На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №3 2006 год
Содержание:

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ-2005"

Секция "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение"

Столяров Ю.Н. Заседание общетеоретической секции на Крымском форуме 2005 года

Степанов В.К. Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций

Хайцева Л.Б. Электронные ресурсы и их использование специалистами библиотечной сферы

Загуменная В.В. Национальная библиография Украины: минувшее десятилетие (1994-2004 гг.)

Каратыгина Т.Ф. О некоторых направлениях оптимизации организации и содержания теоретических исследований в области специального библиотековедения

Секция "Экологическая информация и экологическая культура"

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции "Экологическая информация и экологическая культура" на Конференции "Крым-2005"

Лаврик О.Л., Шевченко Л.Б. Информационный поток по экологии: проблемы доступа и использования для информационного обеспечения научных исследований

Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития

Юрьева Н.В. Формирование региональной системы электронных информационных ресурсов по экологии: новые грани взаимодействия

Ефимова И.Б. Центр экологии городской библиотеки в системе местного краеведения

Секция "Книжный рынок и формирование фондов библиотек"

Прохорова И.Д. Библиотеки и издатели интеллектуальных журналов: опыт и перспективы взаимодействия

Попов Г.А. Стратегические проекты ОАО "Центральный коллектор библиотек" как элемент корпоративной библиотечной политики

Колкова Н.И., Огнева Э.Н. Электронные учебные издания как объект книгораспространения и формирования библиотечных фондов

Ленский Б.В. Учебник без грифов: проблемы комплектования вузовских библиотек в условиях реформы профессионального образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Абрам С. Значение канадских библиотек: влияние на сообщество пользователей

Интернет - возможности нового стиля организации работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Дыченко Л.Ф. Сборник трудов Международной конференции "Библиотечное общение: традиции, инновации"

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Жарова Т.Г., Федореева Л.В. "Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий" - 2-я Международная научно-практическая конференция

Отклик на публикацию

Писляков В. Дополнения и уточнения к статье И.А. Кудряшовой "Архив JSTOR для студентов и преподавателей ДВГУ"


Степанов В.К.

МГУКИ

Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций

В настоящее время библиографическое обслуживание более, чем какое-либо другое направление деятельности библиотек, испытывает мощнейшее влияние цифровых технологий и интенсивно меняется под их воздействием. Задача данной работы заключается в определении направлений эволюции библиографического обслуживания в цифровой среде и описании перспектив этого вида деятельности на ближайшие 5-6 лет.

Составными частями библиографического обслуживания библиотек традиционно являются библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание. Первое включает библиографическое сопровождение пользователей в соответствии с долговременными запросами или без запросов, второе - выполнение разовых запросов читателей библиотеки. Это деление сохраняется и при переходе к цифровым технологиям, однако формы и методы реализации обоих направлений кардинально меняются.

Библиографическое информирование разделяется на массовое (недифференцированное) и дифференцированное. Первое подразумевает обеспечение пользователей библиографической информацией без учета специфических требований обслуживаемой аудитории, второе - на основе изучения групповых и индивидуальных информационных потребностей.

В эпоху господства печатных изданий массовое библиографическое информирование осуществлялось путем выпуска многочисленных списков новых поступлений, текущих указателей и бюллетеней. Эти издания распространялись по нижестоящим библиотекам или подразделениям обслуживаемых учреждений, обеспечивая информирование читателей о вновь вышедших документах.

Использование цифровых технологий вызывает концептуальное изменение природы оповещения широкой читательской аудитории о новых материалах. Весь блок процессов, связанных с составлением, редактированием, изданием и распространением печатных библиографических пособий временного значения заменяется размещением сведений о новых изданиях на сайте библиотеки. Оптимальным решением является открытие на сайте доступа ко всем библиографическим ресурсам, производимым самой библиотекой.

Главные составляющие этих ресурсов - электронный каталог и базы данных аналитических материалов (включая краеведческий каталог). Размещение в Интернете этих БД позволяет оповещать о поступивших в библиотеку изданиях фактически неограниченную пользовательскую аудиторию. Это, естественно, вызывает реструктуризацию и сокращение финансовых затрат библиотеки на проведение массового библиографического информирования - оплата весьма затратного составительско-полиграфического цикла заменяется оплатой доступа к Интернету и платой за размещение сайта на высокопроизводительном сервере (хостинге). При этом непреложным требованием к электронным БД становится их регулярная и как можно более оперативная актуализация (пополнение), так как только в этом случае они способны выполнять функцию текущего оповещения о вышедших в свет изданиях.

В настоящее время доступ к собственным электронным каталогам открыт на сайтах всех федеральных и более половины российских универсальных научных, вузовских и крупных научно-технических библиотек. Анализ динамики появления каталогов позволяет утверждать, что к концу 2006 г. качественными электронными каталогами обзаведутся все российские библиотеки, информационный потенциал которых может представлять интерес для широкой читательской аудитории. Характерно, что доступ к Интернету сам по себе означает возможность не только черпать сведения о новой литературе из электронных баз данных ближайшей библиотеки, но и использовать библиографические ресурсы других библиотек, включая крупнейшие федеральные и научно-технические, совокупный информационный потенциал которых на несколько порядков превосходит местные ресурсы.

Перенесение акцента с выпуска текущих печатных указателей и бюллетеней на создание регулярно пополняемых электронных баз данных помимо прочего заметно повышает оперативность информирования читателей. Им уже нет надобности ожидать выхода в свет очередного номера бюллетеня новых поступлений или выпуска текущего указателя - новые записи становятся доступными для пользователя в момент их занесения в базу данных или после осуществления актуализации, которая проводится, как правило, каждую неделю.

В отличие от массового дифференцированное библиографическое информирование имеет дело с регулярной доставкой читателям библиографической информации о новых материалах по узкоспециализированной проблематике. Использование традиционных печатных источников и технологий аналитической обработки документов делало процесс дифференцированного библиографического информирования весьма трудозатратным. Содержательный анализ и отбор печатных документов по заявленной проблематике, будь то книги, статьи, библиографические издания или каталожные карточки, могли быть проведены только с использованием интеллекта человека. Чтобы оперативно предоставлять читателям требуемые сведения по долговременным запросам, библиографам приходилось и приходится непрерывно обследовать множество источников, в число которых входят все новые поступления в фонд библиотеки, включая газеты и журналы, текущие библиографические издания Российской книжной палаты, отраслевых центров научно-технической информации, а также профильные сигнальные, реферативные и аналитические издания.

Именно по причине больших трудозатрат не могла получить широкого распространения высокоэффективная система ИРИ (избирательное распространение информации), которая по праву считается высшей ступенью данного вида библиографического обслуживания.

Истоки кардинального преобразования системы дифференцированного библиографического информирования кроются в природе электронного документа, которая делает возможным осуществлять его содержательный анализ в автоматизированном режиме без непосредственного участия человека. Документ, представленный в виде компьютерного файла, с помощью современных средств поиска и хранения данных легко "расщепляется" до уровня составляющих его слов, поэтому современные программные средства способны полностью проиндексировать содержание документа, делая его "прозрачным" при проведении поиска. Эта способность вычленять из любого места документа сформулированные в запросе ключевые слова и позволяет выстроить систему дифференцированного библиографического информирования на принципиально новой технологической основе.

Суть ее заключается в том, что библиографические службы могут принять от потребителей фактически неограниченное число запросов. Функции библиографов при этом ограничиваются лишь созданием специального "профиля пользователя", в котором фиксируются информационные массивы, необходимые для проведения разысканий, максимально детально формулируется запрос, определяются вид и периодичность высылки сообщений клиенту (ежедневно, еженедельно, ежемесячно).

Получив запрос, специальные программные модули формируют своеобразные фильтры, задача которых - среди вновь поступающих в базу документов улавливать соответствующие запрашиваемой тематике. С указанной периодичностью ссылки на эти источники высылаются на определенный в профиле электронный адрес. При этом в качестве информационных массивов для проведения разысканий могут выступать как отдельные полнотекстовые или библиографические базы данных или конкретные сайты, так и все содержание Всемирной паутины, находящееся в свободном доступе.

Этот вид обслуживания, получивший название служба текущего оповещения, начал широко распространяться во всех авторитетных коммерческих полнотекстовых, реферативных и библиографических базах данных со второй половины 1990г. Dialog, LEXIS-NEXIS, ProQuest, EBSCO, ScienceDirect, AGRICOLA и многие другие предоставляют информирование о новых поступлениях по заявленной тематике в качестве стандартной услуги, повышающей уровень комфорта для клиентов.

В начале нынешнего столетия этот вид информационного обслуживания взят на вооружение библиотеками корпораций и большинства университетов США, Австралии и Западной Европы, а также книготорговыми гигантами, включая электронный книжный магазин Amazon.com (http://www.amazon.com) и службу "Книги в наличии и печати" компании Bowker's (http://www.globalbooksinprint.com). Не отстали от них и лидеры поисковых систем Интернета - Google (http://www.google.com), Yahoo (http://www.yahoo. com), Яндекс (http://www.yandex.ru), которые также превратили текущее информирование о вновь появившихся в Сети документах в составную часть сервиса. Нет сомнения, что в ближайшей перспективе подобные услуги смогут предоставлять все типы библиотек, а необходимые для этого программные модули будут составлять неотъемлемую часть программного обеспечения, предназначенного для компьютеризации деятельности библиотек.

Таким образом, при использовании цифровых технологий дифференцированное библиографическое информирование переходит из разряда элитного сервиса для избранных в повседневную информационную услугу, доступную любому читателю любой библиотеки. При сокращении трудозатрат библиографов возрастает качество и эффективность обслуживания, так как за счет доступа к бесплатным и коммерческим цифровым ресурсам степень полноты выявления новых источников по заявленной теме приближается к исчерпывающей, а оперативность оповещения достигает максимума.

Справочно-библиографическое обслуживание включает выполнение разовых запросов читателей, поступающих в библиотеку по телефону, в письменном виде или при личном посещении. Интернет добавил к перечисленным способам общения с библиотекой возможность удаленного обращения за справками через ее сайт. Американская статистика начала XXI в. свидетельствует, что число запросов, поступающих в библиотеку в виде электронных писем, запросов, задаваемых на сайте, и вопросов в ходе чат-сессий, уже превышает число запросов от читателей, лично посещающих библиотеку. Эта тенденция имеет все основания к дальнейшему росту по мере увеличения числа пользователей Сети и еще более глубокого проникновения электронных приложений в повседневную жизнь.

Воплощением новых форм справочно-библиографической работы является организация виртуальных справочных служб, которые становятся стандартным элементом обслуживания читателей во все большем числе библиотек. Распространение получают два варианта справочного обслуживания удаленных читателей, которые условно можно разделить на виртуальный стол справок и интерактивное консультирование в режиме чат-сессий. Первый вариант предусматривает создание на сайте специальной формы, которая позволяет читателю точно сформулировать свой запрос и через определенное время получить ответ по электронной почте. Второй предполагает интерактивную, фактически живую помощь библиографа. Такое консультирование ведется в реальном времени по всему спектру вопросов, которые обычно задаются при личном посещении. Обе эти формы имеют свои преимущества и недостатки и обычно применяются в сочетании друг с другом.

Консультирование в реальном времени очень эффективно, поскольку читатель получает ответ практически мгновенно. Использование специально созданного программного обеспечения позволяет библиографу и читателю не только обмениваться текстовыми сообщениями, но и совместно обращаться к различным удаленным ресурсам: поисковым системам, базам данных, цифровым библиотекам - как если бы они в действительности находились за одним компьютером. Эта возможность крайне важна, когда речь идет, например, об обучении читателей использованию справочных ресурсов. Однако постоянная консультационная поддержка возможна лишь при постоянном дежурстве за компьютером специально выделенного библиографа. Его работа носит напряженный характер, так как пользователям требуется немедленный ответ и одновременно обратиться с запросами могут несколько человек. По этой причине многие библиотеки ограничивают время оказания консультационных услуг в режиме чат-сессий несколькими часами в день.

Организация виртуального стола справок не требует выделения дополнительного персонала и не столь напряженная сама по себе. Справки выполняются в рабочем порядке разными сотрудниками библиографического подразделения в зависимости от степени их текущей загруженности и отраслевой специализации. Срок на подготовку ответа колеблется от одного до пяти рабочих дней. Запаздывание выдачи справки представляет неудобство для пользователей и, следовательно, понижает качество обслуживания. Кроме того, в данном "отложенном" режиме практически невозможно осуществлять некоторые виды работы, в частности, обучать читателей использованию информационных ресурсов.

Виртуальные справочные службы ныне активно функционируют в библиотеках большинства развитых стран мира, включая Россию и некоторые другие страны СНГ. К наиболее известным относятся Ask a Librarian Библиотеки Конгресса США (http://www.loc.gov/rr/askalib), Ask Us Национальной библиотеки Австралии (http://www.nla. gov. au/infoserv/askus.html), Ask a [UK] Librarian (http://www.ask-a-librarian.org.uk) публичных библиотек Великобритании, Ask a [Finnish] Librarian (http://www.libraries.fi/FI/asklibrarian) библиотек Финляндии, L-net (http://oregonlibraries.net) публичных и университетских библиотек американского штата Орегон.

В нашей стране подобные сервисы организованы Российской национальной библиотекой (http://www.vss. nlr.ru), Кемеровской областной библиотекой (http://kemrsl.ru/document.php?id=146), Иркутской областной библиотекой (http://www.irklib.ru/structur/ibo/vspravka.htm), целым сообществом публичных библиотек во главе с ЦБС "Киевская" (Москва) в рамках проекта "Виртуальная справка" (http://library.ru/help) и др. Полный перечень виртуальных справочных служб российских библиотек размещен на сайте РНБ (http://www.vss. nlr.ru:8101/http://wwwservices).

При создании виртуальных справочных служб библиотеки широко используют беспрецедентные возможности, которые Интернет предоставляет для организации совместной деятельности учреждениям, значительно удаленным друг от друга. Так, в российской "Виртуальной справке" поступающие от читателей запросы равномерно распределяются между библиографами нескольких десятков библиотек, принимающих участие в данном проекте. Служба Австралийской Национальной библиотеки Ask Us, обеспечивающая непрерывное консультирование читателей в режиме чат-сессий с 9 утра до 7 вечера по рабочим дням, использует "передачу" обслуживания пользователей от библиотек одних штатов в другие в зависимости от часового пояса. При этом место встречи библиографов и читателей остается единым - сайт Национальной библиотеки. Подобная практика как наиболее оптимальная принята в британской, финской и других аналогичных службах. В перспективе именно такая форма корпоративности способна обеспечить обслуживание пользователей в течение всего рабочего дня, начиная с раннего утра и заканчивая поздним вечером.

Для более эффективной реализации деятельности виртуальных справочных служб за рубежом уже разработаны несколько специальных программных продуктов, в частности, NetAgent, QABuilder, Virtual Reference Desk. С помощью этих программных модулей синхронизируется работа библиографа и пользователя, а также реализуются такие функции, как сохранение и выдача транскриптов чат-сессий, автоматическая проверка грамотности пересылаемых сообщений, применение шаблонов ответов, переадресовка запросов и т.д.

В библиотеках технологически разных стран активно решаются проблемы более эффективного функционирования подобных служб: уточняется характер справок, выполняемых в удаленном режиме, определяется оптимальный распорядок работы, рассчитывается баланс между традиционным и виртуальным библиографическим обслуживанием, разрабатываются требования к формируемому в результате работы архиву выполненных справок.

В России и других странах СНГ виртуальные системы справочно-библиографического обслуживания находятся пока на начальной стадии развития. Однако примеры успешной реализации традиционных справочных функций на основе цифровых приложений в сочетании с неуклонным ростом числа пользователей Сети предопределяют широкое распространение виртуальных справочно-библиографических служб в самой ближайшей перспективе.

Цифровые технологии позволяют значительно расширить и углубить охват источниковой базы в отношении как первичной, так и вторичной информации. Таким образом, библиографическое обслуживание, выстроенное на основе цифровых технологий, становится более качественным по всем основным параметрам. При этом обслуживание осуществляется намного оперативнее, повышается уровень комфорта для читателей. Кардинально возрастает доступность этой формы обслуживания, что парадоксальным образом сочетается со снижением трудозатрат на ее осуществление со стороны персонала библиотек.

В основе организации библиографического обслуживания в библиотеках будет лежать корпоративность, а его отличительной чертой будет персонализация, выражающаяся в максимально возможном учете информационных потребностей каждого пользователя.

Единственным объективным фактором, сдерживающим повсеместное распространение цифрового библиографического информирования, пока остается низкая степень подключения к Интернету конечных пользователей данного сервиса - прежде всего библиотек низшего звена (филиалы ЦБС) и самих читателей. Однако темпы "интернетизации" России в 2003-2004 гг. отличались стабильно высокой динамикой.

По данным исследований, специально проведенных компанией J'Son & Partners, в декабре 2004 г. месячная аудитория Интернета в России насчитывала 15,3 млн пользователей, что составляет 12,5% всего населения страны. Ежегодные темпы прироста пользовательской аудитории в 2003 г. составили 40%, в 2004 г. - 30%, в 2005 г. - 25% от достигнутого в предшествовавший год.

Эта тенденция дает основания полагать, что уже к концу 2006 г. доступом в Интернет не обзаведутся лишь те библиотеки и отдельные граждане, которые сами не проявят желания подключиться. В этой связи характерен пример США, где прирост Интернет-аудитории еще в 2003 г. составил всего 0,25%. Эта цифра красноречиво свидетельствует о предельном насыщении рынка, когда все желающие обзавестись доступом в Интернет это уже сделали.

По уровню обеспеченности населения доступом к Интернету Россия отстает от США в среднем на 3-4 года. Сегодня в нашей стране завершился этап подключения к Сети федеральных, областных (краевых, национальных) и наиболее динамично развивающихся городских библиотек, а также библиотек вузов. В настоящее время идет период сплошного подключения всех центральных городских и районных библиотек, а также специальных библиотек, принадлежащих учреждениям и организациям. Есть все основания полагать, что 2006 г. станет временем активного подключения к Сети большинства филиалов централизованных библиотечных сетей, включая сельские, и основного числа школьных библиотек. В 2007 г. библиотеки, не имеющие доступа к Интернету, будут составлять редкое исключение.

Описанные тенденции и технологические достижения закономерно приведут к тому, что с 2007 г. цифровые приложения будут полностью доминировать в библиографическом обслуживании. Этот вид сервиса библиотек, таким образом, будет гармонично интегрирован в цифровую систему информационных коммуникаций, в которой инфраструктура, построенная на атомах, уступит место инфраструктуре, построенной на битах.

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков