На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №4 2012 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Шилов В. В. Синкретизм в развитии методологии библиотековедения

Юхновец Т. С. Информационные ресурсы библиотек в системе удовлетворения информационных потребностей студентов вуза (по материалам социологического исследования)

Доценко О. Ф. Библиотека и образование: векторы взаимодействия

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Болдырев П. А. Функциональная модель управления процессом формирования фонда библиотеки вуза

Дригайло С. В. Газетный фонд Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского: формирование, моделирование и использование

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Торхауг Й., Йепсен Э. Т. Успехи и неудачи цифровых (электронных) библиотечных сервисов: десятилетний опыт Дании

Трачук Л. Ф. Особенности веблиографических пособий: теоретический аспект

Леонтьев А. А. Сайт Отделения ГПНТБ СО РАН – простые решения и эффективность

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИБИД

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Корифеи нашей профессии – М. Дьюи и Ш. Р. Ранганатан

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Борисова О. О. Новая страница в учебно-методическом обеспечении организационно-управленческих дисциплин


УДК 01:004.738.5+025.5

Л. Ф. Трачук

Особенности веблиографических пособий:
теоретический аспект

Рассмотрены специфика подготовки веблиографических пособий и их роль как источников электронного справочно-библиографического обслуживания.

Ключевые слова: веблиография, веблиографические пособия, электронное справочно-библиографическое обслуживание, электронный справочно-библиогра­фический аппарат, удаленные информационные ресурсы, критерии отбора, метавеблиография.

Использование информационных ресурсов Интернета для удовлетворения информационных запросов пользователей – актуальный вопрос деятельности современных библиотек. В связи с этим возникла потребность в упорядочении этих ресурсов с помощью так называемых веблиографических пособий. И в практику работы библиотек вошло новое направление – веблиография.

Термин веблиография появился в американской периодике еще в 1990 г., а в украинской профессиональной среде – в начале 2000-х гг. (Употребляют также термины вебография [5] и веб (web)-библиография [7].)

Практический опыт создания веблиографических пособий в украинских библиотеках освещён [16], поэтому цель данного исследования – определение особенностей веблиографических пособий как источника электронного справочно-библиографического обслуживания в библиотеке.

Электронное справочно-библиографическое обслуживание (ЭСБО) предусматривает использование электронных ресурсов для удовлетворения разовых запросов пользователей. Понятие электронные ресурсы включает три аспекта: цифровую форму фиксации информации, компьютерные средства и программное обеспечение для воспроизведения и управления информацией, электронную среду для распространения информации [1].

Для обозначения совокупности электронных информационных ресурсов, используемых в ЭСБО, употребляют понятия электронный справочно-библиографический аппарат (СБА), отдаленный СБА, виртуальный СБА, электронная составляющая традиционного СБА [15. С. 25], навигационно-поисковый аппарат [3]. Соотношение этих терминов детально проанализировано в статье Ю. А. Остапчук [12].

Л. Г. Тараненко на основе анализа существующих трактовок перечисленных терминов и понятий сделала вывод, что целесообразнее всего употреблять понятие электронный СБА, которое она понимает как «информационно-поисковую систему, включающую электронные библиографические, справочные и полнотекстовые ресурсы, используемые для удовлетворения библиографических и фактографических запросов пользователей». В двухэлементную структуру электронного СБА, по ее мнению, входят две подсистемы – электронные ресурсы в локальной сети и на СD–ROM и электронные ресурсы отдаленного доступа [15. С. 27].

Надо сказать, что в российском библиотеко- и библиографоведении применительно к ресурсам Интернета и их пользователям чаще употребляется термин удаленный доступ, который допускает двусмысленное его понимание. Более корректный и однозначный, по моему убеждению, термин отдаленный [14. С. 46], который и используется в этой статье.

С конца 1990-х гг. ЭСБО с использованием информационных ресурсов локальных сетей библиотек и на СD–ROM начало вытесняться обслуживанием с применением удаленных информационных ресурсов [20]. Предполагали, что Интернет в библиотеке должен быть ориентирован именно на СБО, а задача библиографов – раскрывать ресурсные возможности и информационный потенциал глобальной сети [10. С. 39].

Анализ украинских библиотечно-библиографических ресурсов, их сравнительную характеристику с зарубежными, с акцентом на библиографическую информацию, размещенную в Интернете, впервые сделала Л. Я. Филипова [17]. В конце 1990-х гг. она отметила появление украинских информационных учреждений в мировом информационном пространстве в роли потребителей, а не поставщиков библиографической информации, что подчеркивает важность освоения методики ее поиска в ресурсах Интернета.

Для обозначения информационных ресурсов Интернета, используемых при СБО, В. К. Степанов предложил термин виртуальный справочно-библиографический аппарат (что вызвало дискуссию в профессиональной среде), понимаемый как совокупность справочных и библиографических источников, находящихся за пределами библиотеки и используемых в режиме отдаленного доступа. К ним относятся все библиографические ресурсы отдаленного доступа, а также все источники глобальной сети, содержащие справочные сведения любых типа, вида и области знаний [13]. Согласно этому определению, любые информационные ресурсы Интернета являются элементами виртуального СБА.

Для обозначения таких ресурсов в структуре ЭСБА библиотеки Л. Г. Тараненко предлагает различать подсистему «электронные ресурсы отдаленного доступа» [15. С. 27], в состав которой входят электронные каталоги библиотек и информационных центров, справочные ресурсы, различные базы данных, поисковые системы и перечни ресурсов Интернета —  «путеводители» [11, 15], или «навигаторы» [19. С. 121], представленные на библиотечных сайтах.

Гипотетически все ресурсы Интернета могут быть источником удовлетворения информационных запросов пользователей, однако для библиотеки важно выделить те из них, которые будут «ядром» ее виртуального СБА. Поэтому первым шагом к эффективному использованию электронных ресурсов отдаленного доступа должен быть их отбор и оценка в соответствии с информационными запросами пользователей конкретной библиотеки.

А. Г. Беглик рекомендует использовать в СБО следующие группы источников библиографического поиска, применяемых для отдаленного доступа: ЭК библиотек и других учреждений – создателей библиографической информации; универсальные и специализированные поисковые системы, каталоги интернет-ресурсов; словари, справочники, энциклопедии; базы данных; специализированные порталы; архивы электронных текстов; информационные службы поиска периодических изданий; издательства и книжные магазины, функционирующие в Интернете; патенты и товарные знаки, стандарты и технические отчеты; статистическая информация; информационные сервисные службы (библиотечные и небиблиотечные) [2]. Для быстрого их нахождения ресурсы должны быть соответственно упорядочены и структурированы, что можно сделать в рамках веблиографического пособия, основным назначением которого будет помощь библиотекарям в профессиональной деятельности.

В то же время воспользоваться подобранными и упорядоченными в соответствии с информационными потребностями пользователей информационными ресурсами Интернета могут не только библиотекари, но и читатели, которые часто проводят поиск информации с помощью информационно-поисковых систем. Исследователи постоянно обсуждают проблемы усовершенствования поиска информации в Интернете, а практики разрабатывают новые механизмы поиска.

Информационно-поисковые системы Интернета построены на машинно-ориентированном способе поиска информации, который не всегда гарантирует эффективный семантический поиск. На этом фоне чрезвычайную ценность имеют профессионально отобранные и систематизированные веблиографические пособия, созданные библиотекарями. Они основательно исследуют отрасль или тему, по которой отбирают ресурсы Интернета, и анализируют их с точки зрения соответствия теме (проблеме, отрасли).

Профессиональный потенциал библиотечных работников используется при разработке новых программ, ориентированных на семантический поиск. Например, проект семантического поиска «Хакия» (http://www.hakia.com) ориентируется на качество сайтов, а не на их популярность у пользователей.

Качественные результаты поиска должны отвечать трем критериям одновременно: они поступают с веб-сайтов, заслуживающих доверия и рекомендованных библиотекарями; содержат самую актуальную информацию; релевантны запросу [6].

Веблиографические пособия, созданные в библиотеках, – это своеобразный шлюз достоверной информации из Интернета, который обеспечивает предметный доступ к ней. Такие пособия могут существовать как в электронной, так и в печатной форме.

Исследователи акцентируют внимание на оценочном характере веблиографических пособий: оценка осуществляется путем отбора и аннотирования ресурсов.

По подходу к библиографированию веблиографические пособия подобны традиционным указателям печатных документов [22]. Создание веблиографических пособий проходит в несколько этапов. На первом – определяется тема: она должна отвечать информационным потребностям пользователей библиотеки и быть максимально конкретной, узкие темы более конкурентоспособны на информационном рынке.

Второй этап – поиск информации на выбранную тему в Интернете. Для увеличения полноты и точности информации, обнаруженной в процессе поиска, его критерии должны быть четко определены. Третий этап – просмотр результатов поиска и их отбор для отражения в веблиографическом пособии. При этом необходимо выработать четкие критерии оценки отобранных интернет-ресурсов.

Четвертый этап – создание библиографических характеристик интернет-ресурсов, содержащих, как правило, название ресурса, его веб-адрес и аннотацию. Целесообразно, кроме общей характеристики, дать информацию о разделах и рубриках ресурса, как, например, в веблиографическом пособии в помощь учебному процессу «История Украины» [8].Пятый этап – группировка интернет-ресурсов соответственно целевому и читательскому назначению пособия (как правило, по тематике).

Библиотека несет ответственность за точность приведенной в пособиях информации, поэтому обязательно устанавливаются и указываются сроки проведенной проверки интернет-ресурса и обновления информации в веблиографическом пособии. Регулярному обновлению подлежат и аннотации к интернет-ресурсам. Иногда библиотеки указывают на сайте и сведения об ответственных за составление веблиографического пособия. Например, на сайте Централизованной городской библиотечной системы Тюмени сообщается, что отбор рекомендованных интернет-ресурсов осуществляет специальный сотрудник – веблиограф [18].

Важный и требующий изучения вопрос – правовой статус веблиографических пособий; частично он отражен в статьях О. Ф. Бойковой (например, в [4]).

Отдельным библиотекам трудно самостоятельно поддерживать веблиографические пособия в актуальном режиме, поэтому в последнее время для решения таких задач создаются библиотечные объединения. Например, Национальная библиотека Украины для детей стала основателем корпоративного проекта по созданию рекомендательного веблиографического пособия «Лучшие интернет-ресурсы от Украинской ассоциации работников библиотек для детей». В проекте принимают участие 11 библиотек. Каждая из них формирует списки (на две–три темы) значимой информации (украинского и российского сегментов Интернета), адресованной детям и организаторам детского чтения. Это пособие представлено на сайте Национальной библиотеки Украины для детейи отражает 24 темы из разных областей знаний. В отдельный блок собраны ресурсы, адресованные педагогам и родителям. Критерии отбора информации: интернет-ресурсы должны содержать достоверную информацию, изложенную в доступной детской аудитории форме; каждый раздел может содержать не более 20 материалов; в аннотации к каждому ресурсу раскрывается содержание, указываются возрастное предназначение, язык [9].

Помимо веблиографических пособий, созданных в помощь СБО, появляются веблиографические обзоры и уроки, адресованные непосредственно пользователям Интернета.

За рубежом развивается метавеблиография, т.е. информирование об имеющихся веблиографических пособиях. Ее развитию предшествовало исследование, в ходе которого собрана информация о 675 веблиографических пособиях. Оказалось, что больше всего таких пособий создано по гуманитарным наукам (59 %). Поэтому исследователи предложили подготовить предметно-ориентированный метавеблиографический ресурс (совместно с отраслевыми специалистами) для лучшего ориентирования в веблиографических пособиях именно по гуманитарным наукам [21].

Итак, веблиографические пособия – это особый вид библиографических пособий, в которых отражаются информационные ресурсы Интернета (электронные документы, доступные для использования по коммуникационным каналам Сети). Такие пособия являются важным справочно-библиографическим ресурсом для библиотекарей и пользователей. Веблиографические пособия,  с одной стороны, – это часть СБА библиотеки, которая играет значительную роль в электронном СБО, с другой – содействуют повышению информационной культуры и самообслуживанию пользователей Интернета. А веблиография – это особое направление (вид) библиографии как области деятельности.

Веблиографическая деятельность библиотек с каждым годом приобретает новые черты, появляются новые ее результаты, в частности корпоративные веблиографические проекты.

Список источников

1. Антоненко І. Електронні ресурси як об’єкт каталогізації: історія питання, термінологія, форматне забезпечення / І. Антоненко, О. Баркова // Бібл. вісн. – 2004. – № 2. – С. 11–22.

2. Беглик А. Г. Справочный потенциал сети WorldWideWeb: критерии отбора ресурсов для использования в СБО [Электронный ресурс] // Информационно-библиографическое обслуживание: история и соврем. состояние : сб. ст. – С.-Петербург, 2003. – Вып. 1. – С. 156–170. – Режим доступа: http://vss.nlr.ru/publications/beglik1.html(10.05.2011).

3. Берестова Т. Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т. Ф. Берестова // Библиография. – 2006. – № 6. – С. 18–30.

4. Бойкова О. Ф. Электронная библиографическая продукция библиотек и авторское право / О. Ф. Бойкова // Там же. – 2004. – № 3. – С. 12–19.

5. Вебографія корисних математичних Інтернет-ресурсів / уклад. В. В. Пікалова // Кафедра інформатики Харківського національного педагогічного університету імені Г. С. Ско­вороди. – Режим доступа: http://kafinfo.org.ua (10.05.2011).

6. В поисках семантики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://in-search-of-semantics.blogspot.com/2010/04/blog-post_1441.html (10.05.2011).

7. Жарких М. І. Web-бібліографія старої України 1240 – 1800 рр. / М. І. Жарких // Мислене древо. – Режим доступа: www.myslenedrevo.com.ua/studies/bsu/index.html (10.05.2011).

8. История Украины : в помощь учебному процессу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.niklib.com/resource/archives/historyRu.doc (10.05.2011).

9. Корпоративные проекты библиотек Украины для детей [Электронный ресурс] / Национальная библиотека Украины для детей. – Режим доступа: http://www.chl.kiev.ua/default.aspx?id=5590 (10.05.2011).

10. Майстрович Т. В. Каталоги, книги, базы, библиографы... / Т. В. Майстрович // Мир библиогр. – 1999. – № 1. – С. 38–42.

11. Мангутова С. Д. От традиционных указателей к интернет-ориентированным поисковым системам: электронный путеводитель по библиографическим источникам (по результатам пилотного проекта РНБ) / С. Д. Мангутова // EVA 2003 : [материалы конф.], Москва, 1–5 дек. 2003 г. – Режим доступа: http://vss.nlr.ru/publications/mangutova.html(10.05.2011).

12. Остапчук Ю. Визначення понять «віртуальний довідково-бібліографічний апарат» і «електронний довідково-бібліографічний апарат» бібліотеки / Ю. Остапчук // Наук. пр. Нац. б-ки України ім. В. І. Вернадського. – К., 2010. – Вип. 27. – С. 200–208.

13. Степанов В. К. Виртуальный СБА: проблемы внедрения и использования в библиотеках [Электронный ресурс]/ В. К. Степанов. – Режим доступа: http://www.vadimstepanov.ru/f_texts/virt_bib.htm(10.05.2011).

14. Столяров Ю. Н. Производные принципы функционирования библиотечного фонда / Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 4. – С. 30–47.

15. Тараненко Л. Г.Моделирование электронного справочно-библиографического аппарата универсальных научных библиотек / Л. Г. Тараненко // Библиосфера. – 2006. – № 1. – С. 25–28.

16. Трачук Л. Вебліографічні ресурси українських бібліотек / Л. Трачук // Вісн. Кн. палати. – 2010. – № 3. – С. 31–34.

17. Філіпова Л. Я. Бібліографічні системи України в інформаційному комп’ютерному середовищі: теорія, організація, технологія : автореф. дис … д-ра пед. наук: 07.00.08 / Л. Я. Філіпова. – Х., 1999. – 34 с.

18. Читательский клуб [Электронный ресурс] // Централизованная городская библиотечная система [г. Тюмени]. – Режим доступа: http://www.citylib-tyumen.ru/for_readers (10.05.2011).

19. Шемаєва Г. В. Електронні ресурси бібліотек України в системі наукових комунікацій : монографія / Г. В. Шемаєва. – Х. : Харк. держ. акад. культури, 2008. – 288 с.

20. Шрайберг Я. Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя. Ежегодный доклад Международной конференции «Крым», год 2003 [Электронный ресурс] / Я. Л. Шрайберг. – Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru/index.php?doc=Plenarn&dir=4&art=3 (10.05.2011).

21. Alimohammadi D. Designing subject-oriented Meta-webliographies: a feasibility study [Electronic resource]. – URL: http://www.webology.ir/2004/v1n1/a2.html (10.05.2011).

22. Alimohammadi D. Designing Webliographies in an Effective and Simple Manner: A Step by Step Process [Electronic resource] / D. Alimohammadi // Webology. – 2004. – Vol. 1, № 1. – URL: http://www.webology.ir/2004/v1n1/a2.html (10.05.2011).

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков