На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №9 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРАВОВОЕ ПОЛЕ

Ивлиев Г. П. Библиотечная система как информационно-культурная основа для инновационного развития России

Чувильская О. А. Законодательство о библиотечном деле: эволюция и современное состояние

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Кипа И. Н. Квалиметрия качества библиотечного обслуживания

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Степанова Л. О., Сергачева М. Л. Virtua как информационно-технологическая среда библиотеки университета

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Классификационный (систематический) поиск в эпоху электронных каталогов (статья первая)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Брюханов А. Г. Шаги по росе. Опыт экологического просвещения Приморской государственной публичной библиотеки им. А. М. Горького

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Соколов А. В. Аннигиляция библиотечной школы

Мокшанова Е. В. Культурная среда библиотеки: интерпретация понятия

Доронина И. Н. Формирование информационной культуры профессионала библиотечно-информационной деятельности

ЮБИЛЕИ

Филимонова Т. В.95 лет ВНИИ табака

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Шрайберг Я. Л., Колосов К. А., Гончаров М. В., Каширина Н. А. «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США» – одиннадцатое профессиональное библиотечно-информационное мероприятие

База данных «Стандарты СИБИД» – на портале www.library.ru


Библиотечно-информационная деятельность: правовое поле

УДК 02(470)

Г. П. Ивлиев

Библиотечная система
как информационно-культурная основа
для инновационного развития России

Рассмотрены меры по оптимизации библиотечной деятельности, предусмотренные новым законодательством.

Основа инновационной экономики и информационного общества – высокий уровень развития массовой культуры, обеспечить который призвано новое законодательство о культуре и его важнейшая часть – обновленный библиотечный закон.

Библиотеки России являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, осуществлении конституционных прав граждан на доступ к информации и культурным ценностям. В этом смысле роль библиотек как информационных центров и центров культурной жизни приобретает особую актуальность и значимость.

Одна из важнейших задач в этой связи – возрождение библиотечного дела на основе современных технологий. Сегодня эта задача последовательно реализуется. Началось формирование современного электронного библиотечного фонда.

Учреждена Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, которая должна органично вписаться в существующую библиотечную сеть страны и дать ощутимый импульс к обновлению и дальнейшему развитию общедоступной библиотечно-информационной системы России. В процессе создания филиальной сети Президентской библиотеки развивается и укрепляется материально-техническая база региональных библиотек. На этом основании Россия является полноправным участником Европейской цифровой библиотеки. Активное участие ведущих библиотек страны в разработке концепции, положений и других базовых нормативных документов для Президентской библиотеки позволяет сформировать модель общественного информационно-библиотечного центра, максимально доступного жителям страны благодаря инновациям, технологиям и коммуникациям.

Очевидно, что становление и формирование  культуры в информационном обществе с инновационной экономикой должно быть обеспечено необходимой законодательной базой, и это постепенно происходит. Уже осуществлены или находятся в процессе реализации давно высказываемые профессиональным библиотечным сообществом предложения и требования по оптимизации федерального законодательства в сфере библиотечного дела и смежных областей.

В 2008 г. внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», направленные на совершенствование системы обязательного экземпляра. Дано общее понятие документа как материального носителя с зафиксированной на нем в любой форме информацией. Приняты поправки к ст. 18 Федерального закона «О библиотечном деле», благодаря чему Президентская библиотека получила статус национальной библиотеки Российской Федерации; для национальных библиотек обеспечена возможность создавать электронные копии фондов.

Важной законодательной инициативой депутатов Государственной Думы следует назвать принятие Федеральным Собранием РФ при рассмотрении федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. положения о ежегодном выделении субсидий из федерального бюджета на комплектование  фондов муниципальных библиотек: 2008 г. – 300 млн р., 2009 г. – 450 млн р., 2010 г. – 1 151 млн р.

Отказ от остаточного принципа финансирования культуры, увеличение темпов роста расходов на культуру – важные факторыэффективного социально-экономического развития страны.

В рамках Федеральной целевой программы «Культура России», которая продлена до 2011 г. и дополнена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2009 г., реализуется крупный проект «Модельные сельские библиотеки». В целях повышения уровня информационной обеспеченности, предоставления свободного доступа граждан к всемирным информационным ресурсам, совершенствования системы библиотечных услуг населению в сельской местности на базе стационарных библиотек создаются модельные сельские библиотеки, оснащенные современной компьютерной техникой, выходом в Интернет, источниками информации на различных видах носителей. Предусмотрено увеличение финансирования этого раздела Программы на 110 млн р., в том числе из федерального бюджета – на 88 млн, из прочих источников – на 22 млн, что позволит обеспечить дополнительно не менее 220 сельских библиотек информационными ресурсами.

В рамках мероприятия «Формирование Национальной электронной библиотеки» осуществляется финансирование оцифровки различных изданий, на что действующей Программой предусмотрено 43,5 млн р., в том числе из федерального бюджета – 33,5 млн. Это позволит увеличить фонд электронной библиотеки на 310 тыс. полнотекстовых записей. Дополнительное финансирование в размере 42 млн р. обеспечит увеличение цифрового фонда ещё на 300 тыс. ед. хранения.

Запланировано также увеличение финансирования по разделам:

«Создание и ведение Сводного каталога библиотек России» (на 34 млн р.);

«Организация мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек» (что позволит обеспечить не менее 100 муниципальных районов библиобусами – передвижными библиотеками для обслуживания населения отдаленных местностей, не имеющих стационарных библиотек);

«Обеспечение сохранности библиотечных фондов» и «Страховое копирование библиотечных фондов, фильмофонда» (что дает возможность модернизировать материально-техническую базу сохранения библиотечных фондов).

Отдельно предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической базы библиотек, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, что позволит провести серьезные работы в 15 региональных библиотеках. Это дополнение введено в Программу решением Председателя Правительства РФ В. В. Путина и служит задачам формирования единой библиотечной сети в стране.

Наряду с этим следует отметить, что материально-техническое обеспечение и сохранность библиотечных фондов в региональных библиотеках далеко не соответствует всем современным требованиям. Значительное число зданий и помещений библиотек не отвечает задачам комфортного  обслуживания читателей и хранения фондов. Многие из хранилищ библиотек расположены в малопригодных помещениях, нередко находящихся в аварийном состоянии.

Необходимо продолжить также работу по созданию современной материально-технической базы муниципальных библиотек. ПринятиеФедерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создало новые условия для осуществления и развития библиотечной деятельности. Все три муниципальных уровня (поселение, городской округ и район) получили полномочия по организации библиотечного обслуживания населения. В ходе реформы местного самоуправления – при разграничении полномочий и собственности между государством и муниципальными образованиями – усилия библиотечного сообщества направлены на сохранение целостной системы библиотечного обслуживания.

Многие муниципальные библиотеки обретают статус юридического лица, что способствует расширению их функций, повышает производственную и хозяйственную самостоятельность. В регионах и на местах создается нормативно-правовая база, определяющая и регламентирующая деятельность библиотек в новых условиях.

Реорганизация библиотечного обслуживания привлекла внимание региональных и местных властей, депутатского корпуса к проблемам публичных библиотек, что в ряде регионов привело к положительным сдвигам в их деятельности: увеличилось финансирование, позволившее начать модернизацию материально-технической базы библиотек, в том числе компьютеризацию и подключение к сети Интернет. Например, в Белгородской области в рамках программы «Информатизация учреждений культуры на 2008–2010 годы» создаются центры по оцифровке книжных памятников для обеспечения к ним широкого доступа читателей. С 2003 по 2008 г. в регионе создано около 100 модельных библиотек. Во всех центральных и ряде сельских библиотек открыты общедоступные центры правовой информации, компьютеризирована почти треть сельских библиотек, каждая шестая имеет доступ к Интернету.

Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» установил полную организационную и финансовую самостоятельность муниципальных образований, которые обязаны обеспечивать население библиотечным обслуживанием.

Теперь исполнительные органы местного самоуправления могут самостоятельно решать многие вопросы управления муниципальными библиотечными учреждениями, такие как создание, ликвидация и реорганизация библиотек; принятие и утверждение их уставов, определяющих цели и задачи, направления, порядок и условия деятельности; обеспечение библиотек муниципальным имуществом; назначение и увольнение руководителей библиотек; финансирование библиотек, регулирование тарифов на их услуги и контроль за их деятельностью; формирование и размещение муниципального заказа; а также принятие планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования и обеспечение их выполнения. Важно, чтобы органы местного самоуправления знали о новых полномочиях в области управления муниципальными учреждениями и реализовывали их.

В соответствии с Федеральным законом муниципальное образование должно самостоятельно осуществлять финансирование и материально-техническое обеспечение библиотеки как муниципального учреждения на основе сбалансированности местных бюджетов и утвержденной сметы. Органы местного самоуправления могут выступать заказчиками при выполнении работ и оказании услуг, связанных с решением вопросов библиотечного обслуживания, на конкурсной основе.

Закон предусмотрел также возможность передачи полномочий на иные муниципальные уровни в зависимости от местных условий – территориальных, имущественных, финансовых, кадровых и др. Сегодня уже есть отдельные положительные результаты подобной практики. Так, после реализации соглашений о передаче органам местного самоуправления района отдельных полномочий по организации библиотечного обслуживания поселений уже практикуются:

  • составление перечня услуг библиотек и порядка их оказания, в том числе по платным услугам; формирование муниципальных заданий по оказанию библиотечных услуг, финансируемых за счет бюджета;
  • разработка показателей по отнесению к группам по оплате труда, формирование штатного расписания, разработка документов по материальному стимулированию работников;
  • выработка системы показателей качества и результативности услуг, оказываемых библиотеками, и соответствующего мониторинга;
  • сбор статистических данных; оценка эффективности предоставления библиотечных услуг, обеспеченности библиотечными услугами и книжными фондами; анализ структуры библиотечного фонда;
  • расчет объемов комплектования библиотек в соответствии с нормативами, разработка тематико-типологических планов и технических заданий для организации закупок;
  • материально-техническое обеспечение библиотек, участие в проведении конкурсов; разработка программ развития библиотек и мониторинг их реализации;
  • информатизация и методическое обеспечение библиотечных процессов; организация перевода редкого и особо востребованного фонда на электронные носители;
  • организация условий сохранности библиотечных фондов, оснащение библиотек необходимым противопожарным оборудованием, соблюдение соответствующего температурно-влажностного режима и т.п.

Однако нормы Закона применяются не всегда корректно в деятельности муниципальных образований. Так, передача управленческих, имущественных и финансовых обязательств поселениям, муниципальным районам или городским округам порой приводит к тому, что из-за дефицита местных бюджетов во многих муниципальных образованиях происходит не только сокращение численности муниципальных библиотек, но и изменение структуры и содержания их деятельности. Не во всех муниципальных образованиях сеть библиотек оптимизирована с точки зрения доступности их фондов для населения.

Передача отдельных полномочий поселениям, муниципальным районам или городским округам не должна приводить к устранению органов власти муниципальных образований от решения вопросов в области библиотечного дела и ущемлять интересы учреждений культуры.

Поставленная в Послании Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию задача «достигнуть оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами и ежегодно уточнять параметры этого разграничения» требует вполне конкретного эффективного решения и в библиотечном деле.

Здесь необходима активная позиция и федеральных властей, и, прежде всего, региональных. Более половины субъектов Российской Федерации имеют законодательную базу для организации и развития библиотечного дела. Специальные региональные законы о библиотечном деле действуют более чем в трети субъектов Федерации. В ряде регионов приняты законы об обязательном экземпляре документов, распространена практика применения комплексных законов о библиотечном деле и обязательном экземпляре.

Большое значение для развития деятельности библиотек имеют региональные законы о реализации комплексных целевых программ в сфере культуры. Участие библиотек в выполнении вышеназванных программ позволяет получить дополнительное финансирование на комплектование библиотечных фондов, укрепление материально-технической базы библиотек, в том числе муниципальных. В качестве примера успешной реализации можно привести Закон Оренбургской области «О программе поддержки учреждений культуры районов и городов области на 2006–2008 годы».

В ряде регионов страны (Республика Марий Эл, Ленинградская, Омская, Ульяновская, Белгородская, Орловская, Смоленская, Тульская, Магаданская области и др.) реализуются региональные целевые программы, направленные на развитие публичных библиотек. Источником финансирования этих программ и текущей деятельности библиотек выступают местные и областные бюджеты, а также региональные фонды совместного финансирования социальных расходов, создаваемые на основе договоров, заключаемых между региональными властями и администрациями муниципальных районов и городских округов. В рамках партнерских проектов на базе библиотек открываются новые центры, в том числе так называемые интеллект-центры, центры по работе с молодежью. В сельских поселениях формируются социально-библиотечные комплексы.

Во многих субъектах Российской Федерации (например в Республике Коми, Иркутской, Калужской, Курганской, Магаданской, Томской областях) приняты также законы о социальной поддержке работников культуры, в том числе и библиотечных работников. Эти законы предусматривают льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг для отдельных категорий специалистов, в том числе библиотекарей, работающих или проживающих в сельской местности и рабочих поселках; компенсационные выплаты, предусматривающие надбавки за стаж работы; выплату лечебных пособий.

В регионах получает развитие система предоставления грантов на конкурсной основе для осуществления проектов развития библиотек, проводятся конкурсы, например «Библиотекарь года», «Молодые в культуре», «Лучшее в библиотеках России», а также конкурс «Библиотеки России» в рамках партийного проекта «Единой России».

В законодательстве по-прежнему остаются нерешенные вопросы гармоничного включения библиотечной системы в новые условия инновационного развития. С момента принятия в 1994 г. Федерального закона «О библиотечном деле» произошли значительные изменения, связанные как с расширением сферы деятельности библиотек, так и с принятием ряда федеральных законов.

В связи с этим в 2009 г. Государственная Дума приняла внесенный группой депутатов законопроект, предусматривающий необходимые изменения в Федеральный закон «О библиотечном деле», а также обеспечивающий защиту библиотечных фондов как части культурного достояния народов Российской Федерации.

В проекте можно выделить следующие концептуальные положения:

1.  Определение библиотечного фонда как совокупности «документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения». Понятие библиотечного фонда является основным для большинства норм Закона, однако до настоящего времени в законодательстве оно не было раскрыто и в различных документах определялось неоднозначно.

Раскрывается понятие национальный библиотечный фонд, рассматриваемое как часть библиотечного фонда, имеющая особое историческое, научное, культурное значение, предназначенная для постоянного хранения и общественного использования и являющаяся культурным достоянием народов Российской Федерации. В проекте Федерального закона «О библиотечном деле» конкретно определены состав, учет, условия хранения и использования библиотечного фонда.

2. Предлагается ввести понятие книжные памятники, к которым относятся рукописные или печатные книги, обладающие высочайшей духовной, материальной ценностью, имеющие особое историческое, научное, культурное значение, и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования. Используемый в Законе термин памятник истории и культуры предлагается заменить на термин книжный памятник. В первую очередь это связано с необходимостью приведения норм Федерального закона «О библиотечном деле» в соответствие с нормами Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», определяющего памятники истории и культуры как объекты недвижимого имущества. Вместе с тем предлагается дополнить Закон статьей 161, нормы которой обеспечивают сохранность книжных памятников.

Введение понятия книжные памятники потребует также внесения изменений в ряд других законов, в том числе в федеральные законы «Основы законодательства о культуре», «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

3. Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизированы полномочия органов местного самоуправления в сфере библиотечного дела. В частности, органы местного самоуправления муниципального района в целях обеспечения библиотечного обслуживания населения получили полномочие создавать межпоселенческие библиотеки. Однако практика библиотечного дела требует возложения на ведущие библиотеки расширенных функций по комплектованию наиболее полного универсального собрания документов в пределах обслуживаемой территории, обеспечению взаимоиспользования библиотечных ресурсов, осуществлению методической работы. Такие функции в соответствии со ст. 20 Закона будут возложены на центральные библиотеки.

Законопроект был направлен в субъекты Российской Федерации, получено 45 отзывов от органов региональной исполнительной власти и 30 – от органов региональной законодательной власти. Во всех отзывах законопроект поддержан.

Некоторые регионы (республики Чувашия и Карелия, Красноярский и Камчатский края, Челябинская область) предлагают ввести развернутое определение библиотечного обслуживания и межпоселенческой библиотеки как районной библиотеки, организующей библиотечное обслуживание населения поселений, входящих в состав района, и выполняющей функции центра комплектования и каталогизации книжного фонда, центра книгообмена и межбиблиотечного абонемента.

Однако в связи с тем, что в Законе не раскрываются понятия поселенческая или городская библиотека, а приводятся общий термин библиотека (ст. 1) и перечень основных видов библиотек (ст. 4), давать детальное определение межпоселенческих библиотек нецелесообразно – они являются одним из видов муниципальных библиотек. Другое дело, что, вместо существовавшей ранее центральной районной библиотеки, одна из межпоселенческих библиотек может получить статус центральной районной библиотеки. Это предложение реализовано в изменении в ст. 20, где указывается: «органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки».

В совокупности с нормой п. 2 ст. 20 о том, что  «центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам» проблема правового обеспечения централизованного ведения библиотечного дела на уровне района будет решена.

На муниципальный район возложена ответственность за обеспечение базовых библиотечных функций – комплектования и сохранности библиотечных фондов. Реализация этих функций возможна при условии сохранения централизованной библиотечной системы (ЦБС) на уровне района. ЦБС как отраслевая структура предусматривает цикл неразрывных операций, в основе которых – комплекс мероприятий по комплектованию, библиографической обработке книг, работа с каталогами для организации доступа населения, формирование баз данных, электронных каталогов, межбиблиотечный абонемент и, наконец, книговыдача.

Следовательно, в рамках ЦБС существует разграничение функций: на комплексную, реализуемую центральной библиотекой, и функцию книговыдачи, реализуемую остальными библиотеками. ЦБС – наиболее удобная и экономичная система организации библиотечного дела на муниципальном уровне. Таким образом, в интересах жителей поселений, для создания качественной библиотечной услуги, необходимо закрепить за одной из библиотек, обладающей наиболее мощными кадровыми и информационными ресурсами, статус центральной, в то время как другие библиотеки поселений или их филиалы будут обладать менее значимыми функциями.

Требует дополнительного обсуждения предложение отдельных регионов об определении в Законе термина библиотечное обслуживание и его расшифровки. У специалистов библиотечного дела нет единого мнения: приравнять библиотечное обслуживание к библиотечным услугам или сохранить только основную функцию библиотек – хранение фондов и обслуживание читателей. Этот вопрос нуждается в дополнительной проработке.

При рассмотрении законодательной и нормативно-правовой базы библиотечного дела следует отметить отдельные предложения, которые высказываются в этой связи.

Так, неоднократно поднималась проблема реализации Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым библиотеки должны комплектовать свои фонды на основе конкурсов. По мнению специалистов, на практике это нередко приводит к потере оперативности в комплектовании фондов, утрате их полноты и разнообразия,  исключает возможность долговременного сотрудничества с фирмами-поставщиками. Ставка на обязательное понижение начальной стоимости государственного контракта, необходимость обеспечения заявки на участие в конкурсе и исполнения госконтракта делает порой невозможным участие в конкурсах государственных учреждений, а также предприятий малого и среднего бизнеса, что ведет к монополизации рынка. Проведение  конкурсной процедуры требует большого времени, в течение которого нужная литература раскупается. Кроме того, не всегда понятен критерий отбора книг, закупаемых библиотеками. В достаточном ли объеме приобретается классическая литература, книги, способствующие духовно-нравственному воспитанию граждан, отражающие наши традиции, духовно-культурные ценности?

Вместе с тем необходимо упростить процедуру конкурсов или отказаться от них вовсе, особенно для периодических печатных изданий, так как многие библиотеки выписывают эти издания с перерывом в полугодие. А периодика пользуется у читателей большим спросом.

Библиотекам следует более активно использовать возможности Федерального закона № 94, например нормы о закупках у единственного поставщика: закупать произведения определенных авторов у издателей, которым принадлежат исключительные права;  процедуры запроса котировок и аукционов. Ведь ст. 34 Закона предусматривает при проведении аукционов установление широкого перечня требований при заключении контракта: качество, технические характеристики, функциональные и иные характеристики, детально конкретизирующие потребности заказчика, что облегчает процедуру закупок и позволяет тщательно определить необходимый товар.

Для функционирования муниципальных библиотек на местах и успешной реализации положений Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» большое значение имеет принятие нормативов библиотечного обслуживания населения. Приказ Минкультуры России от 20 февраля 2008 г. «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)» устанавливает основные требования к качеству и обеспечению доступности библиотечного обслуживания для населения. Очевидно, целесообразно также разработать и принять нормативы минимального ресурсного обеспечения для общедоступных библиотек муниципальных районов, межмуниципальных объединений библиотек и городских библиотек.

Разрыв в обеспеченности библиотек ресурсами показывает реальное неравенство граждан нашей страны с точки зрения обеспечения их конституционных прав на доступ к информации. Нормативы бюджетного финансирования, в том числе базовые нормы и расчетные методики для определения необходимого объема средств на текущее комплектование, не утверждены. Это приводит к сложностям при формировании местных бюджетов и сокращению объемов финансирования комплектования библиотек на местах.

Для оценки возможностей библиотечной сети требуется сопоставление  ее состояния с неким эталоном – единым для страны набором норм и требований по организации оптимальной библиотечной инфраструктуры, учитывающим к тому же различия регионов. Существующие нормативы не могут в полной мере служить выполнению этой задачи. Между тем сегодня в регионах недопустимо большой разрыв по книгообеспеченности. В большинстве из них диапазон среднего суммарного размера фонда публичной библиотеки – 14–21 тыс. документов. Однако если отдельные регионы явно лидируют по среднему показателю документов на одну библиотеку (Магаданская область – 47 630, Мурманская область – 47 179, Ивановская область – 44 925), то в других регионах положение близко к критическому (Республика Дагестан – 753, Пермский край – 165).

Важный показатель развития библиотечного обслуживания – количество поступлений в расчете на 1 000 человек. Согласно рекомендациям ИФЛА и ЮНЕСКО, расчетный норматив – 250 экз. в год. Здесь ситуация в целом по стране весьма тревожная: только в 11 регионах объем поступлений на 1 000 жителей соответствует международному нормативу или даже превышает его (Чукотский автономный округ, Сахалинская, Мурманская, Владимирская области), но в некоторых регионах – значительно ниже (Республика Дагестан – 21% от норматива, Приморский край – 25%).

Ускорился процесс старения фондов из-за недостаточного их обновления. Сокращение фондов муниципальных библиотек происходит вследствие удорожания издательской продукции, списания большого объема устаревшей литературы.

Сложная ситуация складывается с внутригосударственным книгообменом, который практикуется в России с начала образования библиотечных фондов. Порядок перераспределения документов значительно усложнился с принятием Федерального закона № 131, который требует согласования передачи каждого издания с органами Росимущества, территориальными органами управления имуществом и учредителями библиотек, так как фонды отнесены к имуществу. Процедура передачи стала занимать 4–8 месяцев. В связи со сложностями перераспределения изданий библиотеки все чаще отказываются от ведения книгообмена, предпочитая списывать издания в макулатуру. Если не изменить правила перераспределения литературы между библиотеками, эта практика может стать повсеместной. В итоге библиотечная система страны потеряет канал безвозмездного комплектования фондов объемом примерно 1 млн изданий в год.

Таким образом, учитывая названные тенденции и возрастающую роль библиотек в развитии информационного общества, необходимо продолжать работу по совершенствованию норм, направленных на развитие правовых основ деятельности библиотек.

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков