На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №9 2007 год
Содержание:

Горшков Ю. А. Библиотека в стратегическом менеджменте книжного бизнеса: анализ ресурсов и конкурентных возможностей

Романов П. С. Возможности применения частной методики финансового менеджмента в работе современной библиотеки

Еременко Т. В. Принципы интеллектуальной свободы в библиотечной деятельности (по материалам семинаров в библиотеках Рязани)

Скоробогатов В. М., Сукиасян Э. Р. Справочно-библиографическое обслуживание на этапе перестройки. Диалог профессионалов – 2

Борцова Н. Н., Лукашева Н. В. Инновации в информационно-библиографической деятельности вузовской библиотеки

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Литвинова Н. Н. Кто заплатит сверхурочные термину документ?

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Петровский В. Б. В ногу со временем. Ретроспективные библиографические указатели как важное направление библиографической работы ГПНТБ России (СССР)

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США». (Обзор программы библиотечно-информационных и научно-образовательных мероприятий, организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

К ЮБИЛЕЮ Т. Ф. КАРАТЫГИНОЙ

Леонов В. П., Соколов А. В. Диалог о Доброте библиотечной

Орлова Н. П. Спасибо! (Слова благодарности Т. Ф. Каратыгиной)

НАШИ АВТОРЫ


МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

УДК 02(73) + 004 + 37(73)

«Библиотечное дело,
информационные системы и образование в США».
(Обзор программы библиотечно-информационных
и научно-образовательных мероприятий,
организуемых ГПНТБ России и МБИАЦ)*

Комплексная научно-образовательная программа
«Библиотечное дело, информационные системы и образование в США»

Центральная публичная библиотека г. Атланта

Публичная библиотечная система им. Фултона г. Атланта (Atlanta – FultonPublicLibrarySistem; http://www.ofplweb.com) объединяет 34 отделения; финансируется за счет городского бюджета и частных пожертвований. (Существует специальный Фонд Публичной библиотеки Атланты: вносимые в него добровольные пожертвования используются на поддержку и развитие библиотеки и реализуемых ею программ и проектов.)

Центральная библиотека открылась в мае 1980 г. Библиотека работает ежедневно, включая субботу и воскресенье; закрыта только в праздничные дни.

Основной фонд библиотеки (225 тыс. наименований) включает книги, музыкальные записи, DVD, CD, видео- и аудиокассеты.

Справочный отдел библиотеки основан как научный фонд и фонд деловой информации, однако со временем он существенно расширился и стал вести обслуживание читателей по следующим направлениям: правительственные документы США; законодательные документы штата Джоржия и г. Атланта; информация о фондах и грантодающих организациях; справочная информация; доступ к удаленным ресурсам; справочная линия, доступная круглые сутки по телефону, факсу, почте и через Интернет.

Отдел доступа к мировым ресурсам состоит из компьютерного центра и лингвистического фонда (WorldLanguageCollection). Компьютерный центр (40 компьютеров с доступом в Интернет, приложением Microsoft) предоставляет доступ к электронным базам данных по подписке общей стоимостью более чем на 100 тыс. долларов. Лингвистический фонд содержит аудиовизуальные материалы, журналы, книги и информацию о международных программах.

Учебно-методический отдел предоставляет читателям возможность обучения по следующим направлениям: английский язык как второй язык, компьютерная грамотность, написание академических тестов и резюме, дистанционное обучение и др.

Отдел краеведения и генеалогии штата Джоржия специализируется на обслуживании литературой по истории Атланты, всего штата и соседнего юго-восточного региона. Здесь читатели могут получить доступ к справочной информации по Атланте; газетам, выходящим в штате Джоржия, на микрофильмах; различным спискам и перечням (в том числе погибших жителей Джоржии); изданиям по генеалогии и историческим публикациям.

Отдел экспресс-обслуживания открыт в 2000 г. для обеспечения быстрого доступа читателей к книжным новинкам (в том числе на видеокассетах и DVD) и популярным книгам. В дальнейшем фонд отдела будет пополняться музыкальными дисками, аудио-книгами и CD–ROM.

Для детей до 12 лет в библиотеке работает специальный читальный зал. В его фонде – книги, «говорящие книги», аудио- и видеокассеты,
DVD, CD.

Во всех отделениях библиотеки постоянно проводятся выставки, «круглые столы», дискуссии, литературные встречи, посвященные истории Атланты, культурному наследию, творчеству всемирно известной писательницы Маргарет Митчелл, проблемам «отцов и детей», и многие другие массовые мероприятия, для которых оборудованы специальные залы.

Шесть дней в неделю работают компьютерные классы, где читатели и сотрудники библиотеки могут бесплатно обучаться как основам компьютерной грамотности, так и навыкам поиска в Интернете, работе со специализированными базами данных и программами.

Каталог библиотеки доступен на сайте www.afplweb.com.

В помещении библиотеки можно пользоваться своими ноутбуками, но распечатать необходимый материал можно только с библиотечного компьютера: бесплатно – не более 10 страниц, затем – 10 центов за одну страницу.

Краткий анализ работы в г. Атланта

Приезд в Атланту носил традиционный для нашего научно-образовательного тура характер: это возможность не только увидеть один из типичных городов США, но и познакомиться с работой очень интересной публичной библиотеки, на базе которой построена система обслуживания всего населения, включая детей, подростков, студентов и т.д. Здесь Интернет-доступ, работа с аудио- и видеоматериалами – без каких-либо ограничений. Все это делает Публичную библиотеку Атланты очень популярным местом в городе.

Подобные примеры в США очень часто можно видеть, и тут есть чему нам поучиться.

 

Центральная публичная библиотека г. Майами

С историей библиотеки участников научно-образовательного тура познакомили главный администратор Центральной библиотеки Алис Дюпюи (Alice Dupuis) и заведующий краеведческим отделом Сэм Болдрик (Sam Boldrick).

Публичные библиотеки Майами создавались в конце XIX в. на основе женских клубов; в разных частях графства были открыты семь библиотек. В начале XX в. каждая из них располагалась в специально отведенном здании. Посещение практически всех библиотек было бесплатным, за исключением библиотеки в Кокосовой роще, где плата за услуги составляла
3 доллара в год.

Число библиотек увеличивалось. В 1971 г. 40 библиотек графства были объединены в библиотечную систему, которая постоянно расширяется. В 2006 г., например, открылись 4 отделения, а в будущем планируется открывать по 8 отделений в год. Бюджет библиотеки в 2006 г. составил около 84 млн 400 тыс. долларов. Библиотека существует на средства, получаемые от региональных властей, т.е. по сути живет за счет налогоплательщиков, поэтому в структуре правления библиотеки жители Майами занимают самый главный, верхний уровень.

В настоящее время в графстве Майами проживает 2,5 млн человек; более 50% из них родились за пределами США. Если проанализировать языковой состав, то получается, что 57% населения графства Майами считают своим родным языком испанский, 32% – англоговорящие (22% – чернокожие, 10% – белые), около 11% – русскоговорящие.

В фондах библиотеки представлены издания на 30 языках; при общем объеме фонда 400 тыс. экз. 2600 книг на русском языке. Веб-сайт библиотеки – двуязычный: на английском и испанском языках. Помимо своей основной функции библиотека предоставляет помощь иммигрантам в изучении английского языка и получении гражданства.

При записи в библиотеку читатель получает карточку с паролем, которая позволяет не только посещать библиотеку, но и пользоваться ее фондами в режиме онлайн, заказывать или продлевать пользование книгами через Интернет, резервировать время для работы на компьютере в библиотеке, пользоваться услугами МБА.

Централизованная библиотечная система Майами использует в своей работе более тысячи компьютеров и является самым крупным провайдером бесплатного Интернета в графстве.

 

В Центральной библиотеке собран обширный фонд материалов об истории и природе Флориды. В разделе генеалогии хранится полный комплект документов переписи населения США за все годы (материалы находятся в открытом доступе и каждый может с ними ознакомиться). Работает отдел детской литературы, где дети и  подростки могут не только взять книги, но и заняться развивающими играми, воспользоваться обучающими программами и услугами Интернета.

В библиотеке функционирует «говорящий компьютер», который воспринимает и воспроизводит информацию на четырех языках. Такая система необходима прежде всего для людей с ограниченными возможностями.

 

Читатели библиотеки могут работать с базами данных как непосредственно в библиотеке, через электронный каталог, так и в режиме онлайн: для этого следует воспользоваться читательской карточкой с паролем, выданной при записи в библиотеку.

Библиотека сама не генерирует БД, но предоставляет читателям доступ к полнотекстовым и реферативным БД ОСLC, EBSCO и других производителей электронной информации. В некоторых БД можно найти только указание на место хранения документа, а обратившись к другим, например в БД «Здравоохранение», можно сразу скопировать статью в формате pdf, и отправить ее на свой электронный адрес.

Очень интересны представленные в библиотеке базы данных для детей, например БД «Story books», где можно не только выбрать книгу, которую хочется прочитать, но и посмотреть иллюстрации, послушать чтение текста диктором и, пользуясь специальной схемой, написать и распечатать свой отзыв о прочитанной книге.

В библиотеке существует виртуальная справка для взрослых и юных читателей. Библиотекари принципиально не помогают детям в выполнении домашних заданий, но сообщают о специальном разделе ссылок на сайты и информационные материалы для школьников по различным отраслям знаний.

 

Библиотека Международного университета Флориды

Международный университет Флориды в Майями (FloridaInternationalUniversity), один из 11 государственных университетов штата, открыт в 1972 г. Первоначально здесь обучались свыше 5600 студентов (это рекорд для только что открытых университетов); в настоящее время число студентов превышает 36 тыс., преподавателей – более 800.

В 19 университетских колледжах и школах студентам и выпускникам предлагаются свыше 200 бакалаврских, кандидатских и докторских программ, в том числе: искусство и науки, административное управление, вычислительная техника и информатика, педагогика, инженерно-технические дисциплины, медицина и здравоохранение, туристический и гостиничный менеджмент, журналистика, законоведение, социология и др.; 95% факультетов имеют докторантуру.

Директорат университета уделяет огромное внимание проведению научных исследований и считает эту сторону деятельности одной из главных своих задач. Исследования осуществляются за счет внешних источников финансирования – грантов и контрактов; в 2004–2005 гг. общая сумма, затраченная на научные исследования, составила 79 млн долларов. Бюджет самого университета в 2005 г. достиг 567 млн долларов.

Международный университет Флориды располагает двумя главными территориями: 342-акровый университетский кампус в западной части Майями и 200-акровый кампус – в северо-восточной. Всего в университете 4 кампуса, находящихся на расстоянии нескольких километров друг от друга. В каждом из кампусов своя библиотека.

Университетская библиотека (http://library.fiu.edu), а точнее университетская библиотечная сеть, состоит из нескольких библиотек и отделений и насчитывает свыше 1 млн единиц хранения; выписывает более 10 тыс. наименований журналов, в том числе 2,5 тыс. в электронном виде; обеспечивает доступ к 275 БД (часть из них – полнотекстовые). Читальные залы оборудованы 200 компьютерами; студенты, научные сотрудники и профессорско-преподавательский состав имеют доступ к онлайновому каталогу и к WWW.

В состав университетской библиотечной сети входят несколько библиотек, информационных центров и департаментов (отделений).

 

Центр цифровых коллекций (DigitalCollectionsCenter; http://everglades. fiu.edu/DDC/) занимается оцифровкой материалов по Майами и штату Флорида; обеспечивает доступ студентам, преподавателям и научным работникам к онлайновым информационным ресурсам «Болотистого штата» (шутливое название штата Флорида), а также к информационным ресурсам, посвященным истории и культуре штата и стран Карибского бассейна.

Для сканирования материалов используются два типа сканеров: планетарный сканер Bookeye (Minolta), позволяющий не портить переплет при сканировании, и PanasonicKV-S2046C – для быстрого сканирования листового материала. Подробную экскурсию по отделу провела заведующая отделом Гейл Клемент (GailP. Clement).

Библиотека Инженерного центра (EngineeringLibraryServices, ELS) содержит справочные материалы и материалы научных исследований.

 

Центр географических информационных систем (GeographicInformationSystems, GIS;http://gislab.flu.edu) занимается разработкой нескольких проектов, в основе которых лежит принцип интерактивной веб-карты, т.е. географические карты (или фотографии местности сверху) связаны с социальной и экономической информацией – численностью населения, его возрастным и образовательным уровнями, этническим составом, количеством инвалидов, уровнем достатка и т.п. Проекты финансируются в основном Управлением по транспорту. Информация для наполнения сайта собирается на основе переписи населения, а также путем опроса. С работой Центра нашу делегацию познакомила заведующая отделом Жаоху Дженифер Ху (ZhaohuiJenniferFu).

 

Центр правительственной информации (GovernmentInformation) обеспечивает доступ студентам и специалистам университета к официальным документам Правительства США, Организации Объединенных Наций, Европейского Сообщества, других международных организаций и местных органов власти.

 

Вольфсонская библиотека (WolfsonianLibrary) содержит около 50 тыс. документов, тематика которых посвящена социальным, политическим, этическим и технологическим аспектам развития современного индустриального общества.

 

Латино-американский и Карибский информационный центр (LatinAmericanandCaribbeanInformationCenter, LACIC) обеспечивает университетское и библиотечные сообщества информационными ресурсами по странам Карибского бассейна и Латинской Америки.

 

В состав университетской библиотечной сети входят также Департамент манускриптов и архивов (ManuscriptandArchivesCollections); Департамент аудиовизуальных документов (SoundandImageCollections); Юридическая библиотека (LawLibrary); Системный отдел (заведующий отделом Джордж Фрей [GeorgeFray] познакомил делегацию с техническими средствами и технологиями, использующимися в отделе).

Кроме традиционных видов обслуживания библиотека предоставляет читателям следующие услуги: занятия по основам информационной грамотности (обучение пользователей библиотеки); экспресс-доставку документов преподавателям; коллекцию CourseReserves – подборку документов по какой-либо теме (такая подборка в печатном виде выдается на срок от 1 до 24 часов, а также при необходимости сканируется и размещается на сайте).

 

В штате библиотеки 93 сотрудника, в том числе 34 библиотекаря с высшим образованием; кроме них работают и студенты университета – по 10–20 часов в неделю.

Бюджет библиотеки – 4 427 169 долларов в год – распределяется следующим образом: поддержка существующих фондов периодики и баз данных – 3 790 225 долларов; книги и аудиовизуальные документы для Course Reserves – 15 500 долларов; новые электронные ресурсы – 30 000 долларов; отчисления библиотечному консорциуму штата – 39 000 долларов.

 

Третья сессия 8-го Международного семинара«Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» (работа первой и второй сессии – в двух предыдущих номерах журнала) была посвящена актуальной теме – «Электронные библиотеки в обучении студентов и обслуживании читателей».

Заседания сессии проходили в конференц-центр «Ковенс» Международного университета Флориды (кампус «Бискайский залив»).

Председатели заседания: Виргиния Фарейс (Virginia Farace), президент Совета директоров Библиотечно-информационной сети Юго-Восточной Флориды (SEFLIN), директор Публичной библиотеки Бойнтон Бич, и Я. Л. Шрайберг .

В своем приветствии к участникам семинара Виргиния Фарейс и Я. Л. Шрайберг отметили, что эта международная встреча стала возможной благодаря усилиям многих людей, пожелали удачи и успешной плодотворной работы.

Ключевой доклад «Библиотеки, студенты и Google» представил Уильям Миллер (William Miller), директор Библиотеки Флоридского Атлантического университета.

В докладе отмечено, что крупнейшая в мире информационно-поисковая система Google в настоящее время стала серьезным конкурентом библиотек. Студенты предпочитают пользоваться информацией, полученной в Интернете, мотивируя это простотой доступа, бесплатностью и быстротой получения информации. Однако, как подчеркнул У. Миллер, они забывают, что качество информации, представленной в Google, весьма различно, и необходимо владеть серьезными специальными знаниями по предмету, чтобы уметь ее оценить и выбрать.

Студенческие курсовые работы, сделанные с помощью Google, не являются серьезными исследованиями и не выражают точку зрения студента, а представляют собой лишь простую компиляцию, плагиат.

Библиотеки предлагают своим читателям огромное количество действительно научной информации. Доступ к ней не представляет трудности, но требует специальных навыков, поэтому необходимо учить студентов работать не только с электронной информацией в Google, но и с электронными базами данных библиотек. Вместе с тем библиотеки должны обратить внимание на те положительные стороны, которые есть в Google, и использовать их при создании собственных информационных ресурсов.

 

Первое заседание сессии открылось докладом Я. Л. Шрайберга «Инновационные технологии в библиотечном образовании. Совместный проект ГПНТБ России и МГУКИ».

В докладе освещен инновационный проект по созданию новой образовательной технологии обучения студентов МГУКИ; суть инновации: использование компьютерных залов, лабораторий и технологий ГПНТБ России, в которой реализованы современные информационные технологии, и привлечение высококвалифицированных сотрудников как ГПНТБ России, так и ряда других библиотек и организаций в качестве преподавателей. Это дает возможность студентам овладевать азами профессии, используя средства автоматизации и технологии обслуживания, применяемые в библиотеке. Одновременно студенты знакомятся с научной деятельностью и проектами, осуществляемыми в библиотеке.

Этот образовательный проект предполагает подготовку студентов по специальности «Технолог автоматизированных информационных ресурсов». В ходе его осуществления разработан принципиально новый комплекс образовательных дисциплин, привлечены ведущие специалисты-практики в области создания современных информационных технологий. Разработаны новые курсы: «Компьютерные технологии в библиотеках», «Электронные библиотеки», авторские программы, темы контрольных курсовых и дипломных работ. Кафедра новых информационных технологий и электронных библиотек осуществляет также научное руководство аспирантами и соискателями, ведущими научные исследования в данной области.

Иоганна Тюнон (Dr. Johanna Tunon), руководитель Библиотечной службы дистанционного обучения Библиотеки Элвина Шермана Центра библиотечных, исследовательских и информационных технологий Нового Юго-Восточного университета (NovaSoutheasternUniversity), представила «Обзор последних результатов исследований в области использования электронных ресурсов при дистанционном обучении студентов».

Университет ведет обучение студентов по программам традиционного – очного и нетрадиционного – дистанционного обучения. Дистанционно обучаются в основном студенты Ямайки, Багам и других удаленных территорий. Независимо от формы обучения студенты предпочитают пользоваться электронными ресурсами, и, как выяснилось, в основном ресурсами Google. Вместе с тем библиотека университета располагает значительными коллекциями электронных документов и предоставляет бесплатный доcтуп к ним для своих студентов, регулярно проводит специальные обучающие курсы и семинары по пользованию библиотечными ресурсами. Благодаря этой работе студенты очной формы обучения в большей степени используют фонды
библиотеки. В докладе подчеркнуто, что библиотекари обязательно должны учить своих читателей пользоваться библиотечным электронным информационным ресурсом, а также книгами и журналами на традиционных
носителях.

 

Второе заседание открылось докладом заместителя генерального директора по библиотечным и информационным технологиям Национальной библиотеки Республики Казахстан Гулиса Балабекова «Электронная информация в публичных библиотеках Казахстана: создание и организация доступа для читателей».

Библиотечная система Казахстана весьма разнородная и сложная. Публичные библиотеки представлены государственными учреждениями культуры Министерства культуры Республики Казахстан. Сеть библиотек этого министерства насчитывает сейчас 3312 библиотек, т.е. 29,2% от общего числа библиотек в республике. Докладчик обратил основное внимание на необходимость корректировки стратегии развития публичных библиотек.

«Планирование и управление информационной инфраструктурой и компьютерными классами» – тема доклада, который представил Джордж Фрей (George Fray), начальник Отдела библиотечных систем Международного университета Флориды.

Доклад дает представление о разработке и внедрении информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность предоставления читателям библиотеки информационных и образовательных услуг. В настоящее время инфраструктура библиотеки университета – это 800 компьютеров, расположенных в библиотеках четырех кампусов, 30 серверов (общий объем памяти 6 терабайт), обслуживаемых шестью сотрудниками. Однако компьютеров все равно не хватает, поэтому библиотека ввела такую услугу, как предоставление читателям ноутбуков на непродолжительное время (2–3 часа) для работы в залах библиотеки. Студенты могут приходить в библиотеку и со своими компьютерами, в этом случае им при необходимости предоставляются веб-камеры, лицензионные программы, внешние устройства для копирования и сканирования документов и даже UPS-аккумуляторы на случай перебоев с подачей электроэнергии. Кроме того, в университете работает так называемое libTV – информация о библиотеке транслируется по 61 телевизору в разных кампусах университета.

В перспективе планируется создание и оснащение электроникой специального зала отдыха, собственного библиотечного Интернет-пейджера для общения читателей в режиме онлайн и организация тематических онлайновых форумов на сайте библиотеки.

Кейт Невинс (Kate Nevins), исполнительный директор Юго-Восточной библиотечной сети (SOLINET), выступила с докладом «Концепция библиотечных и информационных ресурсов», в котором дан обзор опубликованного OCLC отчета «Восприятие библиотек и информационных ресурсов», подведены итоги исследований, посвященных роли библиотек и информации в современном мире.

К. Невинс обратила внимание на одну из характерных негативных тенденций: сегодня люди стали обращать мало внимания на авторитетность источника информации. На этом фоне библиотеки вынуждены менять формы работы, приспосабливая их к требованиям времени. Формируются новые принципы работы с информацией. Это прежде всего принцип самообслуживания: человек ищет наиболее доступные его пониманию пути получения информации – часто таким путем, или способом, становится Интернет.

Другой принцип – разбиение информации: информация разбивается на отдельные компоненты и используется только необходимая ее часть. В основе этого принципа лежит принцип поиска информации справочно-поисковыми системами Интернета.

И наконец, глобализация информации и возможность ее получения «без границ» – по всем странам мира. OCLC провел опрос представителей разных социальных и языковых групп в разных странах (общее число респондентов – около 3 тыс.), из которого следует, что более 70% населения записаны в библиотеки, рассматривают их как источник информации и слово библиотека ассоциируется у них с научными исследованиями и получением новых знаний.

Интересный факт: в ответах на вопросы, предлагавшие респондентам сравнить преимущества библиотек и Интернета, отмечалось, что Интернет-ресурсы предпочтительнее тем, что информацию можно получать дома, быстро, без особых усилий, бесплатно. Большая часть респондентов (около 70%) никогда не задавалась вопросом достоверности информации, так как считает источники информации в библиотеках и Интернете одинаково авторитетными.

Исходя из всего сказанного, К. Невинс сформулировала некоторые рекомендации сотрудникам библиотек по работе с электронными ресурсами: нужно не бороться с поисковыми системами, а перенимать у них положительный опыт; необходимо рекламировать библиотечные сайты в Интернете, подчеркивать роль библиотек как провайдеров качественной информации; не забывать о финансовых затратах библиотек на покупку электронных ресурсов у надежных провайдеров. На сайте библиотек читателей привлекает скорость обслуживания, простота пользования, отсутствие разного рода барьеров (языковых, паролей, необходимости регистрации и т.д.), возможность пользоваться литературой не только в помещении библиотеки.

В заключение К. Невинс подчеркнула: «Идя в ногу со временем, формируя новые электронные коллекции и используя новые формы обслуживания читателей, библиотека несомненно сохранится как центр достоверной, доступной информации».

 

На третьем заседании сессии с докладом «Электронные библиотеки Российской государственной библиотеки для ученых, студентов и других пользователей» выступил Б. С. Перли, заведующий отделом Российской государственной библиотеки. Он представил общую характеристику ресурсов RUNET, привел данные анализа русскоязычных ресурсов других стран, в частности Украины, США, Белоруссии и Израиля.

РГБ стремится собрать всю полученную информацию в сети и создать – вместе с другими российскими библиотеками – единое информационное пространство. С этой целью основано некоммерческое партнерство «Электронные библиотеки», главная задача которого – способствовать сотрудничеству между создателями электронных библиотек в различных областях, включая оцифровку и доступ ко всем оцифрованным книгам во всех библиотеках – участницах проекта OREL (Открытая российская электронная библиотека).

 

Присцилла Кэплан (Priscilla Caplan), помощник директора Службы электронных библиотек Флоридского центра автоматизации библиотек, представила доклад «PALMM: “Пальма” растет во Флориде – программа публикации архивных, библиотечных и музейных материалов библиотек университета штата».

PALMM – программа библиотек университетов штата Флорида по созданию единой электронной коллекции, посвященной историческому и культурному наследию Флориды. Цель программы – объединить ресурсы библиотек и использовать цифровые материалы в обучении студентов. Существование такой коллекции облегчает создание обучающих программ в соответствии с образовательными стандартами. В докладе рассмотрены перспективы дальнейшего развития PALMM и трудности, с которыми столкнулись ее создатели на данном этапе. (Полное описание проекта представлено на сайте palmm.fcla.edu).

 

Общие выводы

В целом программа научно-образовательного тура «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США» прошла успешно и признана ее участниками очень насыщенной и полезной. Установлены новые профессиональные связи; бесценен обмен опытом; очень важны знания, приобретенные в ходе семинаров и посещений библиотек, университетов и выставок.

Оказалось, что американским коллегам очень интересен и наш опыт, по многим ключевым вопросам на состояние и развитие библиотечно-информационных технологий наши позиции совпадают.

Наши специалисты получили целый ряд полезных информационных материалов, изучение и проработка которых будут способствовать повышению уровня обслуживания читателей.

 

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков