На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №10 2009 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Тлюстен Ф. К. Размышления на тему: престижно ли работать в библиотеке, или Как мы решаем кадровый вопрос

Матвеев М. Ю. Изучение имиджа библиотек и библиотекарей в прессе: отечественный и зарубежный опыт

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Левченко О. И., Слащева Н. А. Информационное обеспечение пользователей научной библиотеки

Титович С. М., Гринкевич Т. В., Кочурова С. В. Мониторинг использования научных электронных ресурсов в информационном обслуживании пользователей

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Классификационный (систематический) поиск в эпоху электронных каталогов (статья вторая)

Бахтурина Т. А. Эволюция общего обозначения материала – от элемента в области заглавия к самостоятельной области консолидированного ISBD

Брачковская Н. Б., Рубцов В. В. Моделирование формата хранения в специализированных базах данных

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Харнад Ш. Пробуждение «спящего гиганта». Университетские мандаты на Открытый доступ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Езова С. А. Приглашение в мир творчества

Авраева Ю. Б. Дидактическое ноу-хау библиотековедов-менеджеров МГУКИ

К ЮБИЛЕЮ Ю. А. ГРИХАНОВА

Столяров Ю. Н. В авангарде библиотечной науки и практики

Филиппенко Н. И. С восхищением, признательностью и благодарностью

ЮБИЛЕИ

Самсонова Н. Н., Крупник А. М. ЦНТБ нефтяной и газовой промышленности – 90 лет

Кочеткова О. Г., Бушнева А. Б. Этапы большого пути. К 65-летию Научной библиотеки Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Международная конференция «Крым–2009»: вопреки глобальному кризису


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Н. П. Павлова

Международная конференция «Крым-2009»:
вопреки глобальному кризису

Ежегодная Международная конференции «Крым» – «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» (до 2003 г. – «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»), по мнению многих коллег (как отечественных, так и зарубежных), – самое яркое профессиональное событие в жизни библиотечно-информационного сообщества. Каждый год на этот мировой форум собираются десятки сотен специалистов из многих стран, его работа подробно освещается в профессиональной прессе и активно обсуждается как в течение самих «крымских» дней, так и по их завершении.

«Не прервать связующую нить…»

Ни глобальный экономический кризис, ни локальные политические разногласия власть имущих, как подтверждает Крымский форум, не могут помешать нашему общению – профессиональному и дружескому.

Вот уже шестнадцатый год на Конференции «Крым» мы с радостью встречаемся как добрые друзья (и во многом родственные души), что становится залогом самой активной и плодотворной работы по программе нашего форума.

Даже пресловутый кризис не так сильно, как можно было ожидать, повлиял на работу конференции. В этом году на «Крым-2009» собрались около 1200 делегатов из 27 стран. (Правда, докладов было не так много, как хотелось бы. Однако, забегая вперед, нужно сказать, что их уровень, по оценкам председателей секций, был выше, чем на предыдущей конференции.)

Итак, 8 июня торжественно открылась 16-я Международная конференция «Крым», которая работала, как всегда, пять дней. И как все последние годы (уже 13 лет) ее основным местом проведения стал туристско-оздоровительный комплекс «Судак», расположенный в черноморском городе-курорте Судак; выездные мероприятия были организованы в Коктебеле, Симферополе, Феодосии.

Объять необъятное…

Программа Крымского форума этого года как всегда поразила его участников своим разнообразием и насыщенностью: она состояла из девяти разделов, или частей (см. прил.), включая культурную и спортивную программы.

В сугубо профессиональную часть программы вошли 55 мероприятий (не считая презентаций на ежегодной выставке, сопровождающей каждую Конференцию «Крым» и являющейся частью ее программы). А если учесть, что большинство постоянных секций включали работу нескольких сессий, то общее число мероприятий, проведенных за пять дней, составит 87! (Если разделить это число на 5 рабочих дней форума, то получится, что ежедневно проходили 17,4 мероприятия.) Очевидно, что самой сложной проблемой для участников была проблема выбора.

Каждый год перед Программным и Организационным комитетами Конференции «Крым» уже на этапе формирования программы очередного форума встает не менее сложная проблема, или задача: отбор мероприятий (т.е. рассмотрение новых заявок), распределение их по дням работы и аудиториям ТОК «Судак», которых вполне достаточно для проведения конференции, но только, как оказывается, не для нашей.

Некоторые участники, сетуя на предельную насыщенность программы, просят сократить число мероприятий… Здесь нужно честно сказать, что сделать это невероятно трудно – и с профессиональной точки зрения, и просто с человеческой. Как отказать заявителям, если Программный комитет, рассматривая новые предложения, обнаруживает, что каждое из них интересно, актуально, полезно? Оказывается, что совершенно невозможно сделать объективный выбор, устраивающий всех.

С другой стороны, все спонсоры конференции также подают заявки на проведение собственных мероприятий. И в этом случае, конечно, отказа быть не должно.

И все же, вопреки очевидной сложности этих «вечных» проблем, каждый год и организаторам, и участникам удается чудом справиться с ними. Правда, Программный и Организационный комитеты продолжают работать над этими проблемами, искать более оптимальный вариант.

Открытие форума – и праздник, и работа

Открытие шестнадцатой конференции прошло по хорошо известному всем постоянным участникам сценарию. (О процедуре торжественного открытия Конференции «Крым» не раз рассказывалось в обзорах работы этого форума, ежегодно публикуемых в нашем журнале, и, по-видимому, нет смысла повторяться.)

Как обычно было все: и многочисленные приветствия, и вынос флагов стран-организаторов и стран-участниц, и поднятие флага Конференции «Крым», и исполнение ее гимна хором Оргкомитета. И был еще один момент – скорбный… Я. Л. Шрайберг назвал имена коллег, ушедших из жизни в течение года, прошедшего с предыдущего Крымского форума; их память почтили минутой молчания.

После короткого перерыва началось пленарное заседание. Это – и «общий сбор», и пожалуй, одно, из самых важных мероприятий, задающее тон всей работе форума.

Открылось заседание ежегодным докладом «Библиотеки в электронной среде и вызовы современного общества». По многолетней традиции доклад подготовил и представил профессор Я. Л. Шрайберг. (Специально к конференции доклад издан в виде брошюры, которую могли получить все участники. Журнальная версия доклада будет опубликована – тоже по традиции – в нашем журнале, в первом номере будущего года. С полными текстами пленарных докладов Я. Л. Шрайберга на конференциях «Крым-2001» – «Крым-2009» можно ознакомиться на сайте ГПНТБ России по адресу http://ellib.gpntb.ru/)

С пленарным докладом «Проблемы сохранения языкового и культурного разнообразия: итоги проведения Международного года языков ООН» выступил Е. И. Кузьмин, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества.

По завершении пленарного заседания состоялось открытие выставки «Библиотечные системы, информационная и издательская продукция», традиционно сопровождающей работу Крымского форума и являющейся частью его программы. В этом году были развернуты 58 стендов. Свою продукцию представили ведущие библиотеки, издательства, информационные корпорации, книготорговые и другие организации. Ежедневно проходили презентации и рабочие встречи, давались консультации.

В день открытия каждого Крымского форума проводится пресс-конференция для аккредитованных журналистов (большая часть из них – представители СМИ Украины, в том числе Автономной Республики Крым). В ней принимают участие руководители Оргкомитета Конференции «Крым», члены ее Наблюдательного совета и другие официальные лица.

На этот раз многие вопросы журналистов были так или иначе связаны с глобальным экономическим кризисом. И первый же вопрос – как кризис повлиял на Конференцию «Крым-2009»? «Непосредственно, но не катастрофически, – ответил Я. Л. Шрайберг. – Сократилось число участников, так как во всех организациях существенно урезаны расходы на командировки. Однако число мероприятий нашего форума не уменьшилось, и все они пройдут в полном объеме».

Журналисты обратили внимание на некоторые изменения в наполнении выставки «Библиотечные системы, информационная и издательская продукция»: по сравнению с предыдущими конференциями, в этом году меньше стендов, представленных библиотеками. Этот верно подмеченный факт Я. Л. Шрайберг назвал правильной тенденцией, обусловленной тем, что у библиотек мало действительно выставочных продуктов.

Мне кажется, что интересно взглянуть на эту пресс-конференцию глазами одного из присутствовавших на ней крымских журналистов – Владимира Докшина; его заметка (под псевдонимом В. Садовый) опубликована в газете «Судакские вести» (№ 24 от 12 июня 2009 г.) и названа «Не ищите изюминку» (здесь он воспользовался нелепым, на мой и, очевидно, его взгляд, вопросом одной из журналисток: «А в чем изюминка этой конференции?»):

Не ищите изюминку

Традиционная пресс-конференция состоялась в уже привычном для журналистов месте – в банкетном зале кафе «Южанка». Вела ее руководитель пресс-центра конференции Н. П. Павлова. Пообщаться с прессой выразили желание Я. Л. Шрайберг, Г. П. Ивлиев, председатель Комитета по культуре Госдумы РФ, М. А. Камболов, заместитель руководителя Федерального агентства РФ по науке и инновациям, Т. Л. Манилова, начальник Отдела библиотек и архивов Минкультуры РФ, Л. С. Никифоренко, начальник Отдела анализа и прогнозирования деятельности библиотек Министерства культуры и туризма Украины, Е. Г. Эмирова, начальник Управления социально-культурных учреждений Министерства культуры Автономной Республики Крым.

Вопросы, в отличие от предыдущих аналогичных встреч, были адресованы не только Якову Леонидовичу. Он удовлетворил любознательность вопрошающих лишь дважды: объяснил снижение (по отношению к прошлому году – на треть) числа участников «урезкой» в связи с глобальным кризисом всех бюджетов (в части оплаты командировочных) и подтвердил значимость секционного «внедрения» МВД в «ткань» конференции в связи с ростом значения распространения правовых знаний.

Должностным лицам, курирующим деятельность библиотек, имеющим непосредственное отношение к их финансированию, вопросов было задано больше. Интересовались, главным образом, насколько все плохо. Соотечественники отвечали много и содержательно, приводя утешительную статистику, доказывая, что в курируемой отрасли «плохо не настолько». Россияне, с оговоркой, что потребности библиотек далеко не удовлетворены, скромно хвастались стабильным субсидированием муниципальных библиотек, согласно целевой программе, «вписанной» Президентом России как в уже «готовый» бюджет страны, так и в его послание к народу.

Подтвердили отвечающие и некую «однобокость» в вопросе формирования книжных фондов в Украине. Несмотря на то, что читательский спрос на русскоязычную литературу по-прежнему высок, централизованное пополнение фондов происходит исключительно за счет изданий на «державнiй мовi».

Как и ранее, звучали предложения журналистов об организации совместных с политиками «круглых столов», которые со временем могли бы вырасти в секционное направление программы конференции. Отвечая, Г. П. Ивлиев выразил готовность обсуждать любые проблемы хоть сейчас, хотя и «пококетничал», что лично он посоветовал бы «работникам пера» не форумы освещать, а вскрывать недостатки – текущие крыши сельских хранилищ мудрости, насыщение книжных фондов «халтурой от литературы» и т.п. Чем-то смахивает на заявление рок-кумира на концерте: «Чем меня тут слушать, лучше помогите бедным». Однозначно (коллеги со мной, думаю, согласятся): одно другому никак не мешает.

На не самый оригинальный вопрос насчет «изюминки» именно этого форума последовал, полагаю, самый интересный ответ. Т. Л. Манилова посоветовала не искать оную, а делать акцент на «полиуниверсальности» проекта «Крым» в целом, 16 лет эволюционирующего от узкопрофильного съезда специалистов в сфере информационных технологий до «локомотива» гуманитарного прогресса, остающейся и «тренажером» для библиотекарей, и мощным стимулом для развития отрасли. Абсолютно согласен. Действительно, изюминка в булке – приятная находка. А в мешке с изюмом…

В. Садовый
Газета «Судакские вести» № 24 от 12 июня 2009 г., пятн.

Во второй половине дня (с 15.00) уже началась каждодневная работа конференции.

По единодушному мнению постоянных участников нашего форума, эта – шестнадцатая – конференция органично соединила в себе все ее многолетние традиции: и четко работающие постоянные секции, и ряд новых мероприятий, культурную и спортивную программы, и, конечно же, праздничное открытие с ожидаемым всеми сюрпризом – театрализованным представлением (или капустником).

В этом году театрализованное музыкальное шоу, как всегда придуманное и разыгранное силами Оргкомитета, было навеяно творчеством Н. В. Гоголя, точнее, его поэмой «Мертвые души», и называлось… «Мертвые книги». Безудержная фантазия авторов сценария отправила господина Чичикова в путь – к его старым знакомым – за книгами, лежащими у них мертвым грузом. А цель гоголевского героя – открыть библиотеку! (Поверьте на слово – все было забавно, задорно и весело. А громче всех, как мне показалось, смеялись наши коллеги из так называемого дальнего зарубежья.)

Новые темы, новые мероприятия

Среди новинок этого форума прежде всего следует назвать ряд специальных программ компании «ИВИС» («Комплектование библиотек в период кризиса: новые вызовы и возможности»), подписного агентства «КОНЭК» и компании «ProQuest», Центра книги ВГБИЛ имени М. И. Рудомино «Читай, губерния!»; «круглые столы» – «Читающая Москва», «Проблемы библиотечного справочного обслуживания в сложные экономические и политические времена», «Проблема работы с архивной информацией и открытие доступа с секретным архивам советской эпохи: на примере поиска архивных записей о шведском дипломате-гуманисте Рауле Валленберге».

Одна из наиболее острых современных проблем, имеющих самое непосредственное отношение к деятельности библиотек, – соблюдение авторского права. Эту тему, правда, нельзя назвать абсолютно новой для Крымского форума, однако каждый раз здесь она рассматривается в новом формате, освещается в новых аспектах и более детально. В этом году прошло уже пятое заседание дискуссионного «круглого стола» «Защита авторского права и интеллектуальной собственности в практике работы зарубежных и отечественных библиотек». Его провели Г. П. Ивлиев, В. Н. Мо-нахов (старший научный сотрудник сектора информационного права Института государства и права РАН, Москва), В. Р. Фирсов (вице-президент РБА, заместитель генерального директора РНБ) и Я. Л. Шрайберг.

«Круглый стол» работал в рамках секции 10 «Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности».

Аудитория была особенно многочисленной, что обусловлено сложностью и неоднозначностью вопросов, связанных с соблюдением авторских прав при библиотечно-информационном обслуживании. Работа «круглого стола» проходила в режиме «вопрос – ответ».

Отвечая на первый вопрос, касающийся создания электронных копий, Г. П. Ивлиев подчеркнул: поскольку высказываются опасения, что электронные копии создадут основу для широкого пиратства, всем нам прежде всего необходимо активно разъяснять позицию библиотек: «Опасаться этого в библиотеках не нужно: библиотеки – высокоморальные учреждения».

Продолжая рассматривать этот аспект темы, В. Р. Фирсов отметил: «В библиотеках цифровые копии создаются для распространения знаний, а не для наживы. Их использование возможно только в стенах библиотек и только в интересах читателя». И еще раз подчеркнул: «Задача библиотек – обеспечение доступности информации (разумеется с соблюдением законодательства), а не защита авторских прав».

В. Н. Монахов высказал свое компетентное мнение: «Главное – найти разумный компромисс между интересами авторов и читателей библиотек. Необходимая гармония пока не найдена ни в одной стране. Однако поиск компромиссов – задача юристов».

Е. А. Сизова (заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ) считает, что в ближайшее время библиотечному сообществу следует заняться основной проблемой: «… подтвердить, или доказать, что библиотека не может наносить ущерб авторам».

К сожалению, как и на предыдущих заседаниях этого «круглого стола», было много неподготовленных, плохо владеющих рассматриваемой темой участников, о чем свидетельствовали задаваемые ими наивные или даже неуместные вопросы, отнимающие время у аудитории. Обращаясь к подобным участникам, Я. Л. Шрайберг был вынужден сказать: «Достаточно внимательно прочитать Четвертую часть Гражданского кодекса, и 90% вопросов отпадет».

В завершение ведущие «круглого стола» подчеркнули, что все мы будем и далее добиваться внесения необходимых библиотекам изменений (или дополнений) в существующее законодательство.

Одна из достаточно новых тем для библиотечно-информационного сообщества (особенно СНГ), а следовательно, и для Крымского форума – открытый доступ и открытые архивы информации.

Последние три года эта тема подробно освещается на специальных семинарах конференции «Крым», на которые в качестве ведущих приглашаются самые авторитетные в этой области отечественные и зарубежные специалисты. В программу конференции этого года был включен семинар, организованный совместно Международным библиотечным консорциумом eIFL.net (его представители регулярно участвуют в нашей конференции) и ГПНТБ России, поэтому и в роли его сопредседателей выступили представители «обеих сторон»: Ирина Л. Кучма, менеджер программы «Открытый доступ» консорциума eIFL.net (Рим/Киев), и К. А. Колосов, заведующий отделом ГПНТБ России.

Со вступительным словом выступил Я. Л. Шрайберг. Он подчеркнул особую актуальность и значение этой темы для современного развития библиотечно-информационного обеспечения, отметил, что и сам целенаправленно занимается ею, в том числе и как активный пропагандист открытого доступа (ОД), например, публикуя свои статьи в журнале «Научные и технические библиотеки».

И. Л. Кучма представила обширную презентацию «Открытый доступ: роль библиотек», где наглядно и достаточно подробно рассказано и о деятельности консорциума eIFL.net, к которому уже присоединились свыше 4 тыс. библиотек и информационных служб по всему миру.

В разработанном eIFL.net документе «Времена трансформации» отмечены, с одной стороны, насущность реконфигурации библиотек, особенно вузовских, повышение их значимости, с другой – сокращение финансирования. Эти факторы нацеливают библиотеки на новые задачи, на предоставление новых услуг: экономическая ситуация будет способствовать развитию ОД и созданию открытых репозитариев информации.

Подчеркивая достоинства ОД, И. Л. Кучма привела немало интересных фактов. Например: как показали исследования, проведенные eIFL.net, публикации в системе ОД цитируются в два раза чаще, чем статьи в печатных изданиях. ОД привлекателен и с точки зрения экономии средств – исключены затраты на полиграфические работы: в Нидерландах благодаря использованию ОД сэкономили 133 млн евро.

14 октября 2008 г. прошел первый в мире День Открытого доступа (Open Access Day). С 19 по 23 октября этого года пройдет Мировая неделя ОД, организаторами которой выступила коалиция SPARC.

(И. Л. Кучма обещала подготовить для нашего журнала статью по материалам ее презентации.)

Семинар завершился мастер-классом «С чего начать?», где И. Л. Кучма рассказала о принципах подготовки и создания открытых электронных архивов, процедурах, технических требованиях, менеджменте авторских прав.

Само название презентация говорит о том, что на таком мероприятии будет нечто новое… Конференция «Крым» ежегодно включает в свою программу значительное число презентаций, которые проходят и в рамках выставки, и как самостоятельные мероприятия. Конечно, и прошедший форум не стал исключением. Вот несколько, пожалуй, самых ярких примеров.

Презентация новой книги серии «Электронные ресурсы в библиотеках и образовании» – «Современная библиотека учебного заведения». Эта серия – совместный проект ГПНТБ России и издательства «ОМЕГА-Л», ее научный редактор – Я. Л. Шрайберг (о некоторых изданиях серии рассказывалось и в нашем журнале: см. 2008, № 10. С. 66–78).

Книгу представила Е. Н. Бейлина, директор по рекламе и связям с общественностью издательства «ОМЕГА-Л», а на вопросы собравшихся отвечал Я. Л. Шрайберг.

По словам Е. Н. Бейлиной, в этой книге собрано все, что делается в мире в сфере деятельности вузовских библиотек, однако их опыт подходит и для любой другой библиотеки.

Некоторые из пришедших на презентацию уже успели познакомиться с этим изданием, и их мнения были особенно важны.

Э. Р. Сукиасян: «Очень ценно то, что в книге изложены особые требования к проектированию библиотек. Причем представлена только основа, далее – личное дело каждой конкретной библиотеки.

Правда, этому изданию не хватает развернутых комментариев и примечаний, так как освещен в основном опыт Великобритании, т.е. нашему читателю многое будет не вполне понятно».

В дискуссии прозвучало, что подобные переводные книги по нашей тематике издавать, конечно, нужно, несмотря на различия в практике работы. Однако все согласились с Э. Р. Сукиасяном, что такие издания необходимо снабжать развернутым предисловием отечественного специалиста и достаточно подробными комментариями, где внимание будет акцентировано именно на расхождениях в практических вопросах.

На презентации книги Е. Ю. Гениевой «Великие спутники» (Москва : ФАИР, 2008. – 232 с.) зал был полон, собравшиеся могли и услышать рассказ автора о своей книге, и приобрести это издание, и, конечно, получить автограф.

Е. Ю. Гениева известна далеко не только как генеральный директор ВГБИЛ имени М. И. Рудомино, она – филолог, литературовед, публицист, общественный деятель. В аннотации к этой книге подчеркнуто: «Автор … в яркой публицистической форме рассказывает о своих спутниках, среди которых русские и зарубежные писатели, известные общественные деятели, деятели культуры России, чье творческое, духовное и гражданское наследие помогло автору сформировать свою личностную и гражданскую позицию». Причем слово спутники здесь следует понимать в самом широком смысле – жизненные спутники, т.е., с кем, невзирая на временное расстояние, идешь по жизни.

Книга состоит из четырех частей, одна из которых носит, пожалуй, определяющее название – «Читать, чтобы жить». Как сказала редактор этого издания Л. А. Казаченкова, «эта книга – прекрасный пример того, как надо агитировать за чтение».

И еще одну презентацию нужно хотя бы упомянуть – это книга «Кулинарные тайны Ливадии» (из серии «Царская кухня Ливадийского дворца), автор которой – Марина Ивановна Пальчук, директор Симферопольского высшего профессионального училища ресторанного сервиса и туризма. Презентация такого издания на Крымском форуме – красноречивое подтверждение постоянного расширения тематики конференции.

Среди так называемых специальных мероприятий Крымского форума, проведенных впервые, прежде всего нужно назвать программу, посвященную поэту Максимилиану Волошину. Эта программа имела подзаголовок: от 25-летия музея – к 100-летию Дома Максимилиана Волошина. (Кстати, свой определенный вклад в сохранение и развитие Дома-музея поэта вносит и Конференция «Крым».)

Программа этого мероприятия была рассчитана на два дня: первый – 1) Вручение первой международной премии имени Максимилиана Волошина, 2) «Воспитание толерантности. Новый этап Детского проекта Людмилы Улицкой «Другое, другие, о других» при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве»; второй – «В гости к Максимилиану Волошину» – экскурсия в Дом-музей поэта (Коктебель), знакомство с новой экспозицией; открытие памятника поэту на площади перед Домом-музеем.

Одна из составляющих программы этого специального мероприятия – творческий вечер писателя и сценариста Людмилы Улицкой. В этом году она уже в третий раз приехала на нашу конференцию. Конечно, это был подарок для всех почитателей удивительного, самобытного и самоотверженного писателя.

Людмила Евгеньевна представила новые книги своего проекта «Другой, другие, о других». Это – серия книг (они написаны разными авторами-единомышленниками), по словам Улицкой, для семейного чтения; а смысл проекта очень простой и очевидный - понять другого, узнав о его – иных – обычаях, традициях, привычках и нравах. (Ничего подобного, кажется, не было в нашей литературе.)

Новая книга серии – «Человек попал в больницу» (издательство «Эксмо») – посвящена Службе милосердия и благотворительности имени о. Александра Меня, которая уже 20 лет работает в Российской детской клинической больнице. (Как сказано в аннотации, отец Александр и несколько добровольцев стали костяком будущей Группы милосердия. Они пришли просто потому, что хотели помочь. И за минувшие два десятилетия Группа превратила добровольческую работу в эффективную систему, которая помогает спасать жизни, дарит надежду и многому учит нас всех. Почти полтора десятилетия духовником группы был о. Георгий Чистяков. Именно ему, его памяти Улицкая посвятила эту книгу: «Отец Георгий был писателем, ученым. Но помимо этого, он был человеком «живой крови», который каждому, кто приходил к нему, отдавал часть себя».)

Людмила Улицкая выступила в роли составителя книги. Сами же рассказы не придуманы, они взяты из жизни. «Это была очень большая работа. Моя задача заключалась в том, чтобы создать драматургию. Я «надорвалась» от соприкосновения с этим горем».

Специальная программа была посвящена и юбилею главного организатора Крымского форума – ГПНТБ России, она называлась «ГПНТБ России – 50 лет».

Юбилей библиотека отметила в октябре 2008 г., и на этой конференции захотелось рассказать, как прошли торжества и еще раз поблагодарить всех, кто приветствовал и поздравил ГПНТБ России, а также услышать тех, кто не смог тогда приехать в Москву.

Это двухчасовое мероприятие прошло по несложному плану: вначале Я. Л. Шрайберг кратко представил концепцию развития ГПНТБ России на ближайшее десятилетие, затем «главные действующие лица» библиотеки коротко (в формате нон-стоп) рассказали о деятельности руководимых ими направлений, потом выступили все желающие (которых оказалось очень много, и все они получили от ГПНТБ России памятные юбилейные подарки), в завершение показан видеофильм о ГПНТБ России «Библиотека – моя жизнь».

Говоря о нынешнем положении Библиотеки, Я. Л. Шрайберг подчеркнул главное: ГПНТБ России – единственная библиотека в ведении Миннауки России – обладает уникальным статусом: научная, публичная, научно-исследовательский институт, образовательное учреждение, имеющее специальную лицензию (дополнительное профессиональное образование, база кафедры электронных библиотек и новых информационных технологий МГУКИ); де-факто – методический центр, головная организация Российского Сводного каталога научно-технической литературы.

М. Д. Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки, сделал интересное и несколько неожиданное наблюдение: «Сегодня в Москве остались только две библиотеки, сохранившие в своем названии слово публичная – это ГПНТБ России и Историческая библиотека». Он также особо подчеркнул гуманитарную составляющую деятельности ГПНТБ России, к которой относятся и ее экологический проект, и создание в библиотеке Шахматного зала (зала шахматной информации), и соответствующее направление развития Крымского форума.

Все выступавшие, приветствуя ГПНТБ России, характеризовали ее как самую передовую, творческую библиотеку, «которой завидуют все». Конечно, это было очень приятно и лестно сотрудникам ГПНТБ России.

Закрытие конференции

Кульминация каждого Крымского форума – официальное закрытие – начинается во второй половине дня (в первой – еще продолжаются программные мероприятия) и традиционно состоит их трех частей: подведение итогов работы конференции, торжественное закрытие и, наконец, прощальный банкет.

В подведении итогов работы приняли участие руководители и члены Оргкомитета конференции, председатели секций и организаторы различных мероприятий, участники форума.

Н. И. Гендина (директор НИИ информационных технологий КемГУКИ), подводя некоторые итоги своего научно-практического семинара « Информационная культура и информационная грамотность», отметила его успешную работу и выразила пожелание: в будущем проводить на Крымском форуме единое – вне зависимости от категорий пользователей – мероприятие по информационной грамотности, подчеркнула необходимость разработки специального курса дистанционного обучения и учебных пособий для особых категорий пользователей, в том числе незрячих.

Л. А. Казаченкова (главный редактор новых научно-практических журналов «Современная библиотека», «Игровая библиотека») ознакомила с решением (или, скорее, обращением к Программному и Организационному комитетам) «круглого стола» по профессиональной периодике: учитывая особую важность и значимость профессиональной печати, придать «круглому столу» статус постоянного мероприятия Конференции «Крым».

Е. М. Росинская (директор Информационного офиса Совета Европы в Москве), сумевшая приехать на наш форум только к завершению его работы, зачитала приветствие от имени Представительства Совета Европы в Российской Федерации и кратко рассказала о работе его нового информационного центра, открытого в начале 2009 г. Она подчеркнула очень важный момент: «Конференция «Крым» – образовательная площадка межкультурного диалога, где можно обсуждать и серьезные политические вопросы».

А. Н. Воропаев (начальник Отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям), говоря об общих итогах работы форума, отметил: «Опасения, что эта конференция – после 15-й, т.е. юбилейной – будет слабее, оказались совершенно напрасными. И мероприятия, и доклады были на высоком профессиональном уровне». Кроме того, он высказал пожелание: «…сделать сплошную аудиозапись всех мероприятий конференции и выложить их на сайт».

Г. А. Евстигнеева (зам. генерального директора ГПНТБ России), сопредседатель секции 9 «Информационный рынок и формирование фондов библиотек», поблагодарив всех участников, подчеркнула главное: «Налицо динамика работы секции. Мы научились слушать и понимать друг друга».

Конечно, было бы неверным сказать, что все секции и семинары работали на одинаково высоком уровне. Е. Л. Кудрина (ректор КемГУКИ) посетовала, например, на то, что некоторые доклады на секции 6 «Библиотечные кадры, профессия и образование», где она работала как сопредседатель, были малоинтересны, поскольку представляли собой лишь самоотчеты. Напротив, Е. В. Линдеман (зам. генерального директора ГПНТБ России), сопредседатель секции 14 «Информационное и инновационное обеспечение процессов образования, научных исследований и управления», отметила, что все доклады на этой секции были яркими и интересными.

Большинство выступавших благодарили Оргкомитет за высокий уровень организации и проведения конференции, отмечали постоянное появление новых интересных и актуальных тем в ее программе.

Завершая пленарное заседание, Я. Л. Шрайберг подвел некоторые общие итоги форума: «Мы достигли очередного уровня развития конференции. Очень широко освещались наиболее сложные и актуальные правовые проблемы, проекты открытого доступа и открытых архивов информации, программы развития чтения. Знаменательно участие в работе нашего форума представителей корпорации Google, которые проявили заметный интерес к тематике Конференции «Крым». А заключительными словами председателя Оргкомитета Конференции «Крым-2009» стали слова благодарности всем участникам очередного форума и приглашение на следующий.

На торжественную часть закрытия Конференции «Крым-2009», как и на ее открытие, участники форума собирались под звуки военного духового оркестра, что отлично дополняло праздничное настроение.

В самой непринужденной атмосфере и в то же время очень четко (благодаря удачному сценарию и, конечно, ведущим – И. В. Ермилиной, ст. научному сотруднику ГПНТБ России, и Б. И. Маршаку, первому зам. генерального директора по научной работе и информатизации ГПНТБ России, первому зам. председателя Оргкомитета Конференции “Крым-2009”) прошли церемония вручения дипломов Крымского форума, подведение итогов традиционных конкурсов, спортивной программы и награждение победителей.

Лауреатами в номинациях Конференции «Крым-2009» стали:

Татьяна Александровна Ярошенко, директор Научной библиотеки Национального университета «Киево-Могилянская академия», вице-президент Украинской библиотечной ассоциации, – «Лучший председатель мероприятия» (Секция 3 «Электронные библиотеки и интернет-технологии»);

Юрий Иосифович Заславский, директор Центра сканирования ГПНТБ России, – «Лучший организатор мероприятия» (Специальная программа
«С. П. Королев – начало космической эры»);

Марина Никоновна Суслова, руководитель Комитета общественных связей Правительства Москвы – «Лучший докладчик»;

Марина Сергеевна Фокина (Москва) – «Лучший переводчик».

«Лучший стенд выставки» – стенд компании «ИВИС» (Москва), официального представителя «East View Information Services».

Журнал «Научные и технические библиотеки» отмечен специальным дипломом за информационную поддержку и освещение работы Конференции «Крым», начиная с момента ее создания.

Плеяду магистров Конференции «Крым» пополнила Валентина Николаевна Волынец, заместитель директора НТБ им. Г. И. Денисенко Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт».

Титул «Мистер Конференции» получил Александр Николаевич Воропаев, начальник Отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, «Мисс Конференции» стала Марина Евгеньевна Ишкова, директор по общественным и копроративным отношениям издательства «ЭКСМО».

Завершился очередной Крымский форум прощальным банкетом: по традиции он прошел под открытым небом – все участники и гости праздника расположились на самой широкой спускающейся к морю аллее роскошного парка ТОК «Судак». Был чудесный южный вечер, прозвучало много тостов, теплых слов, добрых пожеланий и, конечно, музыки.

По давней традиции нашего форума заключительными аккордами прощального вечера стали гимн Конференции и фейерверк.

И завершить этот обзор хочется тоже как всегда: «Спасибо всем!»

*   *   *

Международная конференция – «Крым-2010» состоится с 5 по 13 июня (профессиональная программа – 7–11 июня) 2010 г.

Тема конференции – «Роль библиотек в повышении уровня информационной культуры и сохранении культурного наследия в современных условиях развития общества».

Информационное письмо Организационного и Программного комитетов, а также регистрационная форма для участников конференции размещены на сайте ГПНТБ России www.gpntb.ru. Здесь же можно познакомиться и со всеми материалами Конференции «Крым-2009» и предыдущих Крымских форумов.

По рекомендации председателей секций некоторые доклады (из числа представленных для опубликования в Трудах Конференции «Крым-2008») и обзоры работы секций будут в № 1–3 2010 г.

Приложение

Программа Международной конференции «Крым-2009»
(перечень основных мероприятий)

I. Официальные и торжественные мероприятия.
Пленарное зхаседание, специальные лекции, акции,
программы и встречи, пресс-конференция

Открытие Конференции

Пленарное заседание

II. Секции            

Секция 1. Информационное общество и мировая информационная инфраструктура, национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества

Секция 2. Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии

Секция 3. Электронные библиотеки и интернет-технологии

Секция 4. Библиотеки и музеи в общем пространстве информации и культуры

Секция 5. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем

Секция 8. Экологическая информация и экологическая культура (10-е юбилейное заседание секции)

Секция 9. Информационный рынок и формирование фондов библиотек

Секция 10. Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек

Секция 11. Библиотеки регионов, муниципальная и краеведческая информация

Секция 12. Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества

Секция 13. Медицинская информация: роль библиотек в обеспечении научных исследований и информационном обслуживании врачей

Секция 14. Информационное и инновационное обеспечение процессов образования, научных исследований и управления

III. Специальные мероприятия конференции

Специальная программа «ГПНТБ России – 50 лет»

Специальная программа проблемно-тематического направления «Авиация и космос»

Специальная программа Министерства культуры и туризма Украины:

«Публичные библиотеки Украины: составные успешной деятельности»

Специальная программа Украинской библиотечной ассоциации «Творчество и инновации в библиотеках: инициативы Украинской библиотечной ассоциации»

Специальная программа компании «ИВИС»

«Комплектование библиотек в период кризиса: новые вызовы и возможности»

Специальная программа подписного агентства «КОНЭК» и компании «ProQuest»

Специальная программа Научной электронной библиотеки eLIBRFRY.RU и национального электронно-информационного консорциума (НЭИКОН): «Science Online в Крыму»

Электронные ресурсы по системе «Все включено в период кризиса»

Специальная программа: Универсальный комплекс е-решений от издательства «Эльзевир» для любой библиотеки, вуза, НИИ

Лекция и семинар-трейнинг «Как стать хозяином своей жизни»

Специальная программа Центра книги ВГБИЛ «Читай, губерния!»

Специальная программа, посвященная поэту Максимилиану Волошину (от 25-летия музея – к 100-летию Дома Максимилиана Волошина)

Специальная программа VI Международных Крымских Герцыковских чтений

Специальное мероприятие, посвященное 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина

Специальная программа на Крымской конференции «Шахматы и библиотеки»

IV. Семинары     

Специальный семинар «Чтение в глобальном информационном обществе»

«Информационные технологии на службе незрячего пользователя»

«Библиотечный менеджмент и библиотечная инноватика»

Постоянный семинар «Библиотеки и музеи тюркского мира: приоритеты взаимодействия и сотрудничества»

Научно-практический семинар: «Информационная культура и информационная грамотность»

Совместный семинар elFL.net и ГПНТБ России «Открытый доступ и открытые архивы информации»

Специальный семинар «Презентация итогов проекта ПРООН по обучению толерантности в сельских районах Автономной Республики Крым»

«Особенности работы с молодежью в публичных библиотеках и библиотеках учебных заведений»

Семинар и «круглый стол» Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ «Проекты Центра ЛИБНЕТ сегодня»

Специальные мероприятия Постоянной Школы-семинара ИРБИС

V. «Круглые столы»

Специальный «круглый стол» московских библиотек «Читающая Москва»

«Издатель, библиотека, читатель – куда плывем?»

«Проблемы библиотечного справочного обслуживания в сложные экономические и политические времена»

«Проблемы работы с архивной информацией и открытие доступа к секретным архивам советской эпохи: на примере поиска архивных записей о шведском дипломате-гуманисте Рауле Валленберге»

VI. Ежегодные конференции и другие отдельные мероприятия ассоциаций, фондов, общественных организаций

Ежегодное мероприятие Международного библиотечного, информационного и аналитического центра (МБИАЦ)

Ежегодная отчетная Конференция Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Международной ассоциации ЭБНИТ)

Заседание Правления Международной ассоциации ЭБНИТ «О подготовке Отчетной конференции ассоциации и текущие вопросы»

Совещание официальных дистрибьютеров и представителей по распространению системы автоматизации библиотек ИРБИС

VII. Конкурсы, игры, выставки

Игра «Что? Где? Когда? В библиотечно-информационном, книжном и издательском пространстве»

Конкурс видеофильмов

VIII. Презентации

Презентация книги Е. Ю. Гениевой «Великие спутники» (Москва. -Издательство «ФАИР», 2008)

Презентация новых возможностей АИБС «МАРК-SQL»

Презентация новой книги из серии «Электронные ресурсы в библиотеках и образовании» (совместный проект ГПНТБ России и издательства «ОМЕГА-Л»)

Презентация книги «Кулинарные тайны Ливадии» из серии «Царская кухня Ливадийского дворца»

IХ. Презентации на выставке

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков