На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №6 2006 год
Содержание:

Басов С.А. Библиотека в демократическом контексте. Статья 1. Библиотека и политические ценности.

Блюменау Д.И. Когнитивная интегральная составляющая творческого процесса

Ловкова Т.Б. Современные проблемы подготовки библиотечных специалистов.

Бочарникова Е.С. Профессиональное развитие библиотечных специалистов.

Плешкевич Е.А. Определение функций документа.

Сукиасян Э.Р. "Трудный" шаг от предметизации к координатному индексированию.

Брачковская Н.Б., Рубцов В.В. Библиографический формат UNIMARC и его российские производные. Справочная база данных.

Пирумова Л.Н. Информационные ресурсы по экологии ЦНСХБ Россельхозакадемии.

Мешечак Н.А., Шамардина Л.А., Колобов О.С., Терехова М.В. Модель комплексного доступа к медицинским информационным ресурсам.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Авраева Ю.Б. Управление библиотекой - глазами ученого и практика.

ЮБИЛЕИ

Молодцова Н.В. Научно-медицинской библиотеке Сибирского государственного медицинского университета - 70 лет.

НАШИ АВТОРЫ


УДК 002.55:001

Блюменау Д. И.

Когнитивная интегральная составляющая творческого процесса

Изложено понимание автором паранаучной тенденции в разработке методов повышения эффективности научного труда.

Эта статья является продолжением публикации [1], в которой была предпринята попытка определить место и функции информационного посредника в реализации информационной компоненты творческого процесса в сфере науки и техники. Отмечалось, что информационный посредник (библиотечно-библиографический или информационный работник) - равноправный участник научного процесса, действующий в рамках так называемой советующей парадигмы [2], - обязан владеть знаниями в сфере не только управления документальными потоками, но и информационно-методического обеспечения творческого процесса, а это требует от него знания "механики" творческого процесса, подчас на уровне не меньшем, чем у "рядового" разработчика. По моему мнению, в этом - в методическом обеспечении творческого труда - реализуется в современных условиях педагогическая функция библиографии.

Отмечалось также, что в практике разработки методов, направленных на повышение эффективности научного труда, наблюдаются две тенденции: естественнонаучная - создание методов, основанных на достижениях нейрофизиологии, логики и психологии, и паранаучная - создание методов, использующих приемы, практикуемые в сфере паранормальных (эзотерических) учений. При этом говорилось о том, что эти две тенденции, не имеющие на первый взгляд (прежде всего взгляд некоторых представителей традиционной науки) точек пересечения, в действительности развиваются в направлении их взаимообъединения, поскольку в конечном счете имеют единую цель - активизировать в максимально возможной степени зоны так называемых спящих нейронов головного мозга. Идя к общей цели, казалось бы, различными путями - научными и паранаучными, по сути дела представители этих тенденций работают на одной "площадке", причем зона, идентифицируемая приставкой пара.., в наше время стремительно сокращается, как шагреневая кожа.

В [1] выражалось также сожаление, что методические вопросы, в которых, возможно, больше всего заинтересован читатель, представлены очень скупо. В данной статье предпринята попытка восполнить этот недостаток, детальнее раскрыть методическую сторону рассматриваемой проблемы.

Измененное состояние сознания как важнейшее условие активизации творческого процесса

Известно, что в русле первой тенденции (естественнонаучной) еще со времен Ф. Бэкона и Р. Декарта предпринимались многочисленные попытки к разработке правил, способов, машин, алгоритмов для повышения творческой составляющей научного процесса. Однако рецептов, как мы знаем, изобретено не было. Тем не менее в результате всех усилий создана такая наука, как эвристика - совокупность некоторых формальных процедур, использование которых позволяет сосредоточить усилия на собственно творческих аспектах научной деятельности. Правила, предлагаемые эвристикой, не являются обязательными, но все же в значительной степени детерминируют и направляют поисковую деятельность. Литературы по эвристике достаточно, и каждый интересующийся может познакомиться с ней самостоятельно.

В этой статье внимание читателей привлекается к методикам повышения эффективности творческой деятельности, относящимся ко второй тенденции. Сторонники этой тенденции - представители паранауки - связывают решение этой проблемы с развитием интуитивной составляющей творческого процесса через обращение к возможностям так называемого Тонкого ("иного") мира - материальной невидимой и почти не регистрируемой современной аппаратурой субстанции, занимающей, согласно утверждениям некоторых современных астрофизиков, около 95% массы Вселенной. (Следовательно, доля "нашего", физического, мира составляет не более 5%).

Активизация творческого процесса, согласно мнению большинства сторонников этой тенденции, обусловлена взаимодействием личности с информационным полем Земли (Высшим Разумом, Вселенским банком данных, Ноосферой и пр.). Это взаимодействие в самом общем виде осуществляется по следующей схеме: с помощью той или иной методики творческая личность "входит" в измененное состояние сознания (ИСС). В этом состоянии у личности открывается так называемый интуитивный канал, обеспечивающий связь между сознанием и подсознанием; последнее, по мнению многих [в частности 3, 4], "знает все". Подсознание, в свою очередь, контактирует (или является частью) с информационным полем Земли, из которого непосредственно или через эгрегор в меру своей духовной продвинутости творческая личность получает необходимые ей знания в виде озарения, инсайта, догадки. Причем в таком режиме функционирует практически каждая творческая личность, осознает она это или нет. Все дело в том - с каким "коэффициентом полезного действия". Эта схема может дополняться рядом деталей, о некоторых из них речь пойдет ниже.

Методик вхождения в ИСС сформулировано достаточно много как представителями некоторых религиозных школ, эзотерических учений, так и учеными, работающими в рамках современного естествознания [5]. Каждая из этих методик претендует на высокую эффективность, иногда на исключительность, что невольно вызывает в памяти ситуацию, сложившуюся в свое время в католицизме, когда с критикой постулатов Фомы Аквинского "О шести несомненных доказательствах бытия Божьего" выступил "великий еретик", кардинал и папский нунций Николай Кузанский: "Если все эти постулаты несомненные, то зачем их шесть? Достаточно было бы одного". Так и в нашем случае: если каждый автор объявляет свою методику исключительной, то зачем их так много? Однако здесь, как показывает практика, ситуация несколько иная: существование значительного числа методик обусловлено разнообразием "духовных (ментальных) конструкций", которыми различаются личности. Эффективность той или иной методики во многом зависит от особенностей "духовной конструкции" определенной личности. Иными словами, каждый ступающий на эту стезю должен методом проб и ошибок определить "релевантную" для себя методику или, что лучше, создать собственную, руководствуясь некоторыми общими принципами. Практически каждая из методик, несмотря на целый ряд различий, содержит некий "инвариант", обеспечивающий её работоспособность.

В качестве подобного инварианта, интегральной части выступает такое свойство личности, как концентрация - концентрация внимания на некотором объекте. Знаменитый индийский ученый, Учитель, Шри Чинмой пишет: "Невозможно даже вообразить, что может сделать концентрация в нашей жизни. Концентрация является надежнейшим путем достижения цели, даже если это просто исполнение человеческих желаний" [6]. Под концентрацией обычно понимают мысленное сосредоточение на каком-либо объекте путем фокусировки внимания в течение относительно длительного времени.

Концентрация требует не особенно больших усилий, но обязательной практики. Согласно Д. Кехо [4] она должна стать навыком. Чем чаще вы прибегаете к концентрации, тем совершеннее она становится. При этом вам становится день ото дня лучше управлять своими мыслями, у вас появляется большая ясность мыслей. Первое, что вы замечаете, когда приступаете к тренировке мозга, - это полная неуправляемость его и непрерывное перескакивание с мысли на мысль. Поэтому первоначально нужно заставить мозг удерживать мысли, которые вам нужны, и отбрасывать весь ненужный мыслительный "сор". Укрепление мозга с помощью различных приемов < letter-spacing: -.1pt">концентрации дисциплинирует его. Концентрация - это ключ от двери, которая ведет вас в измененное состояние сознания, что позволяет... (см. выше).

Прежде чем приступить к описанию некоторых методик развития концентрации, следует предупредить, что все эти методики предполагают прежде всего развитие у личности рассматриваемой нами способности, чтобы в нужный момент, например в момент решения сложной задачи, быть в состоянии в течение короткого времени, иногда даже нескольких секунд, резко сконцентрироваться на задаче, выйти в ИСС... и получить подсказку. Перечисленные ниже методики относительно просты, они многократно опробованы и дают неплохие результаты, однако, как уже указывалось, надежнее постепенно выработать свою.

Упражнение первое (цит. по [7]). Вымойте холодной водой лицо. Сделайте на стене на уровне глаз черную точку величиной с горошину. Встаньте на расстоянии 25-30 см от стены, сконцентрируйтесь на точке, представляя, что свет вашего сердца через "третий" глаз (точка между бровями) идет на точку. Через некоторое время вы увидите, что вокруг точки образовался светлый ореол. Смотрите только на точку, не думайте ни о чем. Через несколько минут попытайтесь почувствовать, что вы дышите через точку, т.е. она начинает "дышать" вместе с вами (ваше дыхание происходит из точки, а ее дыхание - извне). Со временем, когда ваша концентрация будет достаточно сильной, вы почувствуете, что "входите" в точку.

После успехов в этом упражнении можно перейти к более сложному.

Упражнение второе. На листе бумаги нарисуйте окружность диаметром 10-15 мм. Поставьте в центре черную точку. Повесьте лист так, чтобы окружность оказалась на уровне ваших глаз. Встаньте на расстоянии примерно одного метра от стены и сфокусируйте свое внимание на круге. Стоя с полузакрытыми расслабленными глазами, постарайтесь почувствовать, что свет вашего сердца через "третий" глаз идет на круг. Сконцентрируйтесь на круге, а через 3-4 минуты полностью откройте глаза и постарайтесь почувствовать, что с головы до ног вы - глаза. Только глаза. Затем начинайте уменьшать ваш объект концентрации и почувствуйте, что все ваше тело становится таким же маленьким, как точка на стене. (Такое ощущение появляется только в результате ежедневных занятий.) Почувствуйте, что вы и точка - одно целое. Затем "войдите" в точку (как в предыдущем упражнении), пройдите через нее и окажитесь с другой стороны. Там обернитесь и посмотрите на ваше тело. Что произошло? Силой своей концентрации вы отослали свое Тонкое тело на другую сторону точки, и теперь вы видите духовным (внутренним) зрением свое физическое тело. Когда ваша сила концентрации сможет вынести вас на другую сторону точки, ваша концентрация стала совершенной.

Упражнение третье. Концентрация на горящей свече. Сядьте в удобную позу, выпрямите позвоночник так, чтобы он находился на одной линии с шеей и затылком. Зажженная свеча должна находиться на уровне глаз на расстоянии 50-80 см. Вам никто не должен мешать. Сконцентрируйтесь на свече, никаких отвлекающих мыслей - только о свече, ее свойствах, возможных трансцедентных качествах. Когда глаза устанут, закройте их. Но при закрытых глазах продолжайте удерживать образ горящей свечи. Затем снова откройте глаза и повторите весь процесс сначала. Вся процедура должна занять 10-15 минут. Результатом такого упражнения будет ваша способность в любое время создать в своем воображении образ горящей свечи. Считайте, что вы научились концентрироваться.

Упражнение четвертое (цит. по [3]). Концентрация внимания на рецитации рефла. Рефл - это любое из слов или словосочетаний; рецитация - постоянное (в допустимых для личности пределах) мысленное повторение этого слова, "выметающее" из сознания все остальные мысли и даже ощущения. Желательно при этом сфокусировать внимание на определенных частях рефла - отдельных буквах (точнее - морфемах) или слогах. Так, если в качестве рефла выбрано альфа, то концентрируются (делают акцент) на первой или последней букве, если в качестве рефла выбрано Господи, помилуй! - на слогах гос и луй и т. д. Заниматься рецитацией рефла желательно в уединенном месте при минимальных внешних помехах. Однако с течением времени при приобретении некоторого опыта можно и во время прогулки, и при передвижении в метро, и т. п. Но если во время рецитации у вас будут возникать мысли типа "Не забыть бы завтра послать Анюту за коленкором", польза от такого тренинга будет минимальной.

Если же вы начинаете заниматься в уединенном месте, сядьте в удобную позу, закройте глаза, мысленно расслабьтесь и непрерывно про себя, не спеша, в одном темпе повторяйте рефл, концентрируя внимание на звучащем у вас в уме слове или его элементах. Для большего расслабления рекомендуется при закрытых веках закатывать вверх глаза. Дышите в обычном режиме. Упражнение лучше всего делать два раза в день по 15-20 минут. Уже этого упражнения практически достаточно, чтобы начать преобразовывать свой мозг и постепенно приобретать возможность перехода в ИСС. И если в силу солидного возраста, - пишет автор, - вы не приобретете "полный пакет сверхвозможностей", уже описанный тренинг мозга благоприятно скажется на здоровье. А это само по себе многого стоит.

Упражнение пятое (также по [3]). Концентрация внимания на дыхании. Для этого необходимо сфокусировать внимание или на движении воздуха по воздуховодным путям, или на перемещениях частей тела: грудной клетки, живота и т. п. в такт дыхательным движениям. В первом случае представьте, допустим, что через нос, носоглотку, гортань и бронхи воздух попадает в легочные альвеолы под воздействием поршня велосипедного насоса: при движении поршня в цилиндре в одном направлении происходит всасывание воздуха в насос-легкие. Это - имитация вдоха. При движении поршня в обратном направлении воздух выдавливается из корпуса насоса. Это - иллюстрация выдоха. В таком случае "концентрация внимания на дыхании" сводится к фокусировке внимания на воображаемом "поршне", который перемещается при вдохе в одном направлении, при выдохе - в другом.

Фокусировка внимания на перемещениях частей тела при дыхании считается более удобной. Так, при фиксации внимания на грудной клетке надо следить за движениями грудной клетки и нижних ребер: на вдохе грудная клетка поднимается вверх, затем следует остановка движения, на которой следует особо зафиксировать внимание. При выдохе грудная клетка опускается и движение заканчивается более длительной остановкой, чем после окончания вдоха - снова фиксация внимания. Для фиксации внимания можно положить руку на грудь. Сказанное в полной мере относится к фокусировке внимания на животе и прочих органах. Для усложнения упражнения концентрацию внимания на дыхании следует сопровождать повторением рефла: с началом вдоха необходимо начать мысленное произнесение рефла, окончание вдоха - та самая небольшая пауза между вдохом и выдохом - отмечается окончанием произнесения рефла или его части. В момент начала выдоха после непродолжительной естественной паузы начинаете мысленно произносить вторую часть рефла.

Важное замечание: дыхание во время выполнения упражнений должно быть ровным и в режиме, наиболее естественном для вас. Автор данной методики проанализировал многочисленные дыхательные методики и пришел к выводу, что те из них (а их большинство), которые предусматривают в себе изменение глубины дыхания, режима и пр., т. е. нарушают естественные, врожденные механизмы дыхания (Бутейко, Йога, Стрельникова и многие другие), кроме вреда здоровью ничего принести не могут. Но те, которые включали в себя элементы сосредоточения, концентрацию внимания на самом акте (механизме) дыхания, несомненно, обладают оздоровительным эффектом.

Перечисленные выше методики, безусловно, не исчерпывают обширного арсенала средств развития способностей к концентрации внимания. В литературе можно найти много иных. Методики изложены в статье в сокращенном варианте. Это обусловлено понятными причинами. Тем не менее сказанного достаточно, чтобы начать применять их на практике. Ищите среди них наиболее "релевантную" вашей "психологической конструкции". На их базе вырабатывайте наиболее адекватную для себя. Главное - чтобы их применение выводило вас устойчиво на ИСС и "пробивало" ваш интуитивный канал к кладези подсознания, которое, как я уже упоминал, "знает все".

Концентрация, основанная на мысленной визуализации проблемного объекта, - важнейший, заключительный, но не единственный компонент процесса вхождения в ИСС. Она - элемент триады, началом которой являются расслабление тела (глубокая релаксация; годится любая из методик аутогенной тренировки) и мысленная отстраненность от всего "постороннего" ("пустота в голове"). Более подробно эти элементы триады изложены в [8].

Интеллектуальные карты как средство организации и активизации научной деятельности

Способность входить в состояние глубокой концентрации - очень ценное качество личности, способствующее повышению и раскрытию не только ее творческих возможностей, но и решению задач повседневной жизни (в частности в оздоровительных целях). Эта способность значительно возрастает, если ее включать (вводить) в рамки определенной когнитивной "конструкции", обеспечивающей функционирование конкретных видов умственной деятельности (обучение, преподавание, деловая и научная работа и т. д.).

В качестве такой "конструкции", организующей и направляющей способность к глубокой концентрации, предлагаю достаточно хорошо известный за рубежом (последнее время и в нашей стране) метод интеллект-карт (Mind-Map, когнитивных карт, умственных карт...). Авторы этого метода - братья Тони и Барри Бьюзены - английские ученые и писатели, в последней четверти прошлого века активно внедрявшие в практику учебной, научной и деловой сферы новый подход к мыслительной деятельности, основанный на использовании так называемого радиантного мышления, реализованный с помощью метода интеллект-карт (ИК). По их данным [9], число пользователей ИК во всем мире превышает уже 250 млн человек, причем своей конечной целью авторы считают ознакомление с этим методом к 2010 г. всего населения Земного шара. Чтобы всесторонне овладеть методом ИК, можно обратиться к целому ряду источников на русском языке (под фамилией этих авторов) либо на сайт Mind-Map.

В данной работе, имеющей довольно узкую направленность - ИК как средство активизации творческой компоненты в сфере науки и техники, рассмотрю лишь основные принципы этого метода и некоторые практические приемы его реализации именно в указанной сфере. Считаю, что приведенных сведений вполне достаточно, чтобы использовать метод.

Т. и Б. Бьюзены утверждают, что изобретение письменности позволило человечеству сделать огромный шаг в своем интеллектуальном развитии, в создании и совершенствовании современного документального потока. Однако, взяв за основу нашей коммуникационной деятельности слово, цифру и логико-грамматическую, линейную последовательность знаков, мы тем самым крайне ограничили свой мозг в способах выражения мыслей (считая при этом подобный способ единственно верным). Такое решение привело впоследствии к хроническим трудностям в учении и мышлении, потере интереса к обучению, снижению способности к концентрации, жалобам на слабую память и т. п.

Изучение умственной деятельности великих мыслителей прошлого показало, что многие из них (Леонардо да Винчи, А. Эйнштейн, Дарвин, Пикассо и другие) широко использовали, часто интуитивно, так называемое радиантное мышление. В его основе лежит способность мозга функционировать в духе гештальта, т. е. целостного восприятия изучаемого объекта, а также порождать бесконечное множество ассоциаций. ИК - это форма графического выражения радиантного мышления, обеспечивающего ассоциативные мыслительные процессы.

Отправной точкой приложения этого процесса является центральный объект радиантного мышления, т. е. слова (ключевые), рисунки, коды, условно отражающие саму суть стоящей перед исследователем проблемы. ИК всегда строится вокруг центрального объекта, выражаемого словом или графическим изображением, которое становится центром очередной ассоциации; а весь процесс ее построения представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из такого центра или сходящихся к нему. Радиантное мышление естественно для человеческого мозга в силу его цепочечно-нейронного строения. Однако из-за сложившегося логическо-линейного способа письменности на практике мы пользовались лишь отдельными "лучиками" исходящего из радианта. По сути ИК - это универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.

Таким образом, существуют два способа мышления - обычное для нас линейное (дискретное, однонаправленное, подчиненное законам логики) и радиантное, распространяющееся цепочками веерообразных линий, возникающее на основе ассоциации из образов и слов и способное целостно и всесторонне воспринимать в сознании изучаемый объект.

Первый способ ограничен, поскольку организация информации в виде перечисления противоречит ассоциативной природе мозга: коль скоро мысль записана - с ней покончено; и она оказывается оторванной как от мысли, предшествовавшей ей, так и от последующей. Непрерывное "вырывание" мыслей из контекста замедляет естественный мыслительный процесс.

Второй способ, основывающийся на радиантной природе мышления, обеспечивает практически бесконечный рост ассоциаций: любое ключевое слово или графический образ обусловливает возникновение дальнейших новых и еще более множественных ассоциаций и так до бесконечности. И тогда единственная сложность заключается в том, чтобы решить, когда следует остановиться; впрочем, ИК способна помочь и в принятии такого решения. Итак, свойственный радиантному мышлению гештальт позволяет "разом" обозреть проблему со всеми ее разделами, частями, этапами развития, видеть взаимосвязь различных ее составляющих, выявлять в ней проблемные "лакуны", "непрочерченные участки" и, концентрируя на них внимание по одному из указанных выше способов, включать свой интуитивный аппарат, подсказывающий возможные пути решения определенной проблемы (с подключением, естественно, затем своего логического аппарата для оценки "подсказанных" решений). Такова идеология этой статьи.

Общие принципы построения ИК. Характерной особенностью процесса построения ИК является формирование центрального объекта изучения (предмета, явления и пр.) в форме ключевого слова (рисунка, образа, кода), от которого в виде ветвей в разные стороны расходятся основные разделы, темы.

Ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются также ключевыми словами или образами (картинками). Это ветви первого порядка. Каждая ветвь (слово, образ) в свою очередь может порождать свои ассоциации (мысли, идеи), которые также обозначаются ключевыми словами (образами). Это ветви второго порядка. Подобным же способом обозначаются третичные идеи и т. д. При этом каждая ветвь в случае необходимости независимо от того, к какому порядку она относится, может послужить основой для формирования нового центрального объекта и, соответственно, новой ИК.

Таким образом, ИК протягивает свои ветви в любом направлении и рассматривает любую мысль под любым углом зрения. Образующаяся в результате ассоциативной деятельности широкая и густая сеть ветвей (идей - ключевых слов или образов), упорядочивается, структурируется путем использования иерархий и категорий.

Прежде всего определяются базовые порядковые идеи (БПИ). Они представляют собой ключевые концепции, в рамках которых можно уместить концепции более низкого порядка (как правило, разбитые на категории). Так, к примеру, понятие машины содержит в себе огромное множество категорий, одна из которых - механические транспортные средства. Последняя, в свою очередь, содержит в себе подкатегории, одна из которых - легковые автомобили. Эта включает множество марок и т.д.

Помимо категоризации, которая упорядочивает ключевые концепции ИК с точки зрения их иерархии, существует способ упорядочения путем присвоения отдельным группам ветвей порядкового номера, что позволяет воспринимать отдельные разделы ИК в их хронологической или тематической последовательности. Наглядным примером такого упорядочения материала (в его линейном представлении) может служить оглавление какой-либо научной книги, где иерархии заголовков и подзаголовков в рамках отдельных глав определяются их логической (тематической) последовательностью.

Суммируя требования к построению ИК, авторы [9] подчеркивают главные из них:

а) чаще используйте (насколько возможно) графические образы вместо ключевых слов, поскольку образы автоматически помещаются в фокусе зрения, а значит, и мозга, стимулируют рождение многочисленных ассоциаций, а также выступают в качестве эффективного фактора, содействующего лучшему запоминанию;

б) придерживайтесь принципа - по одному ключевому слову (выражению) на каждую ветвь, используйте печатные буквы, размещайте ключевые слова над соответствующими ветвями и желательно горизонтально друг другу; следите, чтобы главные ветви, несущие БПИ, соединялись с центральным образом, делайте их плавными и более жирными; ограничивайте смысловые блоки ИК с помощью специальных линий;

в) научитесь свободно ассоциировать. Этот фактор - один из важнейших в совершенствовании памяти и творческих возможностей инструмент, посредством которого наш мозг адекватно воспринимает мир, соотнося наши текущие восприятия с предыдущим опытом и, кроме того, ключ, отпирающий двери к тайникам памяти и мышления. Когда центральный образ и базовые порядковые идеи определены, ассоциации способны привести вас к самым потаенным глубинам знания о предмете вашего интереса;

г) с целью повышения восприятия ИК используйте: цвета - для объединения тематически родственных фрагментов ИК, различения чужих и собственных мыслей; различные, вами придуманные коды (галочки, крестики, кружки, аббревиатуры и пр.). Они обеспечивают мгновенную связь между различными частями ИК, сколь далеко в пространстве они ни были бы разнесены;

д) в случае возникновения в процессе составления ИК ментальных блокад (когда в цепочке ваших рассуждений образуются лакуны, и вы не знаете, как обозначить некий объект, т. е. как достроить психическую модель объекта) добавьте одну или несколько пустых линий и продолжайте составление ИК. Заполнение этих лакун потребует от вас либо активизации вашей памяти, либо творческих усилий для решения задачи. В последнем случае - при решении относительно простой задачи - сформулируйте на основе содержания лакуны центральный образ, т. е. заведите вспомогательную ИК и ответьте себе на вопросы - какая моя конкретная цель, что, зачем, почему, как и др. Ответы расположите в виде главных ветвей, расходящихся от центрального образа, и проассоциируйте. Если возникшие ассоциации, зарегистрированные вами в виде ветвей, не содержали ответа на ваши вопросы, значит проблема более сложная и требует применения процедуры, связанной с выходом в ИСС (см. ниже);

е) последнее, но очень важное: создавайте себе благоприятные условия для работы в плане как душевного расположения, так и физической среды; воспитывайте в себе позитивное отношение к работе с ИК, не пасуйте перед неудачами - продолжайте работу. Бумага, ручки, цветные карандаши и прочие принадлежности должны быть самого высокого качества. Любите абсурд! Абсурдные на первый взгляд, т. е. далекие от нормы идеи, возникшие в процессе ассоциирования, нередко впоследствии оказываются весьма плодотворными. Всё принципиально новое и эффективное всегда далеко от нормы по определению.

Применение ИК при выполнении НИОКР

Составление ИК, способствующих решению творческих задач, с применением концентрации, вводящей нас в ИСС, свяжу с типовыми этапами НИОКР, которые достаточно подробно раскрыты в [1]. Поэтому здесь только обозначу их с точки зрения информационной составляющей: 1-й этап - общее знакомство с проблемой (сопоставление известной информации с неизвестной), 2-й - формулирование задачи и накопление данных (активная работа с информационными источниками), 3-й - истолкование данных (определение проблемы "что делать"), 4-й - выбор ведущей рабочей гипотезы и сопутствующих частных гипотез (определение способов решения проблемы "как делать"), 5-й - доказательство рабочей гипотезы (экспериментальное или/и теоретическое обоснование правильности выбранного способа решения проблемы), 6-й - формулирование выводов и рекомендаций.

В перечисленной цепочке этапов в большей или меньшей степени присутствуют как логические, так и интуитивные составляющие, однако пик интуитивности падает, как правило, на 4-й этап. Оттого, насколько успешно он будет выполнен, зависит результативность конкретной научной разработки. Начинается этот этап (если перейти в плоскость составления ИК), по сути, с момента возникновения так называемой ментальной блокады, фиксируемой на карте "пустой" линией (ветвью). Это значит, что имеющейся в вашем распоряжении инфомации (как внешней, так и собственной) недостаточно, чтобы продвигаться по цепочке линий - возникла проблема, для решения которой необходим творческий акт. Тут возможны, по крайней мере, три ситуации.

Ситуация первая - в ходе составления ИК, когда перед разработчиком открывается широкий взгляд на некоторую совокупность данных, его в течение короткого времени "автоматом" посещает озарение. Решение лежит на поверхности, но вы "сходу" не смогли сынтегрировать имеющийся в вашем распоряжении материал, чтобы "породить" необходимую идею. Потребовалось некоторое время - иногда несколько минут... Это наиболее простая и чаще всего встречающаяся ситуация в работе творческого человека.

Ситуация вторая - "пустая" линия зафиксировала ментальную блокаду, значительно более сложную, чем в первом случае. "Сходу" ничего не получается. В таких условиях прибегают к более трудоемким процедурам. Одним из способов "снятия" ментальной блокады в ходе составления ИК является метод "автоматического письма". Такой симбиоз возможностей ИК с методами парапсихики позволяет значительно повысить эффективность творческого процесса. Несколько подробнее об этом. Методика применения ИК предусматривает в случае возникновения подобной блокады составление паралельно новой, вспомогательной ИК, в центре которой также помещается центральный образ (ключевое слово, выражение, символ, рисунок и пр.), но уже не общей темы, как в главной ИК, а как символ, отражающий суть проблемы. Максимально возможная четкость формулирования проблемы и такая же максимально возможная степень ее свернутости до уровня ключевого выражения - уже "половина" пути к ее решению.

Итак, выполните перечисленные выше мероприятия по подготовке к сеансу (создайте необходимые условия). Возьмите лист бумаги желательно формата А4, иногда А3, поместите в его середине центральный образ. Сядьте, удобно расположитесь в кресле, положите рядом карандаш или ручку, расслабьтесь до состояния общей релаксации, закройте глаза, урегулируйте дыхание, "выметите сор" из своего тезауруса и сконцентрируйтесь на проблеме, представленной в центральном образе. Никаких мыслей, кроме - "Какие способы решения этой задачи возможны?" (или эквивалентные этой фразе мысли).

Войдите одним из выбранных вами способов в измененное состояние сознания и на "пике" этого состояния "откройте дверцу" в кладовую ваших ассоциаций - относительно предмета, сформулированного в центральном образе. Фиксируйте каждую мысль, приходящую в вашу голову, располагайте их (мысли) в виде слов или выражений на линиях, расходящихся в разные стороны от центра. Записывайте все, что приходит в голову, даже то, что кажется вам не относящимся к проблеме. Если вы не будете соблюдать это правило и начнете отвергать некоторые мысли как несущественные, значит, вы в входе сеанса включили вашу логику; и она заблокировала ваше подсознание, вашу интуицию. Продолжать далее сеанс бессмысленно. Помните: ИК не конечный результат вашей работы, которым вы должны с кем-то делиться, а сугубо личный ваш черновик - и боязнь "пустых" слов и идей исчезнет. Что происходит в момент свободного ассоциирования? Когда вы записываете на бумаге очередную мысль, вы разгружаете свой мозг для генерирования следующей, при этом начисто стираете предыдущую. И в то же время старайтесь удерживать в "сознании" центральный образ.

Авторы метода ИК не вводят себя в ИСС (или не говорят об этом?), но практика показывает, что составление второй (проблемной) ИК в условиях ИСС значительно повышает эффективность метода, усиливает "релевантность" возникающих ассоциаций. Весь сеанс ассоциирования длится несколько минут, не более 10 - 15. Многое зависит от вашего умения удерживать себя в состоянии концентрации. Наиболее ценными ассоциациями являются первые, они идут из подсознания и, как уже говорилось, представляют собой "продукт" интуиции. Последующие мысли - когда в процесс начинает вмешиваться разум и возникает внутреннее комментирование, интуитивный канал "запирается" и в работу включается логическая компонента сознания - реже бывают удачными. Хорошо это или плохо? Для конкретного сеанса плохо, а вообще хорошо (если у вас все в порядке с логикой). Последующие ассоциации уже редко несут оригинальные мысли, хотя исключить их нельзя (механизм этот не так прост, как описан). После интуитивной части сеанса следует сделать небольшой отдых и приступить в состоянии обыденного сознания к обработке результатов ассоциирования. Если мысли, посетившие вас в процессе сеанса, не удовлетворили вас, отдохните и начните сеанс снова, но уже с переформулированным центральным образом (и соответственно с новой ИК). Обычно эти действия образуют третью ситуацию (или предшествуют ей).

Ситуация третья - метод отложенного решения. Возникает, когда все ваши попытки получить искомую информацию не увенчиваются успехом. Тогда поступают так: повторяют все описанные выше операции, но не включают механизм ассоциирования. Максимально конкретно формулируют вопрос и обращаются к своему эгрегору, в частности к небесному покровителю вашему с просьбой: "Мои высокие покровители! Помогите мне решить такую-то задачу - далее следует формулировка...". Затем выйдите из ИСС и оставьте "всех", прежде всего свой мозг, в покое. Через несколько часов, чаще дней, когда вы зашнуровываете ботинок (возможны и другие ситуации), вас неожиданно осеняет. Успейте записать мысль; если это у вас получилось, ваш логический аппарат не упустит возможности "раскатать" эту мысль в стройную концепцию. Иногда бывает, что ответ приходит не в форме цепочки понятий, а в виде образа, представления. Задача заключается в том, чтобы развернуть в своем сознании этот образ, вербализовать его. Считается, что в состоянии отдыха процесс радиантного мышления исподволь начинает проникать в самые отдаленные закоулки подсознания, которое, как нам теперь известно, "знает все"...

Результаты вашей интуитивной деятельности, если они оказались удачными, фиксируются в ИК в том месте, где у вас была "пустая" линия; схема вспомогательной ИК переносится на основную ИК, которая продолжает развиваться в соответствии с дальнейшим ходом разработки. Таких вспомогательных ИК может быть несколько. Все вместе они окажут неоценимую услугу на этапах подготовки отчета о НИОКР, при составлении заявок для патентования, написании статей и пр.

Необходимое примечание. Применение предлагаемого метода не гарантирует непременного получения искомой информации, но значительно повышает шансы на ее получение. Надо помнить, что наши интуитивные каналы столь прочно забиты "интеллектуальным мусором", что ожидать мгновенных результатов не всегда приходится. Нужна продолжительная тренировка, но уже с первых шагов вы получите результаты, которые будут вас все более и более воодушевлять. Однако при любом исходе сеанса, если вы обратились за помощью к своим "высоким покровителям", не забудьте их поблагодарить. Они не виноваты, что ваш интуитивный канал оказался столь забитым, что не пропустил их подсказки.

Коль скоро мы упомянули о "высоких покровителях", эгрегорах (что не могло не вызвать скептической улыбки у белоризных материалистов: "К чему эта мистика?"), следует заметить, что никакой мистики в статье нет, как нет ее и вообще. В действительности имеются лишь откровенное шарлатанство и явления, реально существующие, но не находящие убедительного объяснения в силу недостаточной разрешающей способности существующей аппаратуры. К чему примкнуть, выбирайте сами.

Анализ и синтез информационных источников

Выше более или менее подробно рассмотрен важнейший этап НИОКР - четвертый: выбор ведущей рабочей гипотезы, т. е. способа решения проблемы - "как делать". Однако этот этап подготавливается (и завершается) целым рядом операций, практически чисто информационных. От того, насколько квалифицированно выполнены эти операции, во многом зависит эффективность разработки в целом. Речь идет о поиске информации, ее аналитико-синтетической обработке, подготовке отчетной документации.

Рассмотрим использование ИК лишь для обработки информационных источников - операции, обеспечивающей принятие решений "что делать" и "как делать".

Аналитико-синтетическая обработка источников в нашем случае практически сводится к их конспектированию, при этом не устной речи, а только письменной. В отличие от аннотирования и реферирования, ориентированных, как правило, на читателя "вообще", такая обработка имеет сугубо индивидуальное назначение. Она может свестись к извлечению из весьма солидного документа лишь одной цифры или фразы. Естественно, что о применении ИК для конспектирования в подобном случае речи быть не может.

ИК применяется для анализа документов, значительная часть которых представляет интерес для разработчика. При этом в качестве продукта деятельности будут выступать конспекты реферативного либо, что лучше, аналитического характера. Рассмотрим основные этапы составления ИК на примере большой монографической статьи, имеющей определенную архитектонику, т. е. заголовки, подзаголовки и пр. Обычно конспектирование включает предварительное знакомство с документом, предусматривающее фиксирование его библиографических данных, определение степени его релевантности вашим задачам, формулирование темы документа в форме центрального образа (ключевого слова, выражения, символа), ознакомительное чтение, предусматривающее фиксирование тем или иным способом наиболее интересных мест в тексте, и реферативно-аналитическую его обработку, что и составляет основное содержание ИК.

Итак, возьмите достаточно большой лист бумаги и напишите/нарисуйте посередине выбранным вами способом центральный образ, ассоциированный у вас с тематикой или названием статьи. Если к этому времени вы уже в состоянии определить основные разделы разрабатываемой вами проблемы, проведите и обозначьте (ключевыми словами ...) главные ветви по отношению к центральному образу. Они могут соответствовать названию разделов (параграфов) источника или (что чаще) представлению о решаемой вами проблеме.

После общего ознакомления с содержанием статьи и основных ее разделов, зафиксированных на ИК1, возьмите снова чистый лист бумаги, полностью отвлекитесь от анализируемой статьи и своей предыдущей ИК1, и с максимальной быстротой выполните упражнение на генерирование ассоциаций, составляя в ходе этого процесса новую ИК, включая в нее все, что вам известно по данной проблеме - сведения, приобретенные вами в ходе ознакомительного чтения, а также любые иные сведения, которыми вы располагаете по данной теме. Возможно, что, заполняя ИК2, вы будете удивлены, что способны сказать по теме больше, чем ранее казалось. Это же упражнение позволит вам выявить пробелы в ваших знаниях по данному вопросу и привлечь к ним внимание при дальнейшем анализе источника: ваш мозг будет внимательно регистрировать любые сведения, относящиеся к делу.

Данные, полученные в процессе составления ИК2, могут быть перенесены на ИК1, существовать автономно либо быть объединены в ИК3 - смотря по обстоятельствам. При формировании структуры ИК посредством линий, обозначенных ключевыми словами, за которыми "стоят" те или иные фрагменты текста, важно пронумеровать последовательно эти линии. Это позволит упорядочить и "привязать" к ИК те из фрагментов, которые вы сочтете нужным поместить в приложение к данной ИК.

Такое приложение имеет важное значение как источник информации не только в ходе разработки, но и на этапе подготовки информационных материалов о результатах НИОКР, поскольку любая ИК без приложения - это лишь носитель "обозначений" мыслей в их движении, но не самих мыслей в их вербализованной форме.

И последнее, и опять-таки важное: хороший конспект всегда отличается аналитичностью. Он - результат "диалога" составителя конспекта с автором источника: согласия с мнением автора или, наоборот, высказывания своей точки зрения и т. п. Все это фиксируется как в ИК (обычно другим цветом или иным способом), так и в приложении. Наличие такой "аналитики" позволяет порой уже на этапе обработки собранной информации переходить к пятому этапу разработки, т. е. приступать к экспериментальной работе.

Сфера применения интеллектуальных карт распространяется сегодня на все новые виды интеллектуальной деятельности - научную, учебную, преподавательскую, деловую и др.

Предприняты попытки применения компьютерной техники для составления ИК, что не исключит возможности использования в этом процессе элементов эзотерических знаний.

Список использованных источников

1. Блюменау Д.И. Информация - Сознание - Интуиция - Творчество // Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 11. - С. 5-16. - Ч. 1; - № 12. С. 5-18. - Ч. 2.

2. Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации. Учеб. пособие / ЛГИК им. Н.К. Крупской. - Л., 1989. - 88 с.

3. Мещеряков В.В. Тренинг мозга. Действенный метод трансформации сознания. - М.; СПб.: Изд-во Диля, 2005. - 320 с.

4. Кехо Д. Подсознание может все! / Пер. с англ.; 5-е изд. - ООО "Попурри", 2003. - 176 с.

5. Каструбин Э.М. Трансовые состояния и "поле смысла". М., 1995. - 228 с.

6. Шри Чинмой. Медитация. - М.: Центр Шри Чинмой, 1992.

7. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Учение Грабового. Теория и практика. Ч 2. - СПб: ИГ "Весь", 2005. - 192 с.

8. Блюменау Д.И. Использование элементов эзотерических знаний в библиотечно-информационной практике // Петербург. библ. школа. - 2002. - № 4. - С. 47-61.

9. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Пер. с англ. - Минск: ООО "Попурри", 2003. - 304 с.

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков