки ответили агрессивно. Ведущий американский теоретик библиотечного дела Джесс Шира одну из своих статей озаглавил: «Библиотекари, на баррикады!»

Время нас рассудило – всё становится на свои места. Библиотекари и информационные работники пользуются одними и теми же техническими средствами и в рамках общей цели и информационной технологии решают общие задачи. Библиотекари осуществляют доступ к опубликованным документам и формируют информационные потребности общества, а информационные работники удовлетворяют их при помощи содержательной переработки первичной информации во вторичную.

Другой вызов был связан с появлением мультимедийных средств. В течение, по меньшей мере, двух тысячелетий библиотека работала с текстовыми, по преимуществу, документами. Иллюстрации – таблицы, графики, формулы, рисунки – были вспомогательными средствами хранения и передачи знаний. Теперь появились и быстро получили повсеместное распространение в этом качестве звук и движущиеся изображения, совмещённые с текстом в цифровом машиночитаемом виде.

Проблема, вставшая в 1990-х гг. перед библиотечным делом и его наукой – библиотековедением, заключалась в том, сохранять ли многотысячелетнюю традицию работы с преимущественно текстовыми документами (в печатной и электронной форме) или взять на себя ответственность за доступ к знаниям во всех мультимедийных видах.

Первое решение проще было реализовать и в человеческом, и в экономическом, и в организационном плане. Но только для библиотечного дела. Общество всё равно создало бы другой социальный институт для обеспечения доступа к знаниям в мультимедийной форме. Для него уже было предложено название – медиатека.

Библиотека права, что не захотела потерять свой престиж и не перестала быть единственным учреждением, решающим в обществе задачу сохранения и передачи знаний. Она всё интенсивнее работает с мультимедийными средствами передачи знаний, которые быстро осваиваются всеми сферами науки, образования, просвещения, т.е. теми областями общественной жизни, где доступ к знаниям является решающим фактором.

Вызов нашего века опять технологический. Появилось понятие облачные вычисления. Это обеспечение сетевого доступа к вычислительным ресурсам (сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам), которые предоставляются провайдерами Интернета с минимальными затратами. Потребители облачных вычислений могут значительно уменьшить расходы на инфраструктуру информационных технологий и гибко реагировать на изменения вычислительных потребностей, используя свойства эластичности облачных услуг. Другими словами, вы можете не тратить средств на покупку дорогостоящего оборудования и не заботиться о возможности пиковых нагрузок, а хранить все свои информационные ресурсы у провайдеров Интернета.

По некоторым оценкам, рынок публичных облачных вычислений уже составляет 10–15% от рынка информационных технологий. Руководители крупных проектов, например Брет Тейлор (Bret Taylor), главный технический директор социальной сети Facebook, стали сторонниками этой технологии. Б. Тейлор отметил, что, будучи одним из основателей Friend Feed (агрегатор информации из различных соцсетей, блогов и пр.), он отказался от выбора облачного хостинг-провайдера, закупив собственные серверы, что оказалось большой ошибкой.

В России был проведён конкурс «Облака 2012» для демонстрации отечественных наработок и достижений в сфере «облачных технологий», которые применяются в бизнесе, обслуживании клиентов, научных исследованиях. Одну из премий получил В. Е. Кириенко, председатель Комитета информатизации Администрации города Томска, за создание на основе облачных вычислений единой территориальной информационно-коммуникационной системы муниципалитета.

На рисунке, взятом из Интернета, символически представлены положительные и отрицательные характеристики облачных вычислений. К положительным относятся уже упомянутые «масштабируемость», цена и «гибкость», а также ориентированность на архитектуры новых поколений вычислительной техники и возможность управлять изменениями потребностей в вычислениях. К отрицательным сторонам «облачности» отнесены сомнения в надёжности и безопасности нахождения в «облаках», слабом контроле их осуществления и «замкнутости» на провайдере, т.е. зависимости от него.

Если положительные стороны очевидны и бесспорны, то отрицательные могут оспариваться, главным образом из-за того, что они вообще присущи работе с Интернетом, и их опасность со временем уменьшается.

Положительные и отрицательные характеристики облачных вычислений

На мой взгляд, главная причина, тормозящая переход на эту технологию, заключается в нашей собственнической психологии. Если результаты нашего интеллектуального труда хранятся на жёстком диске домашнего компьютера или на флеш-памяти в кармане, то это – наше, а если на сервере провайдера, то это – его. Вряд ли стоит доказывать зыбкость этого аргумента. Да и куда же мы денемся, если новая операционная система Виндоуз не будет управлять никакими внешними устройствами памяти, кроме выхода в Интернет? Стив Джобс с его ай-Тюном оказался дальновиднее Билла Гейтса, и его идеология взяла верх.

Почему я считаю, что облачные вычисления – новый вызов библиотекарям? Потому что в основе трудностей, которые переживает библиотечное дело во всем мире и особенно в нашей стране, лежит стремительно растущая стоимость хранения литературы как в печатной, так и в электронной форме и, разумеется, организация доступа к ней читателей. Поскольку трудности библиотек не выражаются только в недостатке средств на комплектование фондов и зарплату библиотекарям, они ищут пути их преодоления разными способами. Среди многих проблем, стоящих перед отечественным библиотечным делом как социальным институтом, я бы выделил три: непрестижность в российском обществе, недооценка научным сообществом и непонимание властями важной роли библиотек.

Непрестижность у нас библиотечной профессии выражается в недооценке роли библиотек, сокращении численности выпускников библиотечных вузов, замене воспитательной и идеологической роли библиотечной деятельности чисто информационной. Дело доходит до того, что в названии соответствующего факультета университета культуры приходится отстаивать слово «библиотечный», которое заменяется словом «информационный».

Да, библиотеки во всем мире теряют читателей и прилагают усилия, чтобы привлечь их в свои стены. Они усиливают развлекательные и рекреационные функции библиотечного дела, но это мало помогает. Тот же Джесс Шира, обсуждая проблемы библиотеки XXI века, писал, что её значимость определяется той интеллектуальной деятельностью, которая происходит в её стенах.

В США библиотекари тоже жалуются, что получают меньшую зарплату, чем интеллектуалы в других профессиях. Но их престиж поддерживается на высоком уровне официальным признанием такой же их роли в духовном здоровье нации, какую врачи выполняют в отношении её физического здоровья.

Средство повышения престижа своей профессии американские библиотекари видят в стремлении выйти за её традиционные рамки. Появились понятия Embedded, Blended Librarianship (встроенное, интегрированное, смешенное библиотечное дело). Это то, что делают библиотекари научных библиотек, которые сочетают традиционные методы библиотечного дела со знаниями информационных технологий и возможностями методистов в образовании, медицине и других областях деятельности, применяя эти знания непосредственно в совместной работе с профессионалами соответствующих областей на их территории.

Значимость библиотечной профессии явно недооценивается у нас научным сообществом. Это выражается, в частности, в том, что в номенклатуре специальностей научных работников библиотековедение насильственно объединено с библиографо- и книговедением в группе 05.25.00 Документальная информация, которой не нашлось места среди других наук, и она была помещена в конце перечня.

Неудовлетворённые таким положением своей науки библиотековеды предлагают образовать группу специальностей информационных наук. Но это предложение наталкивается на различное понимание термина информация представителями физико-математических, биологических и ряда других наук. Не добавляет ясности в этом вопросе и трактовка информатики как науки об использовании компьютера в различных сферах деятельности, которая даже по названию является наукой об информации.

Роль библиотек не вполне понимается и неадекватно оценивается нашими властями, что, как уже сказано, выражается в недофинансировании их деятельности. Правда, хорошо поставленное библиотечное дело стоит дорого, особенно если учесть, что у нас на государственном содержании – более 60 тыс. библиотек.

Не боюсь повториться: американцы приравнивают библиотечное дело к здравоохранению, считая, что духовное здоровье нации не менее важно, чем физическое. Выпускника библиотечного факультета самого престижного университета не возьмут на работу в библиотеку даже небольшого города, пока с ним не побеседуют члены городского библиотечного совета, потому что им не безразлично, что будут читать их горожане. (Может быть, у нас не было бы забот с Болотной площадью, будь власти повнимательнее к библиотекам.)

Вряд ли все проблемы библиотечной профессии могут быть решены только технологическими средствами. Но технология резко снижает затраты, переносит центр тяжести с физических усилий на интеллектуальные, связана с новейшими достижениями науки, поэтому она не может не повысить престиж библиотекаря в обществе. А использование облачных вычислений предполагает именно это. Вот почему надо принять и этот вызов, готовиться к новым условиям и новым задачам.

В мире ежегодно публикуется около 3 млн новых названий книг, притом, что человек за всю жизнь может прочитать не больше 3 тыс. Нужно ли говорить, в чём главная функция библиотекаря.

Хочу закончить тем, с чего начал. Библиотекарь – профессия, которая пережила много тысячелетий и будет существовать, пока людям будут нужны знания.

Будущий библиотекарь представляется мне не в привычном библиотечном здании, а в школьном классе, университетской аудитории, в исследовательской лаборатории, может быть, и на лавочке в саду. Он хорошо знает, кому и что он порекомендует читать из книг и статей в облаках, общих для всех или в персональном облаке для каждого. Он по-прежнему останется библиотекарем, потому что будет выполнять свою неизменную общественную функцию – организацию доступа к накопленным человечеством знаниям.

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков