На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков

Научные и технические библиотеки №5 2006 год
Содержание:

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Научно-технические библиотеки и ГСНТИ – новые подходы к организации деятельности.

Редькина Н.С. Библиотечный технологический консалтинг.

Езова С.А. Личностный и ситуационный подходы к изучению библиотечных явлений.

Маркова В.Н. Изучение социокультурного пространства библиотеки.

Кочетова О.М. Ресурсы Интернета для библиотекарей

Сукиасян Э.Р. Непрерывное образование. Как оно понимается в США

Ядрова Г.В. Инновации в информационном обеспечении специалистов библиотечной отрасли в Украине.

СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА

Земсков А.И. Разработка требований к статистическим данным – проект COUNTER.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Березкина Е.И. Судебные иски к читателям: борьба с задолженностью в правовом пространстве университетской библиотеки. Реалии и перспективы.

Сукиасян Э.Р. С читателями надо работать, а не судиться! (Послесловие к статье Е.И.Березкиной «Судебные иски к читателям: борьба с задолженностью в правовом пространстве университетской библиотеки. Реалии и перспективы»)

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Мелентьева Ю.П. Весомый аргумент в пользу «Кодекса этики российского библиотекаря»

ЮБИЛЕИ

Трояновский С.П. К 70-летию ГНТБ Украины.

Нарыжная С.М., Пленкова Г.Н. К 70-летию С.А. Пайчадзе – исследователя дальневосточной книжной культуры, редактора, педагога.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Агашина И.В. Не прервется связь времен

НАШИ АВТОРЫ


ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

От редакции. В этой рубрике представлены две публикации - статья Е.И. Березкиной "Судебные иски к читателям..." и отклик на нее Э.Р. Сукиасяна. Дело в том, что при обсуждении портфеля редакции на очередном заседании редколлегии статья Е.И. Березкиной вызвала весьма неоднозначную оценку, и Э.Р. Сукиасян, как член редколлегии, счел необходимым высказать по теме статьи свое мнение, к которому присоединились и некоторые другие члены редколлегии.

Ждем и ваших откликов, уважаемые читатели!

УДК 02:34

Березкина Е.И.

Судебные иски к читателям: борьба с задолженностью в правовом пространстве университетской библиотеки. Реалии и перспективы

Практика работы Научной библиотеки Тверского государственного университета по обеспечению сохранности фондов при их использовании читателями.

Ставя своей главной целью обеспечение свободного доступа к знаниям, информации, современные библиотеки опираются на все более увеличивающееся количество законодательных актов, регламентирующих их деятельность, руководствуются юридическими нормами.

Принцип общедоступности информации закреплен Конституцией РФ, отражен в Гражданском кодексе РФ, в федеральных законах "О библиотечном деле" (1994), "Об информации, информатизации и защите информации", "Об авторском праве и смежных правах", "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг" и др.

Законы должны защищать интересы пользователя и прежде всего гарантированный доступ к ресурсам каждой конкретной библиотеки. Гарантии доступа обеспечиваются в процессе всей деятельности библиотеки по обслуживанию читателя, но только при условии четкого понимания проблем сохранности документов во всем их многообразии.

При обеспечении гарантий доступа читателя к информации всегда существовало неотъемлемое право библиотек на обращение в суд [1]. В разные исторические периоды работа с судами то активизировалась, то прекращалась. (Наверное, не стоит перечислять и те меры обеспечения сохранности фонда, которые более десяти лет назад вошли в библиотечную практику - пени, залоги.)

Значительный вклад в разработку проблем сохранности фондов библиотек на ближайшие годы внесло Всероссийское совещание руководителей федеральных и центральных библиотек субъектов РФ "Государственная политика в области сохранения библиотечных фондов" (2000 г.) [2]. Обсуждение Национальной программы сохранения библиотечных фондов РФ, в котором принимали участие руководители библиотек различных систем и ведомств, позволило увидеть проблему во всем ее многообразии.

В докладе Е.А. Ястржембской "Сохранение книжных фондов в процессе использования" четко сформулированы проблемы сохранности библиотечных фондов в процессе их использования, изложены основы вышеупомянутого раздела программы. Одним из аспектов реализации этой программы назван правовой аспект, предусматривающий "обеспечение юридической защиты документа от посягательств на его целостность и существование в общественном пользовании" [3]. Определив этап и зоны риска сохранности документов в процессе использования, автор подчеркивает, что именно этап работы по обеспечению сохранности издания в процессе его использования читателем "связан с наибольшим риском для сохранности, ибо библиотечный персонал в наименьшей степени может контролировать соблюдение правил обращения с документом пользователей". Наиболее распространенной формой утраты документа библиотекой является невозвращение документа в библиотеку.

Наибольшему риску невозврата подвергаются издания, необходимые для образовательных целей. В этих изданиях заинтересована определенная категория читателей - студенты высших и средних специальных учебных заведений. Именно они и составляют большинство контингента публичных библиотек и, конечно, основу библиотек самих учебных заведений.

Миссия библиотеки вуза состоит в обеспечении учебно-воспитательного процесса, следовательно, в том, чтобы студент мог бесплатно, соблюдая правила пользования библиотекой, пользоваться всеми ее ресурсами. Предполагается, что в библиотеке своего учебного заведения студенты должны ценить возможность получения учебников бесплатно и быть более ответственными и законопослушными. К сожалению, это не так.

В течение всего периода обучения студента вуз много делает для того, чтобы привить будущему специалисту навыки цивилизованного существования в обществе, развивая основы правового поведения - уважения закона. Но сколько же студентов должников на юридическом факультете!

На какие ухищрения ни идут сотрудники библиотек, часто совместно с администрацией учебного заведения, чтобы вернуть выданные книги хотя бы при расставании студента с вузом.

В Научной библиотеке Тверского государственного университета (ТвГУ), исходя из ее структуры и традиций, многие ценные и единственные экземпляры находятся в фондах абонементов; они выдаются на короткие сроки (1-3 дня), а также под залог. Под залог выдаются ценные и редкие издания "посторонним" читателям, студентам университета без гражданства РФ, читателям, неоднократно нарушившим правила пользования книгами.

Взимая деньги при выдаче книги под залог, стремясь обеспечить ее сохранность, мы сами порой можем переусердствовать и сверх меры ограничить право читателя на доступ к информации. Иногда читателем может оказаться студентка, при этом молодая мама, малообеспеченная, которой необходима книга для занятий дома. Именно здесь возникают конфликты, требующие особых разбирательств. А традиции таковы, что невозвращение книг в библиотеку считается несерьезной провинностью, которая редко портит настроение читателю, но является огромной проблемой для библиотек, так как у них таких читателей сотни.

Залоги, пени - законные меры борьбы с должниками. Однако существуют формы работы библиотек, которые нельзя назвать законными. Они ограничивают права студентов в процессе получения образования, вплоть до задержки выдачи дипломов. Но студенты становятся все более грамотными в части правовых знаний, затрагивающих их интересы, что побуждает и библиотеки задумываться о более законных и более эффективных методах борьбы с должниками.

Многие нарушения правил пользования, конфликты между читателем и библиотекой решаются с использованием мер воздействия, не выходящих за рамки библиотеки.

Право библиотеки обратиться в суд, особенно если в библиотеке четко отработаны технологии этого акта и утверждены регламентирующие документы, позволяет соблюдать права читателей на доступ к информации. Появляется возможность уменьшения ограничений на пути к нужной книге, в том числе и залогов, поскольку залог подразумевает изначальное недоверие к читателю, особенно при выдаче изданий, которые не являются редкими или ценными.

Обращение в суд с иском к читателю качественно меняет правовой статус читателя и библиотеки. "Сор выносится из избы", и читатель становится "ответчиком", а библиотека в лице университета - "истцом".

Внедряя в 1998 г. обращение в суд как форму борьбы с должниками, Научная библиотека ТвГУ понимала, как мало у нее сил для обращения с судебными исками ко всем должникам. И тогда и сейчас мы подаем судебные иски прежде всего на отчисленных студентов, ушедших из университета, даже не забрав документов, на особо злостных должников.

В то же время эта форма борьбы с должниками является и профилактикой для тех читателей, которые входят в так называемую группу риска.

Возможность стабильно работать с судами появилась после 2001 г. с учреждением в судебной системе института мировых судей и судебных приставов. Ситуация стала зависеть только от возможностей и желания библиотеки подать иск по возврату книг или денежной компенсации. Опыт показывает, что около 40% читателей рассчитываются в процессе работы с судами. С остальных по решению суда взимается денежная компенсация. Небольшое количество решений суда о невозможности взыскания денежных средств с ответчика (около 10%) дает возможность библиотеке списать книги на законных основаниях.

Работа по обращению с иском в суд на должников нашей библиотеки осуществляется поэтапно:

1. Выявление в отделах обслуживания должников, с которыми уже была проведена работа по возврату книг, но результат оказался отрицательным, а срок обращения с иском (3 года) еще не истек;

2. Оформление исковых документов (исковое заявление, список невозвращенных книг с указанием их рыночной стоимости, копия формуляра читателя, копия книжного формуляра);

3. Оплата госпошлины;

4. Работа с судами (подача иска мировому судье по месту жительства ответчика, участие в судебном разбирательстве, работа с судебными приставами и т.п.);

5. Работа с бухгалтерией университета (составление ежеквартальных отчетов по решениям суда в части взимания денежных компенсаций и контроль за поступлением средств в университет по соответствующим решениям суда);

6. Доведение информации о результатах суда до отделов обслуживания библиотеки.

За время работы с обращениями в суд библиотека неоднократно совершенствовала регламентирующие документы, технологические процессы и взаимоотношения со структурами университета - бухгалтерией, юридическим отделом, ректоратом и др.

Сегодня работа по судебным искам на этапах 1 и 2 выполняется отделами обслуживания, за которыми числятся должники. Этапы 3-6 выполняются отделом маркетинга библиотеки.

Отдел маркетинга разработал соответствующий пакет документов: "Инструкция по работе с читателями-должниками через суд", формы искового заявления и списка невозвращенных книг. В электронном виде формы документов имеются в отделах обслуживания.

Количество дел, оформляемых в суд, на наш взгляд, невелико - около 50 в год. Но эта работа эффективна. По всем делам решения принимаются в пользу библиотеки, что позволяет вернуть книги или средства, на них затраченные, либо списать книги на законном основании.

Библиотека ведет и разъяснительную работу среди студентов о правовой ответственности за нарушение правил пользования библиотекой. Так, в "Вестнике ТвГУ" опубликована подготовленная отделом маркетинга информация "Дела судебные!..", где сообщалось о последствиях несвоевременного возврата или утери библиотечных книг.

Взаимодействие в течение многих лет с судами по искам выявило ряд проблем, которые мешают сделать эту работу более успешной:

сложность и трудоемкость оформления дел и значительные затраты времени на участие в судопроизводстве (в среднем на одно дело затрачивается около 10 часов);

различные требования судей к оформлению документов (предоставление дополнительных материалов - справок о рыночной стоимости книг, акты о частичной проверке фонда библиотеки и т.п.);

отсутствие рекомендаций методических центров по организации такой работы;

отсутствие в профессиональной печати материалов, освещающих опыт этой работы;

недостаточная инициатива библиотечного сообщества в проработке законодательных актов, касающихся обеспечения сохранности фондов библиотек и упрощения судопроизводства.

Сталкиваясь с нарушением наших прав, сегодня мы все чаще слышим совет: "Обратитесь в суд!". И это правильно!

Посылая читателю-должнику повестку с угрозой о взыскании книг через суд, мы должны понимать, что невыполнение наших "обещаний" обратиться в суд только усугубляет безответственность читателей, поселяя в них веру в безнаказанность, что в конечном счете отрицательно сказывается на сохранности книг и имидже библиотеки.

Сегодня мы видим, что работа с судами приносит свои плоды. Судебная система готова защитить права библиотеки и обеспечить сохранность ее имущества. Это очень важно. Пусть мы не будем оформлять иски на каждого должника, но возможность обратиться в суд должна быть у каждой библиотеки (даже с немногочисленным штатом сотрудников), если она считает необходимым кого-то из своих читателей призвать к ответу таким способом. И когда у библиотекарей слова перестанут расходиться с делом, наши читатели будут более ответственно относиться к взятым книгам. А это значит, что наша работа по обеспечению сохранности книг будет приносить свои плоды.

Список литературы

1. Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках.: Инструкции и учетные формы. - Изд. 10-е, перераб. - М.: Книга, 1969. - 22 с.

2. Государственная политика в области сохранения библиотечных фондов: Всерос. совещ. руководителей федер. и центр. б-к Рос. Федерации, 10-14 апр. 2000 г.: материалы совещ. / Рос. нац. б-ка; сост. С.А. Добрусина; ред.: Э.Г. Вершинина, С.А. Давыдова. - СПб.: РНБ, 2000. - 192 с.

3. Ястржембская Е.А. Сохранение книжных фондов в процессе использования./ Е.А. Ястржембская // Государственная политика в области сохранения библиотечных фондов: Всерос. совещ. руководителей федер. и центр. б-к Рос. Федерации, 10-14 апр. 2000 г.: материалы совещ. / Рос. нац. б-ка; сост. С.А. Добрусина; ред.: Э.Г. Вершинина, С.А. Давыдова. - СПб.: РНБ, 2000. - С. 77-86.

  
На главную  |  Полнотекстовый поиск  |  Сайт ГПНТБ России  |  Оформление подписки  |  Архив  |  Раздел для подписчиков