На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №8 2008 год
Содержание:

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Шрайберг Я. Л., Земсков А. И.  Корпоративные и национальные проекты Открытого доступа

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Грибков Д. Н. Модель интеграции информационных ресурсов культурно-образовательной сферы

Шленова Е. А. Информационное обеспечение научной деятельности университета

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Таблицы соответствия классификационных систем. Фантастические гипотезы и реальные предложения

НАША ПРОФЕССИЯ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Социальные коммуникации – новая научная отрасль

Ли М. Г. Бакалавр и магистр: проектирование профессиональных компетенций

Леонтьев А. А. Русский versus английский: проблема адекватности перевода (на примере английской части сайта Отделения ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э. Р. О точности перевода и культуре переводчика

К 50-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Арзуханов А. С. Cистема повышения квалификации кадров ГПНТБ России: история и современное состояние

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Земсков А. И. Научные библиотеки в цифровую эпоху: пути перестройки.

Варганова Г. В. Лидерство как направление библиотековедческих исследований в США

Романов П. С. Оценка эффективности работы библиотеки методом анализа пакета данных. (Зарубежный опыт)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Новый вклад в изучение проблем библиотечного обслуживания

Бездрабко В. В. Новое пособие для документоведа – настоящего и будущего

ЮБИЛЕИ

Радина Т. С., Дубова Н. Б. Библиотечно-информационное обеспечение врачей-фтизиаторов: взгляд через призму времени. (К 90-летию Научной медицинской библиотеки НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И. М. Сеченова)

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Гутцайт Л. Э. AbOvo

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

Памяти Дмитрия Яковлевича Коготкова


УДК 378

М. Г. Ли

Бакалавр и магистр:
проектирование профессиональных компетенций

Предложения преподавателя Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Компетентностный подход формировался в контексте идей Болонского процесса, на основе международного опыта модернизации образования и стал одним из главных элементов реформы отечественной высшей школы. Новый образовательный стандарт по направлению подготовки «Библиотечно-информационные ресурсы» (бакалавр-магистр) предполагает переход на новую систему подготовки кадров высшей квалификации. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть содержание библиотечно-информационного образования.

В библиотечно-информационной сфере идея внедрения в образование компетентностного подхода принята с надеждой, как средство для решения ряда проблем.

В традиционной знаниевой модели образования недостаточно проработан механизм взаимодействия библиотечно-информационной теории и практики. Это приводит к тому, что выпускник вуза испытывает трудности в реальной профессиональной деятельности, когда приобретенный в вузе багаж знаний нужно применить на практике. Традиционное образование основано на принципах воспроизведения и заучивания полученной информации, практические занятия строятся преимущественно на действиях по образцу. Поэтому в условиях профессиональной деятельности выпускники хорошо себя проявляют как дисциплинированные исполнители, но демонстрируют недостаточный уровень самостоятельности мышления, инициативы, способности самореализации.

Разграничение компетенций на универсальные и профессиональные на данном этапе можно считать сложившимся. Перечень универсальных компетенций складывается из важнейших элементов общечеловеческой деятельности. Сложность систематизации этих компетенций – в широте их диапазона. Кроме того, каждая компетенция требует обоснования её значимости.

Основанием для выбора универсальных компетенций для библиотечно-информационного образования могут стать разработки из смежных областей знания – педагогики, культурологии, философии, кадрового менеджмента. В номенклатурах универсальных компетенций чаще других как важные и необходимые в общечеловеческом значении упоминаются:

  • грамотное владение устной и письменной коммуникацией;
  • готовность к сотрудничеству и эффективному взаимодействию в команде;
  • владение вторым языком, кроме родного;
  • потребность в постоянном личностном росте, способность к самостоятельному развитию и организации самообразования;
  • владение информационными технологиями, методами управления информацией и работы с компьютером;
  • толерантность как способность к продуктивному взаимодействию с представителями различных культур, идеологий в ситуации несовпадающих представлений и ценностей.

При создании перечня профессиональных компетенций возможность заимствования ограничена, так как каждая предметная область по-своему уникальна.

Профессиональная компетентность отражает специфику труда, определяет успешность личности в выбранной профессии и выражается в постоянной готовности специалиста обновлять свой профессиональный багаж, повышать уровень профессионализма в течение всей жизни; способности эффективно решать профессиональные нестандартные задачи, оперативно реагировать на новые условия деятельности.

Круг поиска компетенций четко задан границами профессиональной деятельности. Это значит, что успешность создания их актуального перечня зависит от цельности ядра профессии.

В библиотечно-информационной деятельности такое ядро, несомненно, есть. На мой взгляд, основанием для проектирования профессиональных компетенций специалистов библиотечно-информационной сферы может послужить технологический подход.

Технологическая концепция реализуется в Институте информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств с начала 1980-х гг. на всех уровнях непрерывного библиотечного образования. Она доказала свою эффективность в структурировании учебного содержания и успешность в формировании технологического менталитета специалистов библиотечно-информационной сферы.

В большинстве учебных курсов специальной подготовки библиотечная профессия рассматривается сквозь призму технологического подхода, раскрывается сущность библиотеки как технологической системы. Типичные примеры тем учебных занятий: «Библиотека как техно­логическая система», «Технологические аспекты информатизации», «Информационное производство и информационный сервис», «Возможности информационных технологий в формировании и использовании информационных ресурсов», «Технология создания информационных продуктов и услуг» и др.

В основу структурирования содержания профессиональной подготовки библиотечно-информационных специалистов могут быть положены основные компоненты библиотечной технологии: документная информация и запросы (информационные потребности) пользователей; библиотеч­ный персонал, производственные и технологические процессы; зафиксированные в регламентирующих документах нормы, требования и рекомендации по их осуществлению; ресурсы и средства произ­водства, информационные продукты и услуги, организационно-функциональная структура библиотеки как технологической системы.

Таким образом, технологический подход обеспечивает содержательное наполнение образования, знаниевый фундамент, выстроенный в логике профессии и отражающий специфику и уникальность библиотечно-информационной деятельности. На основе этого фундамента может строиться система профессиональных компетенций, адекватных реальным потребностям библиотечно-информационных учреждений.

Использование технологического подхода в образовании позволяет раскрыть сущность библиотеки как динамичной развивающейся системы, структурировать знание по уровням сложности и продемонстрировать взаимодействие элементов технологической системы [1. С. 146]. Кроме того, на мой взгляд, технологический подход заключает в себе дидактический потенциал и определяется «самой природой технологического знания: его системностью, алгоритмическим характером, нормализующим значением, нацеленностью на воспроизводимый результат» [2. С. 361–364].

Процесс обучения библиотечно-информационной профессии, основанный на технологическом подходе, организует личность, формирует системное мышление, учит познавательной самостоятельности, развивает аналитические способности и перспективное мышление.

Формирование профессиональной компетентности требует не только актуального содержания, но и адекватных форм образовательной деятельности, обеспечивающих переход с пассивной формы знаний-различений и знаний-представлений на уровень активного освоения профессионального пространства.

Мыслительная активность может быть развита инновационными образовательными технологиями, которые предполагают специфичную организацию учебного процесса на основе следующих деятельностных компонентов:

  • постановка проблемы (поиск источников её возникновения, формулирование);
  • целеполагание;
  • планирование (разработка направления и порядка действий, необходимых для достижения цели);
  • анализ/синтез (структуризация и систематизация составных частей проблемы, выявление причинно-следственных связей);
  • разработка стратегий;
  • принятие решений (выбор альтернативы из множества, ответственность за последствия);
  • перспективное мышление (предвидение как положительных, так и отрицательных последствий развития ситуации);
  • самостоятельность(индивидуальная разработка и реализация решения);
  • адаптивность (открытость для новых способов работы, готовность модифицировать привычные способы работы).

Первые попытки адаптировать к российским реалиям европейский по происхождению компетентностный подход выявили проблему неоднозначности в разграничении новых для отечественного опыта степеней бакалавр–магистр. Европейская практика трансформации существующего типа образования в компетентностно-ориентированное выражена в проекте TUNING [3. С. 56–58]. В рамках этого проекта сформулированы следующие критерии разграничения степеней бакалавр–магистр (табл.).

Результаты обучения бакалавров и магистров

Бакалавр

Магистр

Знание основ и истории своей профессии

Высокий уровень знаний в профессиональной области, осведомленность относительно новейших теорий, методов и технологий

Освоение и умение оценивать новую профессиональную информацию в контексте имеющихся знаний

Способность практически осмысливать и критически оценивать новейшие явления в теории и практике

Владение методами критического анализа информации

Способность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и собственному вкладу в библиотечно-информационную науку

Корректная реализация профессиональных методов и технологий

Творческий и новаторский подход в реализации профессиональных технологий

Умение оценивать качество исследований, относящихся к профессии

Готовность оценивать проблемные ситуации и вырабатывать управленческие решения в новых или незнакомых обстоятельствах

 

Умение эффективно действовать в критических ситуациях, в условиях неполной или ограниченной информации

 

Готовность самостоятельно управлять самообразованием и совершенствованием собственного профессионального уровня

В библиотечной сфере основанием конкретизации уровней бакалавр–магистр может служить типизация библиотечных операций по степени сложности, которая позволяет выделить ступени профессионального мастерства (исполнитель, эксперт, творческая личность) [1. С.165]. Кроме того, такой подход позволяет обосновывать содержание и наполнение степеней бакалавр–магистр в соответствии с отечественным опытом библиотечно-информационной деятельности.

Профессор В. П. Беспалько выделил четыре уровня усвоения учебной деятельности: ученический, исполнительский, экспертный и творческий, которые рассматриваются как уровни (лестница) мастерства учащегося для оценки опыта [4. С. 18–34]. В высшем образовании, на мой взгляд, нецелесообразно выделять отдельно ученический (первый и самый элементарный) уровень – знакомство с предметом, на котором достаточно способности применять усвоенную информацию с помощью извне (подсказка, инструкция, алгоритм). Этот уровень по умолчанию включен в исполнительский (рис. 1).

Рис. 1. Лестница мастерства.

Исполнительский уровень – начальная профессиональная деятельность. Самостоятельная степень воспроизведения усвоенных алгоритмов деятельности для решения типовых задач.

Экспертный уровень – высококвалифицированная профессиональная деятельность. Способность решать широкий круг нетиповых (реальных) задач, высокий уровень развития эвристического (комбинаторного) мышления.

Творческий уровень – способность самостоятельно производить новую информацию. Это высший уровень профессионализма, готовность осуществлять сложные интеллектуальные операции.

Степени бакалавра соответствуют исполнительский и экспертный уровни, степени магистра – творческий уровень. Кроме того, соотношение типов библиотечных технологических операций и уровней усвоения деятельности позволяет определять степень сложности содержания и организации учебного материала, выбирать и обосновывать наиболее подходящие образовательные технологии, подбирать адекватные средства диагностики (рис. 2).

Рис. 2.Соотношение уровней усвоения деятельности и типов библиотечных технологических операций.

Несомненно, что компетентностный подход не может быть единственным основанием для создания новой модели профессионального библиотечно-информационного образования. Однако следует учитывать его положительные стороны, к которым относится возможность моделировать с помощью компетенций эталон профессионала библиотечно-информационной сферы, задавать образовательные траектории. Более перспективным мне кажется синтез компетентностного и технологического подходов, который отражает специфику отечественной системы библиотечно-информационной сферы и открывает перспективы для повышения качества образования.

Принципы технологического подхода дают возможность создать систему профессиональных компетенций высокого уровня организации, в которой будет отражена суть компетентностного подхода – развитие качеств, позволяющих специалисту оперативно реагировать на изменяющиеся условия профессиональной деятельности.

Возможность формирования технологического менталитета в сочетании с инновационным характером компететностноориентированного образования является предпосылкой для воспитания в будущем специалисте жизнестойкости и конкурентоспособности.

Список источников

1. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии [Текст] : учеб. пособие. – Санкт-Петербург: Профессия, 2006. – 342 с.

2. Пилко И. С. Технологизация образования как тенденция развития библиотечного образования [Текст] // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Т. 1. – Москва : ГПНТБ России, 2002. – С. 361–364.

3. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образо­вания (проект TUNING) [Текст] / под науч. ред. В. И. Байденко. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.

4. Беспалько В. П. Параметры и критерии диагностичной цели [Текст] // Образовательные технологии. – 2006. – № 1. – С. 18–34.

 Приложение

Дидактический потенциал технологического подхода

Дидактические задачи

Принципы
технологического подхода

Формирование системного мышления, т.е. способности восприятия объекта как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов

Системность: наличие устойчивых связей, как внутренних (между структурными компонентами), так и внешних (с окружающей средой) [1. С.16]

Способность выявлять проблемы и формулировать цели

Алгоритмичность: процесс преобразования предмета труда в информационный продукт или услугу представлен чередованием технологических операций и их результатов [1. С.148]

Умение планировать – самостоятельно разрабатывать направление и порядок действий, необходимых для достижения цели; способность вырабатывать модель конкретных действий

Целесообразность: способы организации деятельности, обеспечивающие исполнителю достижение определенных результатов с заранее заданными свойствами [1. С. 15]

 

Образовательные технологии и методы организации
учебного процесса, обеспечивающие реализацию
компетентностного подхода

Цель

Атрибуты образовательных технологий

Организационные формы и методические приемы обучения

Проблемное обучение

Формирование познавательной самостоятельности и развитие мышления и творческих способностей

Знания в значительной своей части не передаются в готовом виде, а приобретаются в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации

Методы, построенные с учетом целеполагания и принципа проблемности

Личностно-ориентированное обучение

Развитие индивидуальных способностей в процессе социального и профессионального самоопределения

Смена акцентов: от уровня объяснения к пониманию. Диалогичное образование. Социальная цель – разработка индивидуальной траектории развития.

Поощрение и развитие творчества, исследовательского поиска. Создание условий для самоактуализации личности, восприятия нового опыта

Знаково-контекстное обучение

Содействие профессиональному самоопределению, создание условий для перехода от абстрактной, заданной в теоретической форме модели профессиональной деятельности специалиста, к реальной, конкретной, со всевозможными проблемами и противоречиями

Моделирование в процессе обучения предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста. Базовые формы деятельности:
учебная деятельность академического типа
квазипрофессиональная деятельность
учебно-профессиональная деятельность

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
Деловые игры, игровые формы занятий
Научно-исследователь­ская работа, производственная практика, дипломное проектирование

Игровые технологии

Воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление и саморегулирование личности, социализация.

Этапы:
целеполагание;
планирование;
реализация цели;
анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект.

Виды игр,
деловые игры,
имитационные,
операционные,
исполнение ролей и др.

Анализ конкретных ситуаций (case-study)

Переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим развитие познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении

Анализ реальных жизненных и профессиональных задач:
ролевое разыгрывание конкретной ситуации;
коллективное обсуждение вариантов решения проблемы, анализ критики.

Виды ситуаций:
ситуация-проблема,
ситуация-оценка (критический анализ уже принятых решений),
ситуация-иллюстрация,
ситуация-упражнение и др.

Мозговой штурм

Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем

Решаемые образовательные задачи:
творческое усвоение учебного материала,
связь теоретических знаний с практикой,
активизация учебно-познавательной деятельности,
формирование способности концентрировать внимание на решении актуальной задачи,
формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Работа в группах.
Высказывание идей без критической оценки.
Анализ и отбор идей.
Оценка экспертов.
Обсуждение в общей группе.

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков