На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №7 2007 год
Содержание:

Сукиасян Э. Р. Мы живем в меняющемся мире. Как развивался наш профессиональный язык за последние 40 лет

Шилов В. В. Материальная ответственность: история с риском (для библиотекаря)

Редькина Н. С., Кулева О. В., Толкунова Г. Л. Информационно-технологическое сопровождение библиотечной деятельности

Доценко О. Ф. Деятельность библиотеки по организации самостоятельной работы студентов

Дрозд О. М., Астапович Л. Л., Грядовкина М. Ю. Внедрение национального коммуникативного формата BELMARC в работу ЦНБ им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Сетевые технологии нового поколения

НАША ПРОФЕССИЯ

Пашин А. И. Основные черты профессии

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ)

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. Текущая библиографическая информация по экономике как составная часть научной поддержки национальных программ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Библиографический указатель к 100-летию Веры Александровны Артисевич

Коготков Д. Я. Монография о постсоветском студенчестве

Ляшенко Т. В. Технологический подход к деятельности библиотек: теория и практика

ЮБИЛЕИ

Антонова С. Г. Поздравляем с юбилеем! (К 60-летию Ю. П. Мелентьевой)

Иванова Е. В. День рождения Института

Амеличкина Л. И. От начала путь далек. (К 35-летию научной библиотеки Орловского государственного института культуры и искусств)

НАШИ АВТОРЫ


УДК 801

УДК 02

Т. В. Ляшенко

Технологический подход к деятельности библиотек:
теория и практика

Государственный образовательный стандарт по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», введенный в 2002 г., предъявил к выпускнику высшей библиотечной школы требование квалифицированного владения и повседневного использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Подготовка компетентных, конкурентоспособных специалистов предполагает серьезное учебно-методическое обеспечение, которое позволит преподавателям, работающим в разных условиях, организовать высокий уровень профессионального обучения, а студентам – облегчить самостоятельную подготовку к учебным занятиям.

Учебное пособие «Информационные и библиотечные технологии» (СПб. : Профессия, 2006. – 342 с.), подготовленное И. С. Пилко, заведующей кафедрой технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ), доктором педагогических наук, профессором, вносит достойный вклад в решение этой проблемы.

Появление учебного пособия стало закономерным итогом длительной и кропотливой работы профессорско-преподавательского коллектива КемГУКИ. Идея технологического осмысления библиотеки принадлежит С. А. Сбитневу, основателю библиотечного факультета (ныне факультета информационных технологий) университета, взгляды которого на библиотечную деятельность нашли воплощение в исследованиях его учеников и последователей [1], а также в экспериментальных учебных планах и программах факультета конца 1980-х– начала 1990-х гг. Эта технологическая направленность отличала КемГУКИ от других библиотечных школ страны. Именно благодаря усилиям кемеровской группы межвузовского творческого коллектива разработчиков образовательного стандарта в федеральный компонент блока общепрофессиональных учебных дисциплин включен курс «Информационные технологии».

Логично, что примерную программу дисциплины «Информационные технологии» федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО [2] подготовила И. С. Пилко, автор ряда учебно-методических пособий по этому курсу. Они изданы в КемГУКИ и из-за небольшого тиража малодоступны преподавателям других вузов культуры [напр. 3].

Учебное пособие «Информационные и библиотечные технологии», выпущенное тиражом 3 тыс. экземпляров С.-Петербургским издательством «Профессия», специализирующемся на подготовке литературы в области библиотечно-информационной деятельности, помогает решить проблему учебно-методического обеспечения нового курса.

Безусловное достоинство этого учебного пособия – его структура, системно объединяющая вопросы информационной и библиотечной технологии.

Первая часть пособия посвящена теоретическим вопросам информационной технологии, включая понятийную и структурную характеристику, историю и тенденции развития информационных технологий. Подробно рассмотрены такие вопросы, как информационные процессы, информационные ресурсы, кадровые ресурсы, инструментальные средства, регламентация информационных технологий, информационные продукты и услуги.

Изучение первой части учебного пособия служит базой для освоения собственно библиотечной технологии, которой посвящена его вторая часть. Это достигается за счет зеркального повторения структуры обеих частей. Особое внимание автор уделяет технологической подготовке библиотечного производства.

Каждая глава завершается такими структурными элементами, как «резюме для любознательных», «библиографические примечания», «вопросы для размышления», что облегчает усвоение материала, позволяет получить дополнительную информацию по интересующему читателя вопросу, определить перспективы и возможные направления самостоятельного изучения темы.

В учебном пособии нашли подробное освещение ключевые вопросы библиотечно-информационной деятельности. Так, подробно рассмотрены подходы к определению качества информационных продуктов и услуг библиотеки. И. С. Пилко отмечает, что качество производимых в библиотеке информационных продуктов и услуг выражается в их потребительских свойствах. Отсутствие чётких и однозначных представлений о потребительских свойствах конкретного продукта или услуги затрудняет процесс выявления, а тем более измерения характеристик, которые могут претендовать на статус показателей качества. И. С. Пилко отмечает, что на качество информационных услуг, помимо объективных факторов, существенное влияние оказывают межличностные отношения (культура общения с потребителем, доступность персонала библиотеки для её пользователей) и уровень организации сервиса (гибкость форм и оперативность предоставления услуги, имидж библиотеки).

Достоинством пособия является рассмотрение показателей качества в зависимости от характеризуемых свойств информационных продуктов и услуг. Среди основных выделены следующие показатели:

назначения, характеризующие основные свойства, состав, структуру, полезный эффект от использования информационных продуктов и услуг и определяющие область их применения;

надежности, к которым относят полноту, точность и оперативность информационного обслуживания, поиск способов измерения которых, по справедливому замечанию автора, нельзя считать законченным;

технологичности, которые характеризуют эффективность технологических решений, обеспечивающих высокую производительность труда персонала, снижение себестоимости производимых товаров и услуг;

стандартизации и унификации, показывающие степень использования готовых методических и технологических решений;

эргономические показатели, характеризующие комфортность информационной среды (сроки удовлетворения запросов, коэффициент информационного шума и др);

эстетические показатели;

экономические показатели (с. 232–233).

И. С. Пилко делает вывод, что проблема формирования научно обоснованной, практически ориентированной системы показателей и критериев библиотечной технологии еще далека от своего решения.

В рецензируемом пособии приведена таблица показателей качества информационных продуктов и услуг библиотеки (с. 228–229). В их числе книгообеспеченность, обновляемость фонда, обращаемость, читаемость, частота спроса и др. Представляется, что их можно рассматривать скорее как показатели учёта, а не качества в современном понимании. Возвращаясь к охарактеризованным ранее основным положениям менеджмента качества, в соответствии с которыми главным оценщиком качества является потребитель, можно сделать вывод, что данные показатели носят внутренний характер и лишь косвенно отражают интересы потребителя.

Особое внимание уделено регламентации информационных технологий, под которой понимается процесс создания, организации и использования документов, определяющих нормы, требования, правила и порядок осуществления информационных процессов, устанавливающих образцы и эталоны производимых продуктов и услуг. Подробно выделены потенциальные объекты регламентации, среди них:

·      информационные продукты и услуги (с точки зрения номенклатуры, потребительских свойств, количественных и качественных параметров);

·      основные методические решения (принципы, приемы и правила деятельности);

·      способы организации и производства (тип производства, его особенности);

·      технологические процессы (номенклатура, операционный состав, квалификационное разделение труда, оснащенность оборудованием и техническими средствами, нормативы длительности и др.);

·      ресурсы информационного производства (в аспекте предъявляемых к ним требований, состава и распределения в процессе производства);

·      орудия труда (номенклатура, параметрическая характеристика, распределение по технологическим процессам, структурным подразделениям, рабочим местам);

·      кадры исполнителей (штатная численность, профессиональный, должностной и квалификационный состав);

·      производственная структура информационного учреждения, службы (состав и распределение структурных подразделений, рабочих мест, распределение численности работающих по производственным участкам и др.);

·      методы контроля качества информационных продуктов и услуг;

·      эффективность информационного производства (показатели, методы измерения и расчета) (с. 103).

И. С. Пилко тщательно рассмотрела виды регламентирующих документов, имеющих определяющее значение для регламентации информационных технологий: государственные нормативно-правовые акты, стандарты, нормы и нормативы, организационную документацию, технологическую документацию (с. 104–111).

Перспективным представляется использование процессного подхода к деятельности библиотеки.

Естественно, что любая творческая работа вызывает ряд вопросов и комментариев. Например, нельзя согласиться с утверждением И. С. Пилко, что «при оказании услуги подготовка новой информации или смысловая переработка имеющейся, как правило, не предусматривается» (с. 114). Во многих случаях при оказании услуги происходит интеллектуальная переработка исходной ресурсной базы. Примером могут являться такие услуги, как консультации и обучение, получившие широкое распространение в практике библиотек.

Рассматривая продукцию отечественных производителей программного обеспечения библиотечной технологии (с. 182), автор не указывает АБИС Академия+, разработанную коллективом Центра автоматизированных технологий СПбГУКИ и широко используемую библиотеками.

Представляется, что первое издание учебного пособия не удовлетворит спрос, потребуется его переиздание, в котором автор может учесть высказанные пожелания.

В целом появление пособия И. С. Пилко, рекомендованного УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов для студентов вузов, обучающихся по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», можно рассматривать как серьезный шаг на пути разработки технологического подхода к деятельности библиотеки и яркое событие в жизни профессионального сообщества.

Список использованных источников

1. Гендина Н. И. Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н. И. Гендина; СПбГАК. – СПб., 1994. – 43 с.; Пилко И. С. Библиотека как система: технол. подход : автореф. дис. … д-ра пед. наук / И. С. Пилко; МГУКИ. – М., 2001. – 44 с.

2. Информационные технологии: примерная программа дисциплины федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 052700 – Библиотечно-информационная деятельность / И. С. Пилко; рецензент Я. Л. Шрайберг, ред. О. П. Мезенцева // Библиотечно-информационная деятельность. Специальность 052700: Государственный образовательный стандарт, примерные программы, учебные планы : сб. норматив. док-тов и учеб.-метод. обеспечения. – М., 2005. – С. 267–285.

3. Пилко И. С. Библиотечная технология: общий курс : учеб. пособие / И. С. Пилко; Кем. гос. академия культуры и искусств. – Кемерово, 2000. – 178 с.

 

 

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков