На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №6 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Скарук Г. А., Жарикова Л. А., Бусыгина Т. В. Пользователь у каталога: результаты социологического исследования

Красильникова И. Ю. Развитие автоматизации межбиблиотечного абонемента и доставки документов в крупных научных библиотеках

Редькина Н. С. Библиотечная технология: история и современность

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Романов П. С. Учет фондов и оценка эффективности в зарубежном библиотековедении

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Робертс Р. Л. Подкастинг для информационной грамотности

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кильпякова И. С. Теория и практика библиотечного кадрового менеджмента

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. Журнал «Университетская книга» – профессиональное издание для библиотек

Шапошников А. Е. Библиотечное общение как учебный предмет

Петровский В. Б. Метод «меченых атомов» – инструмент исследования, или В поисках своей «ниши». (К 15-летию указателя «Проблемы рыночной экономики»)

ЮБИЛЕИ

Гедримович Г. В. Жизнь продолжается… К столетию со дня рождения Людмилы Вениаминовны Зильберминц (1909–1972)

Семенова Л. А. «Главная лаборатория университета». (К 100-летию библиотеки Башкирского государственного университета)

Ткаченко Г. Б. Российской научно-технической промышленной библиотеке – 70 лет


УДК 024.6+025

И. Ю. Красильникова

Развитие автоматизации межбиблиотечного абонемента
и доставки документов в крупных научных библиотеках

Обзор публикаций, посвященных развитию автоматизации МБА с конца 1960-х гг. до настоящего времени. Внедрение, проблемы и перспективы.

История вопроса

Автоматизация – одно из основных направлений научно-технического прогресса – предполагает применение технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, информации[1. С. 14].

За рубежом вычислительную технику для автоматизации библиотечных процессов стали применять в начале 1960-х гг. [2. С. 164]. Попытка автоматизировать контроль за обращением литературы, т.е. создать автоматизированную абонементную систему, предпринята в Техасском университете еще раньше – в 1930-х гг. [3. С. 23–24].

В нашей стране к автоматизации библиотечно-библиографических процессов подошли во второй половине 1960-х гг. [4. С. 47]. Одними из первых объектов автоматизации в крупных библиотеках были выбраны процессы межбиблиотечного абонемента и доставки документов (МБА и ДД), которые отличались большим разнообразием и объемом рутинных операций (заполнение бланков-заказов, их сортировка по необходимым параметрам, раскладка по конвертам, определение сроков пользования, контроль за датами возврата, сбор и выдача отчетных данных).

При автоматизации процессов МБА российские библиотеки использовали опыт зарубежных коллег из таких известных во всем мире учреждений, как Британская библиотека, Библиотека Конгресса США, OCLC и др. Значительный вклад в развитие процесса автоматизации МБА и ДД внесли Государственная библиотека им. В. И. Ленина (ГБЛ, ныне РГБ), ГПНТБ СССР (сейчас ГПНТБ России), БЕН Академии наук СССР (БЕН РАН), ГПНТБ СО СССР (ГПНТБ СО РАН).

Впервые в стране МБА автоматизирован в ГПНТБ СССР, затем в ЦНСХБ Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Лени­на (сейчас ЦНСХБ РАСХН) и в ГБЛ [5. С. 36].

ГПНТБ СССР руководила крупнейшей сетью научно-технических и технических библиотек в стране, выполняла большие объемы заказов, располагала достаточными материальными, техническими и кадровыми ресурсами.С 1969 г. в ее специальном подразделении – группе иногороднего абонемента отдела МБА – разработана и введена в действие на ЭВМ «Минск-22» автоматизированная системарегистрации, контроля выдачи, возврата литературы и поиска должников [6. С. 34]. Обслуживание абонентов в ГПНТБ СССР осуществлялось в нескольких подразделениях: отделе МБА, производственной мастерской и отделе промышленных каталогов. Поэтому в 1980-е гг. было принято решение о разработке АС «Управление обслуживанием абонентов ГПНТБ СССР», чтобы централизовать однотипные технологические процессы в целом по библиотеке, упорядочить технологию и создать условия для оперативного контроля за выполнением запросов [7. С. 112].

Следует подчеркнуть то, что АС в задачах «Абонент» и «Абонент-ПМ» позволяла анализировать состав абонентов и их запросов по видовому и региональному признакам, а также составлять отчеты по основным показателям работы за любой период времени (месяц, квартал, год) [8. С. 30]. На основе данных ЭВМ готовилась отчетность об абонентах и заказах ГПНТБ СССР и всей сети научно-технических библиотек [7. С. 115]. Анализ потока входной и выходной информации системы МБА давал возможность определить активную и пассивную части фонда для банка данных в планируемой в те годы сети автоматизированных центров научно-технической информации (САЦНТИ) [9. С. 16].

В ГБЛ МБА автоматизирован в 1979 г. [10. С. 32]. При разработке АС МБА сохранена традиционная технология и установлены автоматизированные рабочие места для библиотекарей, выполняющих регистрацию выдачи и возврата изданий в отделе абонемента; формирование напоминаний должникам с учетом категории задолженности в зависимости от даты выдачи и по группам хранения; составление списка изданий, числящихся за определенным абонентом; выявление занятости конкретного издания за каким-либо абонентом, чтобы регулировать выдачу только одного экземпляра в отделе хранения [11. С. 54]. АС выдавала также всю статистику, необходимую для отчетности и ведения научной работы [10. С. 33].

Необходимо отметить ведущую роль ГБЛ в системе МБА страны как завершающего звена выполнения заказов; поэтому разработки в отделе абонемента, являющемся одной из частей АС обслуживания читателей, имели огромное значение [12. С. 43]. В перспективе подсистема МБА должна была войти в САЦНТИ, базирующуюся на АС отдельных центров [11. С. 57]. Однако по многим причинам проекты не были осуществлены.

Автоматизация процессов МБА в БЕН АН СССР велась в рамках комплексной автоматизированной информационно-библиотечной системы «АС НАУКА» и распространялась на всю разветвленную сеть академических учреждений АН СССР, насчитывавшую более 200 библиотек. Это обстоятельство потребовало самостоятельной разработки математического обеспечения для автоматизации. В 1980 г. проведен эксперимент по внедрению подсистемы «Диспетчеризация запросов внутрисистемного абонемента (ВСА)» [13. С. 105–107]. Особое внимание было уделено контролю за сроками обработки и выполнения заказов, в том числе копий, а также за сроками пользования изданиями, что включало подготовку и рассылку напоминаний о возврате задержанной литературы. С точки зрения качества работы МБА эта функция самая важная [5. С. 36].

С 1981 г. началась эксплуатация в полном объеме подсистемы по отработке заказов МБА всех библиотек, входящих в ЦБС БЕН АН СССР и принятых на обслуживание централизованным ВСА [14]. Документальной основой для автоматизации МБА в БЕН АН СССР послужил специально разработанный бланк-заказ, позволявший вводить информацию о заказах в ЭВМ. Наряду с традиционными сведениями (сигла библиотеки-заказчицы, номер заказа, библиографическое описание издания) в бланке были предусмотрены специальные графы: код библиотеки, выдавшей литературу; вид носителя информации по заказу (оригинал, ксерокопия, микрофильм, микрофиша) или код отказа (ответа); вид заказываемого документа; дата получения заказа; дата поступления литературы в БЕН; срок возврата. Все графы были разделены специальными символами, позволявшими машине распознавать те или иные элементы данных.

Статистические сведения, необходимые для анализа работы отдела МБА и подготовки отчетов, формировались на ЭВМ. Фиксировались сроки обработки заказов, общее количество выданной литературы, в том числе по видам изданий, а также количество отказов. Можно было анализировать спрос на издания [5. С. 37].

В конце 1970-х и начале 1980-х гг. при использовании вычислительной техники в библиотеках программисты следовали принципу кооперации в подготовке и многоаспектном использовании данных, уже подготовленных в центре более высокого уровня. В тот период наблюдался большой наплыв заказов по МБА, и специалисты библиотек полагали, что автоматизированный путь развития поможет справиться с их объемами. Усилия профессионалов внутри каждой библиотеки были направлены на перевод существовавших технологий в автоматизированный режим. Однако опыт показал, что попытки библиотек по разработке, внедрению и эксплуатации АС, проводимые изолированно друг от друга, ведут к высоким затратам и оказываются малоэффективными.

Успешная деятельность МБА зависит от системы сводных каталогов (СвК), отражающих местонахождение издания. Одной из проблем при автоматизации СвК в 1970-х – начале 1980-х гг. стала стандартизация предоставления информации об издании. Унифицированные методы были найдены путем создания международных и национальных стандартов на библиографические описания различных видов печатной продукции. Идентификаторами выбраны международный стандартный номер книги – ISBN и международный стандартный номер сериального издания – ISSN, которые отражали информацию, необходимую для обработки на ЭВМ. Ведущие специалисты страны планировали создать единую АС справочно-поискового аппарата нумерационного типа как основу общесоюзной системы МБА, которая действовала бы на любом региональном уровне [15, 16].

В середине 1980-х гг. выдвигалась задача создания государственной автоматизированной библиотечной системы, которая будет функционировать на основе АС поиска и хранения информации о фондах библиотек, автоматизации технологических и управленческих процессов. Авторы идеи исходили из целесообразности взаимного предоставления региональными центрами кумулированных сведений о наличии изданий и координирования деятельности МБА в масштабе страны [17, 18].

Предпосылками служили разработки крупных библиотек страны по созданию комплексных автоматизированных библиотечных систем, для построения которых использовались разные подходы. Первый подход реализован в ГПНТБ СССР – ориентация на комплексную автоматизацию технологических процессов в крупной библиотеке, оснащенной мощным вычислительным комплексом. Второй – предпринят в БЕН АН СССР – ориентация на комплексную автоматизацию централизованной библиотечной сети. Третий подход проработан в ГБЛ и ГПНТБ СО АН СССР – с использованием собственных малых ЭВМ типа СМ-4 для автоматизации технологических операций в сочетании с ЕС ЭВМ, обеспечивающими накопление больших массивов информации и ведение банков данных [18. С. 7]. Решения, предложенные при создании локальных АС МБА, могли быть полезными при создании автоматизированной единой государственной системы (ЕГС) МБА [16. С. 81; 19. С. 33].

Наряду с этим проводились работы по усовершенствованию действующей Автоматизированной общесоюзной системы библиотечно-библиографического информирования о зарубежных изданиях (АСНТИ-ЗИ) по естественным наукам, технике, сельскому хозяйству, медицине. Продукты АСНТИ-ЗИ – «Общесоюзный сводный каталог зарубежных периодических изданий» и «Общесоюзный сводный каталог зарубежных книг». Система объединяла базы данных зарубежных изданий с указанием их местонахождения. Предполагались создание сводных печатных каталогов различного вида и уровня, осуществление поисковых процедур в пакетном и диалоговом режимах, выдача БО на издания, подготовка статистических форм и др. [20. С. 34–35, 37].

Имевшиеся разработки АС давали повод для оптимистических утверждений о возможности наличия в автоматизированной ЕГС МБА иерархического СПА, объединяющего областной, республиканский и всесоюзный уровни. Высказывались мнения о создании координационно-диспетчерских центров, управляющих процессами адресации заказов, выбором наиболее целесообразного варианта их выполнения, а также осуществляющих контроль за полнотой и сроками обслуживания [21]. Предполагалось, что диспетчерский центр будет выполнять роль центрального распределительного пункта по работе с заказами, а именно: определять по данным СвК местонахождение издания и перераспределять заказы по библиотекам региона, а при отсутствии изданий в регионе – направлять в диспетчерский центр вышестоящего уровня системы. Прогнозировали, что централизация заказов сократит их многоступенчатый путь в системе, обеспечит максимальное использование региональных фондов, упростит для рядового заказчика поиск библиотеки-фондодержателя, повысит оперативность МБА [19. С. 34].

Однако реализовать концепцию построения единой АС библиотек страны с централизованным подходом по многим причинам не удалось. К концу 1980-х – началу 1990-х гг. крупные библиотеки продолжали модифицировать локальные АС с применением персональных компьютеров (ПК), других новаций в области программного обеспечения (ПО). Работы велись в соответствии с парком ПК, ПО и задачами МБА в каждой отдельной библиотеке. Обращали на себя внимание проекты, созданные специалистами библиотек Российской академии наук.

В 1991 г. БЕН РАН предложила систему обслуживания читателей (СОЧИ) на IBM PC, включающую функцию МБА в сети библиотек. АС разрабатывалась с учетом обеспечения ее связи на информационном и форматном уровнях с уже функционировавшей с 1980 г. задачей «Диспетчеризация заказов по МБА». СОЧИ предусматривала создание и поддержку двух взаимосвязанных БД – читателей и МБА, которые в дальнейшем дополнены БД заказов по абонементу и БД библиотек. АС позволяла: вводить заказ по централизованному обслуживанию в сети библиотек БЕН; направлять заказы в другие библиотеки; создавать печатные формы бланка-заказа; реализовать автоматический контроль за сроками выполнения и возврата изданий; получать статистические данные, характеризующие деятельность МБА и дающие возможность проводить анализ спроса изданий в целях формирования оптимального фонда библиотеки [22].

В 1991–1996 гг. в ГПНТБ СО РАН в рамках АБИС создавалась локальная АС МБА на базе персональных ЭВМ [23], ориентированная на многочисленную группу иногородних абонентов, от которых поступало до 10 тыс. заказов в год.

В комплексе «Абонент» формировалась БД иногородних абонентов (организаций). На электронную карточку заносились все сведения об абоненте: его номер, почтовый адрес, регион, в котором находилась организация, тип библиотеки, дата первичного обращения в ГПНТБ СО РАН, последующие даты регистрации. По БД можно было вести оперативный поиск абонента (по населенному пункту, почтовому индексу, видам библиотек). Выходные статистические формы давали сведения о регистрации и перерегистрации иногородних абонентов, их принадлежности к виду библиотек по всей совокупности обратившихся организаций. В автоматическом режиме велась распечатка адресов абонирующихся организаций для оформления им корреспонденции. Дата перерегистрации абонентов позволяла через пять лет корректировать БД абонентов, которые долгое время не обращались в ГПНТБ СО РАН.

Комплекс «Заказы» был предназначен для обработки заказов, поступающих из других городов, и позволял выполнять диспетчерские функции. Осуществлялась регистрация: всех заказов, различных стадий их отработки; фондов, откуда выданы издания; дат поступлений заказов, выдачи и возврата изданий по фондам. Проводился также оперативный поиск заказов конкретных абонентов и различных стадий отработки заказов (выдача, возврат, копирование, доработка, отказ, перенаправление). Действовал автоматический режим контроля за сроками отработки заказов и полнотой заполнения определенных полей.

На основании дат возврата выявлялись сроки задержки выданной абонентам литературы. Работа с задолженностью велась оперативно: комплекс позволял получать в печатном виде письма-напоминания о возврате, список абонентов-должников. Так же быстро проводилось информирование абонентов о перенаправлении заказов в другие библиотеки. Из БД «Заказы» введенные данные включались в различные статистические формы, которые отражали сведения об общем числе поступивших и отработанных заказов, о количестве выдач абонентам в виде оригиналов или копий по видам изданий (книги, журналы, патенты и др.), об отказах и перенаправлениях. В комплексах «Абонент» и «Заказы» создано более 40 видов выходных форм, представлявших полные сведения об отработке заказов абонентов.

В 1995 г. в целях надежности, точности и оперативности ведения денежных взаиморасчетов с иногородними абонентами АС МБА дополнена комплексом «Платные услуги» [24]. С его помощью решались следующие задачи: 1) точный и оперативный учет всех поступлений/расходов денежных средств каждого абонента за определенный период времени; 2) формирование итоговых форм документов (списки и перечни по расходам, журнал прихода/расхода денежных средств) за разные интервалы времени – месяц, квартал, год; 3) контроль за полнотой и правильностью введенной информации; 4) выдача списков абонентов-должников, остатков и долгов по денежным средствам за предыдущий год и печатной формы отчета по всем расчетам с абонентами; 5) выявление задолженности по оплате и выдача писем задолжавшим организациям.

Для выполнения процедур в комплексе «Платные услуги» разработаны более 15 видов выходных форм. Это вызвано разнообразием исходной и анализируемой информации, необходимостью точного учета и наглядного представления денежных потоков. Опыт, приобретенный в ходе эксплуатации АС, показал возможность оперативно и достоверно вести все денежные расчеты с абонентами и получать необходимые сведения о финансовом состоянии отдельно взятой организации.

В Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН с 1994 г. усилия специалистов направлены на создание БД и интерактивного доступа к ним абонентов для получения документов в виде копий. В результате появилась Автоматизированная информационная система по общественным наукам [25].

Таким образом, к концу 1995 г. многие крупные научные библиотеки страны имели парк вычислительной техники, штат программистов, которые создавали комплексные АС, нацеленные на выполнение основных задач МБА.

Современное состояние

С наступлением эры Интернета отделы МБА библиотек взяли на вооружение новые технические и коммуникационные возможности, которые существенно изменили характер выполнения производственных функций. Наряду с традиционным подходом в обслуживании читателей стали применять электронные средства и технологии.

Появление автоматизированных сетей в зарубежных библиотеках и их использование для передачи заказов по МБА потребовали разработки коммуникативных стандартов для обмена данными.

Стандарт на передачу электронных заказов по МБА впервые создан в Национальной библиотеке Канады, которая официально признана Агентством Международной организации по стандартизации по применению стандартов МБА. В 1991 г. принят Международный стандарт ИСО (ISO –InternationalOrganizationforStandardization– Международная организация по стандартизации) 10160/10161 Протокола МБА (InterlibraryLoanProtocol – ILLProtocol). В 1997 г. опубликовано 2-е издание протоколов ИСО 10160:1997 и ИСО 10161 – 1:1997. Выгоды от применения Протокола МБА заключались в совместимости АС, что облегчало и ускоряло выполнение заказов.

Поддержание автоматизированных режимов работы невозможно без соблюдения различных стандартов. Например, в программе «Всеобщая доступность публикаций» (UniversalAvailabilityofPublications – UAP), разработанной ИФЛА в 1978 г., существовал Протокол OSI (Open Systems Interconnection) для взаимодействия открытых систем, поиска и обмена информацией в режиме удаленного доступа – Z39.50 [26] и др.

В 1993–1994 гг. электронная почта стала первой интернет-техноло­гией, которую применили в структурных подразделениях МБА, что потребовало формализации бланка-заказа. В отличие от зарубежных стран российские библиотеки самостоятельно создавали различные программы для передачи заказов по МБА по электронной почте [2729]. К сожалению, библиотеки страны имеют разные информационно-поисковые системы, чем объясняется разнообразие форм бланков-заказов МБА, направляемых по электронной почте, и что подтверждает необходимость стандартизовать формирование и получение электронных заказов.

В начале 1990-х гг. библиотеки страны приступили к созданию электронных каталогов, которые в 1996 г. стали доступны в Интернете. Специалисты в области АС разработали систему оформления заказов МБА непосредственно из каталогов (через модуль заказа). С 1998 г. многие библиотеки страны (БЕН РАН, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, ИНИОН РАН, РГБ, РНБ, ГЦНМБ, ЦНСХБ РАСХН и др.) предоставляют возможность заказать документы через модуль, встроенный в ЭК.

В настоящее время удаленный поиск информации в ЭК и БД, представленных в Интернете, а также электронный заказ на документы теснят традиционный поток заказов. Например, число заказов абонентов, поступающих в ГПНТБ СО РАН электронными способами (по e-mail и через модуль заказа), за 14 лет (1994–2007 гг.) увеличилось в 139 раз (с 86 до 11 963 заказов). Только в 2007 г. электронные заказы составили 44% от общего числа заказов, присланных абонентами (рис. 1).

Рис. 1. Поступление электронных заказов по МБА и ДД в ГПНТБ СО РАН

Анализ практики получения заказов через ЭК позволил выделить ряд преимуществ: 1) прямой доступ абонентов к ЭК и БД библиотек; 2) получение заказов на стандартных бланках; 3) «читабельный вид» оформленного заказа; 4) наличие шифров на поступивших заказах, если издания отражены в ЭК; 5) ускорение доставки заказа за счет исключения времени на почтовую пересылку самого заказа.

На скорость передачи документов еще больше повлияла электронная доставка документов (ЭДД), впервые освоенная ИНИОН РАН в 1996 г. [30]. Сотрудничая с разными библиотеками, ИНИОН РАН предложил своим потребителям заказ электронных копий с источников, находящихся в фонде фундаментальной библиотеки, с использованием БД ИНИОН, электронной почты и программ онлайновой связи типаInternetRelayChat.

В других крупных библиотеках страны технология ЭДД была модифицирована и получила признание у читателей [28; 29; 31; 32]. За основу взята идея взаимоиспользования информационно-библиотечных ресурсов, изначально заложенная в деятельности МБА.

Позднее ЭДД завоевала признание читателей многих библиотечных систем и региональных корпоративных объединений. Здесь следует обратить внимание на опыт библиотечного консорциума Санкт-Петербурга (БАН, РНБ, университеты), разработавшего схему обслуживания по МБА и ЭДД на основе стандарта ISO ILL и обобщенного опыта ILL OCLC [31].

Развитие ЭДД абонентам ГПНТБ СО РАН в 1999–2007 гг. представлено на рис. 2. Получение заказов выросло в 19 раз, выполнение заказов увеличилось в 6,7 раза, электронных страниц получено в 24 раза больше.

Рис. 2. Объем документов, выданных по ЭДД абонентам ГПНТБ СО РАН

На рис. 3 представлены показатели обслуживания читателей ГПНТБ СО РАН по ЭДД другими библиотеками страны. За 2000–2007 гг. количество заказов в виде электронных копий увеличилось в 11,3 раза, при этом число полученных страниц выросло в 28 раз.

Рис. 3. Объем документов, полученных по ЭДД из других библиотек
для читателей ГПНТБ СО РАН

Для совершенствования технологии ЭДД отдельные российские библиотечно-информационные учреждения (ИНИОН РАН, ЦНСХБ РАСХН, РНБ и др.) предпринимали попытки создать собственные АС ЭДД [3032].

Не прекращался поиск решений по созданию комплексных систем МБА и ДД. Лидер новых разработок – ГПНТБ России – за несколько десятилетий осуществила автоматизацию всего цикла обработки заказов и максимально типизировала все выполняемые в отделе МБА функции. АС МБА ГПНТБ России отражает всю внутреннюю технологию подразделения и рассчитана на большой объем поступления заказов – более 1 тыс. в день. С 1997 г. в качестве основы для АС используется система автоматизации библиотек ИРБИС на пакете прикладных программ CDS/ISIS [33]. В настоящее время сотрудники ГПНТБ СО РАН продолжают совершенствовать АС МБА под ИРБИС [34].

В БЕН РАН разработана и эксплуатируется с 2005 г. АС МБА нового поколения, которая реализует ряд функций по регистрации абонентов, денежных поступлений и проведению финансовых расчетов, диспетчеризации заказов и контролю отработки заказов [35]. Отличительная особенность комплексной АС МБА БЕН РАН состоит в том, что заказчик может самостоятельно получить информацию о наличии или остатке денежных средств, а также о ходе выполнения конкретного заказа.

Анализ публикаций показал, что каждая библиотека в России самостоятельно выбирает ту АС, которая, по мнению специалистов, более подходит для выполнения стоящих перед нею задач. Кроме собственных разработок библиотеки используют отечественные АС: Библиотека-2, Библиотека 4.0, ДИТ-ИРБИС, ИРБИС, РУСЛАН, LIBWEB, RUSLANET; зарубежные – ALEPH, LAN, LIBER, TINLIB, VTLS и др.

Наличие нескольких АС МБА и ЭДД в библиотеках страны, а также отдельные попытки формализации бланков-заказов позволяют сделать вывод о том, что применение этих разработок носит локальный характер. Приходится с сожалением констатировать, что в настоящее время в системе МБА и ДД Российской Федерации нет унификации.

Проблемы

Осуществляемые процессы автоматизации позволили модернизировать обслуживание пользователей по МБА и ДД и вместе с тем породили новые проблемы. Например, российский рынок специальных программных продуктов не предоставляет большого выбора, отечественные разработки не стандартизованы, что не дает возможности организовать оптимальный технологический цикл, а зарубежные новинки дороги. Нет эффективного взаимодействия крупнейших библиотек по распространению уже действующих АС.

Существующий разнобой показателей МБА и ДД не позволяет вести автоматизированный учет в российских центрах МБА и ДД. Нет ответственного органа по сводной автоматизированной статистике.

Сегодня ни в одной библиотеке нет полного ЭК на все издания, хранящиеся в ее фондах. Имеющиеся ЭК ведутся с начала 1990-х гг.; они отражают только часть фондов библиотек, а за счет ретроконверсии пополняются незначительно. Однако некоторые библиотеки страны принимают в электронном виде заказы только на те издания, которые отражены в их ЭК.

С каждым годом в Интернете увеличивается разнообразие доступных для пользователей тематических и полнотекстовых БД. Поиск непосредственно самих БД и информации в них занимает немалую часть времени сотрудников МБА и ДД (по многим причинам: многочисленность БД и значительные объемы БЗ, плохая связь, устаревшая техника и др.).

В библиотеках не внедрены АС для электронных платежей, которыми могли бы пользоваться читатели для оперативной оплаты услуг.

При сканировании документов следует учитывать то обстоятельство, что оцифровка не проходит «безболезненно» для оригинала издания. Необходимы критерии отбора изданий для создания электронных копий, чтобы доступность документов не противоречила задаче их сохранности.

Особого внимания требуют проблемы, связанные с соблюдением авторских прав. Введенная в действие с января 2008 г. Четвертаячасть Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает электронное копирование документов и получение их читателями. Для защиты интересов авторов, издателей, библиотек и читателей необходимо выработать гибкие, разумные правила. В их числе может быть налаженный автоматизированный учет выдачи электронных документов в целях заключения договоров с правообладателями изданий и проведения денежных отчислений через авторские агентства.

Перспективы развития

Несмотря на то что развитие автоматизации в структурных подразделениях МБА и ДД крупных научных библиотек носит постоянный и эволюционирующий характер, предстоит еще много сделать. Преодоление существующих проблем возможно на принципах координации и кооперации в использовании технических достижений. Надеюсь, что распределенные каталоги отдельных библиотек и корпоративных систем – Российский сводный каталог ГПНТБ России, Сводный каталог российских библиотек Национального информационного центра ЛИБНЕТ – в перспективе позволят оптимизировать систему МБА и ДД, что положительно отразится на оперативности обслуживания.

Дальнейшему преобразованию МБА и ДД будут содействовать: проведение сбора информации об адресах фондодержателей; поэтапное создание единой системы сводного ЭК библиотек России; организацияв Российской Федерации универсального компьютерного онлайнового библиотечного центра, наподобие OCLC, с реализацией функций МБА и ДД [36. С. 34].

Развитие Интернета расширяет объем информации и номенклатуру услуг. В доступе появляется все больше электронных журналов и тематических БД. В этой связи модифицированную систему МБА и ДД можно рассматривать полноправным и законным участником предоставления полнотекстовой электронной информации ученым и специалистам на условиях заключения договоров и лицензий с владельцами электронных ресурсов.

По мере того как библиотеки будут приобретать все больше интерактивных БД, у отделов МБА и ДД увеличатся объемы выполнения запросов на статьи. Неполноту библиотечных фондов отечественных библиотек можно «смягчить» сотрудничеством с коллегами на национальном и международном уровнях.

Стандартизация в условиях электронной среды является неотъемлемой частью ее существования, поэтому российским библиотекам необходимо переходить на использование существующих международных стандартов, а не тратить ресурсы на создание собственных. Это позволит оперативно получать как отечественные, так и зарубежные документы в рамках сотрудничества по международному межбиблиотечному абонементу, который дополняет важную функцию по предоставлению информации читателям в крупных научных библиотеках.

Не представляется рациональной сложившаяся практика самостоятельных разработок АС в каждой отдельной библиотеке. Видимо, более правильным будет иной подход, когда на смену разрозненным программам придут единые стандартные проекты, созданные для библиотек различных уровней (федерального, регионального, областного, районного, ведомственного). Единая идеология проекта комплексной АС, однотипное техническое и программное оснащение, централизованная технология обработки и доставки информации придадут новый импульс системе МБА и ДД.

Крупные научные библиотеки должны обеспечивать эффективные условия для работы читателей, предоставляя им необходимый документ в кратчайший срок, в нужной форме, в определенное место и по минимальной цене. Выполнение этих условий становится возможным при опоре на развитую АС МБА и ДД, разработанную в полном соответствии с техническими стандартами, технологически взаимодействующую на принципах корпоративности и координации, ориентированную на соблюдение законодательных норм.

Список источников

1. Советский энциклопедический словарь. – изд. 4-е, испр. и доп. – Москва : Советская энциклопедия, 1990.

2. Пищальников С. А. Тенденции развития автоматизации в зарубежных библиотеках за последние 20 лет / С. А. Пищальников // Проблемы автоматизации и механизации библиотечной работы : сб. тр. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – Москва, 1985. – Т. 21. – С. 161–165.

3. Дас Гупта Кришна. Автоматизированные библиотечные службы в США: контроль за обращением литературы с помощью ЭВМ / Дас Гупта Кришна // Междунар. форум по информ. и документации. – 1989. – Т. 14. – № 4. – С. 23–29.

4. Бродский М. Л. Некоторые аспекты прогнозирования автоматизации библиотечных процессов / М. Л. Бродский, В. Ю. Невраев // Прогнозирование развития библиотечного дела в СССР. – 1974. – Вып. 4. – С. 47–69.

5. Каленов Н. Автоматизированный МБА / Н. Каленов, И. Новиков, М. Степанова // Библиотекарь. – 1982. – № 1. – С. 36–37.

6. Мезенцева Э. Н. Межбиблиотечный абонемент // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1978. – №. 9. – C. 31–34.

7. Арзуханов А. С. Автоматизированная система контроля и управления обслуживанием абонентов ГПНТБ СССР / А. С. Арзуханов, Э. Н. Мезенцева, А. Г. Раев // Тр. / ГПНТБ СССР. – 1977. – Вып. 11. – С. 109–116.

8. Савкина Е. А. Совершенствование обслуживания абонентов производственной мастерской ГПНТБ СССР на основе внедрения автоматизированной задачи «Абонент» / Е. А. Савкина, Е. В. Филиппова // Проблемы совершенствования автоматизированных библиотечно-информационных систем ГПНТБ СССР. – Москва, 1986. – С. 26–31.

9. Тимашев А. Л. Информационные аспекты САЦНТИ на примере работы межбиблиотечного абонемента // Тр. / ГПНТБ СССР. – 1977. – Вып. 10. – С. 14–19.

10. Шварцман М. Е. Автоматизация межбиблиотечного абонемента в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина / М. Е. Шварцман // Совершенствование информационно-библиотечной технологии на основе использования средств вычислительной техники. – Москва, 1990. – С. 32–34.

11. Бродский М. Л. Проблемы автоматизации процессов обслуживания по МБА в ГБЛ / М. Л. Бродский, В. П. Сечкарев, Н. М. Дукмасова // Развитие единой системы межбиблиотечного абонемента в стране : сб. науч. тр. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – Москва, 1976. – С. 53–57.

12. Ратникова Е. И. Единая общегосударственная система МБА и некоторые пути ее совершенствования в процессе прогнозирования (Постановка вопроса) / Е. И. Ратникова, Н. Г. Самохина // Прогнозирование развития библиотечного дела в СССР. – 1974. – Вып. 4. – С. 34–45.

13. Каленов Н. Е. Вопросы автоматизации управления централизованной системой БЕН АН СССР / Н. Е. Каленов, М. С. Бухаркова // Автоматизация в библиотечном деле : сб. науч. тр. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – Москва, 1982. – С. 105–110.

14. Степанова М. Г. Эффективность функционирования централизованной службы МБА в БЕН АН СССР (1973–1987 гг.) // Интенсификация информационно-библиотечного обеспечения фундаментальных научных исследований на современном этапе. – Москва, 1988. – С. 90–100; Каленов Н. Е. Развитие автоматизации информационно-библиотечного обеспечения ученых в системе БЕН АН СССР // Там же. – С. 66–77.

15. Самсонова Н. С. Некоторые проблемы использования международных стандартных номеров в интегральных библиотечных системах / Н. С. Самсонова // Автоматизация и механизация библиотечных процессов. – Москва : МГИК, 1982. – С. 26–31; Самсонова Н. С. Стандартные номера печатной продукции как средство связи автоматизированных систем библиотек и органов НТИ / Н. С. Самсонова // Автоматизация в библиотечном деле : сб. науч. тр. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – Москва, 1982. – С. 70–74; Каленов Н. Е. Принципы автоматизации централизованных систем научных библиотек / Н. Е. Каленов // Там же. – С. 5–15.

16. Создание автоматизированной единой государственной системы МБА на базе справочно-поискового аппарата нумерационного типа / В. И. Баландина, Н. М. Дукмасова, Н. С. Самсонова [и др.] // Проблемы автоматизации и механизации библиотечной работы. – Москва : Книга, 1985. – С. 77–87.

17. Алексеев Н. Г. Автоматизация процессов обслуживания в крупной библиотеке / Н. Г. Алексеев, Д. М. Кац, Б. И. Хуторецкий // Тр. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – 1983. – Вып. 19: Обслуживание читателей. – С. 103–114.

18. Алексеев Н. Г. Принципы автоматизации библиотек страны (Концепция построения единой автоматизированной системы библиотек) / Н. Г. Алексеев, Н. Е. Каленов // Проблемы автоматизации и механизации библиотечной работы. – Москва : Книга, 1985. – С. 3–40.

19. Баландина В. И. Распределение потоков и характер заказов по межбиблиотечному абонементу всесоюзных, республиканских и областных центров МБА / В. И. Баландина // Совершенствование обслуживания по межбиблиотечному абонементу. – Москва, 1986. – С. 17–34.

20. Коссаковская Н. К. Базы данных о местонахождении первоисточников – качественно новая ступень развития сводных каталогов / Н. К. Коссаковская, И. Б. Шестопалова // Проблемы совершенствования автоматизированных библиотечно-информационных систем ГПНТБ СССР. – Москва, 1986. – С. 32–39.

21. Коссаковская Н. К. Создание диспетчерских центров как условие совершенствования деятельности МБА в сети НТБ / Н. К. Коссаковская // Проблемы автоматизации библиотечно-информационных систем и процессов в условиях функционирования ГАСНТИ : сб. тр. / ГПНТБ СССР. – Москва, 1983. – С. 74–82; Морозова И. В. Обслуживание читателей в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина / И. В. Морозова // Тр. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – 1983. – Вып. 19: Обслуживание читателей. – С. 5–13.

22. Власова С. А. Автоматизированная система ведения баз данных читателей и заказов по МБА на ПЭВМ / С. А. Власова // Вопросы автоматизации информационно-библиотечной технологии и экономики библиотечного дела. – Москва, 1991. – С. 113–120; Власова С. А. Использование современных технических средств в службе межбиблиотечного абонемента БЕН РАН / С. А. Власова, Н. Е. Каленов // Библиотечные компьютерные технологии. – Москва, 1998. – С. 17–20; Власова С. А. Система обслуживания читателей на ПЭВМ / С. А. Власова // Новые технологии в информационно-библиотечном обеспечении научных исследований. – Москва, 1992. – С. 131–136.

23. Боровенская Т. С. Автоматизированная подсистема МБА: функциональный состав и программная реализация / Т. С. Боровенская, И. Ю. Красильникова, Г. С. Фаевцев // Эффективность использования интерактивных библиотечных систем. – Новосибирск, 1994. – С. 33–46.

24. Боровенская Т. С. Денежные расчеты с абонентами МБА в автоматизированном режиме / Т. С. Боровенская, И. Ю. Красильникова // Региональные библиотечные системы: история, современное состояние, перспективы. – Новосибирск, 1996. – С. 181–194; Красильникова И. Ю. Платные услуги для абонентов МБА в ГПНТБ СО РАН / И. Ю. Красильникова // Университетская библиотека на пороге третьего тысячелетия : тез. докл. юбил. науч.-практ. конф. (Томск, 25 окт. 2000 г.). – Томск, 2000. – С. 79–83.

25. Бабенко В. Н. Фундаментальная библиотека ИНИОН РАН в информационной инфраструктуре России / В. Н. Бабенко // Мир библиографии. – 2001. – № 6. – С. 11–16; Глухов В. А. Разработка автоматизированной информационно-библиотечной системы по общественным наукам в ИНИОН / В. А. Глухов, М. Н. Смирнова // Совершенствование информационно-библиотечной технологии на основе использования средств вычислительной техники. – Москва, 1990. – С. 10–13.

26. Багрова И. Ю. Международный абонемент и доставка документов: проблемы и опыт зарубежных библиотек (по материалам англоязычной печати последних лет) / РГБ. – Москва, 2001. – 16 с.

27. Баженов С. Р. Разработка и применение программ на ISIS Pascal для работы МБА с использованием электронной почты / С. Р. Баженов, И. С. Баженов, И. Ю. Красильникова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества : материалы 3-й Междунар. конф. «Крым–96». (Форос, Ялта, 1–9 июня 1996 г.). – Форос, Ялта. – 1996. – С. 172; Власова С. А. Использование современных технических средств в службе межбиблиотечного абонемента БЕН РАН / С. А. Власова, Н. Е. Каленов // Библиотечные компьютерные технологии. – Москва, 1998. – С. 17–20.

28. Еронина Е. А. Перспективы развития электронной доставки документов в ГПНТБ России // Науч. и техн. б-ки. – 1996. – № 2. – С. 32–36; Лисицына Г. С. Современные технологии в обслуживании пользователей библиотек: МБА и служба доставки документов / Г. С. Лисицына // Библиотечное обслуживание пользователей информации. – Москва, 1996. – С. 38–39.

29. Красильникова И. Ю. Влияние электронной среды на развитие МБА // Формирование современной информационно-библиотечной среды. – Новосибирск, 2004. – С. 105–118; Красильникова И. Ю. Развитие межбиблиотечного абонемента и доставки документов (1990-е – начало 2000-х гг.) / И. Ю. Красильникова // Библиотечные ресурсы региона. – Новосибирск, 2005. – С. 102–110; Красильникова И. Ю. Электронная доставка документов в межбиблиотечном обслуживании ученых СО РАН / И. Ю. Красильникова // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования : материалы науч.-практ. конф. (Новосибирск, 25–28 окт. 2004 г.). – Новосибирск, 2005. – С. 168–178.

30. Глухов В. А. Исследование, разработка и построение системы электронной доставки документов в библиотеке : автореф. дис. … канд. техн. наук / В. А. Глухов. – Новосибирск, 2000. – 18 с.

31. Дементьева Е. В. Электронный межбиблиотечный абонемент – основа для равноправного информационного обмена в будущем и настоящем / Е. В. Дементьева // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 4. – С. 92–97.

32. Аветисов М. А. Электронная доставка документов – проблемы и решения (на примере ЦНСХБ) / М. А. Аветисов, Е. В. Крамчанинов // Там же. – С. 78–86.

33. Бродовский А. И. Интегрированная библиотечно-информационная система ИРБИС – современное средство для автоматизации малых и средних библиотек / А. И. Бродовский // Науч. и техн. б-ки. – 1999. – № 1. – С. 87–94; Подморина Е. Б. Автоматизированная система обслуживания читателей по МБА / Е. Б. Подморина, О. С. Рагузина // Там же. – 1998. – № 3. – С. 4–7; Очагова Л. Н. Автоматизация технологии МБА ГПНТБ России на базе ИРБИС / Л. Н. Очагова, Е. Б. Подморина // Там же. – 2005. – № 2. – С. 127–133.

34. Баженов С. Р. Обзор отечественных и зарубежных решений по автоматизации задач обеспечения удаленных пользователей первичными источниками из фондов библиотек / С. Р. Баженов, Р. М. Паршиков // Роль ГПНТБ СО РАН в развитии информационно-библиотечного обслуживания в регионе (к 90-летию ГПНТБ СО РАН, 50-летию в составе Сибирского отделения РАН) : тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 6–10 окт. 2008 г.) / Гос. публич. науч. техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; отв. ред. О. Л. Лаврик. – Новосибирск, 2008. – С. 19–20; Баженов С. Р. Разработка автоматизированного рабочего места сотрудника МБА под ИРБИС / С. Р. Баженов, Р. М. Паршиков // Там же. – С. 21–22.

35. Власова С. А. Комплексная автоматизированная система МБА / С. А. Власова, Н. Е. Каленов, Т. С. Колерова // Информационный бюллетень РБА. – 2005. – № 35. – С. 144–147; Власова С. А. Комплексная автоматизированная система обработки заказов по межбиблиотечному абонементу / С. А. Власова, Н. Е. Каленов, Т. С. . Колерова // Межотраслевая информационная служба : науч.-метод. журн. –2006. – № 1 (34). – С. 48–52.

36. Воройский Ф. С. Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы: состояние, принципы построения и перспективы развития : аналит. обзор / Ф. С. Воройский, Я. Л. Шрайберг. – Москва, 2003. – 132 с.

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков